Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы благоустройства территорий сельского поселения "Выльгорт", анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков развития сферы благоустройства территорий
Одной из главных ценностей стратегического выбора муниципального образования сельского поселения "Выльгорт", также как и Республики Коми признается среда обитания человека, которая должна соответствовать санитарным и гигиеническим нормам, а также иметь завершенный, привлекательный и эстетичный внешний вид.
Село Выльгорт является административным центром Сыктывдинского района. Численность населения сельского поселения "Выльгорт" на 01 января 2017 года составляет 12397 человек. Рождаемость в поселении превышает смертность населения. Учитывая стабильную демографическую обстановку, возможность переселения населения из неперспективных населенных пунктов и увеличение рождаемости в 2018 году ожидается рост численности населения до 12915 человек.
Многоквартирных домов, находящихся на территории с. Выльгорт - 135. Текущее состояние большинства дворовых территорий сельского поселения "Выльгорт" не соответствует современным требованиям к местам проживания граждан, обусловленным нормами Градостроительного и Жилищного кодексов Российской Федерации, а именно: значительная часть асфальтобетонного покрытия внутриквартальных проездов имеет высокую степень износа, так как срок службы дорожных покрытий с момента массовой застройки сельского поселения "Выльгорт" многоквартирными домами истек, практически не производятся работы по озеленению дворовых территорий, отсутствуют оборудованные парковки для временного хранения автомобилей, недостаточно оборудованных детских и спортивных площадок.
Существующее положение обусловлено рядом факторов: нарушение градостроительных норм при застройке территории села, введение новых современных требований к благоустройству и содержанию территорий, ограниченность в финансовых средствах и отсутствие комплексного подхода к решению проблемы формирования и обеспечения среды, комфортной и благоприятной для проживания населения.
До настоящего времени благоустройство дворовых территорий осуществлялось по отдельным видам работ, без взаимной увязки элементов благоустройства. Некоторые виды работ по благоустройству практически не производились: работы по содержанию зеленых зон дворовых территорий, организации новых дворовых площадок для отдыха детей разных возрастных групп, устройство парковок для временного хранения автомобилей. Пришло в негодность асфальтовое покрытие проезжей части дворовых территорий и тротуаров. Требуется восстановление газонов, удаление старых и больных деревьев, посадка новых деревьев и кустарников. В отдельных дворах требуется увеличить освещенность территорий, дополнить набором малых форм и обустроенных площадок. Отсутствуют специально обустроенные стоянки для автомобилей, что приводит к их хаотичной парковке, проблемам при уборке территорий от снега.
На территории сельского поселения "Выльгорт" распложены общественные территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (зоны отдыха, скверы, площади, центральные улицы, пешеходные зоны, иные территории).
Большинство общественных территорий также имеет значительный срок эксплуатации и нуждается в ремонте или восстановлении. Существует проблема обеспечения безопасности населения в связи с отсутствием благоустроенной пешеходной зоны вдоль автомобильной дороги, проходящей по территории с. Выльгорт. Отсутствуют благоустроенные места для отдыха, общения и проведения досуга для населения. Для обеспечения благоустройства общественных территорий необходимо проведение озеленения, оборудования малыми архитектурными формами, устройство пешеходных дорожек, освещение территорий, обустройство площадок для отдыха, детских, спортивных площадок, скверов, установка скамеек и урн, контейнеров для сбора мусора, оформление цветников, а также обеспечение физической, пространственной и информационной доступности общественных территорий для инвалидов и других маломобильных групп населения и иные виды работ.
Ежегодно в бюджете сельского поселения "Выльгорт" предусматриваются бюджетные ассигнования на благоустройство, разрабатывается и реализуется план благоустройства на календарный год, включающий меры по содержанию имеющихся объектов благоустройства. В таблице 1 представлен объем бюджетных средств, направленный на благоустройство дворовых и общественных территорий сельского поселения "Выльгорт" (в руб.)
