На основании Указа Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года N 132-р, учитывая результаты стратегической сессии "Народы Севера", состоявшейся 7 июня 2019 года, учитывая решение Общественного совета при Департаменте внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 8 октября 2019 года N 12), Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 мая 2011 года N 183-п "О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" изменение, изложив приложение в следующей редакции:
"Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 27 мая 2011 года N 183-п
Концепция
устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
1. Введение
Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - коренные малочисленные народы Севера, Концепция) определяет основные направления, приоритетные задачи и ожидаемые результаты реализации государственной политики в этой сфере в соответствии с Концепцией устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года N 132-р.
Концепция закладывает основополагающие ориентиры устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, способствуя формированию среднесрочных и долгосрочных приоритетов их социально-экономического и культурного развития, защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни.
Основной целью Концепции является содействие в соблюдении прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - автономный округ), для улучшения их качества жизни.
Концепция основывается на нормах международного права, положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законах Российской Федерации, учитывает положения Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2000 года N 198, Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года N 132-р, Уставе (Основном законе) автономного округа, Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп, Стратегии реализации государственной национальной политики Российской Федерации в автономном округе на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 2 декабря 2016 года N 473-п, иных законах и нормативных правовых актах автономного округа.
2. Современное социально-экономическое положение коренных малочисленных народов Севера
Автономный округ расположен в центральной части Западно-Сибирской низменности, западная граница региона граничит с Республикой Коми, на юго-западе - со Свердловской областью, на юге - с Тюменской и Томской областями, на востоке с Красноярским краем, на севере - с Ямало-Ненецким автономным округом, является исконным местом проживания коренных малочисленных народов Севера: ханты, манси и ненцев.
По данным Всероссийской переписи населения, численность коренных малочисленных народов Севера (ханты, манси, ненцы) в 2010 году составила 31 483 человека, что на 10% (3 171 человек) выше данного показателя 2002 года, рост численности населения происходил за счет естественного прироста.
По состоянию на 1 июля 2020 года в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года N 631-р, включено 66,7% от общего числа населённых пунктов автономного округа.
В целях защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера образованы территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения (далее - ТТП). С 2010 по 2019 год численность субъектов права ТТП в границах 475 ТТП выросла на 16% (с 3958 чел. до 4719 чел.). По состоянию на 1 июля 2020 года ТТП занимают более 23% от общей площади автономного округа.
Развитие традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера способствует увеличению количества их общин и иных организаций, рост которых с 2010 по 2019 год составил 34% (с 58 до 89).
Этнообразующими, этносохраняющими видами традиционной хозяйственной деятельности для коренных малочисленных народов Севера являются: животноводство (оленеводство, коневодство), рыболовство, охота, собирательство, традиционные промыслы и ремесла, в том числе изготовление национальной одежды, утвари, орудий лова и т.п.
Потенциал для благоприятного социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера в автономном округе формируется сочетанием конкурентных преимуществ.
Опыт автономного округа в области законодательной деятельности по вопросам защиты прав коренных малочисленных народов Севера неоднократно отмечался как положительный на крупнейших международных и всероссийских площадках.
Богатый природный потенциал, включая разнообразие водных объектов и биологических ресурсов, а также объектов животного мира автономный округ, способствует сохранению традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера.
В структуре промышленного производства автономного округа выделен сегмент товаров местных производителей, в число которых входят общины коренных малочисленных народов Севера, реализующие продукцию традиционной хозяйственной деятельности (дикоросы, пушнина, мясо диких животных, боровой дичи), 8 общин коренных малочисленных народов Севера выпускают пищевую продукцию под брендом "Сделано в Югре".
В бюджете автономного округа ежегодно предусматриваются финансовые средства на поддержку коренных малочисленных народов Севера, реализацию мероприятий, ориентированных на создание максимально благоприятных социальных и экономических условий проживания, предоставление мер государственной поддержки коренным малочисленным народам Севера для сохранения традиционного образа жизни и развития традиционной хозяйственной деятельности, систематизацию и совершенствование законодательства.
