Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Департамента
Смоленской области по
образованию и науке
от 8.05.2020 г. N 338-ОД
Комплекс мер
по работе со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях в Смоленской области
Обоснование методики
работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, в Смоленской области
Управление системой образования Смоленской области строится на основе Положения о региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО), утвержденного приказом Департамента Смоленской области по образованию и науке (далее - Департамент) от 31.12.2019 N 1178-ОД "Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования Смоленской области".
РСОКО Смоленской области базируется на единстве нормативного, системного и деятельностного подходов к управлению качеством образования. РСОКО отражает совокупность и взаимосвязь элементов образования и выявления качества образования на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровне.
Специфика региональной системы образования Смоленской области представлена следующим образом:
- количество муниципальных образований и городских округов - 27
- численность обучающихся в самом крупном городском округе (город Смоленск) - 34664 человека;
- численность обучающихся в самом малочисленном муниципальном образовании (Глинковский район) - 322 человека;
- количество муниципальных общеобразовательных организаций - 343;
- количество региональных общеобразовательных учреждений - 23;
- количество частных общеобразовательных организаций - 3.
Ключевой характеристикой системы образования Смоленской области является то, что из 369 функционирующих в регионе школ 64,8% являются сельскими. При этом в сельских школах обучается 20,2% учащихся.
В группе школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (далее - ШНРО и ШФНСУ) 70% составляют сельские школы.
Причины низких образовательных результатов обучающихся этих школ следующие:
- наличие большого числа семей (до 30%) с неблагополучным социально-экономическим статусом в одной школе;
- фактор территориальной удаленности или инфраструктурной изолированности школы от муниципального и регионального центра, транспортная изолированность;
- малочисленность контингента обучающихся;
- на снижение качества образования в школах повлияла реорганизация или полная ликвидация районных методических служб, в связи с чем целенаправленная методическая работа на школьном и муниципальном уровнях стала проводиться на недостаточном уровне. Учителя перестали получать квалифицированную адресную методическую помощь на местах. Учителя сельских школ удалены от методических центров;
- с введением региональной структуры по надзору и контролю качества образования был утрачен оперативный и фронтальный контроль за эффективностью деятельности школ со стороны муниципальных органов управления в сфере образования;
- оснащение этих школ современными учебно-компьютерными комплексами недостаточное, скорость сети интернет не позволяет использовать современные учебно-информационные платформы в режиме онлайн.
Программная работа по повышению качества образования в регионе ведется с 2016 года. В Смоленской области, в том числе за счет средств федеральной субсидии на мероприятие "Повышение качества образования в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", были выполнены следующие проекты:
- в 2017 году - "Региональная модель управления качеством образования, направленная на поддержку школ с низкими результатами обучения и школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях";
- в 2018 - 2019 годах - "Муниципальный образовательный центр как механизм управления качеством образования, обеспечивающий поддержку школ с низкими результатами обучения и школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях".
Результатом реализации указанных проектов стало создание и функционирование сети муниципальных образовательных центров. Муниципальный образовательный центр (далее - МОЦ) объединил административные, кадровые, хозяйственно-производственные, культурно-образовательные, информационные и иные ресурсы муниципальной системы управления качеством образования, что в итоге позволило обеспечить методические условия для выравнивания шансов детей на получение качественного образования. В регионе разработана и внедрена система анализа данных об образовательных результатах и внешних социальных условиях работы школ, проводится идентификация группы ШНРО и ШФНСУ с учетом федеральных и региональных критериев и показателей. Сформирован механизм создания партнерского взаимодействия успешных школ со школами группы ШНРО и ШФНСУ.
Школы с низкими результатами обучения (ШНРО) - это школы, обучающиеся которых показали самые низкие в регионе результаты за последние 3 года по ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, проявили необъективность результатов по ВПР и имеют расхождение в 20 баллов между результатами выпускников и региональным результатом.
Школы, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях (ШФНСУ), - это школы с самым низким Индексом социального благополучия, рассчитанного на основе: доли семей учащихся с низким социально-экономическим и культурно-образовательным уровнем; доли учащихся с девиантным поведением, отсутствием учебной мотивации, слабым знанием русского языка; а также значительной отдаленностью школы от других образовательных центров, малокомплектность и несоответствием материально-технической и информационно-коммуникативной баз требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
Обоснование целей
работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, в Смоленской области
В Указе Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" обозначена задача вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации и Смоленской области в настоящее время является обеспечение высокого качества образования для каждого обучающегося независимо от места жительства, социального статуса семей. Решение этой глобальной задачи возможно только при целенаправленной работе с кластером школ, которые стабильно показывают низкие результаты обучения.
Цель: повышение уровня образовательных результатов обучающихся ШНРО до среднего по региону через создание условий для перевода школ в эффективный режим функционирования с учетом специфики каждой общеобразовательной организации.
Целью программ поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, является преодоление разрыва в образовательных возможностях и достижениях детей, обусловленных социально-экономическими характеристиками их семей, территориальной отдаленностью и сложностью контингента за счёт повышения педагогического и ресурсного потенциала школ.
От повышения ресурсных (кадровых и материально-технических) возможностей школы, прежде всего, выигрывают семьи, которые не могут рассчитывать на дополнительные платные образовательные услуги или, в силу отдаленности проживания, не имеют доступа к разнообразным услугам. Необходимо учитывать, что расходы на обучение детей в таких школах могут быть выше обычных.
