Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Думы
Ставропольского края
от 5 августа 2020 года N 1932-VI ДСК
Таблица поправок
Думы Ставропольского края к проекту федерального закона N 864191-7 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона N 183-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации"
N |
Наименование, статья, абзац |
Текст проекта федерального закона, принятого в первом чтении |
Содержание поправки |
Текст проекта федерального закона с учетом поправки |
Обоснование поправки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
"О внесении изменений в статью 7 Федерального закона N 183-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации" |
Слово "изменений" заменить словом "изменения", слова "N 183-ФЗ" исключить |
"О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации" |
Соблюдение правил юридико-технического оформления законопроектов |
|
2. |
Статья 1, абзац первый |
"Пункт 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 23 июня 2016 года N 183-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона N 183-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ, N 26 (Часть I), ст. 3852) изложить в новой редакции:" |
Изложить в новой редакции |
"Внести в пункт 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 23 июня 2016 года N 183-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 26, ст. 3852) изменение, изложив его в следующей редакции:" |
Соблюдение правил юридико-технического оформления законопроектов |
3. |
"1) Президент Российской Федерации, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, судьи, иные лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, лица, замещающие должности федеральной государственной службы, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иные лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, лица, замещающие должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, а также лица, замещающие муниципальные должности;" |
Слова "иные лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, лица, замещающие должности федеральной государственной службы, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иные лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, лица, замещающие должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, а также лица, замещающие муниципальные должности" заменить словами "иные лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации не замещают государственные должности субъектов Российской Федерации, лица, замещающие должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальные должности, а также должности муниципальной службы" |
"1) Президент Российской Федерации, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, судьи, иные лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации не замещают государственные должности субъектов Российской Федерации, лица, замещающие должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальные должности, а также должности муниципальной службы;" |
Достижение цели правового регулирования* |
|
|
|
|
|
|
|
_________________________
* Предлагаемое абзацем вторым статьи 1 проекта федерального закона изменение пункта 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 23 июня 2016 года N 183-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации", по мнению Думы Ставропольского края, не позволит достичь заявленной цели правового регулирования, поскольку применение слова ", иные" в формулировке "депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иные лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации" либо относит всех депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее также - депутат) к лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации, лишь акцентируя внимание правоприменителя на данной категории государственных должностей субъектов Российской Федерации, либо вновь подразумевает в данной норме только тех депутатов, которые в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации замещают государственные должности субъектов Российской Федерации.
Кроме того, указанный абзац содержит аналогичную конструкцию относительно лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации: "Президент Российской Федерации, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, судьи, иные лица, замещающие государственные должности Российской Федерации". При этом не ставится под сомнение, например, что члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее соответственно - член Совета Федерации, депутат Государственной Думы), члены Правительства Российской Федерации - все без исключения замещают государственные должности Российской Федерации. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что судьи - это также и мировые судьи, которые в соответствии с федеральным законодательством относятся к лицам, замещающим государственные должности не Российской Федерации, а субъектов Российской Федерации.
При этом Дума Ставропольского края, предлагая к рассмотрению поправку N 3 в связи с необходимостью достижения цели правового регулирования проекта федерального закона, относительно складывающейся судебной (имеется также противоположная позиция Верховного Суда Российской Федерации - определение от 25 марта 2015 года N 74-АПГ15-3) и правоприменительной практики субъектов Российской Федерации по вопросу о том, что не все депутаты относятся к лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации, считает необходимым обратить внимание на следующее.
В пояснительной записке к проекту федерального закона указано, что правоприменительная и судебная практика выявила, что данная формулировка не охватывает депутатов, которые осуществляют свои депутатские полномочия без отрыва от основной деятельности.
Однако частью 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации в императивной форме установлено, что верховенство на всей территории Российской Федерации имеют Конституция Российской Федерации и федеральные законы.
Федеральное законодательство сходного правового регулирования относит именно всех депутатов к лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации независимо от осуществления ими своих полномочий на постоянной или непостоянной основе.