За последние два десятилетия в автономном округе реализован ряд мер, направленных на поддержку и развитие коренных малочисленных народов Севера.
Приняты регулирующие различные сферы жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера законы автономного округа: от 19 ноября 2001 года N 73-оз "Об общинах коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", от 4 декабря 2001 года N 89-оз "О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", от 4 декабря 2001 года N 85-оз "О видах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", от 18 июня 2003 года N 37-оз "О фольклоре коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", от 23 декабря 2004 года N 88-оз "О поддержке средств массовой информации, издаваемых (выпускаемых) на языках коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", от 8 ноября 2005 года N 92-оз "О святилищах коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", от 28 декабря 2006 года N 145-оз "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", а также нормативные правовые акты Губернатора автономного округа и Правительства автономного округа.
Обеспечено представительство коренных малочисленных народов Севера в органах государственной власти и органах местного самоуправления: в структуре Думы автономного округа осуществляет деятельность Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера. При Правительстве автономного округа и органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа осуществляют деятельность коллегиально-совещательные органы по вопросам социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, в составе которых работают уполномоченные представители объединений и организаций коренных малочисленных народов Севера.
В целях обеспечения условий для участия коренных малочисленных народов Севера в вопросах, затрагивающих их права и интересы, при Правительстве автономного округа образован Совет представителей коренных малочисленных народов Севера автономного округа, который объединяет представителей региональных общественных объединений коренных малочисленных народов Севера ("Спасение Югры", "Союз оленеводов", "Союз мастеров традиционных промыслов коренных народов Югры", "Совет старейшин коренных малочисленных народов Севера" и т.д.), а также представителей аналогичных советов, образованных при главах муниципальных районов автономного округа.
Представители коренных малочисленных народов Севера входят в состав Общественной палаты автономного округа, представляющей институты гражданского общества.
Внедрен механизм реализации Модельного соглашения по использованию земель для целей недропользования в границах ТТП, ежегодно нефтегазодобывающими компаниями и представителями коренных малочисленных народов Севера заключается порядка 1 000 соглашений, общий объем выплат в денежном выражении составляет около 600 млн. рублей.
Нефтегазодобывающие компании проводят работы по рациональному использованию природных ресурсов и улучшению экологической обстановки при непосредственном участии граждан из числа коренных малочисленных народов Севера.
Для оценки влияния техносферы на окружающую природную среду в автономном округе функционирует система непрерывных наблюдений за ее воздействием на состояние окружающей среды в границах лицензионных участков, локальным экологическим мониторингом охвачено 97,3% лицензионных участков.
Разработана и принята долгосрочная государственная программа по устойчивому развитию коренных малочисленных народов Севера, утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 5 октября 2018 года N 350-п.
В общеобразовательных учреждениях в образовательные программы включены предметы, модули и курсы этнокультурного содержания: родной язык, родная литература, краеведение, охотоведение и рыболовство, национальные виды спорта.
Принимаются меры по сохранению языков коренных малочисленных народов Севера: ежегодно проводится мониторинг доли носителей родных языков, учреждены средства массовой информации на родных языках (газеты "Ханты ясанг" и "Луима сэрипос") транслируются радио- и телепрограммы на телеканалах "Югра", "Югория", создан профессиональный "Театр обско-угорских народов "Солнце".
От общего числа учреждений культуры автономного округа 49,2% ориентированы на развитие коренных малочисленных народов Севера, в том числе 9 этнографических музеев расположены в непосредственной близости к местам компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, что делает возможным глубокое изучение и широкую трансляцию традиционной культуры. Все библиотеки автономного округа имеют фонды на языках коренных малочисленных народов Севера.