Достижение поставленных целей возможно при консолидации усилий региональных и муниципальных систем управления образованием через перевод МОЦ в режим стажировочной площадки непрерывного и планомерного профессионального развития учителя, которое будет направлено на обеспечение повышения качества образования в ШНРО и ШФНСУ.
Реализация обозначенной цели требует решения следующих задач:
1. Идентификация кластеров ШНРО и ШФНСУ для предоставления актуальных аналитических данных по результатам федеральных и региональных мониторингов и оказания адресной информационно-методической помощи.
2. Разработка региональных и муниципальных программ поддержки ШНРО и ШФНСУ.
3. Организация педагогического наставничества.
4. Привлечение специалистов (психологов и логопедов) для проведения комплексной психолого-педагогической диагностики и адресного консультирования.
5. Организация и проведение повышения квалификации административных и педагогических коллективов ШНРО и ШФНСУ, отдельных школ, в том числе с использованием актуальных форматов обучения, для улучшения качества образования и управленческой деятельности.
6. Организация сетевых партнерств между муниципалитетами, школами. Проведение региональных мероприятий по обмену опытом между школами.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
8. Оптимизация деятельности объединений педагогов для обеспечения эффективного обмена опытом по совершенствованию методов и технологий обучения.
Учитель является основным субъектом изменений в образовании. Полноценной интеграции учителя в современную образовательную систему в настоящий момент препятствуют имеющиеся профессиональные дефициты. Повысить качество образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, можно изменив подход к решению проблемы профессиональных дефицитов учителя. Создание эффективных механизмов восполнения профессиональных дефицитов в рамках построения системы профессионального роста педагогических работников - одна из приоритетных задач федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование".
С учетом накопленного положительного опыта и сформулированных для Смоленской области приоритетных задач разработка и апробация механизма наставничества в рамках функционирования МОЦ является актуальной. Это позволит в перспективе решить проблему непрерывного и планомерного развития профессионального мастерства педагогических работников.
Тема проекта на 2020 - 2022 годы "Муниципальный образовательный центр как площадка непрерывного и планомерного развития профессионального мастерства учителя".
В ходе реализации проекта планируется выявить и апробировать эффективные механизмы наставничества учителей ШНРО и ШФНСУ через привлечение ресурса МОЦ как стажировочной площадки. Предполагается: выявление учащихся, не показавших оптимальный образовательный результат независимо от ресурсного контекста школы; определение группы учителей, не обеспечивших максимально возможный образовательный результат учащихся; организация деятельности персональных наставников для учителей в соответствии с выявленными профессиональными затруднениями и дефицитами и обеспечение их партнерского взаимодействия в очном и дистанционном форматах, отработка модели наставничества и внедрение в муниципальные практики.
По мере создания в образовательных организациях цифровой обучающей среды недостаточное владение педагогами профессиональными компетенциями, в том числе, цифровыми навыками (не простое применение персонального компьютера, а навыки грамотного пользования информационно-коммуникационными сетями и технологиями) приобретает статус профессионального дефицита, требующего незамедлительного восполнения, что станет одним из направлений проекта.
Сетевое взаимодействие
В Смоленской области предусмотрены различные варианты сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций:
Модель 1. Школьный округ объединяет образовательные организаций всех типов, расположенные территориально близко друг от друга, на основе соглашения о сотрудничестве и плана деятельности.
Модель 2. Совместная реализация двумя ОО образовательных программ в сетевых формах (программ учебных предметов, элективных курсов, программ внеурочной деятельности) на основе утвержденной партнерами образовательной программы (части программы) и договора о реализации ООП в сетевой форме.
Модель 3. Социальное партнерство (взаимодействие между школой и другими образовательными организациями разных типов, организациями культуры, спорта) на основе соглашений или договоров о сотрудничестве с целью реализации совместных проектов или совместной деятельности.
ШНРО выбирает сетевое взаимодействие как основную форму деятельности по переводу школы в эффективный режим работы. ГАУ ДПО СОИРО и МОЦ помогают определить и реализовать модель сетевого объединения или партнерства образовательных организаций с низкими результатами обучения и/или неблагоприятными социальными условиями с ведущими школами для обмена педагогическим опытом и ресурсным потенциалом школ.
Деятельность школ - партнеров:
- совместная разработка и реализация основных образовательных программ;
- единые формы контроля и оценки качества образовательных результатов обучающихся;
- общие методические дни, консультации, семинары и другие формы повышения квалификации педагогов;
- совместные педагогические советы и родительские собрания; совместные мероприятия с детьми (конкурсы, встречи, олимпиады, соревнования, проекты);
- выработка единых подходов к экспертизе компетентности при аттестации педагогов;
- совместное пользование библиотечным фондом, компьютерным классом, спортивным залом, оборудованием, автобусом и др.
Меры, направленные на преодоление неблагоприятных социальных условий и низких результатов обучения
1. Создание координационного совета по повышению качества образования при Департаменте Смоленской области по образованию и науке.
2. Разработка государственной областной программы по поддержке ШНРО и ШФНСУ, содержащей грантовую поддержку таких школ.
3. Введение обязательного регионального мониторинга компетентности учителя (предметной, психолого-педагогической, методической).
4. Организация повышения квалификации учителей и руководителей общеобразовательных организаций по выявленным в ходе мониторинга профессиональным дефицитам.
5. Организация профориентационной работы среди школьников 5-7 классов и их родителей с целью повышения мотивации к обучению и ответственности за образовательные результаты на региональном уровне.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.