Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Трутневой В.Ю.,
членов Комиссии:
начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Селезнева А.А.,
заместителя начальника отдела методологии и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Дубовкиной Е.С.,
консультанта отдела методологии и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Абдылдаева А.Б. (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ФГБУ НИИ "Восход": Галата Е.В. (доверенность от 09.08.2019 N 101/19),
представители ООО "ЧОП "Отражение" на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством видео-конференцсвязи жалобу ООО "ЧОП "Отражение" б/д б/н, направленная письмом Московского УФАС России от 25.05.2020 N ПО/29845/20, на действия (бездействие) заказчика ФГБУ НИИ "Восход" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг ФГБУ НИИ "Восход" (извещение N 32009110364) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "ЧОП "Отражение" (далее - Заявитель) б/д б/н, направленная письмом Московского УФАС России от 25.05.2020 N ПО/29845/20, на действия (бездействие) заказчика ФГБУ НИИ "Восход" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг ФГБУ НИИ "Восход" (извещение N 32009110364) (далее - Жалоба, Конкурс).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ и услуг ФГБУ НИИ "Восход" (далее - Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено указанным Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
24.04.2020 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
Согласно Извещению, информации, размещенной в ЕИС:
1. дата окончания подачи заявок - 15.05.2020;
2. дата рассмотрения заявок - 20.05.2020;
3. дата подведения итогов закупки - 20.05.2020;
4. начальная (максимальная) цена договора - 15 960 000 рублей;
5. на участие в Конкурсе подано 3 заявки, признанные соответствующими требованиям Документации.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:
1. Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии, выданной центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России или территориальными органами ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
2. Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников Конкурса по критерию "квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг".
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и пояснил, что при проведении Конкурса Заказчик руководствовался требованиями Закона о закупках, Положения о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии, выданной центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России или территориальными органами ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации должны быть указаны, в том числе, требования к содержанию, составу и оформлению заявки на участие в закупке.
При этом согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Правоотношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации регламентируются Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне).
При этом в соответствии со статьей 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
В соответствии с пунктом 1.2 раздела 4 Документации участник закупки должен иметь, в том числе, действующую лицензию, выданную Центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России или территориальными органами ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (в соответствии с инструкцией по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 N 3-1; Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне", Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений,составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны").
Из Жалобы следует, что Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии, выданной центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России или территориальными органами ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, поскольку техническим заданием Документации не предусмотрено оказания охранных услуг по предмету закупки, связанных с объектами, составляющими государственную тайну.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что согласно разделу 2 технического задания Документации объектом охраны является здание и прилегающая к нему территория ФГБУ НИИ "Восход", а также указаны основные характеристики объекта охраны, при этом в объем оказываемых услуг входит круглосуточная охрана объекта, а также его имущества, в том числе, носителей государственной тайны, в связи с чем Заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Вместе с тем, изучив имеющиеся материалы, а также техническое задание Документации Комиссией ФАС России установлено, что в Документации отсутствуют сведения, согласно которым оказание услуг по охране объектов Заказчика включает в себя, в том числе, объекты, составляющие государственную тайну, а также в составе Документации отсутсвуют сведения об объеме объектов, составляющих государственную тайну.
Кроме того, представителем Заказчика на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих, что оказание услуг по охране по предмету закупки осуществляется, в том числе, на объектах, составляющих государственную тайну, в связи с чем Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу о правомерности установления требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика, установившего к участникам Конкурса вышеуказанное требование Документации, ограничивают количество участников Конкурса, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают пункты 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частями 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, выявленное нарушение на результаты проведения закупки не повлияло, поскольку заявки участников Конкурса по указанным основаниям Документации не отклонялись, при этом всеми участниками закупки в составе заявки представлена указанная лицензия.
2. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников Конкурса по критерию "квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг".
В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно разделу 24 Документации оценка заявок участников Конкурса осуществляется, в том числе, по критерию "квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг".
Оценка осуществляется следующим образом: "15* и более сотрудников присваивается балл - 6,25; от 13 до 14 сотрудников присваивается балл - 5,25; от 10 до 12 сотрудников присваивается балл - 4,25; от 0 до 9 сотрудников присваивается 0 баллов".
Согласно указанному критерию оценки заявок оценивается количество сотрудников участника закупки, имеющих 6 разряд. Для оценки участника закупки по указанному показателю участник в составе заявки должен представить, в том числе, сведения о списочной численности сотрудников охраны в отделе лицензионно-разрешительной работы Росгвардии (далее - ОЛРР) и заверенных инспектором ОЛРР сведений о количестве квалифицированного персонала в организации участника.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что согласно статье 14 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии вправе обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на войска национальной гвардии задач, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - Банки данных), в связи с чем участник закупки с целью присвоения баллов по указанному критерию может представить в составе заявки необходимые документы.
Вместе с тем, согласно части 5 статьи 14 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется органам внутренних дел (полиции) и их должностным лицам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственным органам и их должностным лицам; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
При этом Заказчиком на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих возможность получения вышеуказанных сведений, представленных в Банках данных, юридическим лицом.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что требование о предоставлении списка сотрудников, заверенных печатью ОЛРР является неправомерным, поскольку предоставление информации, содержащейся в Банках данных, осуществляется закрытому кругу лиц, указанному в части 5 статьи 14 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации".
Кроме того, изучив требования Документации, Комиссия ФАС России пришла к выводу об отсутствии объективности вышеуказанного критерия оценки заявок участников Конкурса, ввиду того, что указанный порядок оценки заявок не позволяет выявить наилучшие условия исполнения договора, заключаемого по результатам проведения Конкурса, а также может не позволить участнику закупки набрать максимальное количество баллов, что не соответствует правовой природе оценки заявок участников.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок участников закупки по критерию "квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг", не позволяет присвоить участникам закупки максимальное количество баллов, а также объективно сопоставить заявки участников Запроса предложений. Указанные действия нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, выявленное нарушение на результаты проведения закупки не повлияло, поскольку при пересчете баллов участников закупки без учета указанного критерия оценки победитель закупки не меняется.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "ЧОП "Отражение" (ИНН: 7727640542, ОГРН: 1087746178233) б/д б/н, направленная письмом Московского УФАС России от 25.05.2020 N ПО/29845/20, на действия (бездействие) заказчика ФГБУ НИИ "Восход" (ИНН: 7729498813, ОГРН: 1167746289248) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг ФГБУ НИИ "Восход" (извещение N 32009110364) обоснованной.
2. Признать ФГБУ НИИ "Восход" нарушившим пункты 2, 9, 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 01.06.2020 N 223ФЗ-409/20 не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат проведения Конкурса.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 01.06.2020 N 223ФЗ-409/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий Комиссии ФАС России |
В.Ю. Трутнева |
Члены Комиссии ФАС России |
А.А. Селезнев |
|
Е.С. Дубовкина |
|
А.Б. Абдылдаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 июня 2020 г. N 223ФЗ-409/20 "По результатам рассмотрения жалобы ООО "ЧОП "Отражение" на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Текст решения опубликован не был