Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден
Приказом Службы Республики Коми
строительного, жилищного и
технического надзора (контроля)
от 27 апреля 2020 г. N 01-01-08/34-1
(приложение)
Положение
об оценке коррупционных рисков в Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в целях определения конкретных процессов и видов деятельности Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (далее - Служба), при реализации которых наиболее высока вероятность совершения сотрудниками Службы коррупционных правонарушений, как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды Службой, а также в целях минимизации коррупционных рисков либо их устранения в конкретных управленческих процессах.
1.2. Оценка коррупционных рисков в Службе поводится в соответствии:
- с Рекомендациями по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации, разработанными Минтрудом России (размещены в подразделе "Методическое обеспечение мер по противодействию коррупции в организации" раздела "Противодействие коррупции" на сайте Минтруда России https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/015);
- с Методическими рекомендациями по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций (письмо Минтруда России от 25.12.2014 N 18-0/10/В-8980 "О проведении федеральными государственными органами оценки коррупционных рисков").
1.3. В настоящем Положении используются следующие основные термины и определения:
1) коррупционное правонарушение - злоупотребление полномочиями, злоупотребление должностными полномочиями, дача взятки, посредничество во взяточничестве, получение взятки, мелкое взяточничество, коммерческий подкуп, посредничество в коммерческом подкупе, мелкий коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения (полномочий) вопреки законным интересам общества, государства, организации в целях получения выгоды (преимуществ) для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;
2) бизнес-процесс - регулярно повторяющаяся последовательность взаимосвязанных действий структурных подразделений и отдельных сотрудников Службы, направленных на реализацию уставных целей (функций) Службы (например, отдельным бизнес-процессом является закупочная деятельность организации);
3) подпроцесс - установленные регулирующими документами процедуры и реальные действия и взаимодействия структурных подразделений, коллегиальных органов, сотрудников Службы, совершаемые в целях реализации конкретного бизнес-процесса (например, формирование плана проведения закупок, разработка документации к закупке, объявление закупки, прием заявок от участников и т.д. - подпроцессы, имеющие место в рамках осуществления закупочной деятельности организации);
4) направление деятельности - совокупность бизнес-процессов, направленных на реализацию единой уставной цели (функции) Службы (например, такие бизнес-процессы, как закупочная деятельность, кадровая работа и управление персоналом, административно-хозяйственное и материально-техническое обеспечение и т.п., составляют единое направление деятельности "Обеспечение деятельности организации");
5) коррупционный риск - возможность совершения сотрудником Службы, а также иными лицами от имени или в интересах Службы коррупционного правонарушения;
6) оценка коррупционных рисков - общий процесс идентификации, анализа и ранжирования коррупционных рисков;
7) идентификация коррупционного риска - процесс определения для каждого бизнес-процесса:
- критических точек;
- возможных коррупционных правонарушений, которые могут быть совершены сотрудниками Службы в каждой критической точке;
8) критическая точка - подпроцесс, особенности реализации которого создают объективные возможности для совершения сотрудниками Службы коррупционных правонарушений;
9) анализ коррупционного риска - процесс понимания природы коррупционного риска и возможностей для его реализации посредством:
- выявления наиболее вероятных способов совершения коррупционного правонарушения при реализации бизнес-процесса ("коррупционных схем")
- определения должностей или полномочий, критически важных для реализации каждой "коррупционной схемы";
10) коррупционная схема - выстроенный по определенному сценарию механизм использования работником полномочий в личных целях или в интересах третьих лиц (наиболее вероятный способ совершения коррупционного правонарушения);
11) индикатор коррупции - сведения, указывающие на возможную подготовку или совершение сотрудником Службы коррупционного правонарушения;
12) ранжирование коррупционных рисков - процесс определения уровня значимости каждого коррупционного риска с учетом:
- возможного ущерба в случае реализации коррупционного риска;
- вероятности реализации коррупционного риска, а также их последующее ранжирование по степени значимости.
2. Организация оценки коррупционных рисков
2.1. Оценка коррупционных рисков проводится на регулярной основе.
2.2. На основании оценки коррупционных рисков:
- составляется (актуализируется) перечень коррупционно-опасных функций;
- разрабатывается (актуализируется) комплекс мер по устранению или минимизации коррупционных рисков;
- определяется (актуализируется) перечень должностей в Службе, замещение которых связано с коррупционными рисками.
2.3. В мероприятиях по оценке коррупционных рисков участвуют:
- должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных правонарушений в Службе;
- рабочая группа по вопросам реализации мероприятий по противодействию коррупции в Службе;
- иные должностные лица Службы (руководители структурных подразделений по основным направлениям деятельности).
