Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Департамента
Смоленской области по
образованию и науке
от 8.05.2020 г. N 339-ОД
Положение
о региональной методической службе
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о региональной методической службе (далее - Положение) разработано на основе Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", Областной государственной программы "Развитие образования в Смоленской области" (утверждена постановлением Администрации Смоленской области от 29.11.2013 N 984). Концептуально содержание Положения обусловлено теоретико-методологическими подходами, которые определены в содержании паспорта национального проекта "Образование" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16)), в содержании трудовых функций педагогических работников, соответствующих утвержденным профессиональным стандартам в области общего образования, и в "дорожной карте" по формированию и введению национальной системы учительского роста (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июля 2017 г. N 703).
1.2. Положение определяет цели, задачи, основные направления и формы организации методической работы в Смоленской области в условиях формирования единого информационно-методического пространства региона.
1.3. В содержании настоящего Положения использованы следующие определения:
Методическая работа - это целенаправленная систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их научно-педагогического, общепрофессионального и общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.
Научно-методическая работа - специальный целостный комплекс практикоориентированных мероприятий, основывающийся на достижениях прикладной науки, передового педагогического опыта и направленный на повышение профессионального мастерства субъектов методической деятельности, на развитие творческого потенциала регионального педагогического сообщества, повышение качества и эффективности образовательного процесса.
Научно-методическое сопровождение - процесс взаимодействия субъектов, преодолевающих профессионально-личностные затруднения, и методических служб посредством специально организованной системы взаимосвязанных действий, мероприятий, педагогических событий, ориентированных на осмысление профессионального опыта, личностное преобразование, актуализацию саморазвития, профессиональный успех педагогов.
Методическая поддержка - это оперативное и перспективное реагирование специалиста методической службы на запросы и потребности субъектов методической деятельности.
2. Цель, задачи, функции, основные направления деятельности региональной методической службы
2.1. Цель региональной методической службы - создание условий для непрерывного развития профессионального мастерства педагогических и управленческих работников через оказание комплексной адресной методической помощи, основанной на выявлении профессиональных дефицитов педагогических работников и системе анализа данных мониторинга результатов независимых оценочных процедур.
2.2. Задачи региональной методической службы:
формирование нормативной правовой базы для организации методической работы на разных уровнях;
мотивация профессионального развития педагогов в условиях реализации Национальных инициатив в сфере образования;
развитие профессиональных компетенций педагогов в условиях реализации профессиональных стандартов, национальной системы учительского роста, федерального проекта "Учитель будущего";
разработка и внедрение системы независимой оценки профессионального роста педагогических работников с учетом специфики деятельности;
информационно-методическая поддержка педагогических работников в условиях реализации Национальных инициатив в сфере образования;
мониторинг эффективности профессиональной деятельности ключевых участников региональной системы методической работы;
проведение анализа результативности региональной системы методической работы и разработка адресных рекомендаций.
2.3. Функции региональной методической службы
2.3.1. Экспертно-аналитическая:
- оценка эффективности деятельности региональных, муниципальных и институциональных методических служб;
- анализ состояния и динамики развития методической деятельности в регионе;
- анализ результатов повышения квалификации руководящих и педагогических работников региональной системы образования;
- выявление и распространение лучших методических практик, опыта организации инновационной деятельности.
2.3.2. Информационная:
- информирование о наиболее значимых методических мероприятиях в региональной системе образования, планах работы в области методической деятельности,
- информирование о деятельности региональных инновационных площадок,
- публикация результатов профессиональных конкурсов, реализуемых проектов и программ.
2.3.3. Организационно-методическая деятельность:
- координация деятельности методических структур региональной системы образования;
- обеспечение научно-методического сопровождения и поддержки по вопросам повышения профессионального уровня педагогических работников;
- научно-методическое сопровождение инновационных процессов в региональной системе образования;
- организация сетевого взаимодействия методических служб;
- организация и проведение региональных методических мероприятий.
2.4. Направления деятельности региональной методической службы.
2.4.1. Поддержка молодых педагогов и систем наставничества:
- поиск, привлечение и закрепление молодых педагогов в образовательных организациях Смоленской области;
- создание организационно-методических условий, способствующих росту профессионального мастерства молодых специалистов;
- формирование института наставничества, основной целью которого является создание условий для роста профессионального мастерства молодых педагогов.
