Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
Смоленской области по
образованию и науке
от 28 января 2020 г. N 44-ОД
Комплекс мер
по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодёжи Смоленской области
I. Обоснование целей
1. Обоснование региональной методики выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи
Современный этап развития образования характеризуется серьёзными инновационными изменениями. Вектор этих изменений в работе с одаренными и мотивированными детьми, талантливой молодежью определяет государственная образовательная политика, положения которой сформулированы в ряде основополагающих стратегических документов.
Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20.02.2019;
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации от 03.0.2012 N Пр-827;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р;
- Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р;
- Национальный проект "Образование";
- Региональные проекты в рамках Национального проекта "Образование": "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Цифровая образовательная среда".
Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности, и, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся, в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" определено как одно из стратегических направлений развития образования в России.
В Смоленской области создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей и молодежи является приоритетным направлением развития системы образования. Региону нужны люди, которые способны своим трудом, своей жизненной позицией приумножать его богатства, обеспечить научно-технологическое развитие Смоленской области, России. В этой связи большое значение приобретает выявление и развитие интеллектуальных, творческих способностей детей и молодежи.
Каждый человек талантлив. Добьётся ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одарённость.
Миссия региона в области выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи - создать эффективную региональную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, выявления, поддержки и развития способностей всех детей и молодёжи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи, состояния здоровья.
Схема.
Региональная модель выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи
Региональная методика выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи опирается на ключевые идеи федеральных документов в осуществлении работы с одарёнными и талантливыми детьми и молодежью. Научной основой методики служит Рабочая концепция одаренности, подготовленная авторским коллективом психологов под руководством доктора психологических наук, профессора, действительного члена РАЕН Д.Б. Богоявленской
Стратегические направления работы с одарёнными детьми и молодежью определяет Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации 03.04.2012 N Пр-827.
Региональная методика отражает особенности реализации этих направлений применительно к специфике социально-культурных, образовательных и экономических условий развития Смоленской области, используя идеологию средового подхода. Она учитывает проблемы региональной системы образования, а именно: большинство общеобразовательных организаций расположено в отдаленных районах сельской местности; многие школы области, не имеют в штате психологов; высококвалифицированные кадры сосредоточены в специализированных на работе с одаренными детьми общеобразовательных организациях, в сельских школах встречаются редко; социальное партнерство сельских школ с образовательными организациями высшего образования, как правило, отсутствует; высокоскоростной интернет не доступен большинству образовательных организаций; в труднодоступных районах нет доступа к высокотехнологичному оборудованию для развития детского инновационного технического творчества.
1.1. Обоснование целей по выявлению способностей и талантов у детей и молодежи
Выявление способностей и талантов у детей и молодежи является сложной психолого-педагогической задачей. По мнению ученых до 30% детей из категории "неуспевающих" имеют признаки одаренности. Поэтому проблема выявления способностей и таланов детей и молодежи является актуальной как для России, так и для Смоленской области.
Региональная система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи базируется на межуровневом взаимодействии.
С целью выявления способностей и талантов у детей и молодежи: на институциональном уровне:
системное использование педагогами-психологами диагностического инструментария креативности мышления, уровня мотивации, интеллекта для выявления признаков одаренности у детей и молодежи;
включение всех обучающихся, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья, в олимпиадное и конкурсное движение, творческие мероприятия как основной инструмент для проявления потенциальных способностей детей и молодежи;
участие родителей в мониторинге по вопросам выявления способностей у детей;
на муниципальном уровне:
развитие системы дополнительного образования как важной составляющей создания среды, способствующей раскрытию талантов, включение обучающихся в работу кружков, секций, научных обществ учащихся;
организация предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований;
методическая поддержка педагогов по вопросам выявления одаренности;
на региональном уровне:
организация дистанционного выявления признаков одаренности и детей и молодежи в рамках реализации регионального проекта "Ступени к Олимпу" с целью предоставления равных возможностей детям из отдаленных районов Смоленской области (ГАУ ДПО СОИРО, СмолГУ);
разработка программ дополнительного профессионального образования и организация повышения квалификации учителей по вопросам выявления одаренности детей и молодежи для обеспечения готовности педагогических кадров к выявлению одаренности детей и молодежи (ГАУ ДПО СОИРО);
развитие сферы дополнительного образования детей как составляющей национальной системы поиска и поддержки талантов, как основы для профессионального самоопределения, ориентации и мотивации подростков и молодежи к участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий и промышленного производства (создание в рамках реализации национального проекта "Образование" центра "IT-CUBE.Смоленск", как структурного подразделения областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Смоленская областная технологическая академия", сети технопарков, мобильного Кванториума;
создание центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в рамках регионального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" с целью обеспечения условий для изучения предметных областей "Технология", "Математика и информатика", "Физическая культура и ОБЖ" на базе высокотехнологичных ученико-мест;
поддержка разработки образовательных программ, ориентированных на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи;
проведение регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, ежегодных областных конкурсов олимпиад, фестивалей, научно-практических конференций, соревнований для выявления наиболее ярких талантов среди детей и молодежи.
