Решение Самарского областного суда от 16 июня 2020 г. N 3а-993/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-993/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Т." о признании недействующим в части приказа министерства имущественных отношений Самарской области, с участием прокурора Р.О.В., представителя административного истца - В.Д.А., установил:
общество с ограниченной ответственностью "Т." (далее также ООО "Т.", общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просит признать недействующим со дня принятия:
пункт N N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647 (далее также Перечень на 2018 год).
В обоснование требований указано, что под названным пунктом в Перечень на 2018 год включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером N, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное здание не является административно-деловым либо торговым центром, в нем отсутствуют офисы, торговые объекты, объекты бытового обслуживания или общественного питания, поскольку оно принадлежит производственному предприятию и не используется. Включение здания в Перечень на 2018 год осуществлено без проверки его фактического использования, чем нарушаются права и законные интересы общества, поскольку возлагают обязанность по уплате налога на имущество организации в повышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца В.Д.А., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, представлены письменные возражения, в которых просят в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на обоснованное включение объекта в Перечень на 2018 год исходя из сведений, Единого государственного реестра недвижимости и технического учета, в соответствии с пп. 1 п. 1 и п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ, как объект, предназначенный для использования одновременно как в целях административного назначения, так и в целях общественного питания.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Как следует из пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость используется для определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.
Законом Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, ст. 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица принимают (издают) приказы по вопросам, входящим в их компетенцию.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год.
Данный приказ опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, а также в газете "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017; N 283 (30178), 01.11.2017, N 285 (30180), 02.11.2017; N 297 (30192), 16.11.2017 и вступил в силу с 01.01.2018 года.
Оспариваемый приказ принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказа, а также по процедуре его принятия и порядку опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.
Из материалов дела следует, что ООО "Т." является собственником объекта капитального строительства с кадастровым номером N, площадью 639, 5 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Указанное здание включено в Перечень на 2018 год под пунктом N.
В обоснование возражений на заявленные требования представитель министерства имущественных отношений Самарской области ссылается на то, что спорный объект включен в Перечень в соответствии с п.п. 1 п. 1 и п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ по сведениям, полученным в порядке информационного взаимодействия из ЕГРН и по данным технического учета.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В соответствии с п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
На основании п. 4 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С доводами административного ответчика о наличии оснований для включения объекта капитального строительства с кадастровым номером N в Перечень на 2018 год, суд не может согласиться.
По данным Единого государственного реестра недвижимости объект с кадастровым номером N, площадью 639, 5 кв. м, имеет назначение: "нежилое здание" и наименование: "АБК и реакторное отделение", о чем представлена выписка от 13.03.2020 г.
Согласно документам технического учета - экспликации к техническому паспорту на здание от 10.07.2017 г. оно включает в себя части назначением: гардеробные, душевые, санузлы, склады, реакторное отделение, котельная, лестницы, кабинеты, лаборатории, тамбур, электрощитовая, мастерская, подсобная.
При этом, назначение помещений "кабинеты" не тождественно термину "офис".
Установлено также, что нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации склада и производства растворителей эмалей, моторных и трансмиссионных масел", что подтверждается выпиской из ЕГРН от 19.03.2020 г.
Таким образом, сведения об объекте, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технической инвентаризации, не подтверждают предназначение здания для размещения административно-деловых и торговых центров, как и вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень по сведениям из ЕГРН, должны быть безусловными, бесспорными. Наличие в наименовании здания аббревиатуры "АБК" - административно-бытовой комплекс, явно недостаточно для включения объекта капитального строительства в Перечень объектов недвижимого имущества в целях налогообложения из его кадастровой стоимости, поскольку не всякое административное и административно-бытовое здание является офисным.
Суд полагает, что при установленных обстоятельствах, наименование и назначение нежилого здания, как и вид разрешенного использования земельного участка, не могут быть признаны безусловно определенным в целях применения положений п.п. 1 п. 1 и п. 3 ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела и не оспаривается представителем административного ответчика, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого здания на момент формирования и утверждения Перечня на 2018 год, не проводилось.
Основным видом деятельности ООО "Т.", как следует из выписки из ЕГРЮЛ от 14.06.2020 г., является производство нефтепродуктов, дополнительными - производство красителей и пигментов, производство эфирных масел, сбор отходов, обработка и утилизация отходов и пр. Общество имеет лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте; на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1,2 и 3 классов опасности.
Как следует из объяснений представителя административного истца, нежилое здание расположено на огороженной территории промышленного предприятия, где действует пропускной режим, и длительное время не используется, о чем представлены фотоматериалы.
Доказательств тому, что нежилое здание фактически используется под размещение офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания либо общественного питания, административный ответчик в нарушение положений ч. 9 ст. 213 КАС РФ суду не представил.
Доводы административного истца о том, что здание не использовалось в налоговый период 2018 года, министерством имущественных отношений Самарской области не опровергнуты.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание с кадастровым номером N ни по предназначению, ни по фактическому использованию, ни по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, не соответствует критериям включения, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим требование административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 г., утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2018 года N 1647, в части включения в него нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, подлежит удовлетворению.
Несмотря на истечение срока действия Перечня на 2018 год, нормативный правовой акт в оспариваемой части затрагивает права и законные интересы ООО "Т.", поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество организации и не утрачена возможность взыскания недоимки налоговым органом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2018 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание ее недействующей в части со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административный иск общества с ограниченной ответственностью "Т." удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом N N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26.06.2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 16 июня 2020 г. N 3а-993/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании