Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан
от 7 августа 2020 г. N 1504-р
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по оценке трудоемкости и стоимости разработки и сопровождения программного продукта.
2. Исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан, организациям, финансируемым из бюджета Республики Татарстан, руководствоваться настоящим распоряжением при организации деятельности по закупке услуги по разработке и сопровождению программного продукта.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан руководствоваться настоящим распоряжением при организации деятельности по закупке услуги по разработке и сопровождению программного продукта.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан.
Премьер-министр |
А.В. Песошин |
Методические рекомендации
по оценке трудоемкости и стоимости разработки и сопровождения программного продукта
(утв. распоряжением КМ РТ от 7 августа 2020 г. N 1504-р)
1. Общие положения
Методические рекомендации по оценке трудоемкости и стоимости разработки и сопровождения программного продукта (далее - Методические рекомендации) разработаны с целью определения стоимости разработки или модернизации программного продукта, сроков его реализации и формирования начальной (максимальной) цены контракта (далее - начальная цена контракта) при принятии решения о разработке нового или модернизации используемого программного продукта в целях определения поставщика услуг. Кроме того, Методические рекомендации могут быть использованы при организации в Республике Татарстан проектной деятельности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации".
Если программный продукт разрабатывается в составе информационной системы или в составе программного комплекса, состоящего из нескольких программных продуктов, и при этом планируется интеграция с уже используемыми программными продуктами, то эти работы предусматриваются при оценке трудоемкости его разработки и дальнейшем сопровождении.
2. Расчет трудоемкости и стоимости разработки и сопровождения программного продукта. Используемый понятийный аппарат
В Методических рекомендациях для расчета трудоемкости разработки и сопровождения программного продукта используются нормативный и экспертный методы. Вместе с тем оба метода используют нормативы по следующим параметрам:
среднемесячная заработная плата работающих на предприятиях и организациях Республики Татарстан, включая субъекты малого бизнеса (по видам экономической деятельности) в области информации и связи (основной персонал, административно-управленческий персонал), а также среднемесячная заработная плата работающих на предприятиях и организациях Республики Татарстан, включая субъекты малого бизнеса (по видам экономической деятельности) в области административной деятельности и сопутствующих услуг (вспомогательный и обслуживающий персонал);
нормативы производственной площади на одного работника;
нормативная доля численности административно-управленческого персонала (далее - АУП);
расходы на нормированный объем работ обслуживающего персонала;
нормативные расходы на коммунальные услуги;
затраты на нормированное количество канцтоваров и других составляющих материально-технического обеспечения;
величина амортизационных затрат на вычислительную и организационную технику;
доля накладных расходов;
рентабельность.
Перечисленные нормативы установлены соответствующими нормативными правовыми актами республиканского уровня.
Экспертный метод может применяться при оценке размера программного продукта, который измеряется числом строк исходного кода. Это необходимо тогда, когда отсутствует статистическая информация о разработке аналогичных программных продуктов. При этом экспертиза осуществляется предполагаемым заказчиком работ с приглашением не менее трех экспертов (каждый раз разных и из разных организаций). Экспертами оцениваются:
размер разрабатываемого программного продукта в количестве строк исходного кода;
трудоемкость в человеко-часах (если этот норматив установлен, расчет трудоемкости экспертами не производится).
В количестве строк исходного кода Методическими рекомендациями предусмотрен объем комментариев и констант, доля которых составляет до 40 процентов общего объема.
После завершения разработки или модернизации программного продукта заказчик формирует заключение о фактических значениях, перечисленных выше двух параметров, объеме финансирования на выполненную работу и других характеристиках по форме согласно приложению N 1 к Методическим рекомендациям. По решению заказчика эта информация может быть включена в паспорт информационной системы или зарегистрирована в другом реестре в соответствии с регламентом, принятым распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан. Эта информация в дальнейшем используется для корректировки параметров типовых программных продуктов и формирования начальной цены контракта для других программных продуктов.
Под сопровождением программного продукта в Методических рекомендациях понимается определение, данное стандартом IEEE Standard for Software Maintenance (IEEE 1219), как модернизация программного продукта после передачи в эксплуатацию для устранения сбоев, улучшения показателей производительности и (или) других характеристик продукта и (или) адаптации продукта для использования в модифицированном окружении.
В общем случае работы по сопровождению включают:
исправление ошибок - корректировка программ, выдающих неправильные результаты в условиях, ограниченных техническим заданием и документацией. Исправление ошибок в соответствии с Методическими рекомендациями составляет 20 процентов общих затрат на сопровождение;
регламентированная документами адаптация программного обеспечения к условиям конкретного использования с учетом характеристик внешней среды или конфигурации аппаратуры, на которой предстоит функционировать программам. Адаптация составляет 20 процентов общих затрат на сопровождение;
модернизация - расширение функциональных возможностей или улучшение характеристик решения отдельных задач в соответствии с новым или дополнительным техническим заданием на программное изделие. Модернизация составляет до 60 процентов общих затрат на сопровождение.
При экспертной оценке для определения объема работ рекомендуется использовать пять характеристик программного продукта:
внешний ввод - элементарный процесс, перемещающий данные из внешней среды в приложение. Данные могут поступать с экрана ввода или из другого приложения. Данные могут использоваться для обновления внутренних логических файлов. Данные могут содержать как управляющую, так и деловую информацию. Управляющие данные не модифицируют внутренние логические файлы;
внешний вывод - элементарный процесс, перемещающий полученные в результате обработки данные, во внешнюю среду. Кроме того, в этом процессе могут обновляться внутренние логические файлы. Выводы означают отчеты, экраны, распечатки, сообщения об ошибках или выходные файлы, посылаемые другим приложениям. Отчеты и файлы создаются на основе внутренних логических файлов и внешних интерфейсных файлов. Дополнительно этот процесс может использовать вводимые данные: критерии поиска либо параметры, не поддерживаемые внутренними логическими файлами. Вводимые данные при этом носят временный характер;
внешний запрос - элементарный процесс, работающий как с вводимыми, так и с выводимыми данными. Его результат - данные, возвращаемые из внутренних логических файлов и внешних интерфейсных файлов. Входная часть процесса не модифицирует внутренние логические файлы, а выходная часть не несет данных, вычисляемых программным продуктом (в этом и состоит отличие запроса от вывода);
внутренний логический файл - распознаваемая пользователем группа логически связанных данных, которая размещена внутри программного продукта и обслуживается через внешние вводы;
внешний интерфейсный файл - распознаваемая пользователем группа логически связанных данных, которая размещена внутри другого программного продукта и поддерживается им. Внешний файл данного программного продукта является внутренним логическим файлом в другом программном продукте.
Указанный анализ эксперты могут проводить на основе функционального описания алгоритмов, определенных техническим проектом на программный продукт.
Стоимость разработки и (или) модернизации программного продукта (S) рассчитывается исходя из количества нормо-часов, затрачиваемых на данную работу, по следующей формуле:
,
где:
- стоимость одного нормо-часа, рублей;
- количество нормо-часов, необходимых для разработки и (или) модернизации программного продукта, часов.
Расчет количества нормо-часов, необходимых для разработки и (или) модернизации программного продукта , определяется на основании количества строк исходного кода программного продукта с учетом нормативного количества строк исходного кода в нормо-часе, определяемого либо по программному продукту - аналогу (эту оценку может делать государственный или функциональный заказчик программного продукта), либо группой привлеченных государственным или функциональным заказчиком программного продукта экспертов. На 2020 год принято значение нормативного количества строк исходного кода в одном нормо-часе, определенное по методу аналогов программных продуктов, разработанных в составе действующих в Республике Татарстан информационных систем, при этом норматив определялся как минимальное значение (самая низкая производительность) по более 50 проанализированным программным продуктам (приложение N 2 к Методическим рекомендациям). По мере накопления статистики норматив может определяться по более высоким показателям производительности. Центром ответственности за формирование реестра программных продуктов - аналогов является Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан.
