Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 30 июля 2020 г. N АПЛ20-173
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Крупнова И.В.,
членов коллегии Горчаковой Е.В.,
Тютина Д.В.
при секретаре Горбачевой Е.А.
с участием прокурора Степановой Л.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации "Российская Федерация петанка", Смоленской региональной общественной организации "Федерация петанка Смоленской области", региональной общественной организации "Федерация петанка Санкт-Петербурга" о признании недействующим подпункта 2.1 пункта 2 приказа Министерства спорта Российской Федерации от 1 октября 2019 г. N 784 "О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин, видов спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта"
по апелляционной жалобе административных истцов на решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2020 г. по делу N АКПИ19-997, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., объяснения административного истца Комарова А.А., представителей административных истцов Алифанова А.В. и Асояна А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, выступления представителя Министерства спорта Российской Федерации Васильева А.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, и заключение прокурора Степановой Л.Е., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
1 октября 2019 г. Министерством спорта Российской Федерации (далее также - Минспорт России) издан приказ N 784 "О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин, видов спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта" (далее - Приказ).
Нормативный правовой акт 16 октября 2019 г. зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), регистрационный номер 56251, и 17 октября 2019 г. размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Подпунктом 2.1 пункта 2 Приказа во втором разделе Всероссийского реестра видов спорта - виды спорта, развитие которых осуществляется на общероссийском уровне, и их спортивные дисциплины - наименование вида спорта "петанк" изменено на "боулспорт".
Общероссийская физкультурно-спортивная общественная организация "Российская Федерация петанка" (далее - ОФСОО "Российская Федерация петанка"), Смоленская региональная общественная организация "Федерация петанка Смоленской области" (далее - СРОО "Федерация петанка Смоленской области"), региональная общественная организация "Федерация петанка Санкт-Петербурга" (далее - РОО "Федерация петанка Санкт-Петербурга") обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просили признать подпункт 2.1 пункта 2 Приказа недействующим. В обоснование заявления ссылались на то, что Приказ в оспариваемой части принят с нарушением пункта 11 статьи 3 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон о физической культуре и спорте) и пунктов 52-54 Порядка признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядка его ведения, утвержденного приказом Минспорта России от 24 августа 2018 г. N 739 (далее - Порядок), лишает административных истцов право на их государственную аккредитацию и получение статуса спортивной федерации, создает препятствия развитию всемирно признанного вида спорта "петанк".
Минспорт России и Минюст России административный иск не признали, указав в письменных возражениях, что Приказ издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением порядка его введения в действие, а оспариваемое положение соответствует действующему законодательству и прав административных истцов не нарушает.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2020 г. в удовлетворении административного искового заявления административным истцам отказано.
Не согласившись с таким решением, ОФСОО "Российская Федерация петанка", СРОО "Федерация петанка Смоленской области" и РОО "Федерация петанка Санкт-Петербурга" подали апелляционную жалобу, в которой просят его отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. Ссылаются на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Административные истцы полагают, что суд первой инстанции неверно истолковал часть 6 статьи 14 Закона о физической культуре и спорте, неправомерно отказал им в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации "Всероссийская организация боулспорта" и необоснованно приобщил к материалам дела документы на иностранных языках без надлежащего перевода на русский язык.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Минспорт России просит в ее удовлетворении отказать, считая, что решение суда первой инстанции вынесено при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права.
Минюст России в отзыве на апелляционную жалобу поддержал свою позицию по данном делу, изложенную в суде первой инстанции, и просил рассмотреть жалобу без участия представителя министерства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. По настоящему административному делу такое основание для признания подпункта 2.1 пункта 2 Приказа недействующим отсутствует.
Закон о физической культуре и спорте устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте (статья 1).
В силу статьи 21 названного закона признанные в Российской Федерации в установленном порядке виды спорта и спортивные дисциплины включаются во Всероссийский реестр видов спорта; порядок признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта, порядок его ведения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 607, Минспорт России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, самостоятельно принимает порядок признания в Российской Федерации видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядок его ведения (пункты 1, 4.2.17).
