Распоряжение Министерства образования Московской области
от 30 июля 2020 г. N Р-486
"Об утверждении Положения о проведении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении организаций, подведомственных Министерству образования Московской области"
В соответствии со статьей 353.1 Трудового кодекса Российской Федерации, Законом Московской области от 27.08.2018 N 142/2018-ОЗ "О порядке и условиях осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права", с целью организации и условий проведения ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
1. Утвердить Положение о проведении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении организаций, подведомственных Министерству образования Московской области.
2. Управлению государственной гражданской службы, наград и работы с руководителями государственных образовательных организаций обеспечить своевременную разработку плана проверок и доведение его до сведения руководителей подведомственных организаций.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя министра образования Московской области Кокоеву И.А.
Министр образования |
И.А. Каклюгина |
Утверждено
распоряжением Министерства
образования Московской области
от 30.07.2020 N Р-486
Положение
о проведении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении организаций, подведомственных Министерству образования Московской области
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о проведении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении организаций, подведомственных Министерству образования Московской области (далее - соответственно Положение, Министерство), разработано в соответствии со статьей 353.1 Трудового кодекса Российской Федерации, Законом Московской области N 142/2018-ОЗ "О порядке и условиях осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (далее - Закон N 142/2018-ОЗ), распоряжением Министерства социального развития Московской области от 20.02.2019 N 21РВ-19 "Об утверждении форм проверочных листов (список контрольных вопросов) для осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права", рекомендациями по проведению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права Министерства социального развития Московской области от 18.03.2019 N 21 Исх-3606/14-02.
2. Положение определяет цели, принципы, условия, основные направления и устанавливает порядок осуществления Министерством ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении подведомственных организаций.
В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
ведомственный контроль - деятельность Министерства, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях, осуществляемая посредством организации и проведения проверок;
подведомственные организации - государственные образовательные организации, автономные образовательные организации и автономные организации, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство;
уполномоченный орган - Министерство образования Московской области;
проверка - совокупность мероприятий по контролю, проводимых уполномоченным органом в отношении подведомственных организаций для оценки соответствия осуществляемой ими деятельности требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
3. Осуществление ведомственного контроля включает в себя следующие процедуры:
1) составление ежегодного плана проведения проверок Министерства на очередной календарный год (далее - ежегодный план проверок);
2) проведение плановых и внеплановых проверок;
3) контроль за устранением нарушений, выявленных по результатам проверок;
4) учет проверок.
4. Ведомственный контроль осуществляется по направлению:
- организация и ведение кадрового делопроизводства;
- охрана труда.
5. Предметом ведомственного контроля является соблюдение подведомственными организациями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
6. Осуществление ведомственного контроля основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности и гласности.
7. Ведомственный контроль проводится с целью:
1) выявления нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
2) предупреждения нарушений прав и законных интересов работников подведомственных организаций;
3) принятия мер по восстановлению нарушенных прав работников подведомственных организаций;
4) контроля за организацией профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, обеспечением средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда, а также работой по улучшению условий труда.
8. В своей деятельности должностные лица, уполномоченные на проведение мероприятий по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении организаций, подведомственных Министерству образования Московской области (далее - уполномоченные должностные лица), руководствуются Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом N 142/2018-ОЗ, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства.
II. Организация ведомственного контроля
9. При осуществлении ведомственного контроля проводятся плановые и внеплановые проверки.
10. Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодным планом проверок, утверждаемым приказом министра образования Московской области (далее - министр).
11. Ежегодный план проверок разрабатывается по форме Приложения 1 к настоящему Положению. Основанием для проведения плановой проверки является включение подведомственной организации в ежегодный план проверок.
12. Подведомственные организации могут включаться в ежегодный план проверок не ранее трех лет со дня государственной регистрации или со дня окончания последней плановой проверки, проведенной Министерством или федеральной инспекцией труда.
13. Внесение изменений в ежегодный план проверок допускается не позднее чем за месяц до начала проведения плановой проверки, в отношении которой вносятся такие Изменения.
14. Утвержденный ежегодный план проверок на следующий календарный год доводится до сведения руководителей подведомственных организаций посредством его размещения на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в срок до 31 декабря текущего года.