Эксперты также могут производить оценку количества нормо-часов, необходимых для разработки и (или) модернизации программного продукта, не применяя в качестве исходного параметра количество строк исходного кода, сделав оценку непосредственно в количестве нормо-часов.
Стоимость одного нормо-часа рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- заработная плата работника с учетом нормативного количества ставок АУП, вспомогательного и обслуживающего персонала на одного работника, рублей;
- затраты на коммунальные расходы на один нормо-час, рублей;
- затраты на материально-техническое обеспечение на один нормо-час, рублей;
- затраты на амортизационные отчисления вычислительной и, организационной техники на один нормо-час, рублей;
Н - накладные расходы, рублей;
Ren - рентабельность, рублей.
Заработная плата работника с учетом нормативного количества ставок АУП, вспомогательного и обслуживающего персонала на одного работника рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- часовая заработная плата работника, рублей;
- отчисления по единому социальному налогу (далее - ЕСН) работника, рублей (в расчете на один час);
- часовая заработная плата АУП, рублей;
- отчисления по ЕСН АУП, рублей (в расчете на один час);
- доля АУП на одного работника;
- часовая заработная плата вспомогательного и обслуживающего персонала, рублей;
- отчисления по ЕСН вспомогательного и обслуживающего персонала, рублей (в расчете на один час);
- доля вспомогательного и обслуживающего персонала на одного работника.
Часовая заработная плата работника рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- среднемесячная заработная плата работающих на предприятиях и организациях Республики Татарстан, включая субъекты малого бизнеса (по видам экономической деятельности), в области информации и связи (основной персонал), рублей;
176 - среднемесячное количество рабочих часов.
Часовая заработная плата работника рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- среднемесячная заработная плата работающих на предприятиях и организациях Республики Татарстан, включая субъекты малого бизнеса (по видам экономической деятельности), в области информации и связи (АУП), рублей. Как правило, она приравнивается к величине заработной платы работников основного персонала.
Часовая заработная плата работника рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- среднемесячная заработная плата работающих на предприятиях и организациях Республики Татарстан, включая субъекты малого бизнеса (по видам экономической деятельности), в области административной деятельности и сопутствующих услуг (вспомогательный и обслуживающий персонал), рублей.
Затраты на коммунальные расходы на один нормо-час рассчитываются по следующей формуле:
,
где:
- нормативные расходы на коммунальные услуги на одного работника в месяц, рублей.
Нормативные расходы на коммунальные услуги на одного работника в месяц рассчитываются по следующей формуле:
,
где:
i - вид коммунальной услуги;
n - количество коммунальных услуг;
- норматив i-й коммунальной услуги на одного работника в месяц;
- стоимость потребления i-й коммунальной услуги на одного работника.
Затраты на коммунальные услуги, рассчитываемые на единицу площади, переводятся в затраты на человека, а затем относятся на нормо-час.
Затраты на материально-техническое обеспечение на один нормо-час рассчитываются по следующей формуле:
,
где:
- затраты на материально-техническое обеспечение на одного работника в месяц, рублей.
Затраты на материально-техническое обеспечение на одного работника в месяц рассчитываются по следующей формуле:
,
где:
j - вид услуги материально-технического обеспечения;
m - количество услуг материально-технического обеспечения;
- стоимость j-й услуги материально-технического обеспечения, рублей.
Затраты на амортизационные отчисления вычислительной и оргтехники на нормо-час рассчитываются по следующей формуле:
,
где:
- затраты на амортизационные отчисления на вычислительную и организационную технику в месяц, рублей.
Затраты на амортизационные отчисления на вычислительную и оргтехнику в месяц рассчитываются по следующей формуле:
,
где:
- балансовая стоимость вычислительной и оргтехники;
- норма амортизации вычислительной и оргтехники.
Накладные расходы (Н) рассчитываются по следующей формуле:
.
Рентабельность (Ren) рассчитывается по следующей формуле:
.
В трудоемкость разработки программного продукта включается разработка рабочей документации по его эксплуатации.