Ответственным лицом за организацию и проведение оценки коррупционных рисков является начальник отдела государственной службы и противодействия коррупции Службы.
Владельцы оцениваемых бизнес-процессов (сотрудники подразделений по основным направлениям деятельности) привлекаются для оказания максимального содействия, прежде всего, в части подготовки описания бизнес-процессов и составляющих их подпроцессов.
3. Порядок оценки коррупционных рисков
Процедура оценки коррупционных рисков состоит из нескольких этапов.
3.1. Подготовительный этап: принятие решения о проведении оценки коррупционных рисков (приказ руководителя Службы); определение плана проведения оценки; назначение лиц, ответственных за проведение оценки; определение полномочий и обязанностей работников организации в связи с проведением оценки; составление перечня и подготовка необходимых документов.
3.2. Этап описания процессов: представление всех направлений деятельности Службы в форме бизнес-процессов, описание подпроцессов, составляющих каждый бизнес-процесс.
Основная задача данного этапа - понять, каким образом в Службе реализуются на практике направления деятельности и конкретные бизнес-процессы, выбранные в качестве объекта оценки.
3.3. Этап идентификации коррупционных рисков: выделение в каждом анализируемом бизнес-процессе критических точек и общее описание возможностей для реализации коррупционных рисков в каждой критической точке.
Основная задача этапа идентификации коррупционных рисков - насколько возможно полно выявить в каждом рассматриваемом направлении деятельности и бизнес-процессе Службы критические точки.
Важнейшими признаками критической точки являются следующие:
1) наличие у сотрудника (группы сотрудников) Службы полномочий совершить действие (бездействие), которое позволяет получить выгоду (преимущество) сотруднику Службы, структурному подразделению Службы, физическому и (или) юридическому лицу, взаимодействующему со Службой;
2) взаимодействие сотрудника (группы сотрудников) Службы с иной организацией, уполномоченной совершать действия, важные для успешной реализации бизнес-процесса и (или) успешного функционирования Службы в целом.
В рамках одного бизнес-процесса может быть выявлено несколько критических точек.
Все выявленные критические точки должны быть обозначены в описании направлений деятельности и бизнес-процессов (карта коррупционных рисков).
3.4. Этап анализа коррупционных рисков: составление описания возможных способов совершения коррупционного правонарушения в критической точке ("коррупционных схем"); определение перечня должностей сотрудников Службы, которые могут быть вовлечены в совершение коррупционного правонарушения в критической точке.
Основная задача анализа коррупционных рисков - определить для каждой выявленной критической точки вероятный способ совершения коррупционного правонарушения сотрудниками Службы (коррупционную схему) и должности (полномочия) сотрудников, наличие которых требуется для реализации каждой коррупционной схемы.
На основе проведенного анализа критических точек составляется формализованное описание коррупционных рисков в каждой выявленной критической точке, включающее, в числе прочего, следующую информацию:
- характеристика выгоды (преимущества), которая может быть получена сотрудником Службы при совершении коррупционного правонарушения;
- перечень потенциальных выгодоприобретателей - лиц, которые стремятся извлечь выгоду (преимущество) из совершения сотрудником Службы коррупционного правонарушения в рассматриваемой критической точке;
- перечень должностей сотрудников Службы, без участия которых неправомерное распределение выгоды (преимущества) в критической точке невозможно или крайне затруднительно (перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками), с указанием возможной роли каждого сотрудника в реализации коррупционной схемы;
- описание способа совершения коррупционного правонарушения (коррупционной схемы), в том числе с указанием инициатора коррупционного взаимодействия, последовательности действий и взаимодействий сотрудника (сотрудников) Службы и ее контрагентов по неправомерному распределению выгоды (преимущества) и передаче незаконного вознаграждения;
- процедуры внутреннего контроля в рассматриваемой критической точке: сотрудники (структурные подразделения) Службы, наделенные полномочиями по осуществлению внутреннего контроля; периодичность контрольных мероприятий; краткое описание контрольных мероприятий;
- возможные способы обхода механизмов внутреннего контроля.
Признаками, характеризующими коррупционное поведение должностного лица при осуществлении функций, могут служить следующие действия:
- необоснованное затягивание решения вопроса сверх установленных сроков при принятии решений, связанных с реализацией прав граждан или юридических лиц, решение вопроса во внеочередном порядке в отношении отдельного физического или юридического лица при наличии значительного числа очередных обращений;
- использование своих служебных полномочий при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей должностного лица либо его родственников;
- предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) для поступления на государственную службу;
- оказание предпочтения физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении государственных услуг, а также содействие в осуществлении предпринимательской деятельности;
- использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных (трудовых) обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;
- требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.