Развиваются межрегиональные отношения в сфере социально-культурного сотрудничества коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Созданы условия для организации сотрудничества представителей коренных малочисленных народов с международными организациями, участие в мероприятиях, организованных в зарубежных странах и субъектах Российской Федерации, а также организация и проведение мероприятий, в том числе в автономном округе, направленных на развитие и популяризацию традиционной культуры, родных языков, этнокультурного образования, национальных видов спорта, укрепление и расширение межрегиональных и международных связей, в том числе для обмена опытом и налаживания прямых контактов.
Таким образом, можно отметить, что результатами целенаправленной политики органов государственной власти в период с 2010 по 2019 год являются:
1) создание комплексной нормативно-правовой базы, направленной на поддержку реализации прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера;
2) рост численности представителей коренных малочисленных народов Севера на 10%;
3) снижение показателя смертности среди коренных малочисленных народов Севера на 1,6%;
4) повышение заинтересованности коренных малочисленных народов Севера в ведении традиционного образа жизни, показывает рост численности субъектов права ТТП на 16%;
5) рост количества общин и общественных организаций коренных малочисленных народов Севера более чем на 30%.
Вместе с тем положение коренных малочисленных народов Севера остается уязвимым.
Отсутствие официального статистического учета по основным демографическим и социально-экономическим показателям жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера приводит к негативным тенденциям в сфере развития коренных малочисленных народов Севера.
Климатические условия проживания, в том числе связанные с территориальной спецификой автономного округа, особенности традиционного образа жизни оказывают негативное влияние на рост показателей заболеваемости по отдельным классам болезней и развитию ряда патологий среди представителей коренных малочисленных народов Севера, показатель рождаемости граждан из числа коренных малочисленных народов Севера за прошедшие 10 лет (2010 - 2019) снизился с 26,1% в 2010 году до 21,6% в 2019 году, естественный прирост за указанный период снизился с 18,8 населения до 15,4 на тысячу населения.
Автономный округ характеризуется высоким уровнем антропогенного и техногенного воздействия. Ведущая отрасль экономики региона - нефтегазодобыча. Разведку и освоение месторождений на территории автономного округа осуществляют свыше 80 компаний-недропользователей, что в совокупности с географическими, климатическими, демографическими особенностями обуславливает необходимость дополнительных требований к охране окружающей среды, мерам по обеспечению защиты прав населения на экологическое благополучие.
Невысокая конкурентоспособность и рентабельность продукции традиционной хозяйственной деятельности обусловлена крупными транспортными издержками, консервативностью технологий, малыми объемами ее производства и реализации.
Данное обстоятельство приводит к снижению уровня самозанятости среди граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности или ведущих традиционный образ жизни, приводит к высоким значениям фактической безработицы.
Действующая система образования для детей из числа коренных малочисленных народов Севера, предполагающая отрыв ребенка от семьи, традиций и обычаев негативно влияет на дальнейшую этническую самоидентификацию детей. Требуется создание и внедрение иных, альтернативных интернатной форм образования для детей.
Для комплексного решения задач развития коренных малочисленных народов Севера необходимо четко урегулировать зоны ответственности органов государственной власти всех уровней и уточнить долгосрочные ориентиры социально-экономического развития в данном направлении.
Специфика традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера состоит в том, что она ориентирована только на добычу и заготовку биологических ресурсов, в связи с чем фактором, негативно влияющим на уровень доходов коренных малочисленных народов Севера в условиях рыночной экономики, является отсутствие достаточных инфраструктурных условий для их заготовки, переработки и реализации, который обуславливает необходимость их создания.
Имеется потребность в уточнении долгосрочных ориентиров и задач в различных отраслях жизнедеятельности для устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера.
3. Цель и задачи Концепции
Стратегической целью Концепции является создание условий для устойчивого социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера на основе сохранения исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культуры коренных малочисленных народов Севера.
Для достижения стратегической цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
1. Сохранение традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера:
сохранение исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера;
развитие мест традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера при сохранении экологического баланса.
