Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Министерства образования
и науки Удмуртской Республики
от 6 августа 2020 г. N 0923
Положение об организации методической работы в системе образования Удмуртской Республики
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральным проектом "Учитель будущего" национального проекта "Образование", постановлением Правительства УР от 04.09.2013 г. N 391 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие образования" (с изменениями на 15 мая 2020 года) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Удмуртской Республики, регламентирующими организацию методического сопровождения деятельности образовательных организаций.
1.2. Положение регулирует организацию системы методической работы в Удмуртской Республике как систему комплексного взаимодействия методических структур различного уровня: методических служб образовательных организаций (ОО), муниципальных методических служб (ММС) и органов, выполняющих их функции на муниципальном уровне, методических структур, созданных на уровне Министерства образования и науки Удмуртской Республики, направленных на создание единого методического пространства, результативность деятельности муниципальных методических систем, стимулирование инновационных подходов к организации методической работы, развитие благоприятных условий для непрерывного образования педагогических работников, роста их профессиональной компетентности и открытости достижений педагогов.
1.3. Методическая работа в системе образования Удмуртской Республики направлена на непрерывное развитие профессионализма педагогов, создание единого научно-методического пространства, повышение качества образования, функционирование и развитие образовательных организаций, обеспечение научно- методического сопровождения процессов развития регионального и муниципального образования, координацию исследований в инновационной деятельности, осуществление взаимодействия, интеграцию и координацию усилий профессионального сообщества, ориентированного на решение задач развития региональной системы образования.
2. Цель и задачи методической деятельности.
2.1. Цель методической работы Удмуртской Республики - создание условий профессионального становления и развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций и их эффективного взаимодействия для повышения качества образования.
2.2. Задачи системы методической работы:
- способствовать повышению эффективности взаимодействия методических структур различных уровней в решении актуальных задач в сфере образования;
- интегрировать деятельность формальных и неформальных профессиональных педагогических объединений, общественных организаций, индивидуальных педагогических практик;
- ввести в практику методической работы комплекса современных методик, обеспечивающих эффективность сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников;
- обеспечить координацию деятельности методических служб различных уровней по обобщению и распространению положительного опыта инновационной педагогической и управленческой деятельности в региональной системе образования.
3. Структура и организация деятельности.
3.1. Структура методической работы в Удмуртской Республике представляет собой систему взаимодействия методических служб и объединений регионального, муниципального уровней, и уровня образовательных организаций. Управление методической работой осуществляется Координационным Советом Министерства образования и науки Удмуртской Республики, сформированным по решению участников методической работы как коллегиальный, консультативно-совещательный орган. Основная цель Координационного Совета - содействие развитию системы методической работы в Удмуртской Республике и обеспечение координации для эффективного взаимодействия всех участников методической работы. В полномочия Координационного Совета входят:
- рассмотрение предлагаемых на региональном, муниципальном уровнях проектов, касающихся развития системы методической работы, выработка предложений по реализации этих проектов;
- координация процесса взаимодействия всех органов, вовлеченных в процесс формирования региональной системы методической работы;
- оказание консультативной и практической помощи органам, вовлеченным в процесс формирования региональной системы методической работы, по соответствующим направлениям деятельности;
- информирование педагогической общественности о процессах формирования и развития региональной системы методической работы;
разработка диагностической и оценочной базы для проведения мониторинговых исследований региональной системы методической работы;
- формирование экспертного заключения по результатам мониторинга и диагностики региональной системы методической работы;
- выработка адресных рекомендаций по улучшению качества методической работы;
- обобщение и принятие мер по распространению наиболее результативного опыта методической работы с педагогическим сообществом;
- методическое сопровождение подготовки участников конкурсов профессионального мастерства всероссийского уровня;
- сбор, анализ и обобщение информации о передовых технологиях работы в сфере образования.
3.2. Методическая работа в системе образования Удмуртской Республики включает методические структуры регионального уровня: Координационный совет Министерства образования и науки Удмуртской Республики, Автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики "Институт развития образования", Автономное учреждение Удмуртской Республики "Региональный центр информатизации и оценки качества образования", Автономное образовательное учреждение Удмуртской Республики "Региональный образовательный центр одаренных детей", обеспечивающие стратегическое управление и тактическую координацию деятельности органов методической работы Удмуртской Республики. Муниципальные методические службы (ММС) и органы, выполняющих их функции на муниципальном уровне, Республиканские методические объединения (ассоциации) педагогов, городские (районные) методические советы, городские (районные) методические объединения педагогов и др. методические структуры системы методической работы Удмуртской Республики, Ресурсные (методические) центры образовательных организаций, методические объединения учреждений и другие методические структуры осуществляют оперативное управление методической службой в образовательных организациях. Временные творческие коллективы образовательного процесса, лаборатории (городские, районные), временные научно-исследовательские коллективы, городские и муниципальные опорные методические площадки по приоритетным направлениям деятельности образования обеспечивают вариативное функционирование методической работы.
