Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом регулируются отношения, касающиеся учета, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов.
По проекту федерального закона имеются следующие замечания.
Проектируемой статьей 15 Федерального закона "О животном мире" (далее - Закон о животном мире) предусмотрено, что в отношении охотничьих ресурсов ведется государственный кадастр охотничьих ресурсов в форме государственного охотхозяйственного реестра.
Вместе с тем согласно положениям статьи 37 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) государственный охотхозяйственный реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации не только об охотничьих ресурсах, но и об их использовании и сохранении, об охотничьих угодьях, охотниках, о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В связи с этим указанное положение проекта федерального закона требует доработки.
В части 4 статьи 15 Закона о животном мире в редакции законопроекта (пункт 4 статьи 1) предлагается предусмотреть, что в отношении редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира осуществляется ведение государственного мониторинга, а также государственного кадастра редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира в форме Красной книги Российской Федерации, красных книг субъектов Российской Федерации.
Поскольку согласно положениям статьи 6 Закона о животном мире как в действующей, так и в проектируемой редакции ведение государственного кадастра объектов животного мира в пределах субъекта Российской Федерации, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, является полномочием Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, указанная норма нуждается в дополнительном соотнесении с действующей редакцией статьи 6.1 Закона о животном мире, в соответствии с которой учреждение и ведение красной книги субъекта Российской Федерации является собственным полномочием субъекта Российской Федерации.
Проектом федерального закона предлагается статью 21 Закона о животном мире дополнить новым абзацем, установив, что ограничения, приостановка или полный запрет на осуществление отдельных видов пользования объектами животного мира, отнесенными к охотничьим ресурсам, на определенных территориях и акваториях либо на определенные сроки устанавливаются в соответствии с Законом об охоте.
Однако ограничения в осуществлении видов деятельности, связанных с объектами животного мира, отнесенными к охотничьим ресурсам, на территории особо охраняемых природных территорий регулируются законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. Следовательно, рассматриваемое положение нуждается в соотнесении с положениями Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".
В части 4 статьи 11 Закона об охоте (пункт 1 статьи 2 законопроекта) предлагается установить, что действие Закона об охоте не распространяется на отношения, связанные с охраной и использованием объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам в соответствии с Законом об охоте.
Учитывая пределы правового регулирования Закона об охоте, которые определены в части 1 статьи 4 Закона об охоте, проектируемая формулировка требует уточнения, поскольку отдельные объекты животного мира могут признаваться охотничьими ресурсами в силу статьи 11 Закона об охоте и одновременно быть внесенными в Красную книгу Российской Федерации либо красные книги субъектов Российской Федерации, что подразумевает полный запрет на их хозяйственное использование.
Статьей 2 законопроекта также предлагается внести изменения в статьи 23 и 33 Закона об охоте, предусматривающие необходимость согласования параметров осуществления охоты в соответствующих охотничьих угодьях, определяемых высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - Параметры охоты), с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, то есть с Минприроды России.
Вместе с тем в законопроекте, а также пояснительной записке к нему отсутствуют регламентация и обоснование необходимости согласования с Минприроды России Параметров охоты.
В то же время при установлении предусмотренной законопроектом обязанности охотпользователей по проведению учета используемых ими охотничьих ресурсов и объемов их изъятия целесообразно предусмотреть обязательность применения в рамках указанного учета охотпользователями методических указаний, утверждаемых Минприроды России.
В статье 36 Закона об охоте в редакции законопроекта предлагается установить, что порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания включает в себя порядок учета используемых охотничьих ресурсов лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения (далее - охотпользователи), а также порядок осуществления контроля за проведением учета охотничьих ресурсов органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
В целях обеспечения полноты и достоверности данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания представляется необходимым предусмотреть в законопроекте регулирование правоотношений в области учета используемых охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях и в закрепленных охотничьих угодьях, в границах которых пользование охотничьими ресурсами осуществляется на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, а также предусмотреть полномочие федерального органа исполнительной власти по утверждению форм предоставления данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и данных, полученных по результатам учета используемых охотничьих ресурсов.
В проекте федерального закона не раскрывается термин "состав государственного мониторинга охотничьих ресурсов" и не определяется орган государственной власти, уполномоченный на определение состава государственного мониторинга охотничьих ресурсов.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 24 июля 2020 г. N 6452п-П11 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 942759-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О животном мире", внесенный депутатами Государственной Думы В.М. Резником, Н.П. Николаевым, В.И. Пискаревым и другими"
Текст письма опубликован не был