Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Правительства
Тюменской области
от 07 августа 2020 г. N 631-рп
Положение
о системе ключевых показателей эффективности деятельности хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей) которых находится в государственной собственности Тюменской области
Настоящее Положение разработано в соответствии с Методическими указаниями по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает 50 процентов, разработанными Федеральным агентством по управлению государственным имуществом во исполнение пункта 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума от 05.07.2013 N Пр-1474, Методическими рекомендациями по применению ключевых показателей эффективности деятельности хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых доля участия Российской Федерации или субъекта Российской Федерации превышает 50 процентов, и показателей деятельности государственных унитарных предприятий в целях определения размера вознаграждения их руководящего состава, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.06.2019 N 1388-р.
Настоящим Положением устанавливается система ключевых показателей эффективности деятельности акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, более 50 процентов акций (долей) которых находится в государственной собственности Тюменской области (далее - хозяйственные общества), ее основные цели, задачи, а также алгоритм утверждения, мониторинга и контроля их достижения.
1. Общие положения
Система ключевых показателей эффективности деятельности (далее - КПЭ) хозяйственного общества - совокупность взаимосвязанных численных показателей, сформированных на основе стратегии развития хозяйственного общества, которые позволяют на основании анализа финансово-экономической деятельности проводить оценку работы хозяйственных обществ и их менеджмента. Данная оценка должна учитываться при принятии кадровых решений, а также решений о премировании единоличного исполнительного органа общества (далее - генеральный директор) по итогам работы хозяйственного общества.
Основные задачи системы КПЭ:
оценка достижения стратегических целей и планируемых значений показателей деятельности хозяйственного общества;
мониторинг и контроль реализации стратегии хозяйственного общества;
создание должной мотивации менеджмента, а именно генеральных директоров хозяйственных обществ, с учетом ориентации на достижение приоритетных для хозяйственного общества целей.
В рамках данной системы КПЭ применяются следующие показатели:
финансово-экономические показатели деятельности;
показатели деятельности, учитывающие отраслевую специфику;
показатели эффективности, используемые для премирования генеральных директоров;
показатели, используемые для депремирования генеральных директоров.
Для расчета целевого значения КПЭ используется бизнес-план, программа деятельности, программа реструктуризации и инвестиционная программа, индивидуальная, а также отраслевая стратегия развития, действующие государственные и федеральные целевые программы, иные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность хозяйственного общества.
Для расчета фактического значения КПЭ используется бухгалтерская (финансовая) и иные отчетности, в том числе отчеты об исполнении бизнес-планов, программы деятельности, программы реструктуризации и инвестиционной программы, а также официальная статистика.
Основу расчета фактических значений показателей, характеризующих результат финансово-хозяйственной деятельности хозяйственного общества, должна составлять бухгалтерская (финансовая) отчетность, в случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации - консолидированная финансовая отчетность.
2. Алгоритм утверждения, мониторинга и контроля достижения КПЭ
Представители Тюменской области, избранные в советы директоров (наблюдательные советы) хозяйственных обществ по предложению исполнительных органов государственной власти Тюменской области, обеспечивающих проведение единой государственной политики в соответствующих отраслях (сферах) управления (далее - представители), реализуют утверждение в хозяйственном обществе документа, содержащего четко сформулированные и измеримые стратегические цели его развития на три года, а также перечни средств и конкретных мероприятий, направленных на достижение указанных целей к поставленным срокам (далее - Стратегия), при этом представителям рекомендуется руководствоваться следующим алгоритмом:
представители доводят до сведения совета директоров (наблюдательного совета) перечень обязательных и рекомендуемых КПЭ хозяйственного общества согласно приложениям N 1, 2 к настоящему Положению;
представители обеспечивают утверждение советом директоров (наблюдательным советом) перечня КПЭ хозяйственного общества, их целевые значения и Стратегию хозяйственного общества в 4 квартале года, предшествующего плановому, при этом могут быть учтены иные показатели (кроме обязательных);
представители обеспечивают утверждение советом директоров (наблюдательным советом) целевых значений КПЭ на три последующих года (либо на срок действия Стратегии) с разбивкой по годам действия Стратегии, при этом плановые и фактические значения КПЭ рассматриваются на основании предложений генерального директора.
Корректировка целевых значений КПЭ за прошедшие и текущий календарные годы невозможна.
На усмотрение представителей возможно утверждение индивидуальных финансово-экономических показателей деятельности согласно специфике деятельности хозяйственных общества.
При принятии решения о премировании генерального директора представители руководствуются отчетом, представленным генеральным директором, о достижении целевых значений КПЭ с описанием и анализом причин отклонений плановых значений от фактических (при наличии).
Представители Тюменской области в ревизионной комиссии хозяйственного общества при проведении ежегодной проверки финансово-хозяйственной деятельности проводят проверку корректности расчетов значений, фактически достигнутых КПЭ и соответствующих корректировок целевых значений КПЭ на плановый период (при наличии) с целью обеспечения их достоверности, что подлежит отражению в соответствующем заключении ревизионной комиссии.
3. Финансово-экономические показатели деятельности хозяйственных обществ
Обязательные к утверждению финансово-экономические показатели деятельности для непубличных хозяйственных обществ:
1. Коэффициент рентабельности собственного капитала или коэффициент рентабельности инвестированного капитала.
2. Рентабельность продаж по "Прибыли до вычета".
Обязательные к утверждению финансово-экономические показатели деятельности для публичных хозяйственных обществ:
1. Совокупная акционерная доходность за прошедший год.
2. Коэффициент рентабельности собственного капитала.
3. Рентабельность продаж по "Прибыли до вычета".
Утверждается не менее двух обязательных показателей.
Для оценки достижения стратегических целей хозяйственного общества, контроля реализации Стратегии при утверждении финансово-экономических показателей деятельности учитывается следующее отношение удельных весов показателей:
|
Наименование показателя |
Удельный вес показателя |
||
Обязательные |
Для непубличных хозяйственных обществ |
Коэффициент рентабельности собственного капитала или коэффициент рентабельности инвестированного капитала |
не менее 15% |
Общий вес не менее 30% |
Рентабельность продаж по "Прибыли до вычета" |
не менее 10% |
|||
Для публичных хозяйственных обществ |
Совокупная акционерная доходность за прошедший год |
не менее 10% |
Общий вес не менее 30% |
|
Рентабельность продаж по "Прибыли до вычета" | ||||
Коэффициент рентабельности собственного капитала |
не менее 15% |
|||
По решению совета директоров (наблюдательного совета) |
Для всех хозяйственных обществ |
Из числа рекомендуемых показателей согласно приложению N 2 к настоящему Положению и (или) иных показателей |
не более 70% |
Необходимо предусмотреть утверждение не более семи финансово-экономических показателей деятельности.
При утверждении советом директоров (наблюдательным советом) иных финансово-экономических показателей деятельности одновременно с утверждением плановых значений показателей утверждается алгоритм их расчета.
При рассмотрении фактических результатов оценивается достижение целевого значения показателя, а также положительная динамика в сравнении со средним размером за последние три года.
Финансово-экономические показатели деятельности хозяйственных обществ должны иметь привязку к Стратегии.
4. Показатели деятельности хозяйственных обществ, учитывающие отраслевую специфику
Примерный перечень КПЭ, учитывающих отраслевую специфику деятельности хозяйственных обществ (далее - отраслевые КПЭ), представлен в приложении N 3 к настоящему Положению.
Утверждается не более четырех отраслевых КПЭ и их целевые значения.
Отраслевые КПЭ хозяйственного общества должны иметь привязку к Стратегии.
