Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 20 июля 2020 г. N 206/1
на проект федерального закона N 990341-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" (в части совершенствования корпоративного управления государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" (внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 990341-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) сообщает следующее.
Законопроект направлен на дальнейшее совершенствование системы корпоративного управления государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ". С этой целью в законопроекте уточняется ряд полномочий наблюдательного совета ВЭБ.РФ, в том числе с целью повышения оперативности и эффективности деятельности ВЭБ.РФ наблюдательному совету делегируется право принимать решения о внесении изменений в проекты ВЭБ.РФ, устанавливать источники финансирования проектов ВЭБ.РФ, заслушивать ежегодные отчеты службы внутреннего контроля ВЭБ.РФ.
Законопроектом предлагается внесение ряда новелл, позволяющих усилить как общий контроль за деятельностью ВЭБ.РФ, так и контроль за его оперативной деятельностью.
Так, законопроект устанавливает, что председатель и члены наблюдательного совета ВЭБ.РФ, назначаются Правительством Российской Федерации. Данная норма позволит усилить контроль за деятельностью ВЭБ.РФ, в том числе за реализацией проектов, имеющих общегосударственное, стратегическое или приоритетное значение для экономики Российской Федерации, со стороны Правительства РФ. Предусматриваются меры дополнительного контроля за оперативной деятельностью ВЭБ.РФ - законопроектом проектируется обязанность Правления ВЭБ.РФ не реже одного раза в шесть месяцев информировать комитет по аудиту и инвестиционный комитет при наблюдательном совете ВЭБ.РФ о результатах своей деятельности. Также уточняется порядок формирования комитетов при наблюдательном совете ВЭБ.РФ, уточняется порядок получения рекомендаций комитетов при принятии наиболее важных вопросов деятельности ВЭБ.РФ.
Комитет поддерживает концепцию данного законопроекта и считает его принятие чрезвычайно актуальным в настоящее время.
При этом Комитет считает необходимым отметить следующие вопросы.
1. в отношении определения источников финансирования проектов ВЭБ.РФ, имеющих общегосударственное значение для экономики Российской Федерации.
Законопроектом предлагается точечная корректировка полномочий наблюдательного совета ВЭБ.РФ, предполагающая, в том числе, отнесение к компетенции наблюдательного совета ВЭБ.РФ утверждения источников финансирования ВЭБ.РФ проектов, имеющих общегосударственное, стратегическое или приоритетное значение, а также вопросов определения источников финансирования проектов, ранее одобренных наблюдательным советом ВЭБ.РФ.
В связи с этим Комитет считает целесообразным, чтобы общие требования к порядку определения источников финансирования проектов ВЭБ.РФ были определены на уровне Федерального закона. При этом конкретный порядок определения источников финансирования проектов ВЭБ.РФ в дальнейшем может устанавливаться Правительством Российской Федерации. Данный механизм позволит как обеспечить стабильность принципов формирования указанного порядка, так и, в случае существенных изменений экономической ситуации в стране, его соответствие реальным условиям экономики, при одновременном неснижении уровня контроля со стороны Правительства Российской Федерации.
Также Комитет предлагает обсудить целесообразность с целью исключения влияния негативных факторов на финансовую устойчивость ВЭБ.РФ закрепления положения, что источники финансирования ВЭБ.РФ проектов, имеющих общегосударственное, стратегическое или приоритетное значение, должны определяться Правительством Российской Федерации непосредственно после получения ВЭБ.РФ поручения Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, а наличие определенных в таком порядке источников финансирования проектов должно стать одним из оснований для принятия наблюдательным советом ВЭБ.РФ решений об одобрении таких проектов ВЭБ.РФ и совершаемых в рамках них сделок.
2. в отношении правового положения комитетов при наблюдательном совете ВЭБ.РФ.
Законопроектом уточняется перечень и компетенция комитетов при наблюдательном совете ВЭБ.РФ, при этом положения новой редакции статьи 16.1 Федерального закона "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", представленной в законопроекте, содержат неопределенность по вопросу об органе управления ВЭБ.РФ, которому комитеты представляют рекомендации, а также неточности при определении круга вопросов, по которым комитетами подготавливаются рекомендации правлению ВЭБ.РФ, хотя данные вопросы отнесены указанным Федеральным законом к компетенции наблюдательного совета ВЭБ.РФ.
Учитывая вышеизложенное, Комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе в возможно короткий срок принять законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.