Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Городской
Управы города Калуги
от 31.07.2020 N 213-п
2. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Настоящая Программа определяет цели, задачи, мероприятия, направленные на достижение одной из стратегических задач развития МО "Город Калуга" - развитие системы многоуровневого партнерства в сфере взаимодействия органов местного самоуправления и органов территориального общественного самоуправления, общественных организаций для создания условий участия институтов гражданского общества в решении конкретных социально значимых задач и проектов города.
Программа включает в себя три подпрограммы:
- "Общественное участие";
- "Патриотическое воспитание граждан муниципального образования "Город Калуга";
- "Повышение правовой культуры граждан муниципального образования "Город Калуга".
Наиболее значимыми факторами успешного осуществления стратегии комплексного социально-экономического развития МО "Город Калуга" являются создание механизмов взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти и территориального общественного самоуправления, привлечение населения к контролю за деятельностью органов местного самоуправления, к активному участию в решении всего комплекса вопросов развития муниципальных образований.
История ТОСовского движения в Калуге насчитывает более 16 лет. По состоянию на 2020 год в городе функционируют 59 территориальных общин, 24 из которых возглавляют депутаты Городской Думы города Калуги, что способствует увеличению административного ресурса общественного самоуправления. Депутаты берут на себя связующую роль между населением и органами местного самоуправления, обобщая и конкретизируя инициативы калужан, доводя их до сведения руководителей Городской Управы города Калуги и добиваясь реализации запланированных проектов. ТОСы города объединяют свыше 300 000 человек, что составляет 86% от общей численности населения города. В границы ТОС входит 90% территории Калуги.
В городе существует хорошая практика, когда административные решения принимаются совместно с жителями. Советы ТОС активно берут на себя целый ряд оперативных вопросов организации жизнедеятельности населения. Устройство скверов, детских площадок, спортивных комплексов, парковок, размещение нестационарных торговых объектов согласовывается с горожанами. При непосредственном участии ТОС формируется перечень объектов по ремонту тротуаров и автомобильных дорог, проводится ремонт дворовых территорий и межквартальных проездов. Благодаря решениям общин появляются новые объекты благоустройства, при этом строительство и прием работ проходит при непосредственном участии членов ТОС.
Привлечение жителей к решению актуальных вопросов помогает правильно определить социальные запросы граждан и учесть их в процессе планирования. Участие населения в решении вопросов местного значения создает хорошие условия для роста новых лидеров в общественной среде.
Исходя из сложившейся практики работы территориальных общин и сферы их деятельности, особое внимание необходимо уделить созданию ресурсных площадок для участия населения в решении вопросов местного значения. В Калуге таковыми являются общественные центры, которые уже доказали свою эффективность. Своего рода офисы для работы с населением используются для проведения многочисленных городских мероприятий с участием руководителей муниципальных и региональных органов власти, встреч, публичных слушаний, выездных юридических консультаций для населения. В них проводятся собрания и опросы жителей, проводятся заседания Советов ТОС, личные приемы председателей общин, обучения председателей советов многоквартирных домов по вопросам обслуживания домов и взаимодействия с управляющими компаниями и др.
В настоящий момент открыто 10 таких центров, которые расположены в разных микрорайонах города (ул. Спартака, д. 11; ул. Чичерина, д. 13а; ул. Кубяка, д. 4; Грабцевское шоссе, д. 128 корп.1; пер. Малинники, д. 20; ул. Салтыкова-Щедрина, д. 29; ул. Воронина, д. 32; ул. Центральная, д. 12а; ул. Московская, д. 131; ул. Окружная, д. 8) для работы лишь 16 территориальных общественных самоуправлений. Постепенно ТОСы обретают свой дом.
ТОСовское движение расширяет свои границы, на этом этапе развития требовался орган, который возьмет на себя объединяющие и координирующие функции. В 2016 году общинами города было решено объединиться и создать Ассоциацию территориальных общественных самоуправлений города Калуги (далее - Ассоциация ТОС).
Ассоциация ТОС стала успешной площадкой, которая не только объединяет территориальные общины, но и позволяет обмениваться опытом, способствуя развитию разных направлений деятельности ТОС. Деятельность общин многовекторна, и в то же время уникальна, знакомство с практикой коллег всегда интересно, будь то описание многолетних традиций или первых шагов.
Главный результат активной работы Ассоциации ТОС - активизация участия общин в комплексном развитии территорий, ответственное отношение населения к улучшению условий жизни на местном уровне, аккумуляция лучших практик работы ТОС на территории города и адаптация их для широкого применения.
За время своего существования Ассоциация ТОС разработала ряд проектов, успешно реализованных на территории города: формирование единого информационного пространства ТОС города Калуги, популяризация кино, снятого в Калуге, "ТОС для молодых", "Мои уникальные выборы", "ТОС-контроль", фестиваль "Общинами сильна Калуга".
Для Калуги, как и для многих российских городов, актуальна проблема взаимодействия управляющих компаний с населением. В связи с этим ТОС обеспечивает выявление активных жителей, организует информирование и обучение жителей территорий, в том числе общественных формирований собственников - советов МКД, ТСЖ. С этой целью на территории города функционирует Ассоциация "Общественный центр ЖКХ". Одним из направлений деятельности центра являются консультации и обучение председателей жилищно-коммунальных комиссий, организованных в каждой общине, сформированных из председателей ТСЖ и МКД, а также организация выездных семинаров и круглых столов. Тем самым осуществляется тесное взаимодействие органов ТОС с ТСЖ и МКД.
При большом спектре работ территориальных общин отсутствие финансирования деятельности ТОС остается самой обсуждаемой проблемой в настоящее время. Действующие законодательные акты, регламентирующие деятельность территориального общественного самоуправления на федеральном уровне и в муниципальном образовании "Город Калуга", не регламентируют источники формирования ресурсов территориальных общин, в том числе и финансовых.
При этом управлением по работе с населением на территориях ежегодно проводится ряд конкурсов, победители и участники которых награждаются призами в денежной форме.
Дальнейшему развитию системы местного самоуправления на основе активного участия населения в процессах принятия решений на местном уровне способствует внедрение механизмов инициативного бюджетирования, как основы финансовой поддержки и поощрения реальной инициативы населения (на конкурсной основе), которая не должна подменяться коммерческими интересами.
Таким образом, ТОСы становятся полноправными участниками процесса управления территорией и инициаторами многих социально значимых мероприятий города. Поэтому первоочередной задачей остается обеспечение условий, при которых каждый калужанин имеет реальную возможность влиять на процесс выработки и принятия решений органами и должностными лицами местного самоуправления.
Подпрограмма "Патриотическое воспитание граждан муниципального образования "Город Калуга" (далее - подпрограмма) сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания граждан и созданию системы патриотического воспитания граждан МО "Город Калуга".
Важную роль в социальной политике современной России играет патриотическое воспитание населения. Актуальность проблемы очевидна. Патриотизм как неотъемлемая часть общенациональной идеи должен стать основой сплочения нации, возрождения духовно-нравственных устоев.
В 2020 году в России отмечалась 75-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Эта юбилейная дата ознаменована новым витком патриотического подъема у населения нашей страны, живого интереса к событиям тех лет. Значимость того, что в строю солдат-победителей были последние живые участники Великой Отечественной войны, была крайне высока, и все внимание со стороны общества и государства, было приковано к ветеранам.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
Основными приоритетами подпрограммы является: формирование патриотического сознания жителей города, взаимодействие органов государственной власти и гражданского общества в интересах патриотического воспитания населения города Калуги, повышение статуса патриотического воспитания населения, обновление его содержания и структуры на основе отечественных и региональных традиций и современного опыта. Реализация подпрограммы будет способствовать созданию единой стратегии в сфере патриотического воспитания граждан города, позволит обеспечить координацию деятельности и взаимодействие организаций, участвующих в патриотическом воспитании граждан.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов местного самоуправления и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Вместе с тем для эффективного функционирования системы патриотического воспитания сделано еще не все. Существует необходимость продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания программными методами.
Подпрограмма представляет собой комплекс мероприятий различной направленности по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания в МО "Город Калуга" и ориентирована на дальнейшее объединение усилий органов местного самоуправления, государственных структур, гражданских институтов, средств массовой информации, общественных организаций с целью формирования у населения города патриотических ценностей, взглядов и убеждений. Кроме того, подпрограмма рассматривается и как механизм управления системой патриотического воспитания граждан на территории МО "Город Калуга".
Важная роль в деле патриотического воспитания принадлежит ветеранам Великой Отечественной войны и военной службы. Накопленный ими уникальный боевой, жизненный опыт и истинный патриотизм делают ветеранов незаменимыми наставниками, способными воспитать патриотов. В настоящее время, когда информационный поток с Запада проникает в сознание молодых людей всеми возможными средствами, ведется дискредитация роли советского народа в Победе в Великой Отечественной войне, возрастает роль ветеранских организаций в патриотическом воспитании.
В системе патриотического воспитания важнейшей составляющей является массовая патриотическая работа, организуемая и проводимая на постоянной основе управлением по работе с населением на территориях при активном участии ветеранских и общественных организаций, средств массовой информации. На территории муниципального образования "Город Калуга" существуют городской совет ветеранов войны и труда, 3 окружных Совета ветеранов, 53 первичных ветеранских организации, городское отделение бывших несовершеннолетних узников фашистских концентрационных лагерей, областное отделение бывших малолетних узников фашистских концентрационных лагерей, Калужская ГО ВООВ "Боевое братство", Калужская ГО КРО ОООИВА - "Инвалиды Войны", КРО "Российский союз ветеранов", КОД "Юнармия", которые в тесном сотрудничестве с управлением по работе с населением на территориях занимаются реализацией мероприятий по патриотическому воспитанию граждан МО "Город Калуга".
В течение каждого года на территории МО "Город Калуга" управлением по работе с населением на территориях проводятся мероприятия патриотической направленности:
- митинги с возложением цветов и венков к памятным местам города Калуги, посвященные Дню защитника Отечества;
- мероприятия, посвященные Дням воинской славы России (Сталинградская битва, снятие блокады Ленинграда);
- мероприятия, посвященные Международному дню освобождения узников фашистских концентрационных лагерей;
- цикл мероприятий, посвященных Дню Победы (митинги с возложением цветов и венков к памятным местам города Калуги, праздники улиц, патриотическая экспедиция "Эстафета памяти" в виде автомотопробега, торжественный прием Городского Головы города Калуги ветеранов ВОВ, акция "Подвези ветерана");
- траурные мероприятия, посвященные Дню памяти и скорби 22 июня (митинги с возложением цветов и венков к памятным местам города Калуга, митинг - реквием на воинском мемориальном кладбище города Калуги);
- мероприятия, посвященные годовщине Калужского спецэшелона;
- мероприятия, посвященные годовщине со дня рождения маршала Г.К. Жукова;
- мероприятия, посвященные освобождению Калуги от немецко-фашистских захватчиков 30 декабря (митинги с возложением цветов и венков к памятным местам города Калуги, торжественный прием Городского Головы города Калуги ветеранов ВОВ);
- конкурс "Калуга урожайная" и городской праздник "Калуга урожайная";
- конкурс социальной рекламы "Помним имя твое, ветеран";
Один раз в два года проходит конкурс среди ветеранских организаций "Возраст делу не помеха".
Один раз в 2 месяца проходит Координационный Совет ветеранов войны и труда, ветеранов военной службы и локальных войн, бывших несовершеннолетних узников фашистских концентрационных лагерей города Калуги при управлении по работе с населением на территориях. Координационный Совет создан для координации деятельности общественных объединений ветеранов войны и труда, ветеранов военной службы и локальных войн, бывших несовершеннолетних узников фашистских концентрационных лагерей города Калуги, наиболее полного учета их интересов, мнений и проблем с целью выработки согласованных предложений и решений по вопросам деятельности ветеранских организаций, входящих в Координационный Совет.
В 2020 и 2025 годах на официальном сайте Городской Управы города Калуги будут созданы долгосрочные сюжеты "75-летию Победы посвящается" и "80-летию Победы посвящается"; обновляется реестр памятников и воинских захоронений на территории МО "Город Калуга".
С каждым годом увеличивается количество волонтеров-добровольцев, участвующих в акции "Подвези ветерана".
Создание механизмов взаимодействия органов местного самоуправления с ветеранскими, волонтерскими и общественными организациями, жителями города, привлечение представителей малого и среднего бизнеса к активному участию в решении всего комплекса вопросов патриотического воспитания являются наиболее значимыми факторами успешного осуществления стратегии патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан МО "Город Калуга".
Подпрограмма "Повышение правовой культуры граждан муниципального образования "Город Калуга" направлена на обеспечение правового просвещения и обучения избирателей (участников референдума, голосования) и предполагает осуществление информационно-просветительской деятельности, организацию работы с населением по вопросам участия в избирательном, референдумном процессе, процессе голосования, внедрение передового отечественного опыта организации работы по вопросам правового обучения участников выборов, референдумов, голосований и правовой культуры избирателей.