5. Показатели эффективности, используемые для премирования генерального директора
Показатели эффективности, используемые для премирования генерального директора (далее - показатели премирования), предназначены для увеличения заинтересованности исполнительного органа управления хозяйственного общества в повышении результативности своей профессиональной деятельности, в качественном результате своего труда, своевременном выполнении своих должностных обязанностей, развитии творческой активности, инициативы, а также для поощрения за выполненную надлежащим образом работу.
Представители определяют показатели премирования из числа финансово-экономических показателей деятельности хозяйственного общества, определенных разделом 3 настоящего Положения, и отраслевых КПЭ, определенных разделом 4 настоящего Положения.
Показатели премирования определяются по итогам отчетного периода (за квартал, год).
При установлении квартальных показателей премирования целесообразно применять показатели КПЭ, которые можно рассчитать на ежеквартальной основе.
Представители обеспечивают утверждение советом директоров (наблюдательным советом) целевых значений показателей премирования.
При недостижении установленных целевых значений показателей размер снижения премии определяется исходя из следующих критериев:
Наименование показателя премирования |
Удельный вес показателя |
1. Финансово-экономические показатели деятельности: |
Общий вес не менее 40% |
обязательные | |
рекомендуемые | |
2. Отраслевые КПЭ |
Не более 60% |
Представители обеспечивают утверждение советом директоров (наблюдательным советом) удельного веса показателей (КПЭ).
При рассмотрении вопроса о премировании генерального директора учитываются фактически достигнутые в отчетном году значения утвержденных КПЭ, а также причины отклонений от целевых значений в случае невыполнения/перевыполнения целевых значений.
При выполнении/перевыполнении показателей КПЭ размер премии устанавливается в соответствии с удельным весом показателя.
При невыполнении показателей КПЭ размер премии уменьшается на удельный вес невыполненного показателя.
6. Показатели, используемые для депремирования генерального директора
Под депремированием следует понимать принятие советом директоров (наблюдательным советом) решений о невыплате (частичной невыплате) вознаграждений генеральному директору за результаты финансово-хозяйственной деятельности. Депремирование не является видом дисциплинарного взыскания.
Обязательным показателем депремирования генерального директора является:
наличие просроченной задолженности по заработной плате перед работниками по итогам отчетного периода.
С учетом специфики деятельности хозяйственного общества представителями могут быть дополнительно установлены следующие показатели депремирования:
отсутствие чистой прибыли по итогам отчетного периода;
отношение объема совокупного долга (Долгосрочные обязательства (итог по разделу IV) + Краткосрочные обязательства (итог по разделу V) к прибыли до вычета налоговых и процентных платежей и амортизации;
превышение установленного советом директоров (наблюдательным советом) общества значения отношения "Суммы кредитов и займов" (Долгосрочные заемные средства + Краткосрочные заемные средства) к "Прибыли до вычета".
По решению совета директоров (наблюдательного совета) общества возможно утверждение иных индивидуальных показателей депремирования генерального директора.
Наличие, состав, вес показателей депремирования, их целевое значение, а также размер депремирования определяются советом директоров (наблюдательным советом) общества.
7. Связь показателей эффективности и мотивации генерального директора
На основании утвержденных советом директоров (наблюдательным советом) КПЭ вносятся изменения в действующие трудовые договоры с генеральными директорами хозяйственных обществ в части включения в них обязанности по достижению утвержденных КПЭ.
Приложение N 1
к Положению
о системе ключевых показателей
эффективности деятельности
хозяйственных обществ, более 50
процентов акций (долей) которых
находится в государственной
собственности Тюменской области
Обязательные финансово-экономические показатели
деятельности для хозяйственных обществ
Для непубличных хозяйственных обществ:
1. Коэффициент рентабельности собственного капитала.
Данный показатель указывает сумму чистого дохода, выраженного в процентах относительно величины акционерного капитала.