15. По заявлению подведомственной организации Управление государственной Гражданской службы, наград и работы с руководителями государственных образовательных организаций обеспечивает исключение из ежегодного плана проверок подведомственные организации, в отношении которых в текущем году предусмотрена плановая проверка федеральной инспекцией труда.
16. В качестве периода времени, относительно которого осуществляется проверка, устанавливаются предшествующие два календарных года и истекший период текущего года.
17. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока устранения выявленных нарушений трудового законодательства, установленного в акте проверки подведомственной организации, в случае, если руководителем подведомственной организации не заявлено мотивированное ходатайство о продлении указанного срока;
2) поступление в Министерство обращений физических лиц, юридических лиц о фактах нарушений в подведомственной организации трудового законодательства, сообщений средств массовой информации, указывающих на признаки нарушения трудового законодательства.
18. Министр принимает решение о проведении внеплановой проверки в течение:
1) десяти рабочих дней со дня истечения указанного в акте проверки срока для устранения нарушений трудового законодательства;
2) пяти рабочих дней со дня поступления информации, указанной в подпункте 2 пункта 17 настоящего Положения.
19. Обращения или запросы, не позволяющие установить лицо или организацию, обратившуюся в Министерство, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
20. Внеплановая проверка по обращению гражданина не проводится в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда в отношении ситуации, изложенной в обращении гражданина.
21. Срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцати рабочих дней.
22. Плановая или внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
Документарная проверка проводится по месту нахождения уполномоченного органа.
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах проверяемой подведомственной организации, устанавливающие ее организационно-правовую форму, ее права и обязанности, локальные нормативные акты и документы, используемые при осуществлении ее деятельности и связанные с исполнением ей обязательных требований трудового законодательства, исполнением предписаний органов, осуществляющих федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства.
В процессе документарной проверки запрашиваемые документы организация предоставляет в виде оригиналов либо копий, заверенных печатью и подписью руководителя проверяемой организации.
Выездная проверка проводится по месту нахождения подведомственной организации.
Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным оценить соответствие деятельности проверяемой подведомственной организации требованиям трудового законодательства.
23. Проверки проводятся с применением проверочных листов (списков контрольных вопросов), в том числе оформляемых в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Формы проверочных листов (список контрольных вопросов) утверждены распоряжением Министерства социального развития Московской области от 20.02.2019 N 21РВ-19.
III. Порядок проведения проверок
24. Проверка проводится на основании распоряжения Министерства уполномоченными должностными лицами.
25. В распоряжении о проведении плановой или внеплановой проверки указываются:
1) наименование уполномоченного органа;
2) фамилия, имя, отчество и должность уполномоченных должностных лиц на проведение проверки;
3) наименование подведомственной организации, в отношении которой проводится проверка, место его нахождения;
4) цели, задачи, предмет проверки, проверяемый период деятельности подведомственной организации;
5) вид проверки (плановая или внеплановая), форма проверки (выездная или документарная);
6) правовые основания проверки;
7) формы проверочных листов (списки контрольных вопросов), по которым будет осуществляться проверка;
8) перечень документов, которые должна представить подведомственная организация для проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки.
26. О проведении предстоящей (плановой или внеплановой) проверки подведомственная организация уведомляется Министерством не менее чем за три рабочих дня до начала ее проведения путем вручения копии распоряжения о проведении проверки, посредством направления заверенной копии распоряжения о проведении проверки любым доступным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его получения.
Одновременно с заверенной копией распоряжения направляется запрос о представлении документов, необходимых для проведения проверки.
В запросе указываются перечень необходимых документов, материалов и сведений, срок их представления, который исчисляется с даты получения такого запроса, а также о том, в каком виде должны быть представлены документы (подлинники, заверенные копии, в виде электронных копий документов).
27. Проверки в зависимости от характера, объема и сложности могут проводиться единолично должностным лицом или группой должностных лиц под руководством соответствующего должностного лица, ответственного за проведение проверки.
28. Уполномоченные должностные лица при проведении проверки вправе:
1) посещать при выездной проверке объекты подведомственной организации в сопровождении руководителя или иных должностных лиц подведомственной организации;
2) запрашивать у подведомственных организаций и получать от них документы и материалы по вопросам, относящимся к предмету проверки, а также устные и письменные объяснения должностных лиц и работников подведомственных организаций по вопросам, относящимся к предмету проверки;
3) знакомиться с документами, объяснениями, информацией, полученными при осуществлении мероприятий по ведомственному контролю.