Самым ярким примером такого подхода служит Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), согласно пункту 1 статьи 12 которого в течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 2.1 Федерального закона N 184-ФЗ на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, за исключением мировых судей, распространяются ограничения и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) и другими федеральными законами. Обращаем внимание, что до принятия Федерального закона от 7 мая 2013 года N 102-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" данная норма была изложена в следующей редакции: "На лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, за исключением депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и мировых судей, распространяются ограничения, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.".
В свою очередь, Федеральный закон N 273-ФЗ также относит именно всех депутатов к лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации, разделяя их только по критерию осуществления своих полномочий на постоянной или непостоянной основе. Так, например, из всех запретов, установленных частью 3 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ для лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации и осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, в соответствии с частью 3.3-1 указанной статьи на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации и осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, не распространяются лишь запреты заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц и заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Иное означало бы, что депутатам, осуществляющим свою деятельность на постоянной или непостоянной основе, но не замещающим в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации государственные должности субъектов Российской Федерации, разрешено, например, замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления; использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности; получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц; входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений; разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, ставшие им известными в связи с выполнением служебных обязанностей и др.
Более того, изменения, внесенные Федеральным законом от 24 апреля 2020 года N 143-ФЗ "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 143-ФЗ), подтверждают позицию федерального законодателя относительного того, что все депутаты относятся к лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации независимо от осуществления ими своих полномочий на постоянной или непостоянной основе. Так, согласно части 3.4 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ, введенной Федеральным законом N 143-ФЗ, "лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации (за исключением депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, если федеральными законами не установлено иное, не вправе участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением отдельных случаев". При этом запрет на участие в управлении коммерческой или некоммерческой организацией установлен частью 3.3 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ только для депутатов, осуществляющих свои полномочия на профессиональной постоянной основе.
Иные федеральные законы также подтверждают позицию федерального законодателя относительного того, что именно все депутаты относятся к лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации.
Например, согласно пункту "а" части второй статьи 6 Федерального закона от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не вправе быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, замещать иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного частью первой данной статьи, согласно которой "член Совета Федерации, совмещающий осуществление полномочий члена Совета Федерации и депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, со дня наделения его полномочиями члена Совета Федерации осуществляет полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации без отрыва от основной деятельности в Совете Федерации".
Такой же подход федерального законодателя прослеживается в следующих федеральных законах: Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (пункт 1 части 1 статьи 2), Федеральный закон от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (подпункт "в" пункта 1 части 1 статьи 2), Федеральный закон от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации" (пункт 2 части 1 статьи 7), Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (пункт 9 статьи 4), Федеральный закон от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" (пункт 1 части 2 статьи 7), Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" (пункт 1.2 статьи 11), Федеральный закон от 2 июня 2016 года N 154-ФЗ "О Российском Фонде Прямых Инвестиций" (часть 5 статьи 11), Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (часть 5 статьи 15), Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (часть 4 статьи 13), Федеральный закон от 30 мая 2001 года N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" (подпункт 4 пункта 2 статьи 2), Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 316-ФЗ "О патентных поверенных" (пункт 1 части 4 статьи 2), Федеральный закон от 10 июля 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (часть 3 статьи 12), Федеральный закон от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (статья 7), Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (статья 30.1).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 76-ФЗ следует читать как "от 10 июня 2008 г."
Кроме того, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в императивном порядке установлено, что депутаты представительных органов муниципальных образований являются лицами, замещающими муниципальные должности независимо от осуществления ими своих полномочий на постоянной или непостоянной основе. При этом согласно абзацу третьему части 5 статьи 40 указанного Федерального закона на постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов представительного органа муниципального образования от установленной численности соответствующего представительного органа муниципального образования.
На основании изложенного устранить неясность правового регулирования и неоднозначность складывающейся судебной и правоприменительной практики по данному вопросу позволило бы императивное закрепление в Федеральном законе N 184-ФЗ положения о том, что все депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации являются лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Думы Ставропольского края от 5 августа 2020 г. N 1932-VI ДСК "О поправках к проекту федерального закона... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.