Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
администрации МР "Печора"
от "10" августа 2020 г. N 700
Положение
о системе оповещения и информирования населения муниципального района "Печора" по сигналам гражданской обороны, при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе оповещения и информирования населения муниципального образования муниципального района "Печора" (далее - МО МР "Печора") по сигналам гражданской обороны, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - Положение) разработано в соответствии с федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", Указом Президента Российской Федерации от 13.11.2012 N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", постановлениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", от 01.03.1993 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2003 N 1544-р о мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, законами Республики Коми от 19.10.1999 N 48-РЗ "О защите населения и территорий Республики Коми от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 07.12.2017 N 86-РЗ "О регулировании вопросов в области гражданской обороны в Республике Коми", приказами МЧС России N 422, Минкомсвязи России N 90, Минкультуры России от 25.07.2006 N 376 "Об утверждении положения о системах оповещения населения", МЧС России N 461, МВД России N 494, ФСБ России от 29.08.2016 N 521 "О комиссиях по координации деятельности при создании и организации эксплуатации современных технических средств информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей в субъектах Российской Федерации".
1.2. Положение определяет состав, назначение и задачи, а также порядок применения и поддержания в состоянии постоянной готовности системы оповещения и информирования населения МО МР "Печора" об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - система оповещения и информирования населения МО МР "Печора").
1.3. Действие Положения распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Республики Коми, органов местного самоуправления МО МР "Печора", а также предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, по организации оповещения и информирования населения МО МР "Печора.
1.4. Понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
2. Состав, основные задачи и характеристики системы оповещения и информирования населения МО МР "Печора"
2.1. Муниципальная система оповещения и информирования населения МО МР "Печора" представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей телерадиовещания и связи, обеспечивающих доведение сигналов оповещения и информации до населения, органов управления, сил, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, расположенных на территории МО МР "Печора".
2.2. Муниципальная система оповещения и информирования населения МО МР "Печора" включает в себя:
- районную систему оповещения - составную часть региональной автоматизированной системы централизованного оповещения;
- комплексную систему экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН);
- систему оповещения руководящего состава гражданской обороны и территориального звена МР "Печора" Коми республиканской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- системы оповещения и информирования населения городских (сельских) поселений, расположенных на территории МО МР "Печора";
- локальные системы оповещения (далее - ЛСО) потенциально опасных объектов, организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности (далее - потенциально опасные и опасные производственные объекты);
- системы оповещения на объектах, отнесенных к категориям по гражданской обороне и продолжающих функционирование в военное время, в том числе на базе систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- комплексы средств единой сети электросвязи Российской Федерации, ведомственных сетей связи, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, сетей операторов сотовой (подвижной радиотелефонной связи) и кабельного телевидения, а также другие технические средства передачи информации организаций, независимо от форм собственности, расположенных на территории МО МР "Печора".
2.3. Оборудование системы оповещения и информирования населения всех уровней должно технически и программно сопрягаться.
2.4. Основной задачей муниципальной системы оповещения является доведение с пунктов управления Правительства Республики Коми сигналов оповещения и информации до:
руководящего состава гражданской обороны и территориального звена МР "Печора" Коми республиканской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления на территории МО МР "Печора";
единой дежурно-диспетчерской службы МР "Печора" (далее - ЕДДС МР "Печора");
специально подготовленных сил и средств, нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории МО МР "Печора";
дежурно-диспетчерских служб организаций, в ведении которых находятся потенциально опасные и опасные производственные объекты и объекты жизнеобеспечения;
глав (руководителей администраций) городских и сельских поселений, расположенных на территории муниципального района "Печора", старост населенных пунктов поселений;
населения, проживающего на территории МО МР "Печора".
2.5. Основной задачей локальных систем оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и информации до:
руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;
объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
3. Порядок оповещения и информирования населения МО МР "Печора"
3.1. Решение на задействование муниципальной системы оповещения населения принимает глава муниципального района - руководитель администрации, председатель комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального района "Печора".
3.2. Передача сигналов оповещения и информации, полученных от уполномоченного должностного лица Комитета Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (далее - Комитет), осуществляется оперативным дежурным единой дежурной диспетчерской службы (далее - ЕДДС) МР "Печора" с разрешения начальника МКУ "Управление по делам ГО и ЧС МР "Печора" по:
техническим средствам связи и оповещения муниципального звена региональной автоматизированной системы централизованного оповещения с включением в течение 3 минут уличных электросирен (сигнал "Внимание всем") с последующей передачей в течение 5 минут информации (заранее подготовленных или оперативно сформированных сообщений) по уличным громкоговорителям и радиоточкам проводного вещания;
каналам и сетям связи операторов связи и телерадиовещания, осуществляющих вещание на территорию МО МР "Печора" через студии вещания по взаимно утвержденным и согласованным инструкциям.
