Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение ДБ
(справочное)
Сведения
о приведении в соответствие определения термина международного стандарта в идентичном ГОСТ Р
Внедряемый напрямую международный стандарт имеет наименование: "ISO/TS 14067:2013 Greenhouse gases - Carbon footprint of products - Requirements and guidelines for quantification and communication".
Идентичный национальный стандарт Российской Федерации называется так: "Газы парниковые. Углеродный след продукции. Требования и руководящие указания по определению количества и обмену данными".
Из раздела "3 Термины, определения и сокращения" следует:
"3.1.1.1 углеродный след продукта (carbon footprint of a product; CFP): Сумма выбросов (3.1.3.5) и удалений (3.1.3.6) парниковых газов в продукционной системе (3.1.4.2), выраженная как эквиваленты СО 2 (3.1.3.2) и основанная на оценке жизненного цикла (3.1.5.3) с использованием одной категории воздействия (3.1.5.8) изменения климата"...
В свою очередь: "3.1.4.1 продукт (product): Любые товары или услуга.
Примечание 1 - Продукт может быть классифицирован следующим образом:
- услуга (например, транспорт, реализация мероприятий, электричество);
программное обеспечение (например, компьютерная программа);
- техническое обеспечение (например, механическая часть двигателя);
- обработанный материал (например, смазка, руда, топливо);
- необработанный материал (например, сельскохозяйственная продукция)".
ИСО 14050-2009 "Environmental management - Vocabulary", внедренный в национальную систему стандартизации Российской Федерации в виде идентичного ГОСТ Р ИСО 14050:2009 "Менеджмент окружающей среды. Словарь", в разделе "6 Термины, относящиеся к системам жизненного цикла продукции" содержит следующие термины и определения:
"6.1 система жизненного цикла продукции (product system):
Совокупность единичных процессов (6.4.1) с элементарными потоками (6.9) и потоками продукции (6.11), выполняющая одну или несколько определенных функций, которая моделирует жизненный цикл (7.1) продукции (6.2).
6.2 продукция (product): Любые товары или услуги.
Примечание 1 - Продукцию распределяют на классы по следующим категориям:
- услуги (например, транспортирование);
- программное обеспечение (например, компьютерная программа, словарь);
- технические средства (например, механическая часть двигателя);
- обработанные материалы (например, смазка)".
Таким образом, мы имеем ряд терминов: продукт, продукция, товары, услуги, - причем продукция и продукт даже имеют одинаковые определения в двух разных международных стандартах и в их отечественных аналогах. Правильно ли это с точки зрения стандартизации? Целесообразно упорядочить термины идентифицировав среди них родовой, видовые термины и увязав между собой.
В объявленном "ГОДОМ КУЛЬТУРЫ" в России (2014) уместно вспомнить слова из первой главы седьмая строфа романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин":
"...Зато читал Адама Смита,
И был глубокой эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог".
Из этой цитаты следует, что под продуктом еще в XIX веке понимались не только продукты труда, но и плоды земли, природы. Вот оно ключевое слово "продукт", которое имеет полное право считаться родовым, возникающим в процессах труда и образующим видовые. Можно, введя в рассмотрение такие дополнительные слова, как "работы" и "произведения", "плоды", "документы", построить фрагмент вершины следующей иерархической классификации, устраняющей существующую не только в стандартах, но и в нормативных правовых документах, повсюду в устной речи и в рекламе, путаницу:
Рисунок ДБ.1 - Иерархическая классификация основополагающих терминов
В таком контексте название настоящего стандарта "Газы парниковые. Углеродный след продукта. Требования и руководящие указания по определению количества и обмену данными" следует считать вполне уместным, хотя в названии на английском языке стоит слово во множественном числе "of products". Следовательно, в определение настоящего стандарта необходимо внести существенное уточнение:
"3.1.4.1 продукт (product): Любые товары, включая продукцию или услугу". При этом вне данного стандарта сточным переводом наименования остаются иные термины, смысл которых очевиден.
