Письмо Минфина России от 30 июня 2020 г. N 09-07-10/56809
Департамент правового регулирования бюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение о необходимости возврата бюджетными и автономными учреждениями средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - субсидия, государственное задание) в случае выявления нецелевого использования субсидии и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министерство финансов Российской Федерации не уполномочено давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения.
Согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:
предложения - рекомендации граждан по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
заявления - просьбы граждан о содействии в реализации их конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалобы - просьбы граждан о восстановлении или защите их нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.
Учитывая, что обращение не соответствует приведенным видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти, и содержит вопросы, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью учреждения, по мнению Департамента, обращение может быть направлено в Минфин России в случае оформления его на бланке учреждения и подписания уполномоченным лицом.
Вместе с тем Департамент считает возможным выразить мнение по поставленному в обращении вопросу.
В соответствии с пунктом 17 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при достижении бюджетным учреждением показателей государственного задания, характеризующих объем государственной услуги (работы).
Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии соответственно федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными бюджетными учреждениями в объеме, соответствующем не достигнутым показателям государственного задания указанными учреждениями.
Аналогичные нормы предусмотрены положениями пункта 3.15 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
Пунктом 5 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок формирования государственного задания и финансового обеспечения выполнения государственного задания, устанавливаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, должен определять в том числе правила и сроки определения объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, включая возврат субсидии в объеме, который соответствует показателям государственного задания, которые не были достигнуты (с учетом допустимых (возможных) отклонений), в случае, если государственное задание является невыполненным.
Согласно указанным нормам соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрен возврат в бюджет субъекта Российской Федерации остатка субсидии учреждениями субъекта Российской Федерации в объеме, соответствующем не достигнутым показателям государственного задания указанными учреждениями.
Документом, определяющим направления использования учреждениями вышеуказанных средств, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения (далее - план финансово-хозяйственной деятельности), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Минфина России от 31.08.2018 N 186н (далее - Требования N 186н).
Согласно пункту 44 Требований N 186н расчеты расходов, связанных с выполнением учреждением государственного задания, могут осуществляться с превышением нормативных затрат, определенных в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в пределах общего объема средств субсидии.
С учетом изложенного, по мнению Департамента, при составлении и ведении плана финансово-хозяйственной деятельности учреждение имеет право самостоятельно перераспределять средства в пределах общего объема субсидии по видам расходов в зависимости от потребности учреждения.
Вместе с тем указанные перераспределения не должны влиять на достижение показателей, характеризующих качество и объем оказываемых услуг (выполняемых работ), установленных в государственном задании.
Дополнительно Департамент отмечает, что нецелевым использованием бюджетных средств, согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Исходя из указанных норм, по мнению Департамента, понятие "нецелевое использование бюджетных средств" не может применяться к бюджетному или автономному учреждению.
Директор Департамента |
Т.В. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При составлении и ведении плана финансово-хозяйственной деятельности учреждение вправе самостоятельно перераспределять средства в пределах общего объема субсидии по видам расходов в зависимости от своих потребностей.
Перераспределения не должны влиять на достижение показателей, установленных в госзадании.
По мнению Минфина, понятие "нецелевое использование бюджетных средств" не может применяться к бюджетному или автономному учреждению.
Письмо Минфина России от 30 июня 2020 г. N 09-07-10/56809
Текст письма опубликован не был