3.3. Оповещение и информирование населения, не охваченного средствами автоматизированной системы централизованного оповещения, проводится:
подвижными средствами государственной пожарной службы, ОМВД России по г. Печоре, организаций, оборудованными громкоговорящей связью установленным порядком по взаимно утвержденным и согласованным инструкциям в соответствии с Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального района "Печора";
старостами населенных пунктов поселений по техническим средствам оповещения и связи, в том числе мобильным, поселений.
3.4. Оповещение руководящего состава гражданской обороны территориального звена МР "Печора" Коми республиканской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения, проживающего на территории муниципального района "Печора", сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты, глав (руководителей администраций) городских и сельских поселений, старост населенных пунктов поселений проводится оперативным дежурным ЕДДС МР "Печора" по:
техническим средствам оповещения и связи пункта управления главы муниципального района "Печора" - руководителя администрации;
автоматизированной системе оповещения "Градиент-128 ОП";
средствам связи и каналам общегосударственной сети связи и ведомственных сетей связи.
3.5. Право на приоритетное использование любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций имеет комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального района "Печора".
3.6. МКУ "Управление по делам ГО и ЧС МР "Печора", организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения. В случае несанкционированного задействования систем оповещения и информирования населения МО МР "Печора" ответственные должностные лица, организации и операторы связи, а также организации телерадиовещания:
незамедлительно принимают меры по прекращению задействования системы оповещения и информирования населения МО МР "Печора";
оповещают оперативные дежурные службы ЕДДС МР "Печора", ГКУ РК "Управление ППС и ГЗ" и федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Коми" (далее - ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Коми").
Каждый случай несанкционированного запуска системы оповещения и информирования населения расследуется комиссией в составе должностных лиц ГКУ РК "Управление ППС и ГЗ" во взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Республике Коми и МКУ "Управление по делам ГО и ЧС МР "Печора".
4. Организация поддержания системы оповещения и информирования населения Республики Коми в состоянии готовности к использованию по предназначению
4.1. Руководство организацией оповещения и информирования населения МО МР "Печора" осуществляет МКУ "Управление по делам ГО и ЧС МР "Печора" во взаимодействии с Комитетом, Главным управлением МЧС России по Республике Коми, администрациями городских (сельских) поселений, расположенных на территории муниципального района "Печора", организациями связи и телерадиовещания, в установленном порядке привлекаемыми к обеспечению оповещения и информирования населения.
4.2. МКУ "Управление по делам ГО и ЧС МР "Печора" во взаимодействии с Комитетом:
разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения МО МР "Печора" и организуют их запись на магнитные носители;
обеспечивают установку на объектах телерадиовещания специальной аппаратуры для ввода сигналов оповещения и речевой информации в программы вещания;
организуют и осуществляют подготовку оперативных дежурных ЕДДС МР "Печора" по передаче сигналов оповещения и речевой информации в мирное и военное время;
планируют и проводят совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов оповещения и речевой информации:
разрабатывают совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания порядок взаимодействия оперативных дежурных ЕДДС МР "Печора" при передаче сигналов оповещения и речевой информации;
уточняют мероприятия (схемы, списки) по оповещению и информированию органов управления территориального звена МР "Печора" Коми республиканской подсистемы РСЧС и гражданской обороны, населения и объектов экономики;
уточняют инструкции дежурно-диспетчерских служб с учетом действующих требований к организации оповещения и информирования органов управления, персонала и населения.
4.3. Организации связи, операторы связи и организации теле- и (или) радиовещания, привлекаемые к обеспечению оповещения и информирования:
обеспечивают техническую готовность аппаратуры оповещения и информирования, средств и каналов связи, оборудования телерадиовещания, используемых в системах оповещения и информирования населения;
обеспечивают готовность студий и оборудования к передаче сигналов оповещения и речевой информации;
определяют по заявкам МКУ "Управление по делам ГО и ЧС МР "Печора" перечень каналов, средств связи и телерадиовещания, предназначенных для оповещения населения, а также производят запись речевых сообщений для оповещения населения на носители информации.
