2.5. Гигиена. Гигиена и эпидемиология на транспорте
Методические указания МУ 2.5.3549-19
"Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия при перевозке железнодорожным транспортом осужденных и лиц, содержащихся под стражей"
(утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 12 августа 2019 г.)
I. Область применения
1.1. Настоящие методические указания (далее - МУ) распространяются на специальные вагоны локомотивной тяги (далее - спецвагоны) при осуществлении государственной функции организации перевозок осужденных и лиц, содержащихся под стражей (подозреваемых и обвиняемых) (далее - спецконтингент), железнодорожным транспортом.
1.2. МУ предназначены для специалистов органов и организаций, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия при перевозках спецконтингента в спецвагонах.
1.3. МУ могут быть использованы при проектировании спецвагонов и обязательном подтверждении их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
II. Общие положения
2.1. Перевозка железнодорожным транспортом спецконтингента имеет специфические особенности, заключающиеся в его конвоировании специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний и ограничениях при перевозке спецконтингента, в том числе связанных с размещением спецконтингента в больших и малых камерах, с отсутствием в камерах любого оборудования, кроме полок, отсутствием окон и светильников в камерах, питанием спецконтингента только в камерах сухим пайком.
Кроме того, при перевозке спецконтингента существует повышенная опасность распространения инфекций, передающихся воздушно-капельным путем, включая туберкулез и другие.
2.2. В настоящее время существует ограниченная возможность перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, специальными железнодорожными вагонами, так как эти вагоны устарели и подлежат утилизации. Это обуславливает необходимость внедрения инновационных решений, предусматривающих в спецвагонах установку кондиционера для регулирования параметров микроклимата, обеззараживателей воздуха и воды, замкнутых систем канализационных стоков, и других мероприятий, учитывающих особенности перевозки спецконтингента и направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
III. Планировка и оборудование помещений спецвагона
3.1. Конструкция спецвагона включает основные группы помещений (служебные помещения, предназначенные для размещения личного состава караула и проводников, и помещения для спецконтингента, предназначенные для его содержания в процессе перевозки железнодорожным транспортом), а также дополнительные помещения (тамбуры, переходные площадки, служебное и котельное отделение). Оборудование основных помещений приведено в приложении 1 к настоящим МУ.
3.2. К служебным помещениям спецвагона относятся:
- купе проводников;
- помещение для приёма пищи;
- купе начальника караула;
- купе караула;
- туалет-душевая;
- коридоры.
3.3. К помещениям для спецконтингента относятся:
- камеры большие и малые;
- туалет.
3.4. Размеры помещений спецвагона представлены в приложении 2 к настоящим МУ.
3.5. При проектировании и производстве спецвагона выбор материалов и веществ для внутреннего оборудования проводится с учётом их безопасности для человека, стойкости к механическим воздействиям, влиянию света, моющих и дезинфицирующих средств, удобства при очистке от загрязнений.
3.6. Вспомогательное оборудование и конструкционные материалы системы водоснабжения, непосредственно контактирующие с питьевой водой, изготавливают из материалов, не оказывающих вредного воздействия на качество воды и разрешенных к применению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.7. Содержание химических веществ в воздушной среде спецвагона оценивается по среднесуточным величинам предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) для атмосферного воздуха населённых мест, а при отсутствии среднесуточных ПДК - по максимальным разовым ПДК.
3.8. Панели потолка, воздуховоды и полы предусматриваются с использованием шумо- и виброзащитных материалов, унитазы из коррозионностойких материалов, устойчивых к воздействию дезинфицирующих средств.
3.9. Полы в помещениях спецвагона должны иметь гладкую, но не скользкую поверхность, удобную для очистки. Материалы покрытий пола выбираются с учётом устойчивости к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.
3.10. Входные двери из тамбуров в коридор спецвагона предусматриваются с тепло- и шумоизоляцией.
IV. Освещение спецвагона
4.1. Окна служебных помещений оборудуются стеклопакетами, обеспечивающими достаточную видимость и естественную освещённость, звуковую и тепловую изоляцию.
4.2. Окна в помещениях для спецконтингента в связи с ограничениями к перевозке спецконтингента не предусматриваются.
4.3. Искусственное освещение камер обеспечивается светильниками, установленными в коридоре, которые создают в камерах на полу освещённость не менее 10 лк, достаточную для передвижения спецконтингента внутри камеры.
4.4. Помещения для приёма пищи, купе проводников, купе начальника караула и купе караула обеспечиваются комбинированным освещением потолочными осветительными приборами и светильниками местного освещения.
4.5. Котельное отделение оборудуется местным освещением.
4.6. Допускается применение в системе общего освещения светильников со светодиодами, имеющих защитный угол, исключающий попадание в поле зрения прямого излучения.
4.7. Спецвагон оборудуется аварийным освещением.
4.8. Уровни искусственной освещённости помещений спецвагона представлены в приложении 3 к настоящим МУ.
V. Водоснабжение спецвагона
5.1. Спецвагон обеспечивается питьевой водой, отвечающей требованиям санитарного законодательства.
5.2. Система водоснабжения спецвагона предусматривается с обеспечением возможности заправки питьевой водой, полного слива воды, очистки, промывки и дезинфекции.
5.3. Спецвагон оборудуется:
- кипятильником для приготовления кипяченой воды;
- водоохладителем;
- системой перекачки воды от кипятильника в бак водоохладителя;
- аппаратом раздачи питьевой воды;
- обеззараживающим устройством в водоохладителе с целью предупреждения вторичного бактериального загрязнения охлаждённой воды;
- трубопроводом с кранами для раздачи кипячёной воды в помещения камер.
5.4. Горячей водой обеспечиваются служебное отделение, помещение для приёма пищи, туалет-душевая.