Закон о физической культуре и спорте определяет вид спорта как часть спорта, которая признана в соответствии с требованиями этого закона обособленной сферой общественных отношений, имеющей соответствующие правила, утвержденные в установленном данным законом порядке, среду занятий, используемый спортивный инвентарь (без учета защитных средств) и оборудование (статья 2).
"Петанк" был признан в Российской Федерации видом спорта, развиваемым на общероссийском уровне, и включен во второй раздел Всероссийского реестра видов спорта (далее также - Реестр) с номером - кодом вида спорта 1410001511Я приказом Минспорта России от 14 марта 2019 г. N 199 (подпункт 2.1 пункта 2).
Подпунктом "а" пункта 50 Порядка предусмотрено, что внесение изменений в Реестр осуществляется в отношении видов спорта, спортивных дисциплин, включенных в первый, второй и третий раздел Реестра в том числе в случае изменения наименования вида спорта, спортивной дисциплины.
Как следует из содержания пункта 51 и подпункта "а" пункта 52 Порядка, внесение изменений в Реестр осуществляется Минспортом России на основании заявления о внесении изменений в Реестр, которое подается общероссийской спортивной федерацией - для видов спорта, включенных во второй раздел Реестра, а также в третий раздел Реестра, развитие которых осуществляется соответствующей общероссийской спортивной федерацией.
Согласно статье 14 Закона о физической культуре и спорте по одному виду спорта на территории Российской Федерации может быть аккредитована в качестве общероссийской спортивной федерации только одна общественная организация (часть 2).
При этом в случаях прекращения действия государственной аккредитации и лишения статуса общероссийской спортивной федерации, или приостановления действия государственной аккредитации общероссийской спортивной федерации либо приостановления в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности общероссийской спортивной федерации, или отсутствия общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду или видам спорта федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта по заявлению общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации на определенный срок вправе наделить ее правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду или видам спорта, по которым отсутствует аккредитованная общероссийская спортивная федерация, до дня аккредитации общероссийской спортивной федерации по данному виду или видам спорта либо в случае приостановления в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности общероссийской спортивной федерации до дня возобновления ее деятельности (часть 6).
Из материалов административного дела усматривается, что на основании приведенного законоположения Минспорт России приказом от 15 мая 2019 г. N 375 наделил Общероссийскую физкультурно-спортивную общественную организацию "Всероссийская организация боулспорта" правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации по виду спорта "петанк" сроком на 2 года со дня подписания данного приказа, после чего указанная организация обратилась с заявлением об изменении наименования вида спорта "петанк" на "боулспорт".
При этом довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неверно истолковал часть 6 статьи 14 Закона о физической культуре и спорте, нельзя признать состоятельным. Названная норма закона, позволяя в определенных случаях наделять общероссийскую общественную физкультурно-спортивную организацию правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду спорта, не устанавливает для такой организации каких-либо ограничений в реализации предоставленных прав. Следовательно, Общероссийская физкультурно-спортивная общественная организация "Всероссийская организация боулспорта" вправе была в соответствии с подпунктом "а" пункта 52 Порядка обратиться в Минспорт России с указанным выше заявлением.
В силу подпункта "а" пункта 54 Порядка к заявлению о внесении изменений в Реестр прилагаются заверенные общероссийской спортивной федерацией проект правил вида спорта, с приложением копии правил вида спорта, утвержденных международной федерацией и (или) положений (регламентов) международных спортивных соревнований (чемпионатов, первенств, кубков мира и (или) Европы, Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр) - для видов спорта, спортивных дисциплин, развитие которых осуществляется международными федерациями; копии протоколов спортивных соревнований, в том числе международных (чемпионатов, первенств, кубков мира и (или) Европы) - для видов спорта, спортивных дисциплин, развитие которых осуществляется международными федерациями, проведенных в течение года, предшествующего дню подачи заявления о внесении изменений в Реестр, предусмотренного пунктом 51 Порядка, а также сведений и документов, предусмотренных пунктом 54 Порядка, содержащих сведения об участии в соревнованиях не менее шести участников (пар, групп, экипажей, команд спортсменов) в виде программы (за исключением видов спорта, которыми занимаются инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья) и не менее пяти - для видов спорта, которыми занимаются инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, а также сведения о возрастных и половых группах участников соревнований; справка о развитии вида спорта, спортивной дисциплины в мире и Российской Федерации.