В соответствии с Методическими рекомендациями:
трудоемкость разработки технического проекта составляет 30 процентов от трудоемкости разработки программного продукта. Эта величина учитывается в следующих случаях:
разрабатывается новый программный продукт, и его разработку осуществляет разработчик программного продукта или отдельный исполнитель;
программный продукт модернизируется, и требуется корректировка технического проекта;
трудоемкость разработки технического задания составляет 10 процентов от стоимости разработки или модернизации программного продукта. Эта величина учитывается в случае, если техническое задание разрабатывает не сам заказчик;
стоимость сопровождения, в том числе ввода программного продукта в промышленную эксплуатацию, составляет 20 процентов от стоимости разработки программного продукта.
В случае планирования разработки технического задания, технического проекта, сопровождения программного продукта отдельными проектами возможна оценка их стоимости в соответствии с Методическими рекомендациями по планируемым трудозатратам на данные работы в нормо-часах.
Нормативы, используемые при расчете стоимости разработки и (или) модернизации программного продукта, не зависящие от трудоемкости работ, или от сводных данных трудоемкости аналогов программного продукта, которые формирует заказчик программного продукта по результатам приемки программного продукта в эксплуатацию, приведены в таблице.
Таблица
Нормативы, используемые при расчете стоимости разработки и (или) модернизации программного продукта, не зависящие от трудоемкости работ
N п/п |
Наименование нормируемого показателя |
Ссылка на приложение со значением показателя на 2020 год |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Среднемесячная заработная плата работающих на предприятиях и организациях Республики Татарстан, включая субъекты малого бизнеса (по видам экономической деятельности), в области информации и связи (в том числе АУП) |
статистические данные |
|
2. |
Среднемесячная заработная плата работающих на предприятиях и организациях Республики Татарстан, включая субъекты малого бизнеса (по видам экономической деятельности), в области административной деятельности и сопутствующих услуг |
статистические данные |
|
3. |
Норматив площади на одного работника* (производственной и мест общего пользования) |
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.06.2013 N 376 "Об утверждении Порядка расчета нормативных затрат на выполнение (оказание) государственных работ (услуг) государственными учреждениями Республики Татарстан и Методики расчета нормативной численности работников государственных учреждений Республики Татарстан, выполняющих государственные работы" (далее - ПКМ РТ N 376) |
|
4. |
Норматив коммунальных услуг в расчете на одного работника* |
ПКМ РТ N 376 |
|
5. |
Доля АУП |
ПКМ РТ N 376 |
|
6. |
Затраты вспомогательного и обслуживающего персонала |
ПКМ РТ N 376 |
|
7. |
Стоимость материально-технического обеспечения на одного работника* |
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.06.2017 N 443 "Об утверждении Правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг, перечней и нормативов количества товаров, работ, услуг, их потребительских свойств и иных характеристик, применяемых при расчете нормативных затрат на обеспечение функций органов государственной власти Республики Татарстан, органов управления государственными внебюджетными фондами Республики Татарстан и их территориальных органов, подведомственных казенных и бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий при закупке ими отдельных видов товаров, работ и услуг" |
|
8. |
Норма амортизации вычислительной и организационной техники |
Общероссийский классификатор основных фондов и Классификатор основных средств, включенных в амортизационные группы |
|
9. |
Минимальное значение количества строк исходного кода в нормо-часе |
экспертная оценка по аналогам программного продукта (метод аналога), если выбран метод расчета с использованием количества строк исходного кода |
|
10. |
Накладные расходы |
10 процентов от затрат |
|
11. |
Рентабельность |
15 процентов от затрат |
* Под работником понимается специалист, непосредственно участвующий в разработке программного продукта.
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям по оценке
трудоемкости и стоимости разработки
и сопровождения программного продукта
Форма
Экспертное заключение на программный продукт
Выполнено ______________________________________________________________
(реквизиты разработчиков экспертного заключения: наименование
________________________________________________________________________
организации и (или) экспертов)
Наименование программного продукта: ____________________________________
Период выполнения работы: ______________________________________________
Заказчик: ______________________________________________________________
Исполнитель: ___________________________________________________________
Субподрядчик: __________________________________________________________
Ссылка на конкурсную документацию: _____________________________________
Наименование параметра |
Фактические значения |
Вид работы (разработка нового программного продукта/модернизация программного продукта и др.) |
|
Размер разрабатываемого программного продукта в строках исходного кода |
|
Трудоемкость, человеко-часов |
|
Объем финансирования, рублей |
|
Источник финансирования |
|
Дата составления экспертного заключения:
"___"_____________ г.
