27 февраля 2020 года |
г. Екатеринбург |
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Жейновой С. И.,
при секретаре Ивановой Д. В.,
с участием прокурора Войновой О.А.,
административных истцов Хаитовой А.И., Катковой И.А., Барановой Е.И., Фахртдинова Д. М., Борминовой В.В., Коноваловой И.Н. и их представителя Горбачевой Д. В.,
представителей административного ответчика Министерства социальной политики Свердловской области - Ильиной Н.С., Шичковой М.В., Шалаевой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хаитовой Александрины Иосифовны, действующей в интересах несовершеннолетних (/ /) 1, (/ /) 2, (/ /) 3; Катковой Ирины Александровны, действующей в интересах несовершеннолетних (/ /) 4, (/ /) 5; Барановой Екатерины Игоревны, действующей в интересах несовершеннолетнего (/ /) 7; Фахртдинова Дениса Менировича, действующего в интересах несовершеннолетнего (/ /) 9; Борминовой Веры Владимировны, действующей в интересах несовершеннолетнего (/ /) 11; Коноваловой Ирины Николаевны, действующей в интересах несовершеннолетнего (/ /) 13
о признании недействующим в части Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 09 сентября 2019 года N 400 "О внесении изменений в приказ Министерства социальной политики Свердловской области от 11 августа 2015 года N 482 "Об утверждении стандартов социальных услуг",
установил:
09 сентября 2019 года Министерством социальной политики Свердловской области принят приказ N 400 "О внесении изменений в приказ Министерства социальной политики Свердловской области от 11 августа 2015 года N 482 "Об утверждении стандартов социальных услуг" (далее - Приказ N 400, оспариваемый нормативный правовой акт) - т. 1 л.д. 13-24.
Текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) (опубликование N 22495 от 10 сентября 2019 года) и на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (опубликование N 6601201909100001 от 10 сентября 2019 года).
Изменения в оспариваемый нормативный правовой акт не вносились.
Административные истцы Хаитова А.И., действуя в интересах несовершеннолетних (/ /) 1, (/ /) 2 и (/ /) 3; Каткова И.А., действуя в интересах несовершеннолетних (/ /) 4 и (/ /) 5 обратились в суд с административным иском, в котором просят признать недействующими подпункты 15, 16, 17, 18, 19 пункта 2 Приказа N 400 (т.1 л.д. 6-9).
В обоснование требований административного иска указали, что в результате принятия оспариваемого Приказа N 400 был уменьшен объем и сокращена периодичность оказываемых социальных услуг детям-инвалидам и детям с особыми потребностями, субсидируемых за счет бюджета. По мнению административных истцов, оспариваемые положения нормативного правового акта приняты Министерством социальной политики Свердловской области с превышением полномочий, противоречат положениям пункта 5 статьи 3, части 1 и пункту 2 части 2 статьи 4, статье 8, части 2 статьи 16, части 3 статьи 27, статье 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Приказу Минтруда России от 28 марта 2014 года N 159н "Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг", пункту 6 Приказа Минтруда России от 30 июля 2014 года N 500н "Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг", положениям Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 года N 1839-р. Полагают, что оспариваемые пункты Приказа N 400 нарушают принцип адресности предоставления социальных услуг, не учитывают индивидуальные потребности гражданина в социальных услугах, определенные индивидуальными программами предоставления социальных услуг.
К участию в деле в качестве административных соистцов судом привлечены: Баранова Е.И., действующая в интересах несовершеннолетнего (/ /) 7; Фахртдиновов Д. М., действующий в интересах (/ /) 9; Борминова В.В., действующая в интересах несовершеннолетнего (/ /) 11; Коновалова И.Н., действующая в интересах несовершеннолетнего (/ /) 13
Административные истцы и их представитель Горбачева Д. А. в судебном заседании доводы административного иска и письменных объяснений (т.1 л.д. 6-9, т. 2 л.д. 34-37, 244-248) поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Представители административного ответчика Ильина Н.С., Шичкова М.В., Шалаева Е.В. в судебном заседании требования административного искового заявления не признали, поддержав доводы письменных возражений на административный иск (т. 1 л.д. 165-177, т. 2 л.д. 221-228). Указали, что нормативный правовой акт принят в рамках компетенции Министерства социальной политики Свердловской области, оспариваемые нормы Приказа N 400 не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, заключение прокурора Войновой О.А., полагавшей, что заявленные административными истцами требования не подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
На основании подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе, социального обслуживания граждан.
Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ).
Подпунктами 1 и 10 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ установлено, что правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных указанным Федеральным законом, а также утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания.
Отношения, возникающие в сфере социального обслуживания граждан в Свердловской области, регулируются Законом Свердловской области от 3 декабря 2014 года N 108-ОЗ "О социальном обслуживании граждан в Свердловской области" (далее - Закон Свердловской области от 3 декабря 2014 года N 108-ОЗ), подпунктом 4 пункта 3 статьи 5 которого полномочие по утверждению порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Свердловской области возложено на Правительство Свердловской области.
Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Свердловской области утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 18 декабря 2014 года N 1149-ПП "Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Свердловской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Свердловской области" (далее - Порядок предоставления социальных услуг).
В соответствии с пунктом 20 Порядка предоставления социальных услуг социальное обслуживание осуществляется поставщиками социальных услуг в соответствии со стандартами социальных услуг, утверждаемыми Министерством социальной политики Свердловской области.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Областного закона от 24 декабря 1996 года N 58-ОЗ "Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области" Министерства Свердловской области, департаменты Свердловской области, комитеты Свердловской области, главные управления Свердловской области, управления Свердловской области и инспекции Свердловской области в пределах своей компетенции на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава Свердловской области и законов Свердловской области, указов Губернатора Свердловской области и постановлений Правительства Свердловской области принимают приказы и организуют контроль за их исполнением.
В силу подпункта 6 части 1 статьи 11 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" (далее - Областной закон от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ) законодательство Свердловской области составляют, в том числе, нормативные правовые акты Свердловской области, принимаемые областными исполнительными органами государственной власти Свердловской области.
В соответствии с абзацем первым части 1 статьи 16 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ правовыми актами областных исполнительных органов государственной власти Свердловской области являются постановления комиссий Свердловской области и приказы иных областных исполнительных органов государственной власти Свердловской области.
Право областных исполнительных органов государственной власти Свердловской области в пределах их компетенции издавать нормативные правовые акты в случаях, установленных федеральными законами и законами Свердловской области, содержится в абзаце первом части 2 статьи 95 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ.
В целях реализации полномочий в сфере государственного управления по организации и обеспечению деятельности Министерства как исполнительного органа государственной власти Свердловской области, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области, на основании абзаца третьего подпункта 9 пункта 12 Положения о Министерстве социальной политики Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 12 мая 2012 года N 485-ПП "О Министерстве социальной политики Свердловской области", Министерство издает правовые акты (приказы) по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.
В соответствии с пунктом 4 Порядка подготовки нормативных правовых актов Министерства социальной политики Свердловской области, их регистрации и хранения, утвержденного приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 28 июля 2016 года N 437 "Об утверждении Порядка подготовки нормативных правовых актов Министерства социальной политики Свердловской области, их регистрации и хранения" (далее - Порядок подготовки нормативных правовых актов Министерства) нормативными правовыми актами Министерства являются приказы Министерства.
Оспариваемый нормативный правовой акт содержит обязательные реквизиты в соответствии с требованиями статьи 28 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ (изображение герба Свердловской области; обозначение вида правового акта с указанием органа, принявшего правовой акт; дату принятия правового акта; регистрационный номер правового акта; место принятия правового акта; подпись уполномоченного лица, включающую полное наименование его должности, его личную подпись, его инициалы и фамилию).
Статьей 33 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ определены основные стадии правотворческого процесса: внесение проекта нормативного правового акта в правотворческий орган (правотворческая инициатива) и принятие его к рассмотрению правотворческим органом, рассмотрение проекта нормативного правового акта и принятие нормативного правового акта правотворческим органом, подписание и официальное опубликование нормативного правового акта, вступление в силу нормативного правового акта. Отдельные виды правотворческого процесса могут иметь иное количество основных стадий.
