В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации", в целях определения порядка реализации мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации государственных информационных систем Республики Саха (Якутия) и дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации, осуществляемых органами государственной власти Республики Саха (Якутия), постановляю:
1. Утвердить требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем Республики Саха (Якутия) и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации согласно приложению к настоящему Указу.
2. Органам государственной власти Республики Саха (Якутия) и подведомственным им организациям, за исключением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), при реализации мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации систем и дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации руководствоваться требованиями, утвержденными настоящим Указом.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) использовать в своей деятельности порядок по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации государственных информационных систем Республики Саха (Якутия) и дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации.
4. Определить государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр инфокоммуникационных технологий" уполномоченным учреждением по координации вопросов (мероприятий) в части создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем Республики Саха (Якутия) и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации.
5. Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр инфокоммуникационных технологий" в двухмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Указа разработать методические рекомендации по порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем Республики Саха (Якутия) и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации.
6. Установить финансирование мероприятий, предусмотренных утверждаемыми требованиями к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем Республики Саха (Якутия) и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на соответствующий финансовый год и плановый период.
7. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.
Глава |
А. Николаев |
Утверждены
Указом Главы
Республики Саха (Якутия)
от 30 июля 2020 г. N 1355
Требования
к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем Республики Саха (Якутия) и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации
1. Общие положения
1.1. Настоящий документ определяет порядок реализации мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации государственных информационных систем Республики Саха (Якутия) (далее - система) и дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации, осуществляемых органами государственной власти Республики Саха (Якутия) (далее - органы государственной власти)*(1) в целях повышения эффективности реализации полномочий органов государственной власти в результате использования информационно-коммуникационных технологий.
1.2. При реализации органами государственной власти мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации систем и дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации должны выполняться:
а) требования о защите информации, содержащейся в системах, устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий;
б) требования к организации и мерам защиты информации, содержащейся в системах, в том числе посредством обязательного размещения систем в центре обработки данных Республики Саха (Якутия);
в) требования о защите персональных данных, предусмотренные частью 3 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (в случае наличия в системе персональных данных).
1.3. В целях выполнения требований о защите информации, предусмотренных пунктом 1.2. настоящего документа (далее - требования о защите информации), органы государственной власти определяют требования к защите информации, содержащейся в системе органа государственной власти, для чего осуществляют:
а) определение информации, подлежащей защите от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также иных неправомерных действий в отношении такой информации;
б) анализ нормативных правовых актов, методических документов и национальных стандартов, которым должна соответствовать система;
в) классификацию системы в соответствии с требованиями о защите информации;
г) определение угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению безопасности информации в системе, и разработку на их основе модели угроз безопасности информации;
д) определение требований к информационной системе (подсистеме) защиты информации, содержащейся в системе.
2. Порядок создания системы
2.1. Основанием для создания системы являются:
а) обязанность органа государственной власти и подведомственных им организаций по созданию системы, предусмотренная нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия);
б) решение органа государственной власти о создании системы с целью обеспечения реализации возложенных на него полномочий;
в) решение проектного комитета по цифровой трансформации государственного управления Республики Саха (Якутия) о создании системы;
г) решение Главы Республики Саха (Якутия), если публичным партнером является Республика Саха (Якутия) либо планируется проведение совместного конкурса с участием Республики Саха (Якутия) (за исключением случаев проведения совместного конкурса с участием Российской Федерации).
2.2. Мероприятия по созданию системы выполняются с учетом перехода на использование преимущественно отечественного программного обеспечения.
Сведения о программах для электронных вычислительных машин или базах данных, приобретаемых в рамках реализации мероприятий, должны быть включены в единый реестр российского программного обеспечения, созданный в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Мероприятия должны предусматривать обеспечение совместимости системы с единой программной средой автоматизированного рабочего места работников органов государственной власти Республики Саха (Якутия), требования к которой установлены распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 мая 2012 г. N 425-р "Об утверждении технических стандартов на типовое автоматизированное рабочее место работников органов государственной власти Республики Саха (Якутия)".
2.3. Невозможность выполнения требований пункта 2.2 настоящего документа обосновывается органом государственной власти и рассматривается уполномоченным учреждением по координации вопросов (мероприятий) в части создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем Республики Саха (Якутия) и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации (далее - уполномоченное учреждение).
2.4. Создание системы осуществляется в соответствии с техническим заданием с учетом модели угроз безопасности информации, предусмотренной подпунктом г) пункта 1.3 настоящего документа, а также уровней защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных в зависимости от угроз безопасности этих данных и требований настоящего документа.