Таблица 1
Показатель |
2014 |
2015 |
2016 |
Бюджет СП Выльгорт всего: из них: |
5039130 |
4227384 |
4273527 |
- уличное освещение в селе и деревнях (содержание, ремонт) |
2327572 |
2798275 |
3044182 |
- установка и обслуживание МАФ |
140628 |
0 |
53880 |
- услуги по подготовке поселения к праздникам |
554806 |
487864 |
441075 |
- услуги по санитарному содержанию территории |
2016124 |
941245 |
734390 |
Средства федерального, республиканского бюджета |
0 |
0 |
0 |
Средства бюджета МР "Сыктывдинский" |
0 |
0 |
0 |
Из таблицы 1 следует, что значительная часть бюджетных ассигнований на благоустройство направляются на содержание, ремонт, ревизию и реконструкцию уличного освещения сельского поселения "Выльгорт".
Количество дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к ним, в которых был произведен ремонт асфальтного покрытия в период с 2012 по 2016 год за счет средств бюджета сельского поселения "Выльгорт" приведены в таблице 2.
Таблица 2
N |
Отремонтировано |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
1 |
Дворовых территорий многоквартирных домов |
3 |
3 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Проездов к дворовым территориям многоквартирных домов |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Несмотря на принимаемые меры по благоустройству территории поселения можно констатировать, что отсутствие комплексности при отсутствии достаточного финансирования и отсутствия учета мнения населения отрицательно влияет на состояние благоустройства территории в целом.
Анализ текущего состояния сферы благоустройства сельского поселения "Выльгорт" показал, что в последние годы практически не проводилась целенаправленная работа по благоустройству дворовых территорий и территорий общего пользования. В вопросах благоустройства территорий сельского поселения "Выльгорт" имеется ряд проблем:
- уровень благоустроенности большинства территорий не соответствует современным требованиям, обусловленным нормами Градостроительного и Жилищного кодексов Российской Федерации: значительная часть покрытия дворовых проездов и тротуаров имеет высокую степень износа, практически не осуществляются работы по озеленению территорий, отсутствует достаточное количество парковочных мест, оборудованных детских и спортивных площадок как во дворах, так и на общественных территориях;
- отсутствуют эффективные механизмы привлечения граждан и бизнеса к реализации мероприятий по благоустройству территорий. Роль жителей на сегодняшний день в большей степени сведена до пассивного потребления, их общественное участие формально осуществляется посредством публичных слушаний и написанием жалоб. Хотя комфорт и безопасность жизни конкретного жителя должен создаваться не только властью, но и самим благополучателем.
При этом в период 2014 - 2017 гг. на территории сельского поселения "Выльгорт" было зарегистрировано два Устава территориального общественного самоуправления. По данным на 01.11.2017 года один ТОС зарегистрирован в органах Министерства юстиции. В результате участия ТОСов в конкурсах на получение субсидий на благоустройство территорий за счет бюджета муниципального района начато обустройство дороги по улице Мира и Северной.
Согласно Прогнозу социально-экономического развития сельского поселения "Выльгорт", одной из поставленных задач является формирование и обеспечение среды, комфортной и благоприятной для проживания населения, в том числе благоустройство и надлежащее содержание дворовых территорий, выполнение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации по устойчивому развитию городских территорий, обеспечивающих при осуществлении градостроительной деятельности безопасные и благоприятные условия жизнедеятельности человека.
Благоустройство дворовых и общественных территорий невозможно осуществлять без комплексного подхода. При отсутствии проекта благоустройства получить многофункциональную адаптивную среду для проживания граждан не представляется возможным. При выполнении работ по благоустройству необходимо учитывать мнение жителей и сложившуюся инфраструктуру территорий дворов для определения функциональных зон и выполнения других мероприятий.
Рационально и качественно выстроенная сельская среда с учетом мнения граждан и бизнеса позволит не только увеличить уровень благоустройства территорий, но и:
- снизить социальную напряженность: на освещенных улицах ниже уровень преступности, при наличии безопасных и современных спортивных площадок увеличится доля населения, регулярно занимающегося спортом, снижается уровень заболеваемости и т.д.;
- увеличить экономическую активность за счет адаптации сельской среды под нужды жителей, что в свою очередь приведет к увеличению пешеходного потока, увеличению покупок, росту числа посетителей объектов общественного питания и сферы услуг, привлечению туристов, увеличению стоимости аренды и покупки недвижимости и прочих экономических факторов.
