Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению
администрации
муниципального образования
Богородицкий район
от 15.04.2020 N 256
Программа
оздоровления муниципальных финансов
Богородицкого района на 2020 - 2024 годы
1. Общие положения
Программа оздоровления муниципальных финансов Богородицкого района на 2020 - 2024 годы разработана в целях реализации Соглашения N 19-04-04-12/3 от 15 января 2020 года, предусматривающего меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципального образования Богородицкий район.
Программа направлена на формирование бюджетной политики района, ориентированной на создание условий для эффективного управления муниципальными финансами и укрепление устойчивости бюджетной системы района, и определяет основные направления деятельности структурных подразделений района в сфере повышения собираемости налоговых и неналоговых доходов, оптимизации расходов бюджета, ограничения бюджетного дефицита, совершенствования управления долговыми обязательствами.
2. Цели и задачи Программы
Цели Программы - улучшение состояния бюджетной системы и оздоровление муниципальных финансов, эффективное использование бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития района, сокращение долговой нагрузки на бюджет района и бюджет поселений.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи Программы:
1) увеличение поступлений налоговых доходов и неналоговых доходов в бюджет района и бюджеты поселений;
2) повышение эффективности расходов на муниципальное управление;
3) повышение эффективности планирования бюджета района и бюджетов поселений;
4) повышение эффективности расходов на содержание бюджетной сети и численности работников бюджетной сферы;
6) совершенствование межбюджетных отношений на местном уровне;
7) снижение и ликвидация долговой нагрузки на бюджет района и бюджеты поселений.
3. Текущее состояние муниципальных
финансов Богородицкого района
Работа по мобилизации источников доходов и оптимизации расходных обязательств в Богородицком районе проводится на постоянной основе в целях достижения показателей социально-экономического развития района.
При формировании проекта бюджета района и бюджетов поселений на очередной финансовый год и на плановый период в первоочередном порядке принимаются меры по перераспределению бюджетных ассигнований в пользу приоритетных направлений и проектов, в первую очередь обеспечивающих решение задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, национальных проектах в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
В рамках мероприятий по мобилизации источников доходов и оптимизации бюджетных расходов в Тульской области принята муниципальная программа, утвержденная Постановлением администрации района от 26.12.2013 N 1716 "Об утверждении муниципальной программы "Управление муниципальными финансами муниципального образования Богородицкий район".
Утверждены мероприятия по снижению долговой нагрузки и оптимизации бюджетных расходов бюджета района и бюджетов поселений, установлены конкретные сроки исполнения и ответственные за реализацию мероприятий.
В целях проведения мероприятий, направленных на увеличение поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет района, образована Межведомственная комиссия по погашению задолженности по выплате заработной платы и контролю за поступлением в бюджет Богородицкого района налоговых платежей для повышения эффективности взаимодействия территориальных органов ФНС, администрации района, организаций по погашению задолженности по заработной плате, повышения ответственности руководителей организаций за ее своевременную выплату.
С 2014 года бюджет области формируется в программном формате с обособлением расходов на реализацию муниципальных программ района. Удельный вес программного бюджета составляет в 2020 году 94,9%, в 2021 году 94,9%, в 2022 году 95,9% всего объема расходов без учета условно утвержденных расходов.
Программный формат бюджета района позволяет соотнести расходы бюджета района с целевыми показателями отраслевого развития и оценить эффективность использования финансовых ресурсов.
Для обеспечения сбалансированности бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов на стадии разработки бюджета района был проведен тщательный мониторинг расходных обязательств. На основании этого были исключены непервоочередные расходы и оптимизированы отдельные виды расходов (расходы на содержание органов управления, на содержание вспомогательного персонала муниципальных учреждений путем передачи соответствующих функций на аутсорсинг).
В 2018 году объем налоговых и неналоговых доходов, поступивших в консолидированный бюджет района, составил 375,1 млн. рублей, что на 0,04% ниже уровня 2017 года. За 2019 год получено 431,8 млн. рублей, или с ростом против 2018 года на 15,1%.
Основным доходным источником консолидированного бюджета в 2018 году являлся налог на доходы физических лиц, который зачислен в консолидированный бюджет в сумме 133,5 млн. рублей, или по сравнению с 2017 годом сумма налога увеличилась на 12,5 млн. рублей. За 2019 год поступило 196,1 млн. рублей с ростом 46,9% против 2018 года. Удельный вес данного налога составлял 45,4% общего объема налоговых и неналоговых доходов.
Положительная динамика поступлений по налогу на доходы физических лиц обусловлена, в основном, ростом фонда оплаты труда организаций, зарегистрированных на территории района.
Накопленный потенциал развития района позволил сохранить положительную динамику роста доходов в последние годы. В дальнейшем главным администраторам доходов бюджета района и бюджетов поселений необходимо активизировать работу по мобилизации резервов роста доходов, особенно в части легализации налоговых доходов, выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечению их к налогообложению, активизации претензионно-исковой работы с неплательщиками, проведению мероприятий по недопущению возникновения задолженности по текущим платежам.
Важным направлением является проведение ежегодной оценки эффективности предоставляемых льгот и установленных ставок по налогам, не влияющих на стимулирование предпринимательской активности. Будет продолжена работа по инвентаризации, пересмотру и оптимизации налоговых льгот и оснований для их использования налогоплательщиком.
В целях недопущения сокращения поступлений неналоговых доходов главным администраторам доходов бюджета района необходимо активизировать претензионную работу и усилить принимаемые меры по сокращению объемов имеющейся задолженности по администрируемым неналоговым доходам.
