Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу Департамента
социальной защиты, опеки и
попечительства, труда и
занятости Орловской области
от 30 июля 2020 г. N 432
Программа
переподготовки лиц, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей
Цель программы: переподготовка действующих замещающих родителей направлена на повышение родительской компетентности - совокупности личностных качеств, позволяющих решать проблемы и задачи воспитания и развития ребенка, возникающие в реальных жизненных ситуациях; на профилактику жестокого обращения с детьми и профилактику отказа от воспитания детей через коррекцию эмоционально-информационных связей в каждой конкретной семье.
Программа предназначена для действующих замещающих родителей (приемных родителей, опекунов (попечителей).
Задачи программы:
- активизировать процессы самопознания, внутренние ресурсы замещающих родителей;
- познакомить с навыками профилактики эмоционального выгорания, способствовать их практическому освоению;
- определить уровень функционального ресурса семьи;
- способствовать освоению навыков конструктивного общения между членами семьи; коррекции взаимодействия родителей и детей;
- познакомить с основами психосексуального развития детей, углубить знания в вопросах психосоциального развития детей.
Объем программы: 66,5 часов.
Формы и методы реализации программы: лекции-беседы, практические и семинарские занятия, моделирование и анализ ситуаций, работа в малых группах, тренинги, групповые и индивидуальные консультации, самостоятельная работа.
Программа предусматривает максимальное использование личного опыта приемных родителей. Групповые формы работы позволяют участникам обмениваться мнениями, опытом, обсуждать проблемы и находить пути их решения, делиться своими чувствами.
Принципы реализации программы:
Системность, интегрированность
Добровольность
Психологический комфорт
Конфиденциальность
Сотрудничество, взаимодействие
Личностно-ориентированный подход
Степень эффективности образовательной программы будет оцениваться при проведении психологического исследования.
Ожидаемый результат, методы измерения:
1. Расширены психологические и педагогические знания, умения и навыки, компетенции замещающих родителей (анкетирование, диагностики).
2. Отработаны навыки и способы конструктивного решения конфликтных ситуаций в замещающих семьях (наблюдение, анкетирование, решение практических задач).
3. Сформированы навыки и освоены способы позитивного воспитания детей в целях профилактики жестокого обращения (коллективная рефлексия, решение практических задач).
Итоговая аттестация по программе.
Итоговая аттестация замещающих родителей проводится в форме собеседования в конце всего курса, и завершается выдачей документа о прохождении программы переподготовки лиц, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей (Приложение 1).
Учебный план
программы переподготовки лиц, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей
N |
Наименование разделов и темы |
Всего часов |
В том числе: |
Форма контроля |
||
лекции |
Семинары-тренинги |
Индивидуальная работа/консультирование |
||||
1. |
Психологическое исследование семейной ситуации |
6,5 |
- |
- |
6,5 |
Психологическое исследование. Утвержденный пакет методик |
1.1 |
Внеплановое психологическое исследование опекунов (в возрасте старше 70 лет) и несовершеннолетних |
10 |
- |
- |
10 |
Психологическое исследование. Утвержденный пакет методик. Консультирование |
2 |
Активизация процессов самопознания и внутренних ресурсов замещающих родителей |
5 |
1 |
4 |
|
|
2.1 |
Знакомство участников с целями и задачами программы. Мотивация участников на тренинг, определение личных целей |
1 |
1 |
|
- |
|
2.2 |
Профилактика эмоционального выгорания замещающих родителей |
2 |
- |
2 |
- |
|
2.3 |
Толерантность и конфликтность в условиях неизбежных разногласий. Тактика поведения в сложных/конфликтных ситуациях |
2 |
- |
2 |
|
|
3 |
Психология семейных отношений |
21 |
3 |
18 |
|
|
3.1 |
Особенности нормативных и ненормативных семейных кризисов |
1 |
1 |
- |
- |
|
3.2 |
Функциональный семейный ресурс |
3 |
- |
3 |
|
|
3.3 |
Особенности воспитания сирот-сиблингов в условиях замещающих семей. Детская конкуренция и кооперация. Правила для родителей. Распределение обязанностей между детьми |
5 |
2 |
3 |
|
|
3.4 |
Влияние семейной истории на развитие ребенка |
4 |
- |
4 |
|
|
3.5 |
Детско-родительские отношения в многодетной замещающей семье. Конструктивные способы решения конфликтов. Основные принципы позитивного воспитания. Решение моделируемых ситуаций. Совместные занятия взрослых и детей |
8 |
- |
8 |
- |
|
4 |
Основы психосексуального и психосоциального развития детей |
4 |
1 |
3 |
|
|
4.1 |
Психосексуальное развитие детей |
2 |
1 |
1 |
|
|
4.2 |
Психосоциальное развитие детей. Связь между психосексуальным и психосоциальным развитием ребенка. Роль замещающей семьи в психосоциальном развитии ребенка |
2 |
- |
2 |
|
|
5 |
Жестокое обращение с детьми |
7 |
2 |
5 |
|
|
5.1 |
Последствия жестокого обращения с детьми |
1 |
1 |
|
|
|
5.2 |
Обеспечение безопасности и оказание помощи ребенку. Понятие безопасности. Физическая и психологическая безопасность. Правила безопасного поведения. Замещающая семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение |
2 |
|
2 |
|
|
5.3 |
Угрозы современного мира для ребенка. Защита ребенка от информации, наносящий вред его здоровью и развитию. Основные принципы информационной безопасности, правила защиты персональных данных. Правила безопасности в интернет-пространстве |
4 |
1 |
3 |
|
|
6 |
Защита прав и интересов несовершеннолетних |
4 |
3 |
1 |
|
|
6.1 |
Обзор федеральных и региональных нормативных правовых актов, касающихся различных сфер жизнедеятельности детей-сирот |
4 |
3 |
1 |
|
|
7 |
Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях замещающей семьи. Основные проблемы развития детей с ОВЗ |
6 |
2 |
4 |
|
|
7.1 |
Создание оптимальных условий для развития ребенка с учетом возможных ограничений здоровья. Программы государственных гарантий, социально-медицинской поддержки и сопровождения. Социально-поддерживающая сеть семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ |
3 |
2 |
1 |
|
|
7.2 |
Копилка практических упражнений и игр для развития детей с ОВЗ (по категориям заболеваний) |
3 |
|
3 |
|
|
8 |
Жизненные планы и перспективы замещающей семьи |
2 |
|
2 |
- |
Семейный проект (творческая презентация) |
9 |
Рекомендации для внесения дополнений в ИППСУ по результатам обучения |
2 |
- |
- |
2 |
Рекомендации |
Всего: |
66,5 |
11 |
37 |
18,5 |
|
Содержание программы
Раздел 1
Психологическое исследование семейной ситуации
Психологическое исследование семейной системы в начале и в конце реализации образовательной программы.