29. При проведении проверки уполномоченные должностные лица не вправе:
1) проверять выполнение требований, не относящихся к предмету проверки;
2) требовать представление документов, информации, не относящихся к предмету проверки;
3) распространять информацию, полученную в результате проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством;
4) превышать установленные сроки проведения проверки.
30. В случае воспрепятствования руководителем, его заместителем либо иным должностным лицом подведомственной организации проведению проверки уполномоченное должностное лицо обязано составить акт об отказе в проведении проверки либо о непредставлении документов и локальных нормативных актов, необходимых для проведения проверки.
На основании указанного акта министр вправе принять решение о применении к руководителю подведомственной организации дисциплинарного взыскания.
IV. Оформление результатов проверки
31. По результатам каждой проведенной проверки уполномоченными должностными лицами составляется акт проверки согласно Приложению 2 к настоящему Положению (далее - акт проверок).
32. В акте проверки указываются следующие сведения:
1) вид проверки (плановая либо внеплановая, документарная либо выездная);
2) дата, время и место составления акта проверки;
3) наименование уполномоченного органа, осуществляющего ведомственный контроль;
4) дата и номер распоряжения Министерства на основании, которого проводилась проверка;
5) фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц Министерства, проводивших проверку;
6) наименование проверяемой подведомственной организации, фамилия, имя, отчество и должность руководителя или уполномоченного им должностного лица подведомственной организации, присутствовавших при проведении проверки;
7) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
8) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях трудового законодательства со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты;
9) сведения о лицах, допустивших нарушения трудового законодательства, если установление таковых лиц возможно на основании локальных нормативных актов подведомственной организации;
10) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя или уполномоченного им должностного лица подведомственной организации, присутствовавших при проведении проверки;
11) подписи должностных лиц, проводивших проверку.
33. К акту проверки прилагаются полученные в результате проверки документы или их копии, письменные объяснения должностных лиц подведомственной организации.
34. Акт проверки оформляется в течение пяти рабочих дней после ее завершения в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю проверяемой подведомственной организации или уполномоченному им должностному лицу под роспись.
В случае отсутствия руководителя подведомственной организации или уполномоченного им должностного лица, а также отказа от получения акта проверки он направляется руководителю подведомственной организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу (месту нахождения) подведомственной организации. Уведомление о вручении подведомственной организации акта проверки приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в Министерстве.
35. В случае выявления в ходе проведения проверки нарушений требований трудового законодательства в акте проверки указываются мероприятия по устранению выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
36. Результаты проведения внеплановой проверки доводятся до сведения заявителей в течение 5 рабочих дней после составления акта проверки.
V. Устранение выявленных в ходе проверки нарушений
37. Руководитель подведомственной организации обязан представить в Министерство отчет об устранении выявленных в ходе проверки нарушений до окончания срока, указанного в акте проверок. К отчету прилагаются копии документов и иные материалы, подтверждающие устранение нарушений трудового законодательства.
38. В случае несогласия с актом проверки в течение пятнадцати рабочих дней с даты получения акта проверки руководитель организации вправе представить министру в письменной форме свои замечания (возражения, пояснения) по акту проверки, приложив к таким замечаниям (возражениям, пояснениям) документы, подтверждающие обоснованность таких замечаний (возражений, пояснений), или их заверенные копии.
Министр в течение десяти рабочих дней со дня получения замечаний (возражений, пояснений) по акту проверки организует их рассмотрение. О времени и месте рассмотрения замечаний (возражений, пояснений) руководитель организации извещается не позднее чем за три рабочих дня до их рассмотрения.
39. Срок, в течение которого должны быть устранены выявленные в ходе проверки нарушения трудового законодательства, не может превышать четырех месяцев.
40. Поступившее в Министерство ходатайство от руководителя подведомственной организации о продлении срока для устранения нарушений, выявленных при проведении проверки, рассматривается в течение трех рабочих дней. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней при условии, что общий срок устранения недостатков не превысит четыре месяца. По результатам рассмотрения издается распоряжение Министерства о продлении срока или об отказе в продлении срока.
41. В случае выявления нарушений трудового законодательства в подведомственных организациях Министерство направляет в подведомственную организацию предложения о привлечении виновных лиц к ответственности или принимает меры к руководителю подведомственной организации в соответствии с федеральным законодательством.
VI. Отчетность о проведении ведомственного контроля
42. В Министерстве ведется учет проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении подведомственных организаций.
43. Учет ведомственного контроля осуществляется путем ведения журнала учета проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении организаций, подведомственных Министерству образования Московской области, по форме согласно Приложению 3.
Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и заверен печатью уполномоченного органа.
Материалы проверок хранятся в Министерстве пять лет, по истечении срока хранения подлежат уничтожению в установленном порядке.
44. Подведомственные организации самостоятельно ведут учет проводимых в отношении их проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Приложение 1
к Положению о проведении
ведомственного контроля за соблюдением
трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, в отношении
организаций, подведомственных
Министерству образования Московской области
Утвержден
приказом министра
образования Московской области
от N
План
проведения плановых проверок при осуществлении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в организациях, подведомственных Министерству образования Московской области на ____ год
N п/п |
Наименование проверяемой организации |
Адрес проверяемой организации |
Форма проверки (документарная или выездная) |
Проверяемый период |
Срок проведения плановой проверки |
Лица, ответственные за проведение мероприятий по контролю |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
к Положению о проведении
ведомственного контроля за соблюдением
трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, в отношении
организаций, подведомственных
Министерству образования Московской области
АКТ ПРОВЕРКИ N ___
Министерства образования Московской области
________________________ "____"____________ 20__г.
(место составления акта) (дата составления акта)
Вид проводимой проверки _________________________________________________
(плановая / внеплановая, документарная / выездная)
Дата и номер распоряжения Министерства образования Московской области ___
_________________________________________________________________________
Фамилия, имя отчество и должность должностных лиц Министерства
образования Московской области, проводивших проверку:
N п/п |
Фамилия, имя, отчество |
Должность |
|
|
|
|
|
|
Наименование проверяемой подведомственной организации, фамилия,
имя, отчество и должность руководителя или уполномоченного им
должностного лица подведомственной организации, присутствовавших при
проведении проверки
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Дата, продолжительность и место проведения проверки _____________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных
нарушениях трудового законодательства со ссылкой на соответствующие
нормативные правовые акты
N п/п |
Выявленные нарушения трудового законодательства |
Основания (пункт, статья, реквизиты правового акта) |
|
|
|
|
|
|
Сроки для устранения выявленных при проведении проверки нарушений:
_________________________________________________________________________
Сведения
об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки
руководителя или уполномоченного им должностного лица
подведомственной организации, присутствовавших
при проведении проверки
_________________________________________________________________________
Подписи должностных лиц, проводивших проверку
__________________________/_____________________________________________/
__________________________/_____________________________________________/
Прилагаемые документы: __________________________________________________
_________________________________________________________________________
С актом проверки ознакомлен(а), копию акта со всеми приложениями
получил(а):
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя. отчество, должность руководителя подведомственной
организации или уполномоченного им должностного лица, факт ознакомления с
актом проверки либо отказ в ознакомлении с актом проверки)
"____"______________20__г. __________________________
(подпись)
Приложение 3
к Положению о проведении
ведомственного контроля за соблюдением
трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, в отношении
организаций, подведомственных
Министерству образования Московской области
Журнал
учета проверок, проводимых Министерством образования Московской области в подведомственных организациях, в рамках осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
N п/п |
Наименование подведомственной организации |
Вид проверки |
Сроки проведения проверки |
Основание для проведения проверки (план проверок, распоряжение, обращение и т.д.) |
Дата составления и номер акта проверки |
Уполномоченные должностные лица |
Подписи уполномоченных должностных лиц |
|
дата начала проверки |
дата окончания проверки |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства образования Московской области от 30 июля 2020 г. N Р-486 "Об утверждении Положения о проведении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении организаций, подведомственных Министерству образования Московской области"
Текст распоряжения опубликован на сайте Министерства образования Московской области (http://mo.mosreg.ru) 4 августа 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Министерства образования Московской области от 19 апреля 2022 г. N Р-265
Изменения вступают в силу с 19 апреля 2022 г.