Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 23 июля 2020 г. N 5.1-01/1854
по проекту федерального закона N 990337-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", принятому Государственной Думой 22 июля 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 990337-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 16 июля 2020 года.
Федеральным законом предусматривается исключение из числа операций по реализации исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин (далее - программы для ЭВМ) и баз данных, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), операций по реализации исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, не включенные в реестр российского программного обеспечения, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
Кроме этого, предлагается не освобождать от обложения НДС операции по передаче прав на использование программ для ЭВМ и баз данных, если такие права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", получать доступ к такой информации, осуществлять поиск потенциальных покупателей (продавцов) и (или) заключать сделки.
Федеральным законом также предусматривается установление пониженных ставок налога на прибыль организаций (по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, - в размере 3 процентов, по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, - в размере 0 процентов) для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, баз данных, а также для российских организаций, которые осуществляют деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.
Кроме того, Федеральным законом предусматривается установление пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для российских организаций, осуществляющих деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции: на обязательное пенсионное страхование - 6,0 процента; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5 процента; на обязательное медицинское страхование - 0,1 процента.
Федеральным законом также предлагается установить дополнительный критерий признания физических лиц налоговыми резидентами Российской Федерации: физическое лицо, фактически находящееся в Российской Федерации от 90 до 182 календарных дней включительно в течение периода с 1 января по 31 декабря 2020 года, признается налоговым резидентом Российской Федерации в налоговом периоде 2020 года в случае представления таким физическим лицом в налоговый орган по месту своего жительства (в налоговый орган по месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации, в налоговый орган по месту постановки на учет - для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имеющего на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания) заявления, составленного в произвольной форме. Указанное заявление должно обязательно содержать фамилию, имя, отчество (при его наличии) и идентификационный номер налогоплательщика - физического лица и должно быть представлено в налоговый орган в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) для представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за налоговый период 2020 года.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации.
Положения Федерального закона в части НДС не согласуются с основами налогообложения и сборов в Российской Федерации, в частности, с абзацем вторым пункта 2 статьи 3 Налогового кодекса, согласно которому в Российской Федерации не допускается устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Установленный частью 2 статьи 2 Федерального закона порядок вступления в силу его положений, регулирующих НДС, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 1 Федерального закона, не соответствует порядку вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленному абзацем первым пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса, поскольку акты законодательства о налогах, регулирующие НДС, вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пунктам "ж" (финансовое регулирование) и "з" (федеральные налоги и сборы) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктами "б" и "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как касается вопросов федеральных налогов и финансового регулирования. Рассмотрение Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 5 августа 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.