Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 20 июля 2020 г. N ТЗ/3780-6-1
См. справку "Коронавирус COVID-19"
Федеральная служба по труду и занятости, рассмотрев обращение в пределах компетенции сообщает.
Полномочия Федеральной службы по труду и занятости определены Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 324 (далее - Положение), к которым относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан.
В соответствии с пунктом 3 Положения Федеральная служба по труду и занятости руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Российской федерации, а также данным Положением.
В силу пункта 5.5.4 Положения Федеральная служба по труду и занятости осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
При этом письма Роструда не являются правовыми актами. Письменные разъяснения Роструда по вопросам применения трудового законодательства имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют гражданам и юридическим лицам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации, отличающимся от трактовки, изложенной в письмах Роструда.
Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206, от 2 апреля 2020 г. N 239, от 28 апреля 2020 г. N 294, от 29 мая 2020 г. N 345, от 1 июня 2020 г. N 354 (далее - Указы) и частью пятой статьи 2 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" (далее - Закон) с 30 марта по 30 апреля, 6 - 8 мая, 24 июня и 1 июля 2020 г. установлены нерабочие дни с сохранением заработниками заработной платы.
Порядок исчисления средней заработной платы установлен 139 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922 (далее - Положение N 922).
Согласно части третьей статьи 139 ТК РФ и пункта 4 Положения N 922 расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
В пункте 5 Положения N 922 перечислены случаи, когда при исчислении среднего заработка из расчета периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, в том числе если работник освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт "е" пункта 5 Положения N 922).
Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что Указами и законом установлены нерабочие дни, полагаем, что при исчислении среднего заработка период, когда работник освобождался от работы и суммы, фактически начисленные за этот период в соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Положения N 922, не учитываются.
Стоит отметить, что данная норма применяется в отношении тех работников, которые были освобождены от работы в соответствии с Указами и Законом.
Если работники в период действия Указов и Закона не освобождались от работы и в табеле учета рабочего времени у них указаны рабочие дни, то этот период и суммы выплат за него учитываются при исчислении среднего заработка в установленном статьей 139 ТК РФ и Положением N 922 порядке.
Дополнительно информируем, что ранее направленный ответ от 15 июня 2020 г. N Т3/3025-6-1 просим считать недействительным.
Начальник юридического управления Роструда |
Б.С. Гудко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Роструд изменил свою прежнюю позицию и указал на необходимость исключать нерабочие дни (как "карантинные", так и 24 июня и 1 июля 2020 г.) и начисленные за них суммы из расчета среднего заработка.
Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 20 июля 2020 г. N ТЗ/3780-6-1
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 28 июля - 3 августа 2020 г. N 29, в журнале "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", август 2020 г., N 8, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", август 2020 г., N 24, в журнале "Вестник образования России", сентябрь 2020 г., N 17, в журнале "Администратор образования", сентябрь 2020 г., N 18