Заключение Счетной палаты РФ от 3 июля 2020 г. N ЗСП-137/03-01
на проект федерального закона N 962484-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и иные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав"
(о совершенствовании системы государственной регистрации недвижимости)
Досье на проект федерального закона
Счетная палата Российской Федерации рассмотрела проект федерального закона N 962484-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и иные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее -Федеральный закон N 218-ФЗ) статьей 3.1, в рамках которой предлагается установить на уровне федерального закона полномочия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. В том числе ФГБУ "ФКП Росреестра" передаются полномочия по оказанию платных услуг.
По результатам рассмотрения законопроекта и дополнительных материалов к нему необходимо отметить следующее.
Согласно статье 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение создается для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти. Основной деятельностью бюджетного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений. При этом возможность реализации отдельных полномочий органа регистрации прав ФГБУ "ФКП Росреестра" на основании решения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) уже предусмотрена Федеральным законом N 218-ФЗ.
Таким образом, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, установление перечня полномочий ФГБУ "ФКП Росреестра" на уровне федерального закона представляется излишним, а также может негативно повлиять на оперативность внесения изменений в случае необходимости изменения полномочий ФГБУ "ФКП Росреестра".
Также предлагается исключить из полномочий Росреестра (подпункт "а" пункта 3 статьи 1 законопроекта) полномочие по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), и возложить на ФГБУ "ФКП Росреестра". Однако бюджетные учреждения создаются для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов). В этой связи, изъятие настоящего полномочия у Росреестра повлечет невозможность реализации указанного полномочия подведомственным ему учреждением.
С учетом изложенного, полагаем необходимым закрепить за Росреестром все полномочия, которые впоследствии планируется передать на исполнение подведомственному ему учреждению.
Кроме того, частью 6 статьи 3.1 Федерального закона N 218-ФЗ в редакции законопроекта устанавливается, что доход от осуществления деятельности, указанной в частях 1 и 5 настоящей статьи (от осуществления отдельных полномочий и оказания отдельных государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в том числе услуг, оказываемых за плату), а также в части 1 статьи 33 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", поступает в распоряжение ФГБУ "ФКП Росреестра".
Вместе с тем бюджетным законодательством Российской Федерации установлен иной порядок, предусматривающий зачисление средств от оказания услуг ФГБУ "ФКП Росрееста" непосредственно в доход федерального бюджета.
Следует отметить, что в настоящее время в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ ФГБУ "ФКП Росреестра" осуществляет отдельные полномочия Росреестра в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, в том числе предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН. При этом сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются за плату, размер которой определен приказом Минэкономразвития России от 10 мая 2016 г. N 291 "Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН".
Согласно пункту 8 статьи 21 Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" в 2020 году бюджетные ассигнования федерального бюджета, предусмотренные Росреестру в объеме 2 500 000,0 тыс. рублей на предоставление субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг по предоставлению ФГБУ "ФКП Росреестра" сведений, содержащихся в ЕГРН, за плату, направляются на указанные цели в пределах поступления доходов федерального бюджета от платы за предоставление указанных сведений.
Таким образом, в настоящее время плата за предоставление ФГБУ "ФКП Росреестра" сведений, содержащихся в ЕГРН, поступает в доход федерального бюджета. Однако законопроектом предусмотрена норма, согласно которой доходы от осуществления учреждением всех видов его деятельности, включая оказание услуг в сфере государственной регистрации прав, поступают в распоряжение ФГБУ "ФКП Росреестра".
Законопроектом также предлагается закрепить за ФГБУ "ФКП Росреестра" полномочия по осуществлению кадастрового деления территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы, ведению и хранению реестровых дел, ведению кадастровых карт. Однако указанные полномочия относятся к государственным функциям, а в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществление государственных функций может быть возложено только на федеральное казенное учреждение. При этом законопроектом предусматривается ответственность ФГБУ "ФКП Росреестра" только за нарушение законодательства Российской Федерации при предоставлении государственных услуг.
Такой подход создает риски делегирования права осуществления государственных полномочий без возложения соответствующих обязанностей на ФГБУ "ФКП Росреестра", не являющееся органом государственной власти. В силу того, что ведение государственного реестра недвижимости является одной из основных целей государственной регистрации прав, нарушение законодательства при ведении государственного реестра недвижимости влечет ответственность государства и его обязанность возместить возникающие убытки.
Также законопроектом предлагается передать от Росреестра ФГБУ "ФКП Росреестра" полномочия оператора федеральной государственной информационной системы ведения ЕГРН. Вместе с тем согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях. При этом согласно части 5 указанной статьи, если иное не установлено решением о создании государственной информационной системы, функции ее оператора осуществляются заказчиком, заключившим государственный контракт на создание такой информационной системы.
На основании изложенного, законопроект требует доработки до его рассмотрения Государственной Думой во втором чтении.
Аудитор |
А.Н. Батуркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.