Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7
к постановлению КМ РТ
от 25 июля 2020 г. N 623
Подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в Республике Татарстан на 2019-2025 годы"
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
"Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в Республике Татарстан на 2019-2025 годы" (далее - Подпрограмма-8) |
|
Государственный заказчик - координатор Подпрограммы-8 |
Министерство внутренних дел по Республике Татарстан (по согласованию) |
|
Основные разработчики Подпрограммы-8 |
Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; Министерство внутренних дел по Республике Татарстан; Министерство образования и науки Республики Татарстан; Министерство по делам молодежи Республики Татарстан; Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан; Министерство культуры Республики Татарстан; Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан; Министерство юстиции Республики Татарстан; Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан; Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа"; Военный комиссариат Республики Татарстан; Региональное общественно-государственное объединение "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) Республики Татарстан" |
|
Цель Подпрограммы-8 |
Повышение эффективности деятельности по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, а также защиты их прав |
|
Задачи Подпрограммы-8 |
Применение инновационных форм и методов работы с несовершеннолетними; обеспечение социального сопровождения несовершеннолетних, помещенных в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; развитие и повышение доступности инфраструктуры региональной системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, социальной реабилитации несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, в том числе вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, воспитательных колоний; совершенствование нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи |
|
Сроки и этапы реализации Подпрограммы-8 |
2019-2025 годы: I этап-2019-2021 годы; II этап-2022-2025 годы |
|
Объемы финансирования Подпрограммы-8 с распределением по годам и источникам |
Общий объем финансирования Подпрограммы-8 за счет средств бюджета Республики Татарстан составляет 78,7515 млн. рублей. |
|
(млн. рублей) | ||
Год |
Средства бюджета Республики Татарстан |
|
2019 |
11,4515 |
|
2020 |
11,3 |
|
2021 |
11,2 |
|
2022 |
11,2 |
|
2023 |
11,2 |
|
2024 |
11,2 |
|
2025 |
11,2 |
|
Всего |
78,7515 |
|
Примечание: объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации цели и задач Подпрограммы-8 (индикаторы оценки результатов) с разбивкой по годам и показатели бюджетной эффективности Подпрограммы-8 |
Реализация мероприятий Подпрограммы-8 позволит к 2025 году достичь: снижения числа несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, с 3 104 человек в 2018 году до 2 700 человек в 2025 году; 100-процентного охвата социальным сопровождением воспитанников специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа; снижения доли несовершеннолетних в возрасте 14-17 лет, совершивших преступления, в общей численности несовершеннолетних в возрасте 14-17 лет с 4,98 процента в 2018 году до 4,0 процента в 2025 году; охвата досуговой деятельностью несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, с 67 процентов в 2018 году до 80 процентов в 2025 году |
1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы-8. Основные проблемы и пути их решения
Сферой реализации Подпрограммы-8 является профилактика безнадзорности несовершеннолетних, а также правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении них в Республике Татарстан.
Правительством Республики Татарстан, органами исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления совместно с органами внутренних дел и иными правоохранительными органами республики осуществляется планомерная работа по развитию системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Во исполнение Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на территории Республики Татарстан реализуется единый подход в решении вопросов предупреждения безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних, определена межведомственная система профилактической работы с несовершеннолетними.
Координацию усилий всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляет Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав под руководством заместителя Премьер-министра Республики Татарстан.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ, законами Республики Татарстан от 30 декабря 2005 года N 143-ЗРТ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями Республики Татарстан по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав", от 20 мая 2011 года N 26-ЗРТ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан" в городских округах и муниципальных районах республики сформированы муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
При формировании республиканской политики в сфере защиты прав детей главным приоритетом деятельности органов исполнительной государственной власти является профилактическая работа по предупреждению детского и семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Совершенствование подходов в решении данных вопросов нашло отражение в принятии программ, которые обеспечивают достаточно высокий уровень межведомственной координации, являются действенным инструментом реализации мер по предупреждению детского и семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений.
В Республике Татарстан реализуются несколько республиканских программ, в том числе направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства, укрепление физического и психологического здоровья молодежи республики:
государственная программа "Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014-2025 годы", утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.08.2013 N 553;
государственная программа "Развитие молодежной политики в Республике Татарстан на 2019-2022 годы", утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.03.2019 N 158;
государственная программа "Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2019-2022 годы", утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.03.2019 N 159.
Для организации совместной межведомственной работы по организации занятости несовершеннолетних в республике принят Закон Республики Татарстан от 24 июля 2006 года N 60-ЗРТ "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите".
В Республике Татарстан создана система межведомственного социального патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении, с участием всех функционирующих на территории муниципального образования субъектов системы профилактики, реализующих систему социально-педагогических, организационно-правовых, медико-психологических и иных мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних.
В каждом муниципальном образовании созданы муниципальные социально-реабилитационные консилиумы, в состав которых включены все субъекты профилактики: органы и учреждения социальной защиты, полиции, образования, здравоохранения, опеки и попечительства, по делам молодежи и др.
С целью формирования единого информационного учета несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей с 2013 года в республике внедрена автоматизированная информационная система "Учет и мониторинг семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении в Республике Татарстан".
По результатам реализации указанных программ происходит стабильное снижение уровня преступлений, совершенных несовершеннолетними, в общем количестве преступлений: за пять лет, с 2014 по 2018 год, - с 1127 до 788.
Доля несовершеннолетних, совершивших преступления, в расчете на тысячу несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет снизилась с 6,33 до 4,98.
Серьезной и значимой проблемой стало злоупотребление продуктами информационно-коммуникационных технологий и их использование для совершения преступлений против детей, которые особенно уязвимы в условиях интенсивного развития новых информационных технологий, доступности средств массовой информации, распространения информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, интенсивного оборота рекламной продукции, электронных и компьютерных игр, кино-, видео-, иных аудиовизуальных сообщений и материалов. Их бесконтрольное использование нередко оказывает на детей психотравмирующее и растлевающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, облегчает их вовлечение в криминальную деятельность, развратные действия, азартные игры, тоталитарные секты и иные деструктивные организации.
Насыщенность современной информационно-образовательной среды деструктивной, вредной для развития детей информацией в последние годы приобретает серьезные масштабы. В связи с этим был принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Одним из основных причин формирования противоправного поведения подростков являются социальные факторы. К их числу относятся семейное неблагополучие, социальное сиротство детей, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей, жестокое обращение с детьми, бродяжничество, вовлечение подростков в преступную деятельность со стороны взрослых лиц.
Кроме того, к числу причин сохранения достаточно высокого уровня правонарушений и преступлений несовершеннолетних можно отнести недостаточный уровень взаимодействия субъектов профилактики при организации межведомственного сопровождения несовершеннолетних, имеющих проблемы с законом, совершивших правонарушения и преступления, отбывших наказание. Отсутствие эффективной системы реинтеграции в общество несовершеннолетних правонарушителей объясняет и высокий процент повторных преступлений; рост ранней алкоголизации подростков, который ведет к увеличению числа преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения; жестокость в подростковой среде.
Таким образом, особый акцент в организации межведомственной профилактической работы необходимо сделать на внедрении новых социально-педагогических и психологических реабилитационных технологий сопровождения несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или вступивших в конфликт с законом, а также технологий и методик работы с семьями, в которых несовершеннолетние склонны или совершают правонарушения.
Обеспечение непрерывности социального сопровождения - задача межведомственная и требует решения вопросов, связанных с координацией деятельности различных органов и учреждений, информационного сопровождения как самих несовершеннолетних и членов их семей, так и специалистов, которые занимаются их проблемами, на всех этапах реабилитационного процесса.
В республике осуществляется комплекс мер по организации преемственности в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними и их семьями, для повышения эффективности данной работы необходимо продолжить развитие инфраструктуры социально-реабилитационного пространства для несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или вступивших в конфликт с законом. Необходимо принятие дополнительных мер по решению проблем организации непрерывного межведомственного сопровождения, социальной адаптации и реабилитации данных категорий несовершеннолетних.
Основополагающий принцип подпрограммы - это формирование правильных жизненных устремлений - вектора будущего несовершеннолетних, а особенно подростков, склонных к асоциальному поведению или вступивших в конфликт с законом.
Использование программно-целевого метода решения проблемы организации комплексной профилактической работы и сопровождения несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или вступивших в конфликт с законом, и их семей обусловлено необходимостью:
координации взаимодействия различных органов и учреждений социальной сферы;
разработки и реализации межведомственного комплекса мероприятий, направленного на достижение единой цели;
оптимизации использования бюджетных средств и решения наиболее важных направлений социальной политики;
Решения задач по созданию условий для социализации и реабилитации несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или вступивших в конфликт с законом.
В рамках реализации Подпрограммы-8 предусмотрен мониторинг эффективности мероприятий на основе разработанных индикаторов, необходимых для отслеживания промежуточных результатов и проведения необходимой корректировки мероприятий программы.