3.3. Создание и деятельность в системе методической работы Удмуртской Республики регламентируется нормативно-правовыми документами регионального, муниципального уровней и уровня образовательных организаций.
3.4. Для обеспечения деятельности создается республиканский Координационный совет при Министерства образования и науки Удмуртской Республики.
3.5. Организационно-методическое сопровождение методической работы в системе образования Удмуртской Республики осуществляет автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики "Институт развития образования".
3.6. Регуляция взаимодействия структурных компонентов системы методической работы Удмуртской Республики осуществляется на основе нормативно-правовых и инструктивно-методических документов, регламентирующих организацию деятельности методической службы различных уровней.
3.7. Методическая работа организуется и координируется методическими структурами с целью обеспечения технологической, научной, педагогической и управленческой направлений деятельности.
4. Направления деятельности.
4.1. Технологическая деятельность (помощь педагогу создать копилку его профессиональных достижений и сделать ее доступной):
Региональный уровень:
- совместная с муниципальными методическими службами и органами, выполняющими их функции, организационно-методическая работа по повышению квалификации педагогических и руководящих работников Удмуртской Республики;
- привлечение педагогических и руководящих работников Удмуртской Республики в качестве экспертов, соисполнителей в проекты, которые реализует АОУ ДПО УР ИРО и другие организации;
- формирование экспертного сообщества по поиску лучших практик и их трансляции;
- организационно-методическое сопровождение деятельности методической службы по сопровождению конкурсов профессионального мастерства и других образовательных событий на муниципальном, региональном, федеральном уровнях;
- организация сетевого взаимодействия предметных и метапредметных районных методических объединений и педагогических сообществ на уровне региона,
- создание условий для успешной адаптации и полноценной самореализации молодых специалистов.
Муниципальный уровень:
- планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников города (района), оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
- организация деятельности экспериментальных и проектных площадок, педагогических сообществ, ассоциаций молодых педагогов и т.д. и нормативно-правовое обеспечение их функционирования на муниципальном уровне;
- взаимодействие и координация методической деятельности с муниципальными органами управления образованием и учреждением дополнительного профессионального образования;
- организационно-методическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства, выставок, фестивалей и других образовательных событий на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.
Уровень образовательной организации:
- подготовка и проведение различных форм методической работы в образовательных организациях: семинаров, педагогических чтений, конкурсов профессионального и педагогического мастерства педагогических работников образовательных организаций, организация наставничества в педагогическом коллективе и др.;
- разработка и реализация (внутри образовательных организаций) программ профессионального развития педагогических работников;
- изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;
- диагностика профессиональной деятельности и профессиональной компетентности, существующих профессиональных затруднений;
- организация и координация методической работы в образовательной организации.
4.2. Научная деятельность (создание авторских программ и их экспертиза):
Региональный уровень:
- создание электронных образовательных ресурсов и их распространение, развитие дистанционной технологии обучения с использованием различных сервисов сети Интернет;
- мониторинг состояния, результатов и перспектив развития методической системы региона за счет мониторинга методических систем муниципального уровня и уровня образовательных организаций Удмуртской Республики;
- организация маркетинга информационных потребностей педагогических и руководящих работников;
- функционирование регионального экспертного совета в Удмуртской Республике;
- информирование педагогических и руководящих работников о содержании новых образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, рекомендациях, нормативных актах;
- обобщение передового педагогического опыта на уровне региона;
- ведение редакционно-издательской деятельности.