VI. Система замкнутого сбора канализационных стоков спецвагона
6.1. Спецвагон оборудуется туалетной системой замкнутого типа, включающей унитазы, баки-накопители (допускается установка одного бака-накопителя при использовании вакуумного туалетного комплекса), систему трубопроводов слива, откачки, вентиляции, блок управления, датчики уровня заполнения бака и температуры содержимого бака.
6.2. Для обеспечения функционирования туалетов в переходный и зимний периоды предусматривается обогрев бака-накопителя системы замкнутого сбора канализационных стоков.
6.3. Трубопроводы и разъемы системы замкнутого сбора канализационных стоков оборудуются таким способом, чтобы обеспечивать смыв унитазов, доставку отходов из унитазов в бак-накопитель, откачку стоков из бака в машину или стационарную систему через унифицированные разъёмы. Соединения и разъёмы предусматриваются с обеспечением герметичности системы замкнутого сбора канализационных стоков.
6.4. Вместимость накопительного бака из туалета-душевой предусматривается из расчета не менее 250 л, из туалета - не менее 450 л. При применении вакуумной туалетной системы с одним баком вместимость предусматривается не менее 700 л.
6.5. На пульт управления в служебном отделении должны поступать световые сигналы об уровне наполнения накопительного бака на 10, 80 и 95%.
6.6. При опорожнении и промывке бака-накопителя следует избегать пролива содержимого бака в окружающую среду и соприкосновения персонала с фекальными сбросами.
VII. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха спецвагона
7.1. Спецвагон оборудуется:
- механической приточной вентиляцией;
- естественной вытяжной вентиляцией;
- приточными и рециркуляционными каналами воздуховодов;
- системой отопления;
- установкой кондиционирования воздуха;
- установками обеззараживания воздуха.
7.2. Отопительные приборы размещаются по длине стен на высоте от пола, позволяющей производить их очистку, и оборудуются защитными кожухами.
7.3. Система воздуховодов предусматривается раздельная для служебных помещений и помещений для спецконтингента с целью предупреждения инфицирования личного состава караула и проводников возбудителями инфекций с аэрозольным механизмом передачи.
7.4. Подаваемый наружный воздух подвергается очистке от пыли и механических примесей с помощью фильтров.
7.5. Рециркуляционный воздух подвергается обеззараживанию специализированной установкой для инактивации микроорганизмов в воздушной среде, расположенной в зоне служебных помещений.
7.6. Дополнительные местные обеззараживатели воздуха устанавливаются в коридоре для повышения эффективности обеззараживания воздуха, циркулирующего в зоне камер, и в туалете для спецконтингента.
7.7. Следует предусматривать технологические решения, позволяющие обеспечивать температуру воздуха в камерах в тёплый период года не более 30°С.
7.8. Значения параметров микроклимата в помещениях спецвагонов представлены в приложении 4 к настоящим МУ.
7.9. Значения параметров воздушной среды при работе системы вентиляции представлены в приложении 5 к настоящим МУ.
7.10. Уровни звука и звукового давления в помещениях спецвагона представлены в приложении 6 к настоящим МУ.
VIII. Подготовка спецвагона в рейс и требования к перевозке
8.1. Подготовка спецвагона в рейс включает в себя:
- наружную обмывку;
- дезинфекционную обработку;
- ремонт внутреннего оборудования (при необходимости);
- уборку внутренних помещений;
- снабжение предметами съёмного оборудования (при необходимости);
- заправку водой и топливом.
8.2. Наружная уборка проводится после каждого рейса и включает в себя обмывку кузова и ходовых частей, мытьё и протирку стекол, переходных площадок, очистку и мытьё ступенек, влажную протирку поручней.
8.3. Дезинфекционная обработка выполняется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами, методами и средствами, предусмотренными соответствующими инструкциями.
8.4. Дезинфекционная обработка туалетов, мусоросборников проводится по прибытии в пункт формирования и оборота.
8.5. Перевозку лиц с различными формами туберкулёза осуществляют в отдельных камерах. По прибытии в пункт назначения проводится заключительная дезинфекция дезинфицирующими средствами, обладающими туберкулоцидной активностью, в отсутствие людей с учетом приложения 7 к настоящим МУ.
8.6. Дезинфекционная обработка поверхностей, изделий съёмного мягкого имущества и уборочного инвентаря спецвагона проводится с учетом приложения 7 к настоящим МУ.
8.7. Дезинсекционная обработка проводится не реже 1 раза в месяц и по эпидемиологическим показаниям.
8.8. Мусор из вагона собирается и удаляется в специальные контейнеры.
8.9. В спецвагоне, отправляемом в рейс, обеспечивается санитарно-эпидемиологическое благополучие при условии:
- исправного состояния систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, освещения;
- наличия мыла и туалетной бумаги;
- исправной работы кипятильников;
- наличия разрешённых в соответствии с законодательством Российской Федерации к применению моющих и дезинфицирующих средств для текущей уборки.
8.10. Вода для питья выдаётся спецконтингенту с учётом потребности.
Нормативные ссылки
1. Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
2. Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
3. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (ТР ТС 001/2011).
4. СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
5. СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте".
6. СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности".
Руководитель Федеральной службы |
А.Ю. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические указания МУ 2.5.3549-19 "Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия при перевозке железнодорожным транспортом осужденных и лиц, содержащихся под стражей" (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 12 августа 2019 г.)
Текст методических указаний опубликован в Бюллетене нормативных и методических документов госсанэпиднадзора, март 2020 г., N 1
Методические рекомендации разработаны Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (М.Ф. Вильк, Л.П. Коротич, Ж.В. Овечкина, О.С. Сачкова)