2. Поддержка традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, в том числе общин и других организаций, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов Севера:
развитие хозяйственно-экономической инфраструктуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
поддержка традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, в том числе поддержка общин и других организаций, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов Севера;
активизация предпринимательской деятельности среди коренных малочисленных народов Севера.
3. Повышение качества жизни коренных малочисленных народов Севера:
улучшение демографических показателей среди коренных малочисленных народов Севера, развитие системы здравоохранения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на ТТП;
создание благоприятных социально-бытовых условий в населенных пунктах, отнесенных к местам традиционного проживания (формирование инфраструктуры, транспорта, связи, тепло- и электроэнергетики);
сохранение традиционной культуры, повышение уровня образования и профессиональной подготовки коренных малочисленных народов Севера.
4. Перечень основных направлений по реализации задач Концепции
В дополнение к решению задач, обозначенных в Концепции устойчивого развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года N 132-р, с учетом климатических, географических и социально-экономических особенностей автономного округа планируется обеспечить реализацию мер по следующим основным направлениям:
1. Защита исконной среды обитания, улучшение экологических показателей в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, содействие сохранению на ТТП биологического разнообразия:
а) создание условий для участия коренных малочисленных народов Севера в мероприятиях по охране окружающей среды, вовлечение в природоохранную деятельность общин, общественных организаций коренных малочисленных народов Севера;
б) обеспечение мониторинга состояния окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности на пунктах территориальной сети наблюдений;
в) реализация мероприятий по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы определения объёмов добычи водных биоресурсов для собственного потребления коренными малочисленными народами Севера, в целях ведения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности.
2. Сохранение, поддержка и развитие традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, повышение экономической эффективности отраслей традиционной хозяйственной деятельности в целях повышения доходов населения:
а) внедрение современной техники и оборудования для заготовки, хранения, переработки и реализации продукции традиционной хозяйственной деятельности;
б) развитие сети организаций (субъектов малого предпринимательства) по заготовке, переработке и реализации продукции традиционной хозяйственной деятельности;
в) развитие этнографического туризма, вовлечение коренных малочисленных народов Севера в создание оригинальных турпродуктов;
г) обучение первоначальным навыкам ведения бизнеса, оказания консультационной поддержки при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, некоммерческой организации;
д) оказание содействия в заключении экономических соглашений между компаниями-недропользователями и субъектами права традиционного природопользования;
е) организация обучения управлению транспортными средствами (снегоходами, моторными лодками).
3. Создание условий для трудовой деятельности граждан из числа коренных малочисленных народов Севера в местах их проживания и ведения традиционной хозяйственной деятельности:
а) создание условий для самозанятости (открытия собственного дела) безработных граждан из числа коренных малочисленных народов Севера;
б) содействие трудоустройству граждан, проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, включая трудоустройство в организации топливно-энергетического комплекса, осуществляющие деятельность в границах ТТП;
в) содействие в развитии инфраструктуры по приемке, заготовке, переработке и реализации продукции традиционной хозяйственной деятельности;
г) содействие совершенствованию законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в сфере содействия занятости населения, в том числе по предоставлению услуг гражданам, постановке граждан на регистрационный учет в органах службы занятости, проведению перерегистрации безработных граждан, проживающих в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, в том числе в дистанционной форме.
4. Совершенствование системы здравоохранения в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера:
а) обеспечение доступности первичной медико-санитарной помощи, в том числе проведение диспансеризации и профилактических медицинских осмотров граждан, проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на ТТП;
б) реализация мер по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья коренных малочисленных народов Севера;
в) своевременная актуализация схемы маршрутизации пациентов, проживающих на ТТП, в отдаленных и труднодоступных населённых пунктах, для оказания медицинской помощи и иных услуг здравоохранения (диспансеризация, медицинские осмотры);
г) мониторинг основных демографических показателей и показателей здоровья граждан из числа коренных малочисленных народов Севера;
д) обеспечение проведения инструктажа представителям домохозяйств, сформированных в местах традиционного проживания и на территориях традиционного природопользования, методам и приемам оказания первой помощи, алгоритму действий в различных ситуациях;
е) популяризация здорового образа жизни среди граждан в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, на ТТП;
ж) включение в образовательные программы профильных учреждений высшего образования автономного округа тем (модулей), направленных на ознакомление обучающихся с особенностями культуры и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера.