1.2. Обоснование целей по поддержке способностей и талантов у детей и молодежи
Выявление способных детей и талантливой молодежи проводится с целью поддержки, предоставления лучших условий для реализации и развития их талантов независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи, состояния здоровья. Реализация таланта и способностей детей и молодежи обеспечит достижения научно-технологического развития региона.
С целью поддержки способностей и талантов у детей и молодежи необходимо привлечение дополнительных ресурсов государственно-частного партнерства и государственно-общественного управления для повышения эффективности системы работы со способными и талантливыми детьми и молодежью, открытости и согласованного взаимодействия между институтами государства, гражданского общества и образования.
Поддержка одаренных детей и талантливой молодежи выстраивается в нескольких направлениях.
Направления поддержки одаренных детей и талантливой молодежи
1. Выплата стипендий, премий, грантов победителям олимпиад, конкурсов студентам (курсантам) очной формы обучения государственных образовательных организаций высшего образования, государственных профессиональных образовательных организаций, обучающимся общеобразовательных организаций Смоленской области (областная стипендия имени князя Смоленского Романа Ростиславовича; премии имени Ю.А. Гагарина, княгини М.К. Тенишевой).
2. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и молодежи.
3. Проведение профильной смены "Архитектура таланта" и чемпионата профессиональных проб "Try Skills" как драйвера в определении индивидуальной образовательной траектории талантливой молодежи Смоленской области и механизма содействия трудоустройства выпускников общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования, проявивших выдающиеся способности.
4. Социальное партнерство и тесное взаимодействие общеобразовательных организаций и образовательных организаций высшего образования (СмолГУ, Филиал в г. Смоленске Национального исследовательского университета "МЭИ", Смоленский государственный институт искусств, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленский государственный медицинский университет, Смоленский филиал Финансового университета, Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского), ориентированное на содействие в поступлении способных и талантливых детей и молодежи в учреждения высшего образования.
5. Учреждение Общественных (Попечительских) советов по поддержке и развитию одаренных детей и талантливой молодежи и более широкое привлечение к организации работы с одаренными детьми общественно-профессиональных объединений, наблюдательных и управляющих советов в образовательных организациях.
Взаимодействие, основанное на социальном, государственно-частном партнерстве, является исключительно важным, поскольку позволяет объединить усилия различных участников научно- и культурно-образовательной, экономической деятельности для эффективного взаимодействия в рамках поддержки одаренных детей и молодежи.