По результатам рассмотрения заявления и документов для внесения изменений в Реестр Минспорт России принимает решение о внесении изменений в Реестр, о возврате заявления и документов для внесения изменений в Реестр или об отказе во внесении изменений в Реестр. Решение о внесении изменений в Реестр оформляется приказом Минспорта России, который подписывается Министром (пункты 55, 57 Порядка).
В целях подготовки предложений для принятия решений, связанных с признанием видов спорта, спортивных дисциплин, включением их в Реестр и внесением изменений в сведения о наименованиях видов спорта, спортивных дисциплин и их номерах-кодах, содержащиеся в Реестре, при Минспорте России образуется комиссия Министерства по признанию видов спорта, спортивных дисциплин и включению их в Реестр (далее - Комиссия) (пункт 69).
Состав и процедура принятия решения Комиссией установлены пунктами 70-76 Порядка. Решение, принятое на заседании Комиссии, оформляется протоколом, подписывается председателем и ответственным секретарем (пункт 76).
На основании приведенных нормативных положений суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что основанием для принятия решения о внесении изменений в Реестр является заявление соответствующей общероссийской спортивной федерации о внесении изменений в наименование вида спорта с приложением документов, перечисленных в подпункте "а" пункта 54 Порядка.
В обжалуемом решении также обоснованно отмечено, что каких-либо ограничений для изменения наименования вида спорта (спортивной дисциплины) при соблюдении указанных требований Порядок не содержит.
Как видно из материалов дела, к заявлению Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации "Всероссийская организация боул спорта", наделенной правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации по виду спорта "петанк", были приложены необходимые документы: проект правил вида спорта "боулспорт", копии протоколов спортивных соревнований, в том числе международных, проведенных в течение года, предшествующего дню подачи заявления о внесении изменений в Реестр, справка о развитии боулспорта в мире и Российской Федерации. Данное обстоятельство подтверждается также объяснениями ответственного секретаря Комиссии Попова И.В., допрошенного в качестве свидетеля в суде первой инстанции.
Согласно протоколу заседания Комиссии от 4 июля 2019 г. N 31 по заявлению Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации "Всероссийская организация боулспорта" принято решение рекомендовать: изменить наименование вида спорта "петанк" на "боулспорт", которое оформлено Приказом.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно указал в решении, что Приказ в оспариваемой части издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положениями действующего законодательства, регулирующими рассматриваемые правоотношения.
Спортивная дисциплина "петанк" включена в состав вида спорта "боулспорт". Следовательно, изменение наименования вида спорта не препятствует административным истцам развивать спортивную дисциплину "петанк" вида спорта "боулспорт".
Каких-либо нормативных правовых актов большей юридической силы, которым бы противоречило положение Приказа об изменении наименования вида спорта "петанк" на "боулспорт", не имеется.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что судом первой инстанции необоснованно отказано в привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации "Всероссийская организация боулспорта", несостоятельно, так как обжалуемым судебным актом права и обязанности данной организации непосредственно не затрагиваются.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что суд первой инстанции неправомерно приобщил к материалам дела документы на иностранных языках без надлежащего перевода на русский язык, не является основанием для отмены решения, поскольку данное обстоятельство не привело к принятию незаконного и необоснованного судебного акта.
Доводы административных истцов, связанные с происхождением наименования вида спорта "боулспорт" и его правилами, фактически сводятся к вопросу о целесообразности принятия органом оспариваемого акта. Между тем, исходя из разъяснений, приведенных в подпункте "а" пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Установив, что какому-либо федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, подпункт 2.1 пункта 2 Приказа не противоречит, суд первой инстанции правомерно, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отказал административным истцам в удовлетворении заявленного требования.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации "Российская Федерация петанка", Смоленской региональной общественной организации "Федерация петанка Смоленской области", региональной общественной организации "Федерация петанка Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Крупнов |
Члены коллегии |
Е.В. Горчакова |
|
Д.В. Тютин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 30 июля 2020 г. N АПЛ20-173
Текст определения опубликован не был