Комплексный подход позволяет наиболее полно и в то же время детально охватить весь объем проблем, решение которых может обеспечить комфортные условия проживания всего населения. К этим условиям относятся чистые улицы, благоустроенные дворы и дома, зеленые насаждения, необходимый уровень освещенности дворов в темное время суток.
Для поддержания дворовых и общественных территорий в технически исправном состоянии и приведения их в соответствие с современными требованиями комфортности разработана муниципальная программа "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования сельского поселения "Выльгорт" на 2018 - 2022 годы (далее - Программа), исходя из принципов:
- полноты и достоверности информации;
- прозрачности и обоснованности решений органа местного самоуправления о включении объектов благоустройства в муниципальную программу;
- приоритета комплексности работ при проведении благоустройства;
- эффективности расходования региональной субсидии, бюджетных средств местного бюджета и финансового участия граждан.
В рамках муниципальной программы предусматривается целенаправленная работа по следующим направлениям:
1) благоустройство территории муниципального образования, в том числе общественных территорий;
2) благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов, предусматривающее минимальный и дополнительный перечень работ.
Минимальный перечень работ по благоустройству дворовых территорий включает в себя следующие виды работ:
- ремонт дворовых проездов (в том числе обустройство ливневой канализации, дренажной системы, вертикальную планировку территории (при необходимости) ремонт проездов, карманов, тротуаров и др.);
- обеспечение освещения дворовых территорий (включающих в себя в том числе установку дополнительного уличного освещение, замена имеющихся светильников уличного освещения на светодиодные и др.)
- установка скамеек, урн для мусора.
Перечень дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий включает в себя следующие виды работ:
- оборудование детских и (или) спортивных площадок, автомобильных парковок,
- озеленение территорий (валка (обрезка) сухих и аварийных деревьев, установка цветников и др. виды работ по озеленению, содержанию зеленых насаждений);
- иные виды работ (снос хозяйственных строений и сооружений, являющихся общим имуществом; установка пандусов, контейнерных площадок и др.)
Дополнительный перечень работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, а также их стоимость, определяются исходя из соответствующего перечня, утвержденного региональной программой формирования современной городской среды. При этом дополнительный перечень работ реализуется только при условии реализации работ, предусмотренных минимальным перечнем по благоустройству.
Общее количество дворовых территорий в селе Выльгорт составляет 83 ед., площадью 156889 кв. м., из них количество полностью благоустроенных дворовых территорий по состоянию на 01.11.2017 года составляет 3, площадью 6396 кв. м.
Общее количество жителей, проживающих в многоквартирных домах в селе Выльгорт по состоянию на 01.09.2017 года составляет - 7587 чел., из них 248 чел. проживает в жилом фонде с благоустроенными дворовыми территориями.
Общее количество территорий общего пользования на территории сельского поселения "Выльгорт" составляет 14 ед. площадью 9890 кв. м., из них количество благоустроенных территорий общего пользования по состоянию на 01.09.2017 года составляет 0 ед.
Таким образом, общее количество территорий общего пользования, нуждающихся в благоустройстве по состоянию на 01.09.2017 года, составляет 14 ед. площадью 9890 кв. м.
