Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается установить общие принципы правового регулирования, организации и осуществления пчеловодства, как отдельной отрасли сельского хозяйства.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии учета замечаний, изложенных в приложении.
Приложение: на 3 л.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Замечания на проект федерального закона N 965697-7 "О пчеловодстве в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, А.В. Гордеевым и В.И. Кашиным
Законопроектом предусматриваются меры по реализации государственной политики в области развития пчеловодства, в числе которых применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство и (или) переработку продуктов пчеловодства, развитие системы льготного кредитования указанных сельскохозяйственных товаропроизводителей, другие меры (пункты 2, 5 и 6 части 3 статьи 2 законопроекта).
При рассмотрении законопроекта необходимо учитывать, что регулирование правоотношений в области пчеловодства, являющегося одним из видов сельскохозяйственной деятельности, определяется Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон N 264-ФЗ), которым установлены правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (часть 2 статьи 1 Федерального закона N 264-ФЗ). Таким образом, Федеральным законом N 264-ФЗ уже установлены ключевые направления государственной аграрной политики, в том числе меры по оказанию государственной поддержки в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Правовую основу регулирования отношений в области пчеловодства составляют также Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве", Федеральный закон "О племенном животноводстве", Федеральный закон "О животном мире", Закон Российской Федерации "О ветеринарии", в которые необходимо внести корреспондирующие изменения, а кроме того учесть в законопроекте положения названных нормативных правовых актов.
Так, в статье 11 и других статьях законопроекта, затрагивающих вопросы ветеринарии, следует учесть требования Закона Российской Федерации "О ветеринарии" и принятых в соответствии с ним Ветеринарных правил содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, выращивания, реализации и использования для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства, утвержденных приказом Минсельхоза России от 19 мая 2016 г. N 194.
В законопроекте предлагается предусмотреть государственный мониторинг пчел как часть государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (часть 1 статьи 8 законопроекта), что противоречит статье 63 и другим статьям Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Требуется также приведение законопроекта в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ). В частности, пунктом 2 статьи 3 законопроекта предлагается применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство и (или) переработку продуктов пчеловодства. При этом в соответствии с НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку, вправе применять систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, относящуюся к специальным налоговым режимам (подпункт 1 пункта 2 статьи 18 НК РФ), в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.1 НК РФ. Таким образом, в пункте 2 статьи 3 законопроекта слово "особых" необходимо заменить словом "специальных".
Многие положения законопроекта (например, статья 4, пункт 3 части 1 статьи 5, статья 6, статья 7, часть 1 статьи 9, статья 11) содержат отсылочные нормы к законодательству Российской Федерации, в том числе по вопросам осуществления полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области развития пчеловодства, что не позволяет провести полную оценку предлагаемого механизма правового регулирования. Кроме того, в законопроекте необходимо определить особенности правоотношений в сфере земельного законодательства, в градостроительной деятельности и ряде других сфер, имеющих ключевое значение для развития пчеловодства, а также учесть опыт правового регулирования в области пчеловодства, существующий в субъектах Российской Федерации.
Статьей 12 законопроекта предусматривается порядок проведения работ по применению пестицидов и агрохимикатов в целях предотвращения отравления пчел пестицидами и агрохимикатами, однако правовое регулирование вопросов безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами, в целях охраны здоровья людей и окружающей среды осуществляется в рамках Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". В частности, согласно части первой статьи 22 указанного Федерального закона порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв), а также с учетом рационов животных.
Кроме того, в части 5 статьи 12 законопроекта предусматривается, что контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. При этом осуществление государственного надзора в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами регулируется Федеральным законом "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". В связи с этим необходимо часть 5 статьи 12 законопроекта исключить или предусмотреть отсылочную норму на указанный Федеральный закон.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту принятие законопроекта не потребует дополнительного выделения финансовых средств из федерального бюджета, а также из бюджетов субъектов Российской Федерации, а его реализация может осуществляться в рамках текущего финансирования отраслевых государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации. При этом в статье 6 законопроекта устанавливается, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области пчеловодства в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Предлагаемое законопроектом наделение органов местного самоуправления дополнительными полномочиями может потребовать дополнительных материальных ресурсов и финансовых средств и, соответственно, увеличения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. В связи с этим реализация законопроекта может повлечь дополнительные расходы бюджетной системы Российской Федерации, а также выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 15 июля 2020 г. N 6022п-П11 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 965697-7 "О пчеловодстве в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, А.В. Гордеевым, В.И. Кашиным и другими"
Текст письма опубликован не был