Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
Смоленской области по
образованию и науке
от 22.05.2020 г. N 362-ОД
Положение
о центральной психолого-медико-педагогической комиссии
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ЦПМПК), созданной на базе смоленского областного государственного бюджетного учреждения "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей" (далее - Центр).
1.2. ЦПМПК в свое деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, Федеральным законом от 29.12.12 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии", Уставом Центра, настоящим Положением.
1.3. ЦПМПК является структурным подразделение Центра.
1.4. Услуги ЦПМПК детям, проживающим и обучающимся на территории Смоленской области оказываются бесплатно.
II. Цели и задачи
2.1. ЦПМПК создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении от 3 до 18 лет, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
2.2. Задачи ЦПМПК:
- ранее выявление и предупреждение отклонений в развитии, затрудняющих социальную адаптацию ребенка;
- достоверная комплексная диагностика отклонений в развитии детей и подростков. Выявление особенностей развития ребёнка и его резервных возможностей;
- определение специальных условий образования и воспитания, необходимых детям с отклонениями в развитии, адекватных выявленным индивидуальным особенностям;
- содействие в организации сопутствующей или основной помощи (медицинской, социальной, иной);
- отслеживание динамики и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребёнка в образовательные учреждения (сопровождение);
- контроль эффективности разработанных рекомендаций на основе динамических и прогностических критериев.
III. Основные направления деятельности и порядок работы
3.1 Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия выполняет следующие функции:
- организационная;
- диагностическая;
- консультативная;
- информационно-просветительская;
- методическая;
- координационная.
3.2. Функции ЦПМПК реализуются через следующие направления деятельности:
- организация деятельности ЦПМПК по обследованию детей и подростков, проживающих и обучающихся на территории Смоленской области;
- осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;
- проведение обследования детей в возрасте от 3 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
- подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
- проведение обследования детей по направлению психолого-медико-педагогического консилиума, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключения психолого-медико-педагогического консилиума.
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
- оказание учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
- участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
- оказание методической помощи работникам учреждений образования, социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам, входящим в компетенцию центральной психолого-медико-педагогической комиссии;
- координация деятельности и оказание помощи психолого-медико-педагогическим консилиумам образовательных учреждений.
Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).
Допустимо консультирование обратившихся самостоятельно детей старше 12 лет. При этом комиссия гарантирует соблюдение и, в случае необходимости, инициативу по защите прав подростка.
Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
3.3. Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют следующие документы:
а) заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в ЦПМПК и согласие несовершеннолетнего, достигшего возраста 15 лет, на проведение обследования, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;
б) копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);
в) направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);
г) заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);
д) копию заключения (заключений) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
е) оригиналы заключения врачей, заверенные их личной печатью (невролога, психиатра, оториноларинголог (лор), педиатра, окулиста), наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации) или из государственных учреждений здравоохранения;
ж) характеристику ребенка, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций), с указанием образовательной программы (основной общеобразовательной или адаптированной основной общеобразовательной программы), четвертных или триместровых отметок по всем учебным предметам за текущий учебный год (для обучающихся общеобразовательных учреждений;
и) копию индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов, при наличии);
з) письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.
При необходимости комиссия запрашивает у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.
Запись на проведение обследования ребенка в комиссии осуществляется при подаче документов.
Информирование родителей (законных представителей) ребенка о дате, времени, месте и порядке проведения обследования, а также об их правах и правах ребенка, связанных с проведением обследования, осуществляется комиссией в 5-дневный срок с момента подачи документов для проведения обследования.
3.4. В случае если законными представителями ребенка являются опекуны (попечители), приемные родители, то предъявляется паспорт и копия акта органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства), в том числе по договору о приемной семье.
В случае если законными представителями ребенка на центральной комиссии являются иные лица, они представляются по доверенности от родителей, законных представителей ребенка, предъявляется паспорт и нотариально удостоверенная доверенность на право гражданина(ки) представлять законные интересы ребенка в центральной комиссии.
В случае если законным представителем ребенка является директор организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую обследуемый ребенок помещен, то предъявляется паспорт и копия приказа о назначении заявителя директором соответствующей организации, а также копия решения органа опеки и попечительства о помещении ребенка в организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В случае если законные интересы ребенка на центральной психолого-медико-педагогической комиссии представляет работник организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещен обследуемы ребенок, то предъявляется паспорт, соответствующая доверенность на право работника представлять законные интересы ребенка на ЦПМПК, а также копия решения органа опеки и попечительства о помещении ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3.5. Порядок проведения обследования детей центральной психолого-медико-педагогической комиссией.
3.5.1. На обследование ЦПМПК дети приходят в сопровождении родителей (законных представителей).
3.5.2. Обследование детей проводится в помещениях, где размещается комиссия. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.
3.5.3. Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей
3.5.4. На каждого ребенка по результатам работы ЦПМПК оформляется психолого-медико-педагогическое заключение, которое выдается на руки родителям (законным представителям), и фиксируется в журнале выдачи документов по итогам работы ЦПМПК. Заключение содержит индивидуально-ориентированные психолого-медико-педагогические рекомендации.
3.5.5. Дети, по состоянию здоровья не способные явиться на обследование в ЦПМПК, обследуются по месту фактического нахождения ребенка (на дому, в стационаре и пр.).