Основанием для разработки проекта оспариваемого нормативного правового акта послужило поручение Министра социальной политики Свердловской области А.В. Злоказова по результатам совещания по вопросу выплат компенсации негосударственным поставщикам социальных услуг Министерства социальной политики Свердловской области, состоявшегося 18 октября 2018 года (т. 1 л.д. 178 протокол совещания).
Проект нормативного правового акта на стадии разработки направлен в Прокуратуру Свердловской области и Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации в Свердловской области для проведения антикоррупционной экспертизы (т. 1 л.д. 183).
По результатам проведения антикоррупционной экспертизы от прокуратуры Свердловской области замечаний не поступило, Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области направлено заключение об отсутствии в проекте оспариваемого нормативного правового акта коррупциогенных факторов, о его соответствии по предмету и содержанию правового регулирования положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству и о необходимости устранения замечаний в части соблюдения правил юридической техники (т. 1 л.д. 184-185).
В соответствии с абзацем первым части 3 статьи 95 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ принятие правовых актов министерств Свердловской области осуществляется путем их подписания руководителем соответствующего областного исполнительного органа государственной власти Свердловской области.
Оспариваемый нормативный правовой акт подписан Министром социальной политики Свердловской области Злоказовым А.В., на момент принятия оспариваемого Приказа возглавляющим Министерство в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 08 ноября 2016 года N 623-УГ "О назначении на должность А.В. Злоказова".
Частью 1 статьи 103 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ установлено, что все законы Свердловской области и иные нормативные правовые акты, составляющие законодательство Свердловской области, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Неопубликованные законы Свердловской области и иные нормативные правовые акты Свердловской области применению не подлежат.
Требования к опубликованию нормативных правовых актов областных исполнительных органов государственной власти Свердловской области содержатся в статье 96 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 96 указанного Областного закона официальным опубликованием правового акта областного исполнительного органа государственной власти Свердловской области нормативного характера считается первая публикация его полного текста в "Областной газете" или первое размещение (опубликование) его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru) либо на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Правовые акты областных и территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области нормативного характера должны быть официально опубликованы в "Областной газете" и (или) на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru), а также официально опубликовываются на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Правовые акты областных и территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области нормативного характера должны быть официально опубликованы в течение десяти дней со дня их принятия.
Оспариваемый нормативный правовой акт был официально опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) (опубликование N 22495 от 10 сентября 2019 года) и на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (опубликование N 6601201909100001 от 10 сентября 2019 года) - т.1 л.д. 181.
Указание в административном исковом заявлении на то, что Министерством социальной политики Свердловской области до принятия оспариваемого нормативного правового акта не были проведены соответствующие мероприятия по внедрению достижений науки в социальной сфере, научные исследования и научно-исследовательские работы в области социальной защиты инвалидов, мониторинг в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, по мнению суда, не свидетельствует о нарушении административным ответчиком процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, учитывая, что перечень стадий правотворческого процесса, изложенный в статье 33 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ, не содержит таких обязательных стадий правотворческого процесса, о которых заявлено административными истцами.
Иных (особых) стадий правотворческого процесса при принятии нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Свердловской области нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными правовыми актами Свердловской области также не установлено.
Положения абзацев 13, 14 и 15 подпункта 1 пункта 12 Положения о Министерстве устанавливают функции Министерства в целях реализации полномочий Министерства по участию в выработке государственной политики Свердловской области в социальной сфере, а также осуществлению реализации в этой сфере государственной политики Свердловской области и (или) единой государственной политики Российской Федерации. В указанных и иных нормах Положения о Министерстве не содержится обязанности по реализации указанных функций путем осуществления соответствующих мероприятий при разработке каждого проекта нормативного правового акта Министерства.
Таким образом, ввиду того, что нормативными правовыми актами не установлена обязанность органов государственной власти Свердловской области обязательного проведения при принятии нормативных правовых актов процедур, указанных в административном исковом заявлении, их не проведение не может являться нарушением порядка принятия нормативного правового акта.