2.4.2. Поддержка методических объединений и профессиональных сообществ:
- развитие единого научно-методического пространства через сетевое партнерство и интеграцию деятельности разноуровневых методических структур;
- обеспечение условий для формирования и развития виртуальных сообщества, обеспечивающих содержательное и продуктивное взаимодействие участников методической деятельности.
2.4.3. Научно-методическое сопровождение и поддержка педагогических работников
Организация адресной работы, основывающейся на системе диагностики профессиональных затруднений педагога, направленной на развитие предметного, методического, психолого-педагогического, воспитательного содержания компонентов профессиональной деятельности, а также знаний в области личностного и профессионального саморазвития, определяющих профиль деятельности учителя.
3. Структура и уровни взаимодействия региональной методической системы
3.1. Региональный уровень
Департамент Смоленской области по образованию и науке (далее - Департамент) оказывает содействие в формировании единого научно-методического и информационного пространства региона.
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Смоленский областной институт развития образования" (далее - ГАУ ДПО СОИРО). Институт выполняет научно-методическое сопровождение, поддержку и координацию методической работы методических служб, регионального, муниципального, институционального уровней общественно-профессиональных объединений, повышение квалификации педагогических и руководящих кадров. Является координатором методической работы в регионе.
Региональное учебно-методическое объединение (далее - РУМО), областное методическое объединение (далее - ОМО) осуществляют планирование и реализацию работ, связанных с реализацией концепций предметных областей, определением и компенсацией профессиональных дефицитов педагогов за счет разных форматов взаимодействия (консультации, вебинары/семинары, фестивали, общественные осуждения, сетевые сообщества и другие формы), способствуют развитию мотивации педагога к участию в конкурсном движении, аттестационных и иных профессионально значимых мероприятиях.
Образовательные организации - "региональные инновационные площадки" отвечают за разработку, апробацию и внедрение в практику системных инноваций, отвечающим федеральным и региональным приоритетам развития образования и способствуют повышению его качества
Профессиональные объединения, ассоциации и сообщества (ассоциация учителей сельских школ, ассоциация молодых учителей, профессиональные ассоциации учителей-предметников) - организованные на добровольных началах группы специалистов, которые в формате регулярного взаимодействия осуществляют обмен опытом, поиск более эффективных подходов к решению методических проблем или узконаправленных задач, характерных для данного сообщества.
3.2. Муниципальный уровень
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, (далее - ОМСУ) осуществляют общую координацию методической работы на уровне муниципалитета, проводят обобщенный анализ типичных методических затруднений педагогов (на основе профессиональных запросов образовательной организации, анализ данных по итогам сдачи учащимися ГИА, анализа данных по форме статистического отчета 00 1), обеспечивают организационное сопровождение деятельности муниципальных методических структур, оказывающих методическую помощь педагогам или отдельно взятым общеобразовательным организациям в решении профессиональных затруднений.
Муниципальные методические службы в структуре муниципального органа управления образованием, или как самостоятельные объединения обеспечивают координацию методической работы на муниципальном уровне за счет адресной методической поддержки педагогических работников, консультативной поддержки руководителей образовательных организаций, координации методической деятельности муниципальных методических объединений, выявления, обобщения и распространения лучшего методического опыта, содействия в организации инновационной деятельности педагогических коллективов.
Муниципальные образовательные центры оказывают комплексную методическую поддержку общеобразовательным организациям с низкими и необъективными результатами обучения, включая проведение диагностических процедур, оказание адресной помощи школам по вопросам повышения качества образования, проведение специализированных обучающих и методических мероприятий для руководителей организаций и педагогических коллективов, осуществление анализа и обобщения позитивного опыта деятельности школ в сфере работы с разными категориями детей с особыми образовательными потребностями, организацию сетевого взаимодействия между школами.
Муниципальные методические объединения как коллегиальный субъект муниципальной системы образования обеспечивают создание условий для развития профессиональной компетентности педагогов, проведение методической, исследовательской и аналитической деятельности по одной или нескольким предметным областям. Способствуют формирование готовности педагогических работников к принятию нового, мотивации к непрерывному профессиональному развитию, в том числе за счет социального партнерства, ориентированы на повышение качества образования в муниципальной системе.