3.6. При необходимости проводится повторное психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка с согласия родителей (законных представителей) независимо от срока первичного обследования. В обязательном порядке повторное обследование проводится при наличии у ребёнка сложного умственного и физического дефекта и окончании диагностического срока обучения, а также в других случаях.
Периодическое обследование ребёнка проводится с согласия родителей (законных представителей) при:
- наличии социально-педагогических показаний;
- в период обучения ребёнка по коррекционной программе и в других случаях;
- переводе ребёнка-сироты или оставшегося без попечения родителей из одного учреждения в другое (дом ребёнка - детский дом - общеобразовательная школа-интернат или специальная (коррекционная) школа-интернат).
При выявлении текущего или прогрессирующего патологического процесса предусматривается направление ребёнка в специализированное лечебно-профилактическое учреждение для углубленного обследования с целью уточнения диагноза и проведения лечения.
3.7. Комиссия оказывает детям, самостоятельно обратившимся в комиссию, консультативную помощь по вопросам оказания психолого-медико-педагогической помощи детям, в том числе информацию об их правах.
IV. Права комиссии
Комиссия имеет право:
- запрашивать у органов исполнительной власти, правоохранительных органов, организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления своей деятельности;
- осуществлять мониторинг учета рекомендаций центральной комиссии по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей в образовательных организациях, а также в семье (с согласия родителей (законных представителей) детей);
- вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, предложения по вопросам совершенствования деятельности комиссий.
V. Структура комиссии
5.1. Персональный и количественный состав ЦПМПК утверждаются приказом директора Центра.
5.2. ЦПМПК имеет следующую структуру:
- руководитель ЦПМПК;
- заместитель руководителя центральной комиссии;
- члены комиссии (педагог-психолог, социальный педагог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, врач-психиатр детский, врач-невролог, врач-педиатр, медстатист);
- секретарь (медстатист) комиссии.
По необходимости в состав комиссии ЦПМПК могут быть включены и другие работники.
Включение врачей в состав ЦПМПК осуществляется по согласованию с Департаментом Смоленской области по здравоохранению.
VI. Документация ЦПМПК
6.1. Комиссией ведется следующая документация:
- журнал записи детей на обследование;
- журнал учета детей, прошедших обследование;
- карта ребенка, прошедшего обследование;
- протокол обследования ребенка (далее - протокол).
6.2. Документы, указанные в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, хранятся не менее 5 лет после окончания их ведения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпунктах "а" и "б" настоящего пункта" имеется в виду "абзацах втором и третьем пункта 6.1"
6.3. Документы, указанные в подпункте "г" настоящего пункта, хранятся не менее 10 лет после достижения детьми возраста 18 лет.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпункте "г" настоящего пункта" имеется в виду "абзаце пятом пункта 6.1"
6.4. Запись ребенка на обследование проводится секретарем (медстатистом) ЦПМПК на основании заявления родителей (законных представителей) ребенка о рассмотрении документов и выдачи комиссией психолого-медико-педагогического заключения.
6.5. В ходе заседания ЦПМПК заполняется Журнал учета детей, прошедших обследование.
В журнале содержатся:
- сведения о дате заседания ЦПМПК и номер протокола;
- фамилия, имя и отчество ребенка, адрес регистрации (место жительства) ребенка;
- заключение о состоянии соматического и нервно-психического здоровья ребенка;
- индивидуально-ориентированные психолого-медико-педагогические рекомендации.
6.6. В ходе заседания ЦПМПК оформляется Протокол психолого-медико-педагогического обследования ребенка.
Протокол содержит:
- дату заседания ЦПМПК и номер протокола;
- фамилию, имя и отчество ребенка;
- дату рождения ребенка;
- адрес регистрации (места фактического жительства) ребенка;
- данные о родителе (законном представителе) ребенка (в отношении законного представителя - указание на документ, устанавливающий его полномочия);
- перечень документов, представленных для проведения обследования;
результаты медицинского, психологического и педагогического обследований ребенка, выводы специалистов;
- особые мнения специалистов (при наличии);
- заключение о состоянии соматического и нервно-психического здоровья и индивидуально-ориентированные психолого-медико-педагогические рекомендации;
- фамилии членов ЦПМПК, присутствовавших на заседании.
6.7. В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются:
- обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
- рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.
Обсуждение результатов обследования и вынесение заключения комиссии производятся в отсутствие детей.
6.8. Протокол и заключение комиссии оформляются в день проведения обследования, подписываются специалистами комиссии, проводившими обследование, и руководителем комиссии (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяются печатью.
В случае необходимости срок оформления протокола и заключения комиссии продлевается, но не более чем на 5 рабочих дней со дня проведения обследования.
Заключение комиссии и особых мнений специалистов (при их наличии) по согласованию с родителями (законными представителями) детей выдаются им под роспись или направляются по почте с уведомлением о вручении.
Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.
Заключение ЦПМПК служит основанием для обращения родителей (законных представителей) в Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи для получения путевки в бюджетные специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также в муниципальные органы управления образованием для получения путевки в муниципальные специальные (коррекционные) классы для детей с ограниченными возможностями здоровья и общеобразовательные учреждения.
Заключение комиссии действительно для представления в учреждения, организации в течение календарного года с даты его подписания.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 22 мая 2020 г. N 362-ОД "Об утверждении Положения о... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.