Соответственно, обретает устойчивость и полное право на существование термин "стадии жизненного цикла продукции" (СЖЦП), который множество раз упоминается в настоящем стандарте. Заметим: не "стадии жизненного цикла продукта", а продукции.
Для уяснения оправданности и правильности приведенного на рисунке ДБ.1 подхода можно воспользоваться методом стратегического структурирования [1], [2], которое представляет собой процесс идентификации и документирования состояния субъекта (человека), объекта (предмета), процесса, явления в соответствии с четырьмя обязательными аспектными стратегиями: производственными, экологическими, социальными и ресурсными, а также с учетом четырех дополнительных регуляторов (энерготранспортных, товарно-финансовых, нормативно-метрологических, информационно-управляющих (ориентирующих). Четыре блока являются обязательной составляющей любой деятельности, определяют ее устойчивость, а регуляторы гармонизируют деятельность, расширяя и усиливая ее возможности.
Первоначально понятие "стратегическое структурирование" было установлено в ГОСТ Р 51750-2001 "Энергосбережение. Методика определения энергоемкости при производстве продукции и оказании услуг в технологических энергетических системах. Общие положения".
Стратегическое структурирование является главным элементом теории стандартософии [1], [2], которую кратко определяют, как стандартизованную уже (в прошлом и настоящем) и стандартизуемую еще (в перспективе) мудрость в природе и в обществе, необходимую для достижения эффективных результатов устойчивого развития, гармонии - в любой области деятельности.
Итак, в основе методологии стратегического структурирования лежит принцип сведения множества аспектов деятельности людей и явлений в природе к четырем обязательным стратегическим блокам информации.
Целеэкологический блок ("Целе-экосфера") формируется на основе ответов на вопросы: "Для чего делать?" (цель), "Что делать?" (задачи), "Чего не делать?" (ограничения).
Социально-организационный блок ("Социосфера") связан с ответами на вопросы: "Для кого делать?" (заказчик), "Кто делает?" (исполнитель), "Кто контролирует?" (чиновник, уполномоченное контрольно-надзорное лицо).
Ресурсно-логистический блок ("Ресурсосфера") составляют ответы на вопросы: "Из чего делать?" (логистика), "Где делать?" (инфраструктура), "На каком оборудовании делать?" (оснащение).
Производственно-технологический блок ("Техносфера") требует ответов на вопросы: "Как делать?" (качество и цикл), "Когда делать?" (ритм), "Сколько делать?" (план).
Стратегии в теории стандартософии четко ориентированы по сторонам квадрата (или прямоугольника) следующим образом: "Целе-экосфера" - вверху, "Социосфера" - справа, "Ресурсофера" - внизу, "Техносфера" - слева, - образуя при такой ориентации бинары (пары), которые в философии называются "субъект-предикатными" (необходимо сосуществующими в противоборстве).
Вместе эти стратегии ("Целеэкосфера", "Социосфера", "Ресурсосфера", "Техносфера") применительно к конкретным явлениям, объектам и субъектам образуют при информационном наполнении "рамочных" структур "стандарты понимания", т.е. одностраничные интеллектуальные модели во всех пластах знаний, природных явлениях и видах деятельности людей. Модели "стандартов понимания" могут описывать процессы, происходящие и в области экологии. Примеры таких моделей в виде "стандартов понимания" и "стратегических квадратных структур" представлены в ГОСТ Р 14.01-2005 "Экологический менеджмент. Общие положения и объекты регулирования" (2 - во "Введении", 3 - в тексте стандарта, 1 - в приложении А; ГОСТ Р 14.03-2005 "Экологический менеджмент. Воздействующие факторы. Классификация" (1 - во "Введении").
В [3] приведено три рисунка с примерами "стратегического структурирования в рамке ядра модели "Око Земное" теории стандартософии". В [4] представлен обзор экологической деятельности Росстандарта.
На рисунке ДБ.2 представлен стандарт понимания, разработанный применительно к решаемой в настоящем стандарте терминологической проблеме.
Рисунок ДБ.2 - Стандарт понимания: модель "ПРОДУКТ"
"Рамочное" структурирование в стратегическом квадрате социально-экономических основополагающих терминов: родового и видовых"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.