_________/_______
(подпись) (Ф.И.О.)
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям по оценке
трудоемкости и стоимости разработки
и сопровождения программного продукта
Значения нормативов,
используемых при расчете стоимости разработки и (или) модернизации программного продукта, на 2020 год
N п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя на 2020 год |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Среднемесячная заработная плата работающих в организациях Республики Татарстан, включая субъекты малого бизнеса (по видам экономической деятельности), в области информатизации и связи (в том числе административно-управленческого персонала (далее - АУП)) |
статистические данные обновляются ежемесячно |
при расчете стоимости разработки и (или) модернизации программного продукта согласно Методическим рекомендациям используются статистические данные с возможным повышающим коэффициентом 1,2. Решение о применении повышающего коэффициента принимает заказчик |
2. |
Среднемесячная заработная плата работающих в организациях Республики Татарстан, включая субъекты малого бизнеса (по видам экономической деятельности), в области административной деятельности и сопутствующих услуг |
статистические данные обновляются ежемесячно |
- |
3. |
Отчисления по единому социальному налогу, рублей в месяц |
- |
в зависимости от применяемой системы налогообложения |
4. |
Нормативная обеспеченность площадью на одного работника (производственной и с учетом мест общего пользования), кв. метров |
11,5 |
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.06.2013 N 376 "Об утверждении Порядка расчета нормативных затрат на выполнение (оказание) государственных работ (услуг) государственными учреждениями Республики Татарстан и Методики расчета нормативной численности работников государственных учреждений Республики Татарстан, выполняющих государственные работы" (далее - ПКМ РТ N 376) |
5. |
Нормативы потребления коммунальных услуг в расчете на одного работника в месяц: |
|
ПКМ РТ N 376 |
|
водоснабжение, куб. метров; |
1,692 |
|
|
водоотведение, куб. метров; |
1,692 |
|
|
отопление, горячее водоснабжение, Мкалл; |
198,743 |
|
|
электроснабжение, кВт х ч; |
116,67 |
|
|
вывоз и утилизация твердых бытовых отходов, куб. метров |
0,216 |
|
6. |
Стоимость потребленных коммунальных услуг на одного работника в месяц, рублей |
1169,79 |
ПКМ РТ N 376, тарифы на коммунальные услуги с 01.01.2020 по 30.06.2020 |
7. |
Стоимость материально-технического обеспечения на одного работника в месяц, рублей |
12458,88 |
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.06.2017 N 443 "Об утверждении Правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг, перечней и нормативов количества товаров, работ, услуг, их потребительских свойств и иных характеристик, применяемых при расчете нормативных затрат на обеспечение функций органов государственной власти Республики Татарстан, органов управления государственными внебюджетными фондами Республики Татарстан и их территориальных органов, подведомственных казенных и бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий при закупке ими отдельных видов товаров, работ и услуг" |
8. |
Доля АУП, процентов |
0,1765 |
ПКМ РТ N 376 |
9. |
Доля вспомогательного и обслуживающего персонала, процентов |
0,064 |
ПКМ РТ N 376 |
10. |
Норма амортизации вычислительной и оргтехники, месяцев |
36 |
Общероссийский классификатор основных фондов и Классификатор основных средств, включенных в амортизационные группы |
11. |
Минимальное значение количества строк исходного кода в нормо-часе |
37,5 |
экспертная оценка по аналогам программного продукта с использованием метода аналога |
12. |
Накладные расходы, процентов |
10 |
- |
13. |
Рентабельность, процентов |
15 |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 августа 2020 г. N 1504-р
Текст распоряжения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 11 августа 2020 г., в журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 63, 25 августа 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 октября 2024 г. N 2205-р
Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 января 2024 г. N 2-р
Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 сентября 2023 г. N 2088-р