Коэффициент рентабельности акционерного (собственного) капитала является показателем доходности хозяйственного общества, показывая сколько прибыли приносит хозяйственное общество по отношению к сумме средств, инвестированных акционерами.
Показатель выражается в процентах и вычисляется по формуле:
.
Коэффициент рентабельности инвестированного капитала.
Данный показатель характеризует доходность, полученную на капитал, привлеченный из внешних источников.
Рассчитывается по формуле:
.
2. Рентабельность продаж по "Прибыли до вычета".
Данный показатель отражает прибыльность организации до уплаты процентов, налогов и амортизации, рассматривается рост показателя в сравнении со средним показателем за три последних года.
Рассчитывается по формуле:
Прибыль до вычета - показатель для определения конкурентоспособности и эффективности деятельности вне зависимости от размера задолженности по кредитам, налогового режима и способа расчета амортизационных отчислений (рассчитывается как сумма прибыли до налогообложения, процентов к уплате, амортизации основных средств и нематериальных активов).
Для хозяйственных обществ, являющихся получателями субсидий из бюджетов разных уровней, совет директоров (наблюдательный совет) вправе принять решение об утверждении показателя "Прибыль до вычета" без учета государственной поддержки (прибыль (убыток) до налогообложения рассчитывается без учета величины таких субсидий).
Для публичных хозяйственных обществ:
1. Совокупная акционерная доходность за прошедший год.
Данный показатель показывает совокупную акционерную доходность (обобщающий показатель для оценки годовых результатов создания благосостояния акционеров) и представляет собой норму доходности акционеров в результате изменения биржевых котировок акций и начисления дивидендов.
Рассчитывается по формуле:
.
2. Коэффициент рентабельности собственного капитала.
Данный показатель указывает сумму чистого дохода, выраженного в процентах относительно величины акционерного капитала.
Коэффициент рентабельности акционерного (собственного) капитала является показателем доходности хозяйственного общества, показывая сколько прибыли приносит хозяйственное общество по отношению к сумме средств, инвестированных акционерами.
Показатель выражается в процентах и вычисляется по формуле:
.
3. Рентабельность продаж по "Прибыли до вычета".
Данный показатель отражает прибыльность организации до уплаты процентов, налогов и амортизации, рассматривается рост показателя в сравнении со средним показателем за три последних года.
Рассчитывается по формуле:
Прибыль до вычета - показатель для определения конкурентоспособности и эффективности деятельности вне зависимости от размера задолженности по кредитам, налогового режима и способа расчета амортизационных отчислений (рассчитывается как сумма прибыли до налогообложения, процентов к уплате, амортизации основных средств и нематериальных активов).
Для хозяйственных обществ, являющихся получателями субсидий из бюджетов разных уровней, совет директоров (наблюдательный совет) вправе принять решение об утверждении показателя "Прибыль до вычета" без учета государственной поддержки (прибыль (убыток) до налогообложения рассчитывается без учета величины таких субсидий).
Приложение N 2
к Положению
о системе ключевых показателей
эффективности деятельности
хозяйственных обществ, более 50
процентов акций (долей) которых
находится в государственной
собственности Тюменской области
Рекомендуемые финансово-экономические показатели
деятельности для хозяйственных обществ
1. Выручка (тыс. руб.).
При рассмотрении фактических результатов оценивается достижение целевого значения показателя, а также положительная динамика в сравнении со средним размером за последние три года.
2. Чистая прибыль (тыс. руб.).
При рассмотрении фактических результатов оценивается достижение целевого значения показателя, а также положительная динамика в сравнении со средним размером за последние три года.
3. Показатель соотношения заемного капитала к собственному капиталу.
Показатель показывает, сколько заемных средств приходится на рубль собственных, и рассчитывается по формуле:
4. Снижение затрат на приобретение товаров (работ, услуг) на единицу продукции.
Показатель позволяет проводить мониторинг динамики доли затрат на приобретение товаров, работ, услуг в расчете на 1 рубль реализованной продукции (товаров, работ, услуг). Данный показатель рассчитывается для оценки эффективности использования затрат при производстве продукции, работ, услуг, их динамики и для определения экономии или перерасхода таких затрат. Снижение затрат на приобретение товаров (работ, услуг) на единицу продукции достигается путем:
снижения норм расхода материалов;
замены дорогостоящих материалов более дешевыми;
сокращения транспортно-заготовительных расходов;
рационального использования сырья и материалов;
снижения стоимости сырья и материалов;
сокращения потерь и отходов;
улучшения технического оснащения и технологии изготовления продукции при условии своевременного и полного удовлетворения потребностей хозяйственного общества в товарах, работах, услугах, путем повышения эффективности процесса закупок в установленном законодательством порядке.
Расчет затрат на приобретение товаров (работ, услуг) на единицу продукции в расчетном периоде определяется отношением соответствующих абсолютных затрат по статьям расходов (с учетом отраслевых особенностей формирования состава затрат) к выручке от реализации.
При рассмотрении фактических результатов достижения показателя оценивается динамика затрат на приобретение товаров (работ, услуг) на единицу продукции в сравнении с предыдущим периодом.
5. Динамика размера "Прибыль до вычета" к предыдущему году (Рост показателя) показывает финансовый результат компании, исключая влияние эффекта структуры капитала (т.е. процентов, уплаченных по заемным средствам), налоговых ставок и амортизационной политики организации, рассчитывается по формуле:
Для хозяйственных обществ, являющихся получателями субсидий, совет директоров (наблюдательный совет) вправе принять решение об утверждении показателя "Прибыль до вычета" без учета государственной поддержки (прибыль (убыток) до налогообложения рассчитывается без учета величины таких субсидий).
6. Дивиденды (тыс. руб.).
При рассмотрении фактических результатов оценивается достижение целевого значения показателя, а также положительная динамика в сравнении со средним размером за последние три года.
7. Норма валовой прибыли показывает эффективность производственного процесса относительно цен и объемов единиц продаваемых товаров. Рассчитывается по формуле:
8. Норма чистой прибыли характеризует уровень доходности хозяйственной деятельности организации. Рассчитывается по формуле:
9. Коэффициент текущей ликвидности показывает, достаточно ли у хозяйственного общества средств, которые могут быть использованы для погашения краткосрочных обязательств.
Рассчитывается по формуле:
10. Покрытие внеоборотных активов долгосрочным капиталом (собственным и долгосрочным заемным) показывает обеспеченность долгосрочных активов долгосрочными источниками финансирования.
Покрытие внеоборотных активов долгосрочным капиталом (собственным и долгосрочным заемным) рассчитывается по формуле:
11. Снижение операционных расходов.
Показатель, используемый для оценки эффективности деятельности руководящего состава хозяйственного общества по снижению операционных расходов хозяйственного общества.
Операционные расходы - расходы хозяйственного общества, связанные, с производством и реализацией продукции (услуг), управлением предприятием и иной операционной деятельностью.
К операционным расходам относятся себестоимость, управленческие и коммерческие расходы, согласно данным отчета о прибылях и убытках хозяйственного общества.
Рассчитывается по формуле:
, где:
ОР - показатель снижения операционных расходов,
- размер операционных расходов отчетного периода,
- выручка хозяйственного общества в отчетном периоде,
- размер операционных расходов предыдущего периода,
- выручка хозяйственного общества в предыдущем периоде.
12. Выполнение плана мероприятий по реализации непрофильных активов, утвержденного советом директоров (наблюдательным советом), %.
13. Рост производительности труда к предыдущему году.
Для расчета показателя применять подход, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 28.12.2018 N 748 "Об утверждении Методики расчета показателей производительности труда предприятия, отрасли, субъекта Российской Федерации и Методики расчета отдельных показателей национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости".