Модель угроз безопасности информации и (или) техническое задание на создание системы согласуются с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий в части, касающейся выполнения установленных требований о защите информации.
Техническое задание на создание системы должно включать сформированные в соответствии с подпунктами а) и в) пункта 1.2 настоящего документа требования к защите информации, содержащейся в системе.
2.5. Техническое задание на создание системы и модель угроз безопасности информации утверждаются должностным лицом органа государственной власти, на которое возложены соответствующие полномочия.
2.6. Порядок создания системы включает следующие последовательно реализуемые этапы:
а) разработка функциональных и технических требований к системе;
б) разработка документации на систему и ее части, включая систему защиты информации системы;
в) разработка рабочей документации на систему и ее части, включая систему защиты информации системы;
г) разработка или адаптация программного обеспечения;
д) пусконаладочные работы;
е) проведение предварительных испытаний системы, включая систему защиты информации системы;
ж) проведение опытной эксплуатации системы, включая систему защиты информации системы;
з) проведение приемочных испытаний системы, включая систему защиты информации системы.
2.7. Мероприятия по созданию систем в соответствии с пунктом 2.6 настоящего документа выполняются органами государственной власти и подведомственными им организациями во взаимодействии уполномоченным учреждением.
2.8. Этап разработки функциональных и технических требований к системе включает:
а) определение требуемого состава информации, содержащейся (обрабатываемой) в системе;
б) определение требований к обеспечению информационного и технологического взаимодействия системы со смежными информационными системами, в том числе путем интеграции с Единой информационно-технологической платформой электронного правительства Республики Саха (Якутия);
в) обоснование необходимости создания системы, в том числе анализ информационных систем, выполняющих аналогичные, либо смежные функции (при наличии);
г) определение требуемого состава технических средств (в том числе объема вычислительных и дисковых ресурсов серверного оборудования, средств вычислительной техники, машинных носителей информации, средств и систем связи и передачи данных, технических средств обработки буквенно-цифровой, графической, видео- и речевой информации) системы;
д) определение требуемого состава общесистемного, прикладного, специального программного обеспечения системы;
е) определение требуемого состава средств защиты информации системы.
2.9. Этап разработки документации на систему и ее части, включая технические средства (при необходимости) и систему защиты информации системы, включает разработку, согласование и утверждение документации, в том числе:
а) разработка документации на систему и ее части включает разработку, согласование и утверждение документации в объеме, необходимом для описания полной совокупности проектных решений (в том числе по техническим средствам и защите информации) и достаточном для дальнейшего выполнения работ по созданию системы;
б) согласование документации на систему и ее части с исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере инноваций, цифрового развития и массовой информации, с учетом функциональных и технических требований к системе, в соответствии с пунктом 2.8 настоящего документа.
2.10. Этап разработки рабочей документации на систему и ее части, включая технические средства (при необходимости) и систему защиты информации системы, включает разработку, согласование и утверждение документации, содержащей сведения, необходимые для выполнения работ по вводу системы в эксплуатацию и ее эксплуатации, и порядка эксплуатации системы, содержащего сведения, необходимые для выполнения работ по поддержанию уровня эксплуатационных характеристик (качества) системы (в том числе по защите информации), установленных в проектных решениях, указанных в пункте 2.9 настоящего документа, в том числе:
а) перечень действий сотрудников при выполнении задач по эксплуатации системы, включая перечень, виды, объемы и периодичность выполнения работ по обеспечению функционирования системы;
б) контроль работоспособности системы и компонентов, обеспечивающих защиту информации;
в) перечень неисправностей, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации системы, и рекомендации в отношении действий при их возникновении;
г) перечень режимов работы системы и их характеристики, а также порядок и правила перевода системы с одного режима работы на другой с указанием необходимого для этого времени.
2.11. Этап разработки или адаптации программного обеспечения включает разработку программного обеспечения системы, выбор и адаптацию приобретаемого программного обеспечения, а также в установленных случаях и порядке сертификацию разработанного программного обеспечения системы и средств защиты информации по требованиям безопасности информации. На этом же этапе, при необходимости, осуществляется расширение объема вычислительных и дисковых ресурсов серверного оборудования, в том числе за счет приобретения дополнительных технических средств.
2.12. Этап пусконаладочных работ включает автономную наладку технических средств и программного обеспечения частей системы, загрузку информации в ее базу данных, комплексную наладку технических средств и программного обеспечения системы, включая средства защиты информации.