Муниципальный уровень:
- ознакомление педагогических и руководящих работников с опытом экспериментальной и инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов района, города, региона;
- создание системы дифференцированных сервисных услуг непрерывного образования педагогических и руководящих работниках образовательных организаций, методическое сопровождение процесса непрерывного образования;
- анализ состояния подготовленности кадров в области владения компьютером, информационными технологиями и научного, учебно-методического обеспечения образовательных организаций города, района в области информационно-коммуникационных технологий;
- участие в разработке курсовой системы подготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений по проблемам системы образования;
Уровень образовательной организации:
- ознакомление педагогических и руководящих работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы и иных информационных ресурсах профессионального характера;
- информирование педагогических работников 00 о новых направлениях в развитии общего образования, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
- изучение, обобщение и технологическое описание передового (инновационного, актуального) педагогического опыта педагогических работников, опыта образовательного учреждения;
- трансляция (распространение) и внедрение технологически оформленного опыта педагогов в практику работы образовательной организации;
- создание базы данных о педагогических работниках образовательной организации;
- разработка и сопровождение индивидуального образовательного маршрута педагогических работников образовательной организации;
- разработка локальных актов, определяющих деятельность методической работы в образовательной организации;
- обеспечение (совместно с библиотекарем) комплектования фондов учебников, учебно-методической литературы;
4.3. Педагогическая деятельность (педагог педагогов):
Региональный уровень:
- предоставление услуг по образовательным программам повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников;
- оказание консультационной поддержки в организации научно-методического сопровождения муниципальной образовательной системы;
- обучение педагогических и руководящих работников, подготовка тьюторов по научно-методическому сопровождению апробации федеральных государственных образовательных стандартов, новых систем оценки качества образования и т.д.;
- формирование экспертного сообщества и их обучение по организации конкурсов профессионального педагогического мастерства, олимпиадного движения и других мероприятий, проводимых на муниципальном уровне;
- проведение постоянно действующих, проблемно-ориентированных семинаров, семинаров-совещаний, консультаций для педагогических и руководящих работников Удмуртской Республики, Российской Федерации;
Муниципальный уровень:
- разработка методических материалов;
- ведение образовательной деятельности (семинары, творческие группы, школы профессионального мастерства, школы проектирования, исследователя и др.);
- популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований;
- организация консультационной работы с педагогами - членами творческих (проблемных) групп по использованию (внедрению) в воспитательно-образовательном процессе современных образовательных технологий.
Уровень образовательной организации:
- обучение педагогов технологии рефлексии и описания собственного опыта работы, написания разработок, авторских программ, пособий, научных статей;
- оказание помощи педагогам в разработке комплексного учебно-методического обеспечения предмета;
- консультативная помощь педагогам по разработке учебно-методического обеспечения Федерального государственного образовательного стандарта;
- организация и разработка методических рекомендаций по подготовке учебных и внеурочных занятий, проведению конкурсов, выставок, олимпиад и других образовательных событий;
- ведение портфолио педагогов;
- мониторинг активности в методической работе педагогических и руководящих работников, мотивация и стимулирование к методической и инновационной, экспериментальной деятельности.
4.4. Управленческая деятельность (стратегическое проектирование)
Региональный уровень
- разработка диагностической и критериально-оценочной базы для проведения мониторинговых исследований профессионализма педагогических и руководящих работников;
- мониторинг развития и поддержки методических объединений и профессиональных сообществ педагогов на предмет стимулирования в деятельности, информационного сопровождения, профессионального развития и т.д.;
- мониторинг состояния и формирование банка данных инновационной и опытно-экспериментальной работы образовательных учреждений Удмуртской Республики;
научно-методическое сопровождение инновационных процессов в региональной образовательной системе;
- проведение мероприятий, направленных на распространение результатов опытно-экспериментальной и инновационной деятельности в региональной системе образования;
- научное, научно-методическое обеспечение образовательной деятельности по повышению профессиональной квалификации, профессиональной переподготовке работников образования.
Муниципальный уровень:
методическая поддержка педагогических коллективов, педагогов- исследователей, ведущих инновационную и опытно-экспериментальную работу;
проведение диагностики, анализ профессиональных затруднений педагогических работников, ведущих экспериментальную и инновационную деятельность;
- организация постоянно действующих семинаров по инновациям, методам научного исследования в муниципальной системе образования;
- сопровождение, организация, проведение мониторинговых исследований в муниципальной системе образования, мониторинг эффективности деятельности школьной методической службы в своем районе;
- проведение научно-практических конференций для педагогических и руководящих работников.
Уровень образовательной организации:
- методическое сопровождение инновационных процессов и опытно-экспериментальной работы в образовательной организации;
- анализ и обобщение результатов экспериментальной и инновационной работы образовательной организации;
- методическая помощь в разработке авторских программ;
- подготовка и проведение научно-практических конференций для педагогов и обучающихся;
- мотивация и стимулирование педагогов к научно-исследовательской деятельности;
- мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогических работников образовательной организации;
- организация работы временных творческих коллективов (ВНИКов - временных научно-исследовательских коллективов);
- анализ состояния методической работы в образовательной организации, разработка предложений по повышению ее эффективности;
- организация рецензирования и подготовки к утверждению учебно методической документации, пособий (учебных, учебно-методических и др.), дидактических материалов.
5. Обеспечение деятельности системы методической работы:
5.1. Обеспечение и координация деятельности системы методической работы в Удмуртской Республике осуществляется на основании плана работы, утверждаемого Координационным Советом Министерства образования и науки Удмуртской Республики.
5.2. Муниципальные органы управления образованием обязаны устанