Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму
от 31 июля 2020 года N А-01/5-329
Перечень
вопросов о применении норм Федерального закона от 20 июля 2020 года N 215-ФЗ "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавируснои инфекции"
1. Согласно части 2 статьи 1 Закона N 215-ФЗ его положения распространяются на должников - юридических лиц, должников - индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавируснои инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 1 факт осуществления деятельности в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавируснои инфекции, определяется по основному виду деятельности (классифицируемому на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности), информация о котором содержится в едином государственном реестре юридических лиц либо едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года. При этом из круга лиц, на которых распространяется Закон N 215-ФЗ, исключены должники - юридические лица, должники - индивидуальные предприниматели, к которым в соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закона N 127-ФЗ) применен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами.
Однако критерии для предоставления внесудебной рассрочки по Закону N 215-ФЗ и для применения моратория в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" являются одинаковыми, в силу чего можно сделать вывод о том, что в число субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), на которых распространяется Закон N 215-ФЗ, входят только те должники, которые отказались от применения к ним моратория на возбуждение дел о банкротстве.
В связи с этим возникает вопрос: верно ли, что положения Закона N 215-ФЗ распространяются только на должников из числа субъектов МСП, отказавшихся от моратория на возбуждение дел о банкротстве?
2. С учетом имеющейся, как отмечают банки, негативной практики применения судебными приставами-исполнителями (далее - приставы) статьи 9.1 Закона N 127-ФЗ требует разъяснения следующий вопрос: будут ли приставы применять нормы Закона N 215-ФЗ в полной мере сразу же после его вступления в силу или только после внесения соответствующих изменений в Закон N 229-ФЗ?
Например, согласно части 5 статьи 1 Закона N 215-ФЗ при нарушении должником графика погашения задолженности постановление о предоставлении рассрочки подлежит отмене, после чего исполнительное производство осуществляется в общем порядке без учета требований Закона N 215-ФЗ. В связи с этим возникает вопрос, требующий разрешения и на уровне Закона N 215-ФЗ, и на уровне Закона N 229-ФЗ: каким образом пристав будет узнавать о нарушении условий рассрочки (расчеты должны производиться через пристава или без его участия?)? Какие доказательства может потребовать пристав от банка в подтверждение факта нарушения условий рассрочки должником?
3. Является ли рассрочка, предусмотренная Законом N 215-ФЗ (рассрочка исполнения требований исполнительных документов (пункт 1 статьи 2) и рассрочка по возврату задолженности (пункт 4 статьи 2)), рассрочкой по смыслу статьи 37 Закона N 229-ФЗ (рассрочка по исполнению судебного и иного акта в целом)?
Является ли предоставление рассрочки по Закону N 215-ФЗ, например основному заемщику, основанием для предоставления рассрочки в целом по судебному акту, по сводному исполнительному производству либо по задолженности (в контексте положений части 4 статьи 2 Закона N 215-ФЗ)?
Верно ли, что предоставление рассрочки одному из солидарных должников не должно затрагивать исполнительные производства и исполнительные документы других солидарных должников?
4. Должен ли пристав контролировать исполнение должником условий предоставленной рассрочки и отменять постановления о предоставлении рассрочки при нарушении её условий? Или обязанность по контролю будет возлагаться исключительно на взыскателя?
5. Согласно части 5 статьи 1 Закона N 215-ФЗ должники, которым предоставлена рассрочка, в течение её срока не вправе совершать сделки, связанные с выдачей поручительств, гарантий, и сделки, связанные с отчуждением или обременением принадлежащего им имущества.
Таким образом, банк, действуя осмотрительно и благоразумно, обязан проверить каждого контрагента (по крайней мере из числа физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - субъектов МСП) на предмет применения к ним рассрочки. Это необходимо и с учетом требований части 4 статьи 2 Закона N 215-ФЗ, запрещающей на срок предоставления рассрочки юридическому лицу, осуществляющему деятельность по возврату просроченной задолженности, осуществлять деятельность по возврату просроченной задолженности, в отношении которой должнику в рамках исполнительного производства предоставлена рассрочка в соответствии с Законом N 215-ФЗ.
В связи с этим возникают следующие вопросы:
- из какого официального источника банку следует получать данные о предоставлении рассрочки;
- какие правовые последствия могут наступить при несоблюдении части 5 статьи 1 Закона N 215-ФЗ для заключенной сделки (поручительства, залога);
- планирует ли ФССП России доработать свои электронные сервисы в целях внесения в них общедоступной информации о предоставлении рассрочки (обеспечительные сделки с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, указанными в Законе N 215-ФЗ, в отношении которых возбуждены исполнительные производства, потенциально оспоримы, и кредитные организации вынуждены направлять указанных лиц в Федеральную службу судебных приставов за справками об отсутствии рассрочки в соответствии с Законом N 215-ФЗ на день сделки)?
6. Возлагает ли норма части 3 статьи 2 Закона N 215-ФЗ на банки обязанность по идентификации перечисленных в ней лиц в качестве лиц, которым предоставляется рассрочка платежей? Должен ли банк самостоятельно осуществлять контроль доходов должника (размера пенсии) (если должен, то какие официальные источники информации банк должен задействовать при наличии такой обязанности?)?
7. Частью 3 статьи 2 Закона N 215-ФЗ предусмотрено предоставление рассрочки пенсионерам, у которых имеется единственное жилье, если сумма исполнительного документа не превышает 1 млн. рублей. В связи с этим возникает вопрос о том, распространяется ли указанная норма на исполнительный документ в отношении пенсионера о взыскании задолженности по кредиту до 1 млн. рублей, на основании которого обращается взыскание на единственное жилье, находящееся в ипотеке у банка?
8. Как следует из первого предложения части 5 статьи 2 Закона N 215-ФЗ, на совершение исполнительных действий в отношении имущества по месту жительства должника устанавливается запрет.
При этом во втором предложении части 5 статьи 2 Закона N 215-ФЗ установлено, что в целях наложения запрета на отчуждение имущества должника-гражданина могут совершаться исполнительные действия, связанные с наложением запрета на совершение регистрационных действий в отношении имущества, права на которое подлежат государственной регистрации.
В связи с этим возникают следующие вопросы:
- на какое имущество должника, права на которое подлежат государственной регистрации, может быть наложен запрет в рамках части 5 статьи 2 Закона N 215-ФЗ;
- следует ли из положения второго предложения части 5 статьи 2 Закона N 215-ФЗ, что в период по 31 декабря 2020 года можно только налагать запрет на указанное имущество, но не совершать все прочие действия в отношении него (арестовывать с составлением акта ареста, изымать, передавать на реализацию, передавать взыскателю нереализованное имущество и пр.)?
9. Будет ли возможна реализация залогового имущества в рамках исполнительного производства по исполнительным документам об обращении взыскания на залог в случае рассрочки исполнения требований исполнительных документов в рамках возбужденных в отношении лиц, которым была предоставлена рассрочка, исполнительных производств имущественного характера?
Либо в данном случае будет действовать норма пункта 5 статьи 1 Закона N 215-ФЗ, согласно которой должники, которым предоставлена рассрочка, в течение её срока не вправе совершать сделки, связанные с выдачей поручительств, гарантий, и сделки, связанные с отчуждением или обременением принадлежащего им имущества, а должники - юридические лица также не вправе выплачивать дивиденды и иные платежи по эмиссионным ценным бумагам, доходы по долям (паям), распределять прибыль между учредителями (участниками)?
10. Возможно ли в период рассрочки исполнения требований исполнительных документов заключение между должником и взыскателем соглашений об отступном, мировых соглашений, соглашений о прощении части долга?
11. Рассрочка исполнения требований должна быть предоставлена в рамках всех исполнительных производств в отношении данного должника или может быть предоставлена только в рамках отдельного исполнительного производства?
12. Будет ли в постановлении о предоставлении рассрочки указываться график платежей клиента? Или график платежей, предоставленный должником, будет приложением к данному постановлению?
13. Следует ли из пункта 5 статьи 2 Закона N 215-ФЗ, что пристав (по 31 декабря 2020 года включительно) может проводить все меры принудительного исполнения в отношении транспортных средств должника (арест, изъятие, передача на хранение и реализацию и др.), а также реализацию транспортных средств уже изъятых у должника на дату вступления в силу Закона N 215-ФЗ?
14. Содержание положения пункта 5 статьи 2 Закона N 215-ФЗ требует уточнения в части определения исполнительного действия, о котором идет речь: имеется ввиду передача имущества на хранение или на реализацию?
<< Назад |
||
Содержание Письмо Ассоциации российских банков от 31 июля 2020 г. N А-01/5-329 "О применении Федерального закона от 20.07.2020 N... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.