2.13. Этап проведения предварительных испытаний, включая систему защиты информации системы, включает:
а) разработку программы и методики предварительных испытаний, в соответствии с которыми осуществляется проверка системы на работоспособность и соответствие техническому заданию на ее создание;
б) проверку системы на работоспособность и соответствие техническому заданию на ее создание;
в) испытания системы защиты информации на работоспособность и соответствие техническому заданию в соответствии с программой и методикой предварительных испытаний;
г) устранение недостатков, выявленных в процессе испытаний, и внесение изменений в документацию на систему защиты информации создаваемой (модернизируемой) системы, в том числе эксплуатационную, в соответствии с протоколом испытаний;
д) принятие решения о возможности опытной эксплуатации системы защиты информации системы;
е) устранение выявленных при проведении таких испытаний неисправностей и внесение изменений в документацию и рабочую документацию на систему;
ж) оформление протокола испытаний и акта о приемке системы в опытную эксплуатацию.
2.14. Этап проведения опытной эксплуатации, включая систему защиты информации системы, включает:
а) разработку программы и методики опытной эксплуатации;
б) опытную эксплуатацию системы в соответствии с программой и методикой опытной эксплуатации;
в) доработку программного обеспечения системы и дополнительную наладку технических средств в случае обнаружения недостатков, выявленных при опытной эксплуатации системы;
г) проверку функционирования системы защиты информации в составе системы, в том числе реализованных мер защиты информации;
д) анализ выявленных в ходе опытной эксплуатации системы защиты информации уязвимостей системы, доработку, наладку системы защиты информации;
е) проверку готовности пользователей и администраторов к эксплуатации системы защиты информации информационной системы;
ж) оформление акта о завершении опытной эксплуатации, в том числе системы защиты информации, включающего перечень недостатков, которые необходимо устранить до начала эксплуатации системы.
2.15. Этап проведения приемочных испытаний, включая систему защиты информации системы, включает:
а) испытания системы, в том числе системы защиты информации, на соответствие техническому заданию на ее создание в соответствии с программой и методикой приемочных испытаний;
б) анализ результатов устранения недостатков, указанных в акте о завершении опытной эксплуатации;
в) оформление акта о приемке системы в эксплуатацию, в том числе в части системы защиты информации.
3. Порядок ввода системы в эксплуатацию
3.1. Основанием для ввода системы в эксплуатацию является правовой акт органа государственной власти о вводе системы в эксплуатацию, определяющий перечень мероприятий по обеспечению ввода системы в эксплуатацию и устанавливающий срок начала эксплуатации.
3.2. Правовой акт органа государственной власти о вводе системы в эксплуатацию включает:
а) оператора системы - органа государственной власти или уполномоченного им государственного учреждения, осуществляющего деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в базах данных, имеющего право ограничивать доступ к информации, обрабатываемой в информационной системе;
б) положение о системе;
в) мероприятия по разработке и утверждению организационно-распорядительных документов, определяющих мероприятия по защите информации в ходе эксплуатации системы, разработка которых предусмотрена нормативными правовыми актами и методическими документами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также национальными стандартами в области защиты информации;
г) мероприятия по аттестации системы по требованиям защиты информации, в результате которых в установленных законодательством Российской Федерации случаях подтверждается соответствие защиты информации, содержащейся в системе, требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации;
д) мероприятия по подготовке органа государственной власти к эксплуатации системы;
е) мероприятия по подготовке должностных лиц органа государственной власти к эксплуатации системы, включая лиц, ответственных за обеспечение защиты информации;
ж) мероприятия по регистрации системы в реестре государственных информационных систем Республики Саха (Якутия).
3.3. Положение о системе в соответствии с подпунктом б) пункта 3.2 настоящего документа определяет цель создания, назначение и структуру системы и содержит минимальный набор следующей информации:
а) полное и сокращенное наименование системы;
б) общая структура, цель и задачи системы;
в) перечень категорий пользователей (участников взаимодействия) системы;
г) общее описание технологических и программных средств системы;
д) требования к организационным и техническим мерам защиты информации системы;
е) требования к информационному взаимодействию пользователей (участников взаимодействия) системы;
ж) обладатель информации, содержащейся системе;
з) права и обязанности пользователей (участников взаимодействия) системы.
3.4. Форма типового положения о системе разрабатывается и утверждается исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере инноваций, цифрового развития и массовой информации.
3.5. Правовой акт органа государственной власти о вводе системы в эксплуатацию подлежат согласованию с органом государственной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере инноваций, цифрового развития и массовой информации.
В ходе согласования правового акта органа государственной власти о вводе системы в эксплуатацию выполняется его проверка на соответствие настоящему документу.
В ходе согласования правового акта органа государственной власти о вводе системы в эксплуатацию органом государственной власти республики, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере инноваций, цифрового развития и массовой информации, могут быть затребованы дополнительные сведения о системе.