Проанализировав и принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции и полномочий Министерства социальной политики Свердловской области, в надлежащей форме, с соблюдением установленной процедуры, при принятии соблюдены правила введения его в действие, в том числе соблюден порядок его опубликования, следовательно, и порядок вступления его в силу.
11 августа 2015 года Министерством социальной политики Свердловской области принят приказ N 482 "Об утверждении стандартов социальных услуг" (далее - Приказ N 482).
В соответствии с пунктом 1 Стандартов социальных услуг, утвержденных Приказом N 482 (далее - Стандарты социальных услуг), социальное обслуживание в Свердловской области осуществляется юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание, в соответствии со стандартами социальных услуг. То есть, поставщики социальных услуг обязаны предоставлять социальные услуги, соответствующие Стандартам социальных услуг.
Пункты 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 раздела 3 и пункт 4.4 раздела 4 Описания социальных услуг, являющихся приложением к Стандартам социальных услуг, утвержденных Приказом N 482, устанавливают состав, элементы, объемы и сроки предоставления отдельных социально-психологических и социально-педагогических услуг:
1) индивидуальная психологическая коррекция для совершеннолетних граждан;
2) индивидуальная психологическая коррекция для несовершеннолетних детей;
3) психологическая коррекция в группе для совершеннолетних граждан;
4) психологическая коррекция в группе для несовершеннолетних детей;
5) психологический тренинг в группе для совершеннолетних граждан;
6) психологический тренинг в группе для несовершеннолетних детей;
7) индивидуальное социально-психологическое консультирование;
8) социально-психологическое консультирование в группе;
9) оказание индивидуальной психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов;
10) оказание психологической помощи в группе, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов;
11) педагогическая диагностика;
12) индивидуальное социально-педагогическое консультирование;
13) индивидуальная социально-педагогическая коррекция;
14) социально-педагогическое консультирование в группе;
15) социально-педагогическая коррекция в группе.
Оспариваемыми в настоящем деле подпунктами 15, 16, 17, 18 и 19 пункта 2 Приказа N 400 были внесены изменения в Приказ N 482, касающиеся объема предоставления социальных услуг путем уточнения периодичности их предоставления вместо фраз "по мере необходимости", "по мере возникновения потребности" указаны конкретные значения объемов и периодичности предоставления социальных услуг.
По мнению административных истцов и их представителя, Министерство социальной политики Свердловской области не наделено полномочиями по установлению периодичности, предельного количества оказываемых социальных услуг, поскольку периодичность оказания социальных услуг должен определять именно получатель социальной услуги, исходя из своих индивидуальных потребностей.
Проверяя доводы административных истцов о противоречии оспариваемых пунктов Приказа положениям пункта 5 статьи 3, части 1 и пункту 2 части 2 статьи 4, статье 8, части 2 статьи 16, части 3 статьи 27, статье 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ, суд исходит из следующего.
Требования к порядку предоставления социальных услуг регламентированы Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ, в соответствии с которым данный порядок устанавливается по формам социального обслуживания (на дому, в полустационарной или стационарной формах), видам социальных услуг и включает в себя стандарт социальной услуги (пункт 2 часть 2 статьи 27 Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ).
Стандарт социальной услуги - основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг (пункт 5 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ).
Частью 3 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ устанавливаются требования к содержанию стандартов социальных услуг.
В частности, указано на то, что Стандарт социальной услуги включает в себя:
1) описание социальной услуги, в том числе ее объем;
2) сроки предоставления социальной услуги;
3) подушевой норматив финансирования социальной услуги;
4) показатели качества и оценку результатов предоставления социальной услуги;
5) условия предоставления социальной услуги, в том числе условия доступности предоставления социальной услуги для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6) иные необходимые для предоставления социальной услуги положения.
Как следует из анализа приведенных законоположений в их системном единстве, Стандарт социальной услуги должен включать в себя, в том числе сроки (объем, периодичность) ее предоставления (пункт 5 статьи 3, пункты 1, 2 части 3 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ).
В пределах определенных Стандартом социальной услуги параметров (объем, периодичность, сроки) в последующем составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг (статья 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ) и бесплатно предоставляются социальные услуги (статья 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ), а также составляется заявление о предоставлении социальных услуг по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 28 марта 2014 года N 159н.
