Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к распоряжению Правительства
Удмуртской Республики
от 28 июля 2020 г. N 895-р
Концепция
создания и функционирования центра "Дом научной коллаборации"
(утв. распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 4 июля 2019 г. N 800-р)
1. Актуальность создания центра "Дом научной коллаборации" в Удмуртской Республике
Ответственность системы образования за формирование квалифицированных кадров, в которых нуждается экономика Удмуртской Республики, с каждым годом повышается.
Подготовка кадров для решения научно-практических задач модернизации, инновационного и технологического развития, стоящих перед Удмуртской Республикой, должна начинаться с формирования нового типа мышления молодежи, разделяющей ценность саморазвития на протяжении всей жизни и осознанного подхода к образованию.
В настоящее время в Удмуртии, учитывая особую значимость технологического развития, уделяют особое внимание технологическому образованию.
Важным фактором экономического роста Удмуртской Республики является обеспеченность предприятий Удмуртской Республики высококвалифицированными специалистами. Это требует разработки инновационных организационных моделей системы образования для подготовки специалистов нового поколения.
Тенденции появления новых востребованных профессий, рынков труда, информационной среды и технологий приводят к необходимости модернизации системы дополнительного образования технической направленности. Сфера дополнительного образования должна стать инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, более привлекательной для инвестиций и предпринимательской инициативы.
В Удмуртской Республике существует потребность в повышении уровня развития системы образования в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", что предусматривает, в частности, создание центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования. В республике назрела необходимость создания Дома научной коллаборации. Актуальность проблемы обусловлена возросшей потребностью экономики региона в инновационных инженерно-технических кадрах, креативно мыслящих молодых специалистах IT-сферы.
Для решения этих задач на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Удмуртский государственный университет" (далее - УдГУ) предполагается создание ключевого центра дополнительного образования детей "Дом научной коллаборации" (далее - ДНК).
Такое решение связано с тем, что УдГУ вошёл в Консорциум участников по реализации программы на создание и поддержку Центра национальной технологической инициативы по технологии компонентов робототехники и мехатроники (соглашение с автономной некоммерческой организацией высшего образования "Университет Иннополис" от 20 ноября 2017 года (в редакции от 5 марта 2018 года).
Ключевыми направлениями в ДНК станут биологические и технологические направления, такие как: биохимия, физиология, экология, генетика, а также дизайн CAD, реверсивный инжиниринг, лазерные технологии, изобретательство и рационализация, мобильная робототехника и материаловедение.
Организация в регионе ДНК предполагает объединение усилий организаций высшего, общего и дополнительного образования, а также интереса родителей, подрастающего поколения, работодателей для формирования условий интеллектуального и морального развития школьников в контексте задач современного общества. С использованием современных информационных технологий и оборудования у будущих абитуриентов будут развиваться компетенции, которые помогут успешно освоить программы среднего и высшего образования и внести свой вклад в развитие Удмуртской Республики.
Создание ДНК направлено на:
повышение эффективности использования инфраструктуры высшего образования для развития обучающихся;
привитие обучающимся ценности саморазвития на протяжении всей жизни через реализацию проектного подхода в образовании;
формирование новой роли профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования как наставников детских проектных команд;
реализация дополнительных общеобразовательных программ, отвечающих приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации;
создание условий для ранних профессиональных проб обучающихся, а также получение ими опыта взаимодействия в разновозрастной команде;
создание материально-технических и организационных условий для реализации в сетевой форме общеобразовательных программ по предметным областям "Технология", "Биология";
разработка и сопровождение перспективных методов, технологий и образовательных программ развития компетенций, в том числе при участии (в сотрудничестве) международных и российских научных организаций, и компаний.
Целевой аудиторией работы ДНК станут:
обучающиеся общеобразовательных организаций (в том числе учащиеся кадетских классов, классов с инженерно-технологическим профилем) и системы дополнительного образования Удмуртской Республики, получающие доступ к современному, привлекательному и развивающему образовательному контенту;
учителя, руководители, научные работники, педагоги дополнительного образования, сотрудники предприятий и организаций, получающие возможность адаптировать образовательный процесс в соответствии с образовательными потребностями учащихся и требованиями рынка труда.
2. Основные характеристики ДНК
ДНК в Удмуртской Республике создается как структурное подразделение УдГУ.