Приложение N 3
к Положению
о системе ключевых показателей
эффективности деятельности
хозяйственных обществ, более 50
процентов акций (долей) которых
находится в государственной
собственности Тюменской области
Примерный перечень
отраслевых КПЭ хозяйственных обществ
N п/п |
Показатель |
Вид деятельности |
Ед. измерения |
Рекомендуемое значение |
1 |
Обеспечение ежегодного прироста запасов подземных вод, используемых для питьевого и технологического водоснабжения |
Проведение поисково-оценочных работ с целью питьевого водоснабжения населения или технического обеспечения водой объектов промышленности |
|
не менее 1000 |
2 |
Доля населения, охваченного региональным телерадиовещанием, к общей численности населения Тюменской области |
Эфирное, кабельное и эфирно-кабельное телевизионное и радиовещание; телевизионное вещание, радиовещание, вещание дополнительной информации |
% |
|
3 |
Доля возмещения объема общих затрат собственными доходами организации |
Материально-техническое обеспечение издания и выпуска газет, буклетов, книг, журналов и другой печатной продукции и ее реализация. Деятельность в области телевещания, радиовещания, вещания дополнительной информации |
% |
|
4 |
Отсутствие обоснованных жалоб, в том числе на отказ в оказании медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальной программы государственных гарантий |
Проведение этапного стационарного восстановительного лечения и медико-социальной реабилитации, обучение навыкам и принципам здорового образа жизни взрослых и детей с 3 до 17 лет. Фармацевтическая деятельность. Оказание медицинской помощи |
|
|
5 |
Выполнение заказа (задания) по обязательному медицинскому страхованию |
% |
не менее 95% |
|
6 |
Удовлетворенность качеством оказанной медицинской помощи |
% |
не менее 70% |
|
7 |
Отсутствие нарушений, предписаний по результатам специализированных проверок |
Фармацевтическая деятельность |
|
|
8 |
Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в весе после доработки |
Выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки |
тонн |
|
9 |
Урожайность зерновых и зернобобовых культур с убранной площади |
ц/га |
|
|
10 |
Рост товарного оборота к уровню предыдущего года |
Приобретение, продажа, сдача в аренду основных средств сельскохозяйственного и другого назначения |
% |
|
11 |
Производство яиц |
Разведение сельскохозяйственной птицы |
млн штук |
|
12 |
Яйценоскость 1 курицы-несушки |
штук |
|
|
13 |
Количество резидентов |
Материальное обеспечение (сдача внаем недвижимого имущества) субъектам малого и среднего предпринимательства |
штук |
|
14 |
Процент заполняемости |
% |
|
|
15 |
Пассажиропоток |
Деятельность по осуществлению и обеспечению воздушных перевозок, пассажиров, багажа, грузов и почты на коммерческой основе |
тыс. чел. |
|
16 |
Обработано грузов (грузопоток) |
тонн |
|
|
17 |
Объем построенного жилья, профинансированного обществом |
Жилищное строительство, комплексное освоение территорий |
тыс. кв. м |
|
18 |
Объем реализованного жилья |
тыс. кв. м |
|
|
19 |
Объем финансирования для обеспечения жилищного строительства объектами инженерно-технической инфраструктуры |
тыс. руб. |
|
|
20 |
Доступность ипотечного займа для отдельных категорий граждан - молодых семей |
Разработка и внедрение единых стандартов, норм и процедур долгосрочного ипотечного кредитования с целью снижения рисков всех участников рынка и увеличения доступности кредитных ресурсов для заемщиков, жилищное строительство |
кол-во семей |
|
21 |
Коэффициент защищенности объектов от пожаров |
Работы по строительству, эксплуатации, обустройству и рекультивации полигонов бытовых и промышленных отходов |
% |
|
22 |
Коэффициент заполняемости полигона |
% |
|
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Тюменской области от 7 августа 2020 г. N 631-рп "О внесении изменений в распоряжение от 31.08.2015... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.