При этом включение в форму заявления о предоставлении социальных услуг поля для заполнения информации "указываются желаемые социальные услуги и объем их предоставления" реализует норму части 3 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ, где указано, что индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, то есть гражданин, признанный нуждающимся в социальном обслуживании, вправе реализовать право выбора поставщика или нескольких поставщиков социальных услуг в пределах определенных Стандартом социальной услуги параметров оказания социальных услуг.
Как следствие, являются несостоятельными также доводы административных истцов о противоречии оспариваемых пунктов Приказа N 400 пункту 6 Приказа Минтруда России от 30 июля 2014 года N 500н "Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг".
Доводы административных истцов о несоответствии оспариваемых пунктов Приказа N 400 положениям Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 года N 1839-р (далее - Концепция) не могут быть приняты судом во внимание, учитывая, что нормы Концепции не распространяются на правоотношения в сфере социального обслуживания граждан, поскольку в соответствии с пунктом 5 Концепции ее реализация (в том числе финансирование) осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, предоставление ранней помощи осуществляется на основании индивидуальной программы ранней помощи, которая формируется в соответствии с примерным перечнем услуг ранней помощи согласно приложению к Концепции развития ранней помощи (в отличие от социального обслуживания, предоставляемого на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, включающей социальные услуги, примерный перечень которых по видам социальных услуг утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 года N 1236 "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг".
Суд полагает, что введение конкретных значений объемов и периодичности предоставления социальных услуг не противоречит положениям федерального законодательства, напротив, осуществлено в целях формирования единого подхода при составлении и реализации индивидуальных программ предоставления социальных услуг гражданам, а также в целях устранения принципа правовой неопределенности.
Сам факт не согласия административных истцов с закрепленными в оспариваемой норме закона положениями, не свидетельствует об их противоречии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Кроме того, административными истцами заявлено требование о признании недействующими подпунктов 15, 16, 17, 18 и 19 пункта 2 приказа N 400 в полном объеме, однако, в состав социальных услуг входят такие элементы, как психологическая коррекция в группе для совершеннолетних граждан (пункт 3.2 Описания социальных услуг), психологический тренинг в группе для совершеннолетних граждан (пункт 3.3 Описания социальных услуг), изменение объема предоставления которых не может нарушать прав административных истцов ввиду предоставления указанных социальных услуг исключительно совершеннолетним гражданам.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые положения нормативного правового акта (подпункты 15, 16, 17, 18, 19 пункта 2 Приказа N 400) приняты в пределах полномочий Министерства социальной политики Свердловской области и федеральному законодательству не противоречат.
С учетом приведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд не находит оснований для признания нормативного правового акта недействующим в оспариваемой части, следовательно, и для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Хаитовой Александрины Иосифовны, действующей в интересах несовершеннолетних (/ /) 1, (/ /) 2, (/ /) 3; Катковой Ирины Александровны, действующей в интересах несовершеннолетних (/ /) 4, (/ /) 5; Барановой Екатерины Игоревны, действующей в интересах несовершеннолетнего (/ /) 7; Фахртдинова Дениса Менировича, действующего в интересах несовершеннолетнего (/ /) 9; Борминовой Веры Владимировны, действующей в интересах несовершеннолетнего (/ /) 11; Коноваловой Ирины Николаевны, действующей в интересах несовершеннолетнего (/ /) 13 о признании недействующими подпунктов 15, 16, 17, 18, 19 пункта 2 Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 09 сентября 2019 года N 400 "О внесении изменений в приказ Министерства социальной политики Свердловской области от 11 августа 2015 года N 482 "Об утверждении стандартов социальных услуг" - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.
Председательствующий: |
Жейнова С. И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 27 февраля 2020 г. N 3а-116/2020 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими подпунктов 15 - 19 пункта 2 Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 09.09.2019 N 400 "О внесении изменений в приказ Министерства социальной политики Свердловской области от 11.08.2015 N 482 "Об утверждении стандартов социальных услуг"
Текст решения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)