1.3. Обоснование целей по развитию способностей и талантов у детей и молодежи
В системе работы с одаренными детьми особенно важно создание развивающей образовательной среды, стимулирующей их образовательные и личностные достижения. В связи с этим необходимы:
- разработка и реализация региональных, муниципальных, институциональных целевых программ по развитию задатков и способностей детей и молодежи;
- развитие сети образовательных учреждений для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, детских спортивных школ, школ искусств, центров технического творчества, зимних и летних школ и лагерей, дистанционных школ;
- функционирование государственных областных образовательных организаций, специализированных на работе с одаренными детьми (СОГБОУИ "Лицей имени Кирилла и Мефодия", ОГБОУИ "Смоленский фельдмаршала Кутузова кадетский корпус") и частной (Частное общеобразовательное учреждение "Смоленский физико-математический лицей при МИФИ");
- создание условий для всестороннего образования и развития талантов детей из малообеспеченных семей и детей-сирот, детей с ОВЗ (областная общеобразовательная организация СОГБОУ "Лицей-интернат "Феникс", ОГБОУ "Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями");
- использование возможностей дополнительного образования, как на муниципальном, так и на региональном уровне;
- деятельность регионального центра по работе с одаренными детьми "Ассоциация по выявлению, развитию и профессиональной ориентации мотивированных детей и молодежи Смоленской области "Смоленский Олимп";
- организация научных и творческих мероприятий для детей и молодежи;
- сотрудничество с Образовательным Фондом "Талант и успех";
- региональный проект по работе с одаренными детьми "Ступени к Олимпу", в рамках которого предусмотрена работа школы для одаренных детей по подготовке обучающихся к участию во всероссийской олимпиаде школьников в очном и заочном режимах на базе СмолГУ;
- целенаправленная работа по повышению квалификации педагогов в вопросах развития способностей и талантов детей и молодежи, научно-методическое сопровождение (ГАУ ДПО СОИРО) педагогов Смоленской области в работе с одаренными детьми;
- обеспечение предпрофессиональной подготовки, профильного обучения на уровне среднего общего образования;
- развитие олимпиадного и конкурсного движения, в том числе, для обучающихся с ОВЗ.
1.4. Обоснование целей по выявлению, поддержке, развитию способностей и талантов у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Ежегодно увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Важной задачей государства является обеспечение равных возможностей для получения всестороннего развития способностей и талантов данной категории обучающихся.
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья есть талантливые и способные дети. Они требуют особого внимания и поддержки.
С целью выявления, поддержки и развития способностей и талантов у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо:
включение обучающихся в олимпиадное движение, проведение ежегодных конкурсов, фестивалей для детей с ограниченными возможностями здоровья;
региональные проекты по развитию и профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые также способствуют их социализации и в дальнейшем трудоустройству.
1.5. Разработка программ, ориентированных на развитие способностей и талантов у детей и молодежи
Развитие способностей и талантов у детей и молодежи невозможно без выстраивания индивидуальной образовательной траектории обучающихся, разработки программ, ориентированных на развитие одаренности. С учетом того, что существует разные виды одаренности, программы должны быть разноплановыми и могут реализовываться как в рамках основных общеобразовательных программ, так и в рамках дополнительного образования.
1.6. Межведомственное и межуровневое взаимодействие
С целью создания условий по развитию способностей и талантов у детей и молодежи выстроено межуровневое (институциональный, муниципальный, региональный) и межведомственное взаимодействие (Департамент Смоленской области по образованию и науке, Департамент Смоленской области по культуре, Департамент Смоленской области по делам молодежи и гражданско-патриотическому воспитанию, Главное управление спорта Смоленской области, Региональное управление МЧС по Смоленской области).
Совместная реализация образовательных программ, проведение конкурсов, фестивалей, соревнований, профориентационных мероприятий позволяет повысить эффективность использования ресурсов Смоленской области для развития способностей детей и талантов молодежи.
С целью создания условий для обеспечения в муниципальных образованиях эффективной системы межведомственного взаимодействия в сфере дополнительного образования детей по реализации современных вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей для детей создаются Муниципальные опорные центры дополнительного образования детей в Смоленской области (далее - МОЦ). С участием органов местного самоуправления предусмотрено создание и функционирование ежегодных сезонных школ для мотивированных школьников.
1.7. Диагностический инструментарий по выявлению способностей и талантов детей и молодежи
Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а быть средством эффективного обучения и развития одаренного ребенка.
Существующие методики можно разделить на три группы:
для выявления одаренности детей;
для оценки склонностей педагога к работе с одаренными школьниками;
для выявления и распознавания способностей у детей родителями.