Включение предложений заинтересованных лиц о включении территории общего пользования и дворовой территории многоквартирного дома в Программу осуществляется путем реализации следующих этапов:
- проведения общественного обсуждения проекта муниципальной программы в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением администрации сельского поселения "Выльгорт" от 13 октября 2017 г. N 10/640;
- рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении в адресный перечень дворовых территорий многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования сельского поселения "Выльгорт", на которых планируется благоустройство в текущем году, в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением администрации сельского поселения "Выльгорт" от 13 октября 2017 г. N 10/641;
Адресный перечень дворовых территорий многоквартирных домов, расположенных на территории сельского поселения "Выльгорт", на которых планируется благоустройство исходя из минимального перечня работ за период реализации программы, формируется с учетом региональной программы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов и краткосрочных планов ее реализации и утверждается в соответствии с Приложением 4 к Программе. При этом очередность благоустройства определяется в порядке поступления предложений заинтересованных лиц об их участии в выполнении указанных работ. К заинтересованным лицам следует отнести представителей органов власти, местного самоуправления, бизнеса, общественных объединений и физических лиц, заинтересованных в проекте благоустройства и готовых участвовать в его реализации.
Адресный перечень общественных территорий сельского поселения "Выльгорт", на которых планируется благоустройство за период реализации программы, утверждается в соответствии с Приложением 5 к Программе. При этом очередность благоустройства определяется в порядке поступления предложений заинтересованных лиц об их участии в выполнении указанных работ. К заинтересованным лицам следует отнести представителей органов власти, местного самоуправления, бизнеса, общественных объединений и физических лиц, заинтересованных в проекте благоустройства и готовых участвовать в его реализации.
Проведение мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, расположенных на территории села Выльгорт, а также общественных территорий сельского поселения "Выльгорт" осуществляется с учетом необходимости обеспечения физической, пространственной и информационной доступности зданий, сооружений, дворовых и общественных территорий для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Применение программного метода позволит поэтапно осуществлять комплексное благоустройство дворовых и общественных территории с учетом мнения граждан, а именно:
- повысит уровень планирования и реализации мероприятий по благоустройству (сделает их современными, эффективными, оптимальными, открытыми, востребованными гражданами);
- запустит реализацию механизма поддержки мероприятий по благоустройству, инициированных гражданами;
- запустит механизм финансового и трудового участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству;
- сформирует инструменты общественного контроля над реализацией мероприятий по благоустройству на территории села Выльгорт.
Таким образом, комплексный подход к реализации мероприятий по благоустройству, отвечающих современным требованиям, позволит создать современную городскую комфортную среду для проживания граждан и пребывания отдыхающих, а также комфортное современное "общественное пространство".
На конечные ожидаемые результаты реализации мероприятий Программы могут повлиять следующие риски:
1) при размещении муниципальных заказов согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" некоторые процедуры торгов могут не состояться в связи с отсутствием претендентов. Проведение повторных процедур приведет к изменению сроков исполнения программных мероприятий;
2) несвоевременное выполнение работ подрядными организациями может привести к нарушению сроков выполнения программных мероприятий;
3) заключение муниципальных контрактов и договоров с организациями, которые окажутся неспособными исполнить свои обязательства.
4) финансово-экономические риски, связанные с дефицитом республиканского и/или муниципального бюджетов и возможностью невыполнения своих обязательств по софинансированию расходных обязательств, в результате чего показатели Программы не будут достигнуты в полном объеме. Вероятность наступления такого риска - средняя, уровень влияния на реализацию настоящей Программы - высокий;
5) социальные риски, связанные с низкой социальной активностью граждан, отсутствием массовой культуры соучастия в мероприятиях по благоустройству территорий, в том числе отрицательная оценка граждан и невостребованность элементов благоустройства, созданных в ходе реализации проектов по благоустройству. Вероятность наступления такого риска - средняя, уровень влияния на реализацию настоящей Программы - высокий.
К мероприятиям по предупреждению и управлению рисками можно отнести:
формирование четкого графика реализации соглашения с максимально конкретными мероприятиями, сроками их исполнения и ответственными лицами;
организацию системы контроля и мониторинга за ходом реализации мероприятий настоящей Программы;
активную работу и вовлечение органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления, организаций в процесс реализации проектов благоустройства, включая стадию инициирования;
проведение информационно-разъяснительной работы в средствах массовой информации в целях стимулирования активности граждан и бизнеса в реализации мероприятий по благоустройству территорий, включая инициацию проектов благоустройства;
изучение и внедрение положительного опыта других муниципальных образований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.