УдГУ является важным образовательным, научным и культурным центром в регионе, неизменно участвует в организации, координации и развитии системы образования в Удмуртской Республике. Сохраняя традиции, УдГУ стал важнейшей кузницей педагогических кадров для региона.
УдГУ является многопрофильным вузом, осуществляющим подготовку кадров по 29 укрупненным группам специальностей, 77 направлениям бакалавриата, 6 специальностям и 69 направлениям магистратуры. В УдГУ организована подготовка кадров высшей категории - ведется подготовка аспирантов по 50 научным специальностям.
Образовательная и научно-исследовательская деятельность в УдГУ организована силами профессорско-преподавательского состава, который включает 950 преподавателей, в числе которых 73 профессора, 326 доцентов, 609 кандидатов и докторов наук.
Интеллектуальными и индустриальными партнерами УдГУ являются: автономная некоммерческая организация "Региональный научно-технологический парк "Удмуртия", федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук", Удмуртская торгово- промышленная палата, акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", акционерное общество "ИЭМЗ "Купол", публичное акционерное общество "КАМАЗ", публичное акционерное общество "Ижсталь", акционерное общество "Концерн "Калашников" и другие.
УдГУ активно участвует в работе "Удмуртского машиностроительного кластера", выполняет услуги региональных организаций, таких как: акционерное общество "Удмуртавтотранс", муниципальное унитарное предприятие г. Сарапула "Служба заказчика по строительству, реконструкции и капитальному ремонту", общество с ограниченной ответственностью "Удмуртская геологоразведовательная партия", МУП "ОЭТС" и другие.
УдГУ активно развивает международное партнерство с зарубежными вузами и организациями, является членом Европейской ассоциации университетов, Ассоциации евразийских университетов, Ассоциации финно- угорских университетов.
Площадки ДНК планируется организовать по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, Удмуртский государственный университет, корпус 1 и корпус 3. Здания УдГУ находятся в центре города, есть подъездные пути для личного транспорта и автостоянка на территории университета, доступные для маломобильных групп.
Общая площадь помещений ДНК составляет 735 кв. м.
Площадка включает в себя следующие локации:
специализированные лаборатории по направлениям подготовки образовательных организаций высшего образования с оборудованием, соответствующим возрасту слушателей (I-231 ауд., 59,1 кв. м; I - 131 ауд., 36,4 кв. м; I - 128 ауд., 37,1 кв. м; I - 121 ауд., 24,1 кв. м; III - 103 ауд., 89 кв. м; IV - 011 ауд., 51,6 кв. м; III - 105 ауд., 61,4 кв. м; III - 107 ауд., 27 кв. м);
коворкинг для творческих и технологических стартапов, соответствующих направлениям, реализуемым ДНК, включающий также зону для занятий шахматами (164,4 кв. м);
зона для реализации образовательного проекта "Урок технологии", оборудованная в соответствии с примерным перечнем оборудования, предоставленным ФГАУ "Фонд новых форм развития образования" (III - 106 ауд., 64,4 кв. м);
стойка администратора (ресепшн) (41 кв. м);
площадка для тестирования устройств и механизмов (III - 101 ауд., 59,9 кв. м + 19, 6 кв. м).
Для обучающихся в ДНК доступны находящиеся в соседних корпусах (соединенных между собой) информационно-вычислительный центр, здание Научной библиотеки с зоной отдыха, интерактивный музей науки и естественнонаучный музей. Имеется возможность организовать питание обучающихся в буфетах и столовых комбината студенческого питания УдГУ.
В связи с тем, что УдГУ войдет в структуру научно-образовательного консорциума "Вернадский - Удмуртия", объединившего Российский Союз ректоров (в лице ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова академика РАН Садовничего В.А.), Удмуртскую Республику (в лице Главы Удмуртской Республики Бречалова А.В.) и Совет ректоров Удмуртской Республики (в лице председателя совета, ректора УдГУ профессора Мерзляковой Г.В.), было принято решение присвоить ДНК имя Владимира Ивановича Вернадского.
