Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 23 июля 2020 г. N 5.1-01/1856
по проекту федерального закона N 969960-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", принятому Государственной Думой 22 июля 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 969960-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 9 июня 2020 года. При рассмотрении законопроекта во втором чтении было уточнено его наименование и предмет правового регулирования.
Федеральным законом предусматривается внесение в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) изменений, направленных на установление обязанности государственных и муниципальных заказчиков осуществлять закупки определенного объема российских товаров.
Так, согласно Федеральному закону в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей при установлении нормативными правовыми актами ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами для целей осуществления закупок, Правительство Российской Федерации наделяется также полномочием по установлению минимальной обязательной доли закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров.
Федеральным законом устанавливаются особенности осуществления закупок для целей достижения заказчиком минимальной доли закупок.
Так, по итогам года заказчик до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, составляет отчет об объеме закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, осуществленных в целях выполнения предусмотренной обязанности, размещает этот отчет в единой информационной системе или направляет его в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий оценку выполнения заказчиком обязанности по осуществлению минимальной доли закупок (в случае, если такой отчет не размещается в единой информационной системе).
При этом если по итогам года объем закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, не соответствует минимальной доле закупок, заказчик обязан вместе с отчетом подготовить обоснование невозможности достижения минимальной доли закупок, а также разместить его в единой информационной системе или направить его в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий оценку выполнения заказчиком обязанности по осуществлению минимальной доли закупок (если такое обоснование не размещается в единой информационной системе).
Реализация устанавливаемой Федеральным законом обязанности заказчиков предусматривает принятие значительного количества нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Так, в частности, Правительством Российской Федерации будут определяться: требования к содержанию и форме отчета, порядок его подготовки и размещения в единой информационной системе; требования к содержанию обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок, а также порядок его подготовки и размещения в единой информационной системе; порядок, критерии и последствия проведения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти оценки выполнения заказчиком обязанности достижения минимальной доли закупок.
Кроме того, Федеральным законом предусматривается, что до 31 декабря 2022 года для обеспечения государственных нужд Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также для обеспечения муниципальных нужд муниципальных образований Республики Крым и города федерального значения Севастополя заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения при осуществлении закупки работ по строительному контролю вправе осуществлять выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в порядке, который согласован с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и установлен нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Такая возможность уже предусмотрена Федеральным законом N 44-ФЗ в отношении закупки оборудования и техники, работ по выполнению инженерных изысканий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, сносу объектов капитального строительства (включая автомобильные дороги), работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, работ по благоустройству территорий.
При этом согласно Федеральному закону авансовые платежи, получаемые юридическими лицами по контрактам, заключаемым по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат казначейскому сопровождению в установленном порядке.
Также Федеральным законом устанавливаются особенности проведения до 1 января 2024 года открытого конкурса в электронной форме при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства. Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Согласно статье 3 Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением подпункта "в" пункта 6 статьи 1 Федерального закона, который вступает в силу с 1 сентября 2020 года.
Федеральный закон принят по вопросам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "ж" (установление правовых основ единого рынка, финансовое регулирование) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, и в соответствии с пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 5 августа 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.