Диагностические методики для проведения исследования:
1) "Социограмма" Эйдемиллера Э. Г. Она позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье - прямой или опосредованный.
2) "Тест функционального ресурса семьи" Н.М. Лавровой позволяет получить информацию об актуальном семейном состоянии, выявить проблемы семьи, определить мишени помощи, выявить функциональных членов семьи.
3) Цветовой тест М. Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Он так же позволяет определить причины психологического стресса.
4) Цветовой тест отношений (Ф. Бажина, А.Эткинда) позволяет измерить (как
сознательный, так и частично неосознаваемый уровень) самоотношения человека и отношение к другим значимым людям, событиям, понятиям.
5) Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВВР).
6) Опросник X. Шмишека служит для определения типа акцентуации личности.
7) "Рисунок семьи" Г. Т. Хоментаускас методика позволяет отразить переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и к отдельным ее членам.
8) Диагностика семейных взаимоотношений Е. И. Медведской служит для определения степени близости (отдаленности) субъекта по отношению к членам семьи на основании измерения длины психологической дистанции и выявления вида взаимоотношений между испытуемым и членами семьи.
9) Методика "Разноцветные домики" позволяет оценить особенности эмоционального отношения ребенка к себе, значимым взрослым и сверстникам.
Внеплановое психологическое исследование опекунов (в возрасте старше 70 лет) и несовершеннолетних. Проведение диагностики опекунов и детей (тестирование). Консультирование семьи опекуна по результатам диагностики. Подготовка и выдача рекомендаций для служб сопровождения.
Раздел 2
Активизация процессов самопознания и внутренних ресурсов замещающих родителей
Знакомство участников с целями и задачами программы. Мотивация участников на тренинг и определение личных целей. Знакомство с групповой формой работы.
Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Определение синдрома эмоционального выгорания. Профилактические мероприятия для преодоления синдрома эмоционального выгорания.
Практические навыки самопомощи преодоления стрессовых ситуаций. Толерантность и конфликтность в условиях неизбежных разногласий. Тактика поведения в сложных/конфликтных ситуациях.
Природа конфликта. Противоречие. Поведение в ситуациях разногласия. Способы разрешения конфликтов. Конструктивный выход из конфликтов, связанный с воспитанием детей.
Раздел 3
Психология семейных отношений
Особенности нормативных и ненормативных семейных кризисов. Определение нормативных и ненормативных кризисов семьи. Функциональный семейный ресурс.
Семейная поддержка. Консолидация семьи, ее способность решать собственные проблемы. Приоритет общесемейных интересов над личными. Конструктивные факторы преодоления семенных кризисов. Стратегия членов семьи при решении семейных проблем. Место семьи в системе жизненных ценностей. Степень доверительности в семейных отношениях. Семейное времяпровождение. Степень участия членов семьи в выполнении семейных функций. Оценка семейной перспективы. Представления членов семьи о семейных ролях. Способы выхода из внутрисемейных конфликтов. Глава семьи. Функциональный член семьи.
Особенности воспитания сирот-сиблингов в условиях замещающей семьи. Детская конкуренция и кооперация. Правила для родителей. Распределение обязанностей между детьми.
Влияние семейной истории на развитие ребенка. Жизненная история семьи (семейные мифы, стереотипные паттерны поведения, ценности). Интеграция прошлого семьи и прошлого ребенка. Поиск ресурсов (внешних или внутренних) и мишеней помощи, которые помогут семье конструктивно разрешить кризисные ситуации.
Детско-родительские отношения в многодетной приемной семье. Конструктивные способы решения конфликтов. Основные принципы позитивного воспитания. Решение моделируемых ситуаций. Совместные занятия взрослых и детей.
Раздел 4
Основы психосексуального и психосоциального развития детей
Психосексуальное развитие детей. Психосексуальное развитие - один из аспектов индивидуального психического развития, в процессе которого формируются половое самосознание, половая роль и психосексуальная ориентация человека. Этапы психосексуального развития. Нормальное сексуальное поведение. Сексуализированное поведение.
Психосоциальное развитие детей.
Связь между психосексуальным и психосоциальным развитием ребенка. Психосоциальное развитие - развитие природных возможностей человеческой психики в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом; развитие сознания и самосознания в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой, обучение и воспитание, овладение социальными способами взаимодействия (вербальными и невербальными средствами общения). Роль замещающей семьи в психосоциальном развитии ребенка.
Раздел 5
Жестокое обращение с детьми
Последствия жестокого обращения с детьми. Виды жестокого обращения. Ответственность замещающего родителя за жестокое обращение с детьми. Психологические последствия жестокого обращения и их преодоление.
Обеспечение б
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.