5. Социальная поддержка, улучшение жилищных условий, развитие организаций социально-бытового и коммунального обслуживания коренных малочисленных Севера:
а) сохранение действующего уровня социальных гарантий, совершенствование механизмов социальных выплат и иных мер государственной поддержки с учетом изменения законодательства;
б) разработка и внедрение системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера для мониторинга их соответствия региональным и среднероссийским показателям;
в) улучшение жилищных условий коренных малочисленных народов Севера, в том числе постоянно проживающих на ТТП;
г) создание и модернизация объектов социального назначения и инфраструктуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
д) обеспечение мест традиционного проживания, в том числе ТТП, качественными услугами связи, включая мобильную связь и сеть Интернет;
е) внедрение локальной энергетики в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на ТТП;
ж) упорядочение системы размещения твердых бытовых отходов на ТТП;
з) обеспечение доступности государственных и муниципальных услуг в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
6. Сохранение, развитие и популяризация традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера:
а) выявление и картирование священных, культовых мест и мест захоронений коренных малочисленных народов Севера;
б) популяризация культуры, традиций, обычаев коренных малочисленных народов Севера с использованием современных технологий;
в) сохранение и развитие традиционных ремесел, поддержка мастеров из числа коренных малочисленных народов Севера;
г) поддержка и популяризация фольклора, в том числе на языках коренных малочисленных народов Севера, формирование архивного фонда фольклора, поддержка мастеров фольклорного жанра;
д) поддержка и развитие детских творческих коллективов коренных малочисленных народов Севера;
е) проведение исследовательских работ по изучению традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера;
ж) поддержка этнокультурных центров, специализирующихся на сохранении и популяризации культуры коренных малочисленных народов Севера;
з) поддержка и развитие традиционных видов досуга, творчества, национальных видов спорта коренных малочисленных народов Севера;
и) создание условий для укрепления финно-угорских связей, разработки документов, предусматривающих основные направления и механизмы укрепления сотрудничества с финно-угорскими народами;
к) сохранение и популяризация семейных традиций коренных малочисленных народов Севера (традиционные игры и игрушки, обряды, кухня, изготовление традиционной одежды), поддержка семейных творческих коллективов коренных малочисленных народов Севера;
л) организация и проведение массовых мероприятий, направленных на популяризацию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера (выставки, ярмарки, фестивали и т.д.);
м) реализация мер по сохранению материального и нематериального культурного наследия коренных малочисленных народов Севера.
7. Обеспечение доступности и качества образования, подготовка кадров коренных малочисленных народов Севера:
а) совершенствование нормативной правовой базы в области образовательной и языковой политики в целях реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе;
б) создание условий для комфортного пребывания детей в пришкольных интернатах с обеспечением реализации дополнительных общеобразовательных программ, направленных на приобретение и укрепление навыков традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
в) организация подготовки и переподготовки кадров из числа коренных малочисленных народов Севера, востребованных для сохранения традиционной хозяйственной деятельности;
г) государственная поддержка получения высшего и среднего профессионального образования, реализации мер по организации целевого обучения коренных малочисленных народов Севера;
д) научное и учебно-методическое обновление этнокультурного образования, в том числе на языках коренных малочисленных народов Севера;
е) поддержка фундаментальных и прикладных научных исследований в системе образования;
ж) обеспечение условий для образования детей из числа коренных малочисленных народов Севера в том числе путем разработки и внедрения новых (мобильных, семейных и др.) форм образования, создание многопрофильных учреждений с этнокультурным компонентом;
з) разработка и поддержка инновационных образовательных программ и проектов, направленных на популяризацию устной и письменной речи на родных языках коренных малочисленных народов Севера;
и) реализация мониторинга трудоустройства граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, завершивших обучение в образовательных организациях среднего профессионального и (или) высшего образования;
к) организация системы наставничества воспитанников и учащихся, проживающих в пришкольных интернатах и школах-интернатах, из числа коренных малочисленных народов Севера.