Классификация рекомендуемых методик на определение одаренности детей и молодежи
N |
Название |
Цель методики |
Участники |
Адресована |
Особенности, результаты |
1. |
Карта интересов |
Выявление склонностей и интересов |
Младшие школьники |
Педагогам |
Получение первичной информации о направленности интересов младших школьников |
2. |
Интеллектуальный портрет |
Выявление и изучение познавательной сферы ребёнка |
Дети |
Педагогам, родителям |
Получение информации об умственных способностях детей и для определения индивидуальной работы с ними |
3. |
Сфера личностного развития |
Выявление увлечённости |
Дети |
Педагогам, родителям |
Составление индивидуального маршрута |
4. |
Характеристика ученика |
Помочь педагогу систематизировать представления о различных сторонах развития ребёнка |
Дети |
Педагогам, психологам |
Полное представление о ребёнке: - мотивационные характеристики (учебные, творческие, лидерские). |
5. |
Карта одарённости |
Проведение диагностики детской одарённости |
Дети |
Родителям, педагогам |
Является средством выявления детской одарённости |
1.8. Осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с признаками одаренности
Важным компонентом системы работы с одаренными детьми является психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности, выступающее как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации, сохранения и укрепления здоровья. Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию одаренных детей. Психолого-педагогическое сопровождение является личностно-ориентированным и проводится с учетом возрастных и личностных особенностей каждого ребенка. Данное направление включает:
индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение (педагогом-психологом) каждого ребенка с признаками одаренности на всех возрастных этапах;
психолого-педагогическое сопровождение профильных лагерных смен, слетов, фестивалей для талантливых и одаренных детей;
разработку и реализацию программ тренингов, лекториев и других форм работы с одаренными детьми, направленных на развитие личности детей, социально-психологическую адаптацию, формирование здорового образа жизни;
разработку моделей и методик применения на территории региона комплексных индивидуальных психолого-педагогических мониторингов с целью выявления детей с признаками одаренности.
Идея психолого-педагогического сопровождения одарённого ребёнка может быть реализована в условиях создания образовательных программ (модулей), индивидуальных маршрутов и прокладывания своеобразной траектории движения ребёнка по своему индивидуальному образовательному маршруту в сети образовательных учреждений при поддержке со стороны учителей, педагогов дополнительного образования, психологов, тьюторов.
1.9. Подготовка педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов у детей и молодежи
Подготовка педагогических и управленческих кадров по вопросам развития способностей и талантов у детей и молодежи, включает:
- формирование ответственности профессиональных сообществ за результаты педагогической деятельности;
- стимулирование педагогических работников и руководителей образовательных учреждений к работе по выявлению и развитию задатков и способностей детей и молодежи;
- обеспечение условий для повышения квалификации педагогических работников и стимулирование роста их профессионального мастерства;
- создание стажировочных площадок и ресурсных центров на базе лучших образовательных учреждений.
1.10. Система государственно-частного партнерства по поддержке одаренных детей и талантливой молодежи
Государственно-частное партнерство - важный ресурс в поддержке одаренных детей и талантливой молодежи.
На основе государственно-частного и социального партнерства осуществляется:
- поддержка конкурсов профессионального мастерства;
- развитие форм поддержки победителей и призеров интеллектуальных и творческих состязаний, подготовивших их педагогических коллективов и учреждений;
- предпрофессиональная подготовка обучающихся;
- формирование системы содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, проявивших выдающиеся способности в выбранной специальности, в ведущие научные и научно-образовательные организации, высокотехнологичные компании, учреждения культуры, искусства, спорта;
- привлечение перспективных молодых специалистов к работе в ведущих компаниях и на предприятиях, в учреждениях культуры и спорта на территории Смоленской области.
II. Показатели, методы сбора информации
Определение показателей состояния системы выявления, развития и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи обеспечивает целенаправленный анализ информации для принятия эффективных управленческих решений.
Система работы по развитию способных детей и талантливой молодежи имеет продуктивный характер только при наличии нормативно-правовых документов, регулирующих эффективное функционирование этой системы как на региональном, муниципальном уровнях, так на уровне образовательных организаций.
Рассматриваются следующие показатели нормативно-правового регулирования работы с одаренными детьми на уровне образовательной организации:
наличие нормативно-правовых документов, регулирующих эффективное функционирование и развитие системы работы с одаренными детьми в образовательной организации (наличие в Программе развития образовательной организации блока, направленного на работу с одаренными детьми, наличие целевой программы, плана работы образовательной организации по работе с одаренными детьми);
наличие нормативно закрепленного ответственного за работу с одарёнными детьми;
наличие в образовательной организации системы поощрений педагогов, работающих с одаренными детьми;
наличие банка данных о детях с повышенным уровнем способностей в разных видах деятельности.