Мобилизация источников доходов бюджета района и бюджетов поселений в сочетании с повышением ответственности при использовании бюджетных средств является залогом эффективной реализации муниципальных программ и сохранения стабильности бюджетной системы района.
В целях повышения эффективности оказания муниципальных услуг и выполнения муниципальных функций в соответствии с изменениями действующего законодательства Российской Федерации в части порядка формирования муниципального задания, оказываемых учреждениями района, принято Постановление администрации муниципального образования Богородицкий район от 15.09.2015 N 744 "О порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений муниципального образования Богородицкий район и финансового обеспечения выполнения муниципального задания". Данное Постановление постоянно проходит корректировку в связи с изменением действующего законодательства. В 2017 году изменение внесено Постановлением администрации района N 781 от 09.10.2017, в 2018 году Постановлением администрации района N 1248 от 05.12.2018.
Проводится работа по недопущению необоснованного роста численности работников органов местного самоуправления. Мораторий на увеличение численности муниципальных служащих, а также работников муниципальных казенных учреждений района и поселений введен решениями о бюджете на очередной год и плановый период.
Вопросы, связанные с повышением качества управления муниципальным долгом, также остаются актуальными. В настоящее время особо подчеркивается необходимость снижения долговой нагрузки на бюджет района. В течение последних лет отмечается последовательная динамика снижения муниципального долга, так на 01.01.2018 числилась задолженность в сумме 55,2 млн. рублей, на 01.01.2019 - 4,8 млн. рублей, на 01.01.2020 - 24,3 млн. рублей. Работа по сокращению муниципального долга продолжается.
Одной из главных задач в финансовой сфере является продолжение курса на укрепление бюджетов поселений.
В целях оказания финансовой помощи в очередном финансовом году и обеспечения покрытия первоочередных расходов разработан порядок предоставления из бюджета района дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений. Размер дотации на 2020 год составляет 4,9 млн. рублей.
Расчет объема дотации производится только по тем бюджетам поселений, по которым не достигнуто сбалансированности бюджетов после распределения дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.
4. Основные направления реализации Программы
Основными направлениями реализации Программы являются:
1) увеличение налоговых и неналоговых доходов;
2) повышение эффективности и оптимизация расходов;
3) снижение долговой нагрузки на бюджет района.
Данные направления будут реализовываться в рамках мероприятий, предусмотренных Планом оздоровления муниципальных финансов Богородицкого района на 2020 - 2024 годы, согласно приложению к настоящей Программе.
5. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит к концу 2024 года:
1) увеличить количество дополнительных объектов приватизации, включенных в прогнозный план приватизации в отчетном году, по 1 единице в год;
2) обеспечить прирост поступлений от арендной платы к уровню предыдущего года до уровня, превышающего 4,4 процента;
3) снизить долю просроченной кредиторской задолженности в общем объеме расходов бюджета района и бюджетов поселений до уровня, не превышающего 0,03 процента;
4) увеличить долю расходов в программном виде в общих расходах бюджета района до 95,3 процента;
5) увеличить объем доходов от внебюджетной деятельности бюджетных учреждений до 24068,5 тыс. рублей;
6) увеличить процент исполнения субсидий, предоставленных в отчетном году на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), до уровня, превышающего 97,0 процента;
7) обеспечить отношение объема муниципального долга района (за исключением бюджетных кредитов, полученных от других уровней бюджетной системы) к общему годовому объему доходов бюджета района (без учета объема безвозмездных поступлений) в отчетном финансовом году, до уровня, не превышающего 50,0 процента;
8) снизить долю расходов на обслуживание муниципального долга района в общем объеме расходов бюджета района до уровня, не превышающего 5,0 процента.
6. Риски реализации Программы
Вид рисков |
Определение факторов риска |
Меры управления рисками |
Оценка уровня влияния риска |
|
1. |
Макроэкономические риски |
Кризисные явления в экономике, инфляция, рост безработицы могут негативно повлиять на финансовую обстановку в районе, снизить динамику поступления доходов в бюджет района и бюджеты поселений |
Своевременная корректировка мероприятий Программы |
Высокий |
2. |
Природно-климатические риски |
Возникновение обстоятельств непреодолимой силы (природные, техногенные катастрофы) |
Финансирование мероприятий для устранения последствий обстоятельств непреодолимой силы |
Низкий |
3. |
Социальные риски |
Вероятность повышения социальной напряженности среди населения из-за задолженности по выплате заработной платы, отмены социальных льгот |
Открытость и прозрачность планов мероприятий, общественное обсуждение планируемых действий |
Средний |
4. |
Политические риски |
Политическая нестабильность внутри страны, которая может повлечь за собой сокращение доходов в бюджет района и бюджеты поселений |
Оперативное реагирование в случае политической нестабильности |
Низкий |
5. |
Международные риски |
Политическая нестабильность за пределами страны, которая может повлечь за собой сокращение доходов в бюджет района и бюджеты поселений |
Оперативное реагирование в случае политической нестабильности |
Низкий |
6. |
Законодательные риски |
Изменения федерального законодательства в бюджетной и налоговой сферах |
Оперативное реагирование на изменения законодательства |
Средний |
7. |
Управленческие риски |
Изменение целей и задач стратегических документов. Гибкость системы управления проектами перед внешними и внутренними факторами |
1. Оперативное реагирование, перераспределение имеющихся средств и ресурсов на приоритетные направления. 2. Недопущение роста социально-экономической напряженности |
Высокий |
В целях минимизации указанных рисков в процессе реализации Программы предусматривается мониторинг выполнения мероприятий Программы, регулярный анализ и, при необходимости, ежегодная корректировка показателей и мероприятий Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.