4.4. Руководителям организаций, в ведении которых находятся потенциально опасные и опасные производственные объекты, имеющие КСЭОН или ЛСО, рекомендуется обеспечивать:
своевременное и гарантированное оповещение персонала организации, населения и объектов экономики, находящихся в зоне действия КСЭОН или ЛСО;
разработку и проведение своевременного уточнения инструкций по действию дежурно-диспетчерских служб при оповещении персонала и населения, попадающего в зону возможной чрезвычайной ситуации при аварии на этих объектах, и текстов информационных сообщений по действиям персонала и населения;
своевременное техническое обслуживание КСЭОН и ЛСО;
участие в проведении совместных с органами местного самоуправления в МР "Печора" тренировок по оповещению населения и объектов экономики с использованием КСЭОН или ЛСО.
4.5. Плановые проверки технического состояния и готовности к применению сил и средств системы оповещения и информирования населения проводятся в соответствии с планами и разделяются на:
ежедневные технические проверки без включения оконечных средств оповещения;
ежемесячные проверки с включением оконечных средств оповещения;
ежегодные комплексные проверки.
Ежемесячные технические проверки и ежегодная комплексная проверка оборудования оповещения и информирования населения проводятся в соответствии с планом основных мероприятий Республики Коми в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Проверки системы оповещения и информирования населения проводятся с участием представителей организаций связи и операторов связи, а проверки с задействованием сетей телерадиовещания - с участием представителей телерадиокомпаний, предприятий или их филиалов, привлекаемых к обеспечению оповещения и информирования населения. Перерыв вещательных программ при передаче правительственных сообщений в ходе проведения проверок систем оповещения запрещается.
Комитет и ГКУ РК "Управление ППС и ГЗ" во взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Республике Коми и органами местного самоуправления МР "Печора" информируют население о дате предстоящих проверок системы оповещения и информирования населения Республики Коми, выполняемых с включением оконечных средств оповещения. Информация о проверке направляется в средства массовой информации и размещается Комитетом, ГКУ РК "Управление ППС и ГЗ", Главным управлением МЧС России по Республике Коми и МКУ "Управление по делам ГО и ЧС МР "Печора" на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на страницах в социальных сетях (при наличии).
4.6. По итогам ежегодной комплексной проверки системы оповещения и информирования населения МО МР "Печора" составляется акт, который утверждается главой муниципального района "Печора" - руководителем администрации и представляется в Комитет, ГКУ РК "Управление ППС и ГЗ", Главное управление МЧС России по Республике Коми.
4.7. План-график технических проверок и технического обслуживания оборудования системы оповещения и информирования населения Республики Коми разрабатывает ГКУ РК "Управление ППС и ГЗ". План-график доводится до Главного управления МЧС России по Республике Коми, администрации МР "Печора", иных заинтересованных организаций.
4.8. Организацию и проведение проверок состояния готовности системы оповещения и информирования населения Республики Коми осуществляет Комитет, ГКУ РК "Управление ППС и ГЗ" во взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Республике Коми, ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Коми", администрацией МР "Печора" и иными заинтересованными организациями.
4.9. Мероприятия по созданию и развитию (совершенствованию и модернизации) системы оповещения и информирования населения Республики Коми организует и осуществляет Комитет во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Республики Коми, органами местного самоуправления в Республике Коми, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм.
5. Организация запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения и порядок поддержания их в готовности к использованию
5.1. Резервные мобильные технические средства оповещения предназначаются для обеспечения максимально возможного охвата населения, до которого доводятся сигналы оповещения и информации.
5.2. В минимальном объеме резервируется один комплект оборудования оповещения населения в зоне предполагаемой чрезвычайной ситуации регионального и (или) межмуниципального характера.
5.3. Запасные части, инструмент, принадлежности и материалы предназначены для поддержания работоспособности и исправности составных частей мобильных технических средств оповещения при эксплуатации, проведении всех видов технического обслуживания, плановых и внеплановых ремонтов изделий в соответствии с требованиями эксплуатационной документации и комплектуются в зависимости от назначения и особенностей использования.
6. Ответственность за неисполнение действующего законодательства по выполнению мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также мероприятий гражданской обороны
6.1. Должностные лица и юридические лица несут административную ответственность за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, требований и мероприятий в области гражданской обороны в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Организация финансирования мероприятий по содержанию, поддержанию в готовности и совершенствованию системы оповещения и информирования населения МО МР "Печора"
7.1. Финансирование содержания, поддержания в постоянной готовности и развития системы оповещения и информирования населения МО МР "Печора", создания и содержания запасов технических средств оповещения, возмещения затрат, понесенных организациями и операторами связи, а также организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения населения, осуществляется в соответствии со статьями 24 и 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статьей 18 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Законом Республики Коми от 19 октября 1999 г. N 48-РЗ "О защите населения и территорий Республики Коми от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.