8. Сохранение, развитие и популяризация родных языков коренных малочисленных народов Севера:
а) создание условий для изучения родных языков коренных малочисленных народов Севера в общеобразовательных организациях, способствующих сохранению и повышению доли носителей родных языков коренных малочисленных народов Севера;
б) разработка и использование графических основ (алфавитов) родных языков коренных малочисленных народов Севера, издание грамматических и орфографических, пунктуационных справочников;
в) поддержка и развитие средств массовой информации, выпускающих издания на родных языках коренных малочисленных народов Севера;
г) создание условий для издания научной, научно-популярной и художественной литературы на языках коренных малочисленных народов Севера в диалектных условиях;
д) создание условий для популяризации языков коренных малочисленных народов Севера в сети Интернет;
е) разработка и реализация образовательных программ по изучению языков и традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера;
ж) поддержка дополнительного профессионального образования (переподготовки) сотрудников средств массовой информации, издающих (выпускающих) на языках коренных малочисленных народов Севера.
9. Развитие системы информирования коренных малочисленных народов Севера:
а) разработка, актуализация и доведения до адресата информационных материалов для коренных малочисленных народов Севера (лифлеты, памятки, листовки и т.д.) о способах решения вопросов, связанных с реализацией их прав, в том числе на получение мер государственной поддержки;
б) реализация мер, направленных на правовое просвещение коренных малочисленных народов Севера в вопросах реализации прав и соблюдения обязанностей в области охраны окружающей среды и природопользования, использования природных ресурсов;
в) оказание информационно-консультационной помощи гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера по вопросам самозанятости, предпринимательской и иной деятельности.
5. Механизмы реализации Концепции
Эффективность реализации Концепции обеспечивается согласованной деятельностью исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества путем реализации комплекса правовых, организационных, информационных и иных мер, направленных на устойчивое социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера, в том числе:
1) включение в отраслевые государственные и муниципальные программы мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера;
2) анализ и актуализация (при необходимости) основных направлений и мероприятий государственных и муниципальных программ по устойчивому развитию коренных малочисленных народов Севера;
3) совершенствование взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления с общественными организациями и объединениями коренных малочисленных народов Севера, обеспечение условий для участия представителей коренных малочисленных народов Севера в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы;
4) совершенствование информационно-консультационной работы с коренными малочисленными народами Севера в целях обеспечения условий для реализации их прав и законных интересов;
5) государственная поддержка общественных организаций, объединений, общин коренных малочисленных народов Севера, содействие их созданию и развитию;
6) проведение мониторинга удовлетворенности граждан качеством реализуемых мероприятий, направленных на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера;
7) разработка и ведение ведомственной отраслевой статистики по основным направлениям жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера (демография, здравоохранение, образование, социальная защита, трудоустройство и занятость и т.д.).
Учитывая наличие в автономном округе территорий, включенных в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года N 631-р, на которых постоянно проживают коренные малочисленные народы, ведущие традиционный образ жизни и занимающиеся традиционной хозяйственной деятельностью, для выполнения задач, предусмотренных настоящей Концепцией, повышения эффективности деятельности системы исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления по реализации полномочий, установленных федеральным законодательством, законодательством автономного округа, необходимо разработать Региональную модель устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера (далее - Региональная модель).
Реализацию Региональной модели будет обеспечивать исполнительный орган государственной власти автономного округа, осуществляющий взаимодействие исполнительных органов государственной власти автономного округа по вопросам защиты прав коренных малочисленных народов Севера (далее - Уполномоченный орган) и органы местного самоуправления, к полномочиям которых относится решение вопросов местного значения по разработке и осуществлению мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования, реализацию прав коренных малочисленных народов Севера и других национальных меньшинств.