2.1. Показатели по выявлению способностей и талантов у детей и молодежи
Показатели
по выявлению способностей и талантов у детей и молодежи, которые, оцениваются в регионе на институциональном уровне
Количество детей, включенных в систему выявления одаренности педагогами-психологами |
Количество родителей, включенных в мониторинг по вопросам выявления способностей у детей |
Количество обучающихся, принявших участие в уч. году в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников |
Количество обучающихся, принявших участие в уч. году в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников |
Количество обучающихся, принявших участие в уч. году в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников |
Количество учащихся, принявших участие в творческих конкурсах разного уровня |
Количество учащихся, принявших участие в спортивных состязаниях, соревнованиях разного уровня |
Показатели
по выявлению способностей и талантов у детей и молодежи, которые, оцениваются на региональном уровне
Количество обучающихся, у которых дистанционно выявлены признаки одаренности по результатам психолого-педагогического тестирования |
Количество участников и победителей всероссийской олимпиады школьников |
Количество проведенных региональных олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований |
Количество обучающихся, принявших участие в различных состязаниях, соревнованиях, конкурсах, фестивалях |
Наличие разработанных методик применения на территории региона комплексных индивидуальных психолого-педагогических мониторингов с целью выявления детей с признаками одаренности |
2.2. Показатели по поддержке способностей и талантов у детей и молодежи
Показатели
по поддержке способностей и талантов у детей и молодежи, которые, оцениваются в регионе на институциональном и региональном уровнях
Количество детей, получивших адресную материальную помощь, стипендии, гранты и т.д. |
Осуществление психолого-педагогического сопровождения одаренных детей (психодиагностика, коррекционно-развивающие занятия, подготовка к конкурсам, олимпиадам, работа с родителями и педагогами) |
Количество способных детей, включенных в психолого-педагогическое сопровождение (психодиагностика, коррекционно-развивающие занятия, подготовка к конкурсам, олимпиадам, работа с родителями и педагогами) |
2.3. Показатели по развитию способностей и талантов у детей и молодежи
Показатели
по развитию способностей и талантов у детей и молодежи, которые, оцениваются в регионе на муниципальном уровне
Наличие профильных классов (групп) обучающихся |
Количество детей с повышенным уровнем способностей, обучающихся по индивидуальным образовательным маршрутам |
Количество творческих объединений, студий и т.д., функционирующих на базе 00 |
Количество детей, занимающихся в творческих объединениях, студиях, секциях и т.д., функционирующих на базе ОО |
Сотрудничество с ВУЗами |
Количество обучающихся, участвующих в исследовательской, проектной деятельности |
Наличие научного общества учащихся (далее НОУ) |
Общее количество учащихся в НОУ |
Общее количество членов НОУ, принявших участие в районных, областных, всероссийских и международных мероприятиях |
Количество детей, занимающихся по программам ориентированным на развитие одаренных детей |
Количество детей, участников проектных смен Ассоциации "Смоленский Олимп" |
Количество обучающихся - участников сессий по подготовке к всероссийской олимпиаде школьников |
Количество обучающихся, участвующих в исследовательской, проектной деятельности |
Количество учащихся, принявших участие в проектных сменах в образовательном центре "Сириус" |
2.4. Показатели по поступлению способных и талантливых детей и молодежи в учреждения высшего образования
Количество учащихся, поступивших в учреждения высшего образования, из числа победителей олимпиад, конкурсов, соревнований |
2.5. Показатели по подготовке педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов у детей и молодежи
Количество педагогических работников, имеющих курсовую подготовку по вопросам выявления, развития и сопровождения способных детей и талантливой молодежи |
Количество педагогических работников участвующих в конференциях, круглых столах по проблемам детской одаренности |
Рассмотрение вопросов по работе с одаренными детьми на заседаниях педагогического и методического советов |
2.6. Описание методов сбора информации
При сборе информации по выявлению, развитию и сопровождению одаренных детей и талантливой молодежи используются различные методы сбора информации:
проведение мониторингов системы развития таланта в организациях, осуществляющих образовательную деятельность Смоленской области,
анализ сведений в региональной электронной системе учета результатов всероссийской олимпиады школьников (муниципального, регионального этапов),
анализ результатов областных конкурсов, соревнований, фестивалей, научно-практической конференции "Шаг в науку".
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 28 января 2020 г. N 44-ОД "Об утверждении комплекса... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.