Целенаправленная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, министерств и ведомств республики по реализации Подпрограммы-8 "Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в Республике Татарстан" в 2019 году способствовала позитивным изменениям в динамике и структуре подростковой преступности.
Несовершеннолетними совершено 892 преступления, удельный вес подростковой преступности составляет 3,9 процента.
Значительно снизилось число несовершеннолетних участников противоправных деяний. По итогам 2019 года на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состоял 2571 правонарушитель (2018 г. - 3104).
Досуговой деятельностью охвачено более 60 процентов подучетных несовершеннолетних.
Это обусловливает необходимость дальнейшего применения программно-целевого подхода в решении проблем профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
2. Основная цель и задачи Подпрограммы-8. Описание ожидаемых конечных результатов Подпрограммы-8, сроки и этапы ее реализации
Целью Подпрограммы-8 является повышение эффективности деятельности по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних, а также защиты их прав.
Для достижения цели Подпрограммы-8 требуется решение следующих задач:
применение инновационных форм и методов работы с несовершеннолетними;
обеспечение социального сопровождения несовершеннолетних, помещенных в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
развитие и повышение доступности инфраструктуры республиканской системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, социальной реабилитации несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, в том числе вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, воспитательных колоний;
совершенствование нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи.
Для решения задач Подпрограммы-8 предусмотрена реализация следующих мероприятий, направленных на:
снижение числа несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, с 3104 человек в 2018 году до 2700 человек в 2025 году;
100-процентный охват социальным сопровождением воспитанников специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа;
снижение доли несовершеннолетних в возрасте 14-17 лет, совершивших преступления, в общей численности несовершеннолетних в возрасте 14-17 лет с 4,98 процента в 2018 году до 4,0 процента в 2025 году;
охват досуговой деятельностью несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, с 67 процентов в 2018 году до 80 процентов в 2025 году.
Для оценки эффективности мероприятий Подпрограммы-8 предлагается использовать следующие показатели:
количество несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
доля несовершеннолетних, совершивших преступления, в общей численности несовершеннолетних;
удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, в общем числе расследованных преступлений.
Срок реализации Подпрограммы-8 рассчитан на 2019-2025 годы (в два этапа):
I этап-2019-2021 годы;
II этап-2022-2025 годы.
Основная цель, задачи, индикаторы оценки результатов, а также объемы финансирования мероприятий, предусмотренных Подпрограммой-8, представлены в приложении к ней.
3. Обоснование ресурсного обеспечения Подпрограммы-8
Общий объем финансирования Подпрограммы-8 за счет средств бюджета Республики Татарстан составляет 78,7515 млн. рублей.
(млн. рублей) | |
Год |
Средства бюджета Республики Татарстан |
2019 |
11,4515 |
2020 |
11,3 |
2021 |
11,2 |
2022 |
11,2 |
2023 |
11,2 |
2024 |
11,2 |
2025 |
11,2 |
Всего |
78,7515 |
На реализацию подпрограммных мероприятий предполагается использовать средства, выделяемые на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятий.
Объемы финансирования Подпрограммы-8 носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта бюджета Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и на плановый период, исходя из возможностей федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан.
4. Механизм реализации Подпрограммы-8
Планирование, взаимодействие, координацию и общий контроль за исполнением Подпрограммы-8 осуществляют Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав и государственный заказчик - координатор Подпрограммы-8, которые ежегодно уточняют целевые показатели и затраты на мероприятия Подпрограммы-8, механизм реализации Подпрограммы-8 и состав исполнителей, запрашивают у министерств и ведомств, ответственных за выполнение мероприятий, сведения о ходе выполнения Подпрограммы-8.
Реализация Подпрограммы-8 осуществляется в соответствии с ежегодным планом, содержащим перечень мероприятий с указанием сроков их выполнения, бюджетных ассигнований.
Финансирование мероприятий осуществляется через министерства и ведомства, ответственные за их реализацию и являющиеся исполнителями Подпрограммы-8.
Исполнители Подпрограммы-8, ответственные за реализацию, представляют государственному заказчику - координатору Подпрограммы-8 ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию об исполнении мероприятий и освоенных денежных средствах, выделяемых исполнителям мероприятий, нарастающим итогом и в целом за отчетный год.
Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности Подпрограммы-8 (далее - годовой отчет) формируется государственным заказчиком - координатором Подпрограммы-8 совместно с соисполнителями до 1 февраля года, следующего за отчетным, и представляется для формирования итоговой информации по Программе и направления Президенту Республики Татарстан и Премьер-министру Республики Татарстан.