Уполномоченный орган разрабатывает Региональную модель, а также модельную муниципальную программу "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера", которые после одобрения Советом представителей коренных малочисленных народов Севера при Правительстве автономного округа подлежат утверждению решением Межведомственной комиссии при Правительстве автономного округа по обеспечению развития коренных малочисленных народов Севера в автономном округе.
6. Основные этапы реализации Концепции
Реализацию Концепции планируется осуществлять поэтапно, в соответствии со сроками, определенными в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Плане мероприятий по реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера автономного округа на 2016 - 2020 годы (далее - План).
На первом этапе (2020 год) будут подведены итоги реализации Концепции в период до 2020 года, а также актуализирован План.
На втором этапе (2021 - 2025 годы) планируется продолжить деятельность по созданию условий для устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера в соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции, в том числе реализовать отраслевые проекты и мероприятия по укреплению экономической, социальной и ресурсной баз для развития мест традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, повышению экономической эффективности традиционных видов хозяйственной деятельности, повышению уровня жизни граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, обеспечить контроль динамики количественных и качественных показателей реализуемых мероприятий.
7. Прогнозируемые результаты и показатели эффективности реализации Концепции
1. Прогнозируемые результаты Концепции:
а) увеличение площади восстановленных (рекультивированных) земель (земельных, лесных участков) на 6,5% ежегодно от площади в 57 тыс. га, предоставляемой в пользование (аренду) для освоения природных ресурсов, осуществления промышленной деятельности в автономном округе;
б) увеличение численности граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, работающих в организациях, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность, на 7 человек ежегодно от показателя в 1096 человек;
в) увеличение количества общин и организаций, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность, на 2 единицы ежегодно от показателя в 90 единиц;
г) реализация мероприятий, направленных на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, с уровнем удовлетворенности в общем количестве опрошенных лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, на 16,2% от базового показателя - 31,0%;
д) увеличение к 2025 году доли граждан из числа коренных малочисленных народов Севера автономного округа, участвующих в мероприятиях по содействию занятости населения, в общей численности участников мероприятий на 2% (с 1685 до 1720 человек);
е) улучшение основных демографических и социально-экономических показателей жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера:
повышение рождаемости на 1% ежегодно от базового показателя 21,6 на 1000 населения;
снижение смертности на 1% ежегодно от базового показателя 6,2 на 1000 населения;
снижение уровня общей заболеваемости на 1,5% ежегодно от базового показателя - 1863,1 на 1000 населения;
ж) увеличение к 2025 году доли носителей родного языка от общей численности граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, принявших участие в соответствующих мониторинговых исследованиях, на 2% от базового показателя - 900 человек;
з) увеличение к 2025 году количества высококвалифицированных кадров из числа коренных малочисленных народов Севера, в том числе для организаций, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность, на 6% от базового показателя - 46 человек;
и) включение к 2025 году не менее 25 объектов, связанных с культурой коренных малочисленных народов Севера, в Реестре объектов нематериального культурного наследия народов автономного округа;
к) увеличение к 2025 году на 1,5% мероприятий, направленных на популяризацию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера, от базового показателя - 1200 единиц;
л) увеличение численности жителей ТТП и населенных пунктов, отнесенных к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, охваченных доступом к сети Интернет, для расширения возможностей получения официальной правовой информации к 2025 году на 53% (с 1450 до 2 150 человек).".
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 года.
Первый заместитель |
Г.Ф. Бухтин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 7 августа 2020 г. N 334-п "О внесении изменения в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 мая 2011 года N 183-п "О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"
Вступает в силу с 1 января 2021 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 12 августа 2020 г. N 8600202008120011, в сборнике "Собрание Законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" от 15 августа 2020 г. N 8 (часть I), ст. 950, газете "Новости Югры" от 18 сентября 2020 г. N 108