3.6. В случае если использование системы будет осуществляться несколькими органами государственной власти либо при использовании системы планируется осуществление взаимодействиями с физическими и/или юридическими лицами Республики Саха (Якутия), правовой акт о вводе системы в эксплуатацию издается в соответствующем порядке на уровне Правительства Республики Саха (Якутия).
3.7. Ввод системы в эксплуатацию не допускается в следующих случаях:
а) невыполнение установленных законодательством Российской Федерации требований о защите информации, включая отсутствие действующего аттестата соответствия требованиям безопасности информации;
б) отсутствие в реестре территориального размещения объектов контроля сведений о размещении технических средств информационной системы на территории Российской Федерации, предусмотренном правилами осуществления контроля за размещением технических средств информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 675 "О порядке осуществления контроля за соблюдением требований, предусмотренных частью 2.1 статьи 13 и частью 6 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
в) невыполнение требований настоящего раздела, выявленных в ходе осуществления контроля в соответствии с правилами осуществления контроля за соблюдением требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 675 "О порядке осуществления контроля за соблюдением требований, предусмотренных частью 2.1 статьи 13 и частью 6 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
г) невыполнение согласования правового акт органа государственной власти Республики Саха (Якутия) о вводе системы в эксплуатацию с исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере инноваций, цифрового развития и массовой информации.
3.8. Срок начала эксплуатации системы не может быть ранее срока окончания последнего мероприятия, предусмотренного правовым актом органа государственной власти о вводе системы в эксплуатацию.
4. Порядок развития системы
4.1. Мероприятия по развитию системы осуществляются в соответствии с требованиями, установленными для создания системы.
5. Порядок эксплуатации системы
5.1. Основанием для начала эксплуатации системы является наступление срока, установленного правовым актом органа государственной власти о вводе системы в эксплуатацию, указанным в пункте 3.1 настоящего документа.
5.2. Орган государственной власти осуществляет эксплуатацию системы в соответствии с рабочей документацией, указанной в пункте 2.10 настоящего документа.
5.3. Не допускается эксплуатация системы без надлежащего оформления прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности, и в случаях, указанных в пункте 3.7 настоящего документа.
6. Порядок вывода системы из эксплуатации и дальнейшего хранения содержащейся в ее базах данных информации
6.1. Основанием для вывода системы из эксплуатации является:
а) завершение срока эксплуатации системы, в случае если такой срок был установлен правовым актом органа государственной власти о вводе системы в эксплуатацию;
б) нецелесообразность эксплуатации системы, в том числе низкая эффективность используемых технических средств и программного обеспечения, изменение правового регулирования, принятие управленческих решений, а также наличие иных изменений, препятствующих эксплуатации системы;
в) финансово-экономическая неэффективность эксплуатации системы.
6.2. При наличии одного или нескольких оснований для вывода системы из эксплуатации, указанных в пункте 6.1 настоящего документа, орган государственной власти утверждает правовой акт о выводе системы из эксплуатации.
6.3. Правовой акт о выводе системы из эксплуатации согласовывается с уполномоченным учреждением и включает в себя:
а) основание для вывода системы из эксплуатации;
б) перечень и сроки реализации мероприятий по выводу системы из эксплуатации;
в) порядок, сроки, режим хранения и дальнейшего использования информационных ресурсов, включая порядок обеспечения доступа к информационным ресурсам выводимой из эксплуатации системы и обеспечения защиты информации, содержащейся в выводимой из эксплуатации системе;
г) порядок, сроки и способы информирования пользователей о выводе системы из эксплуатации.
6.4. Перечень мероприятий по выводу системы из эксплуатации включает:
а) подготовку правовых актов, связанных с выводом системы из эксплуатации;
б) работы по выводу системы из эксплуатации, в том числе работы по деинсталляции программного обеспечения системы, по реализации прав на программное обеспечение системы, демонтажу и списанию технических средств системы (при необходимости), обеспечению хранения и дальнейшего использования информационных ресурсов системы;
в) обеспечение защиты информации в соответствии с документацией на систему и организационно-распорядительными документами по защите информации, в том числе архивирование информации, содержащейся в системе, уничтожение (стирание) данных и остаточной информации с машинных носителей информации и (или) уничтожение машинных носителей информации;
г) мероприятия по отмене регистрации системы в реестре государственных информационных систем Республики Саха (Якутия).
6.5. Сроки хранения информации, содержащейся в базах данных системы, определяются органом государственной власти и не могут быть меньше сроков хранения информации, которые установлены для хранения документов в бумажном виде, содержащих такую информацию, если нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено иное.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2020 г. N 1355 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем Республики Саха (Якутия) и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации"
Вступает в силу с 31 июля 2020 г.
Текст Указа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 31 июля 2020 г. N 1400202007310004, в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 7 августа 2020 г. N 31