3.3. Институциональный уровень
Школьные методические службы обеспечивают повышение уровня профессионального мастерства педагогов различных категорий, а также содействуют научно-методическому обеспечению условий работы педагогов и всего образовательного учреждения в режиме развития.
Школьное методическое объединение выступает как коллегиальный орган, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала с учетом основных приоритетов развития системы образования и специфики деятельности образовательной организации.
4. Содержание деятельности и формы взаимодействия участников региональной методической системы
4.1. Содержание деятельности:
- изучение профессиональных дефицитов руководителей и педагогов на региональном, муниципальном, институциональном уровнях;
- обоснование и выбор форм взаимодействия региональных, муниципальных, институциональных методических структур с организациями дополнительного профессионального образования, общественными организациями и профессиональными объединениями социальными партнерами с целью преодоления имеющихся профессиональных дефицитов;
- организация плановой курсовой подготовки педагогических работников и руководителей образовательных организаций, школьных команд, наставников, специалистов методических служб по актуальным проблемам на основе адресных запросов;
- организация стажировки для педагогов в организациях - лидерах региональной системы образования, на базе организаций, имеющих статус "региональная инновационная площадка;
- организация адресных обучающих семинаров, вебинаров, консультационных "горячих линий" для различных категорий педагогических работников;
- подготовка и распространение актуальных методических материалов в региональном информационном пространстве через различные информационные системы и ресурсы;
- адресное сопровождение специфических групп педагогических работников: молодые педагоги, педагоги-наставники, педагоги школ с низкими /необъективными результатами обучения;
- организация участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства, педагогических проектах;
- создание условий для профессионального общения педагогов в рамках научно-методических мероприятий и на специально выделенных виртуальных площадках;
- включение коллективов образовательных организаций в инновационную и исследовательскую деятельность, экспертную деятельность;
- обобщение передовых педагогических практик и их распространение в массовую педагогическую практику.
4.2. Основные механизмы взаимодействия субъектов региональной методической системы
Академическое наставничество, при котором педагогам оказывается содействие в выборе траектории обучения (в том числе формировании индивидуального учебного плана) и освоении образовательной программы, при организации учебного процесса педагоги обеспечиваются всеми необходимыми информационными материалами.
Компетентностное наставничество, при котором обучение связывается с практическим применением полученных знаний.
Рефлексивное наставничество, при котором акцент делается на оценку деятельности педагога и ее результатов.
Тьюторство как механизм сопровождения, который обеспечивает возможность разработки индивидуальных образовательных программ педагогов, сопровождая процесс индивидуального продвижения в системе непрерывного профессионального образования.
Коучинг как механизм реализации совместного социального, личностного, творческого потенциала участников процесса повышения квалификации с целью получения максимально возможного эффективного результата.
Консалтинг как механизм индивидуального или группового методического консультирования по актуальным вопросам развития профессиональных компетенций в региональной систем образования.
5. Управление региональной методической системой
5.1. Управление региональной методической системой осуществляет Координационный совет, в который входят представители Департамента, ГАУ ДПО СОИРО, РУМО в системе общего образования, региональных инновационных площадок, муниципальных методических служб.
5.2. Состав Координационного совета ежегодно утверждается приказом Департамента.
5.3. Управление деятельностью муниципальных методических подразделений, муниципальных методических служб, их полномочия и функции регламентируются соответствующими Положениями, разработанными и утвержденными в установленном порядке.
5.4. Работа Координационного совета осуществляется на основе годового плана, согласованного с Департаментом.
5.5. В работе Координационного совета могут принимать участие приглашенные представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридические и физические лица.
6. Обеспечение функционирования региональной методической системы и оценка эффективности
6.1. Региональная методическая система функционирует, руководствуясь настоящим Положением.
6.2. Функционирование региональной методической системы осуществляется на основе плана мероприятий ("дорожной карты") по научно-методическому сопровождению и поддержке методической деятельности, утвержденного Департаментом.
6.3. Основным ресурсом взаимодействия участников региональной методической системы является официальный сайт ГАУ ДПО СОИРО, раздел "Региональное учебно-методическое объединение" / "Региональная методическая система".
6.4. Оценка эффективности региональной методической системы проводится на основании мониторинга региональных показателей эффективности методической работы, утвержденных Департаментом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.