В 2020 году в Калуге пройдут тройные выборы: выборы Губернатора Калужской области, депутатов Законодательного Собрания Калужской области, депутатов Городской Думы города Калуги. В 2021 году в Российской Федерации пройдут выборы в Государственную Думу Федерального Собрания, в 2024 году - выборы Президента Российской Федерации, в 2025 году - выборы Губернатора Калужской области, депутатов Законодательного Собрания Калужской области, депутатов Городской Думы города Калуги. Это говорит о том, что данный период будет охарактеризован повышенным вниманием и интересом со стороны населения к политической жизни страны, своего родного города и всей Калужской области. Среди кандидатов, политических партий и объединений будет идти борьба за мандаты, активная предвыборная агитация, направленная на граждан, чья позиция предполагается быть активной.
Работа по повышению электоральной активности ориентирована на весь сектор негосударственных организаций - собственно на общественные объединения, ТОС, а также на общественные инициативы - и нацелена, решая общие проблемы, учитывать специфику организаций каждого из вышеназванных блоков. Повышение уровня правовой культуры населения, преодоление правового нигилизма, укрепление на этой основе законности и правопорядка - основные приоритеты в области повышения правовой культуры населения.
Опыт прошедших избирательных кампаний, особенно на региональном и местном уровнях, показывает, что основными проблемами современной избирательной системы остаются низкий уровень правовой культуры избирателей, недостаточная юридическая и организационно-техническая подготовка участников избирательного процесса. Сохраняется проблема формирования у граждан устойчивого представления о выборах как о демократической электоральной процедуре, повышения интереса к избирательному процессу в целом.
Ход и результативность выборов любого уровня, в том числе с точки зрения качества состава избираемых органов, напрямую зависят от уровня правовой культуры избирателей, организаторов и других участников избирательного процесса. Учитывая это, повышение правовой культуры избирателей определено как приоритетное направление деятельности управления по работе с населением на территориях. Эта работа направлена на обеспечение правового просвещения и обучения избирателей (участников референдума, голосования), предполагает осуществление информационно-просветительской деятельности, организацию работы с населением по вопросам участия в избирательном, референдумном процессе, процессе голосования, внедрение передового отечественного опыта организации работы по вопросам правового обучения участников выборов, референдумов, голосований и правовой культуры избирателей, проведение общественно-публичных мероприятий, осуществление организационно-технических мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов всех уровней.
Повышение правовой культуры избирателей, от уровня которой во многом зависят характер, ход и итоги избирательных мероприятий, подразумевает в первую очередь необходимость формирования у граждан МО "Город Калуга" осознанного выбора в период избирательных кампаний. Эта задача решается в результате общего правового просвещения. Правовое просвещение населения направлено на формирование интереса граждан к политико-правовой сфере жизни общества, активности в период организации, подготовки и проведения выборов, референдумов, голосований.
Ежегодно проводятся "День избирателя", "Посвящение в избиратели". К участию в этих мероприятиях привлекаются школьники старших классов, учащиеся средних профессиональных учебных заведений города, студенты вузов. В ходе мероприятий проводится множество конкурсов и викторин на выборную тематику, организуется символическое голосование, в местах массового скопления людей проводится промоакция с раздачей воздушных шаров и флажков с призывами приходить на выборы. В период подготовки к выборам разрабатывается и выполняется комплекс организационно-технических мероприятий. Во время проведения выборов организуется агитпоезд.
Конечным результатом деятельности должна стать развитая система многоуровневого партнерства, когда самые широкие слои населения города непосредственно участвуют в подготовке и реализации решений, направленных на увеличение собственных благ и рост потенциала города, а органы местного самоуправления согласовывают интересы различных групп населения. В этом случае механизм управления городом становится более открытым, происходит углубление самоуправления, становление институтов гражданского общества.
Методы правового просвещения избирателей, такие как разъяснение и пропаганда избирательного законодательства, позволят довести до сознания каждого гражданина его сопричастность к проводимым в стране и МО "Город Калуга" реформам, ход которых во многом зависит от результатов волеизъявления, активности и ответственности граждан за реализацию своих конституционных прав.
<< Приложение 1 Приложение 1 |
Приложение 3 >> Приложение 3 |
|
Содержание Постановление Городской Управы г. Калуги от 31 июля 2020 г. N 213-п "О внесении изменений в муниципальную программу муниципального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.