3. Организация образовательного процесса ДНК
Дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые ДНК в формате следующих образовательных направлений:
"Детский университет" - дополнительные общеобразовательные программы для детей, обучающихся по программам основного общего образования (5-9 классы) по приоритетным научным направлениям развития УдГУ и Удмуртской Республики;
"Малая академия" - дополнительные общеобразовательные программы для детей, обучающихся по программам среднего общего образования (10 - 11 классы) и среднего профессионального образования, и потенциальных абитуриентов, реализуемые по углубленным программам, соответствующим приоритетным направлениям Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации;
"Урок технологии", "Урок биологии" - дополнительные общеобразовательные программы, засчитываемые в рамках основной общеобразовательной программы в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и (или) части (модули) учебных предметов "Технология", "Биология", реализуемые в сетевой форме с использованием инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов УдГУ;
"Педагог К-21" - дополнительные профессиональные программы для педагогических кадров и иных сотрудников системы общего и дополнительного образования детей Удмуртской Республики, реализуемые в целях обновления содержания и технологий преподавания учебных предметов, а также развития профессионального мастерства педагогических работников.
Перечень показателей создания и функционирования ДНК
N п/п |
Наименование индикатора/показателя |
Минимальное значение в год |
1. |
Число детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся на бесплатной основе по дополнительным общеобразовательным программам на базе ДНК (человек) |
400, из них |
"Урок технологии", "Урок биологии" - 150 | ||
"Малая академия" - 100 | ||
"Детский университет" -150 | ||
2. |
Число педагогов региональной системы образования, обучающихся по дополнительным профессиональным программам на базе созданного ДНК (человек) |
50 |
3. |
Доля основного состава педагогических работников ДНК, прошедших ежегодное обучение по дополнительным профессиональным программам (процентов) |
100 |
4. |
Число детей, принявших участие в мероприятиях, акциях, мастер-классах, воркшопах и т. д. на базе ДНК (человек) |
1 500 |
5. |
Количество внедренных дополнительных общеобразовательных программ (единиц) |
5 |
6. |
Количество проведенных проектных олимпиад, хакатонов и других конкурсных мероприятий, развивающих навыки в разных областях разработки в процессе командной работы над проектами, на базе ДНК (единиц) |
6 |
Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование ДНК
N п/п |
Статья расходов |
Расчет суммы на 2020 год, далее - с ежегодной индексацией (тыс. руб.) |
1. |
211 - заработная плата |
3 132 |
2. |
212 - прочие несоциальные выплаты (суточные) |
7 |
3. |
213 - начисления на выплаты по оплате труда |
948 |
4. |
222 - транспортные услуги (проезд детей на соревнования) |
100 |
5. |
222 - транспортные услуги (проезд педагогов и сопровождающих на соревнования) |
70 |
6. |
226 - транспортные расходы сотрудников, направленных в командировку и приобретающих билеты в рамках командировочных расходов (проезд педагогов на обучение) |
50 |
7. |
226 - прочие работы, услуги (проживание детей на соревнованиях) |
40 |
8. |
226 - прочие работы, услуги, (проживание педагогов на обучении) |
28 |
9. |
226 - прочие работы, услуги, (проживание педагогов и сопровождающих детей на соревнованиях) |
30 |
10. |
340 - увеличение стоимости материальных запасов (приобретение расходных материалов) |
1 320 |
11. |
Иные расходы (коммунальные платежи и т. д.) |
175 |
Итого |
5 900 |
Штатное расписание ДНК
Категория персонала |
Позиция (содержание деятельности) |
Количество штатных единиц |
Управленческий персонал |
директор |
1 |
научный руководитель |
1 |
|
Отдел внешних коммуникаций и сетевого взаимодействия |
проектный менеджер |
1 |
Методический отдел |
методист |
2 |
Отдел дополнительных общеобразовательных программ, проект "Малая академия" |
педагог дополнительного образования |
2 |
Отдел дополнительных профессиональных программ, проект "Детский университет" |
педагог дополнительного образования |
2 |
Отдел дополнительных профессиональных программ, проектов "Урок технологии", "Урок биологии" |
педагог дополнительного образования |
4 |
Отдел дополнительных профессиональных программ, проект "Педагог К-21" |
педагог дополнительного образования |
1 |
Специалисты |
лаборант |
2 |
инженер-преподаватель |
2 |
|
педагог дополнительного образования по шахматам |
1 |
|
Итого |
19 |
".
<< Приложение 1 Приложение 1 |
||
Содержание Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 28 июля 2020 г. N 895-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.