Годовой отчет содержит:
конкретные результаты, достигнутые за отчетный период;
перечень мероприятий, выполненных и не выполненных (с указанием причин) в установленные сроки;
анализ факторов, повлиявших на ход реализации Подпрограммы-8;
данные об использовании бюджетных ассигнований и иных средств на выполнение мероприятий;
информацию о внесенных ответственным исполнителем изменениях в Подпрограмму-8;
иную информацию.
Внесение изменений в Подпрограмму-8 осуществляется ответственным исполнителем мероприятий Подпрограммы-8 либо во исполнение поручений Правительства Республики Татарстан в соответствии с установленными требованиями.
Выполнение мероприятий Подпрограммы-8 и эффективность использования финансовых средств планируется регулярно рассматривать на заседаниях Правительственной комиссии Республики Татарстан по профилактике правонарушений и Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с заслушиванием руководителей министерств и ведомств - исполнителей Подпрограммы-8.
5. Оценка экономической, социальной и экологической эффективности Подпрограммы-8
Выполнение мероприятий Подпрограммы-8 позволит:
повысить эффективность системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, привлечь к организации деятельности по предупреждению правонарушений все субъекты профилактики;
обеспечить нормативно-правовое регулирование вопросов профилактики правонарушений;
более полно использовать информационно-пропагандистскую деятельность для формирования образа жизни законопослушного гражданина;
стабилизировать криминогенную обстановку в подростковой среде, в том числе снижение совершаемых несовершеннолетними имущественных преступлений.
Приложение
к подпрограмме "Профилактика безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
в Республике Татарстан на 2019-2025 годы"
Цель, задачи, индикаторы оценки результатов подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Татарстан на 2019-2025 годы" и финансирование по мероприятиям подпрограммы
Наименование основного мероприятия |
Исполнители |
Сроки выполнения основных мероприятий |
Индикаторы оценки конечных результатов, единица измерения |
Значения индикаторов |
Финансирование за счет средств бюджета Республики Татарстан, млн. рублей |
||||||||||||||
2018 год (базовый) |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
|
Цель: повышение эффективности деятельности по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, а также защиты их прав | |||||||||||||||||||
Задача 1. Применение инновационных форм и методов работы с несовершеннолетними | |||||||||||||||||||
1.1. Организовать проведение ежегодного слета общественных воспитателей несовершеннолетних |
ГБУ "Безопасность дорожного движения"**, РКДНиЗП (по согласованию), МДМ РТ |
2019-2025 годы |
Число несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, человек |
3104 |
3070 |
2980 |
2900 |
2850 |
2800 |
2750 |
2700 |
0,65 |
0,65 |
0,65 |
0,65 |
0,65 |
0,65 |
0,65 |
|
1.2. Организовать проведение ежегодного республиканского конкурса среди общественных воспитателей несовершеннолетних. Разработать систему материального стимулирования их деятельности |
ГБУ "Безопасность дорожного движения", РКДНиЗП (по согласованию), МДМ РТ, ОМС (по согласованию) |
2019-2025 годы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,65 |
0,65 |
0,65 |
0,65 |
0,65 |
0,65 |
0,65 |
|
1.3. Разработать и апробировать в учреждениях МТЗиСЗ РТ специализированные программы, технологии, семинары, практикумы и тренинги по работе с несовершеннолетними и семьями, в которых они воспитываются, а также воспитанниками социальных приютов для детей и подростков |
МТЗиСЗ РТ, ГКУ "РРЦ" |
2019-2025 годы |
3,0 |
3,0 |
3,2 |
3,2 |
3,2 |
3,2 |
3,2 |
||||||||||
1.4. Организовать проведение Республиканского конкурса информационно-социальных видеороликов "Ребенок в мире прав" |
УПР в РТ, МОиН РТ, МДМ РТ, Минюст РТ, Агентство "Татмедиа", РКДНиЗП (по согласованию) |
2019-2025 годы |
- |
- |
* |
* |
* |
* |
* |
||||||||||
1.5. Организовать курсы повышения квалификации, различные научно-практические мероприятия для специалистов, работающих в области профилактики правонарушений, с привлечением ученых, практиков, представителей органов власти, сотрудников правоохранительных органов |
МОиН РТ, ГАОУ ДПО "ИРО РТ" (по согласованию), МВД по РТ (по согласованию), МТЗиСЗ РТ |
2019-2025 годы |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
||||||||||
1.6. Организовать производство кино-, видеофильмов для проведения тематических киноуроков (кинолекториев) по профилактике правонарушений, фор |
<< Приложение 8 Приложение 8 |
||
Содержание Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 июля 2020 г. N 623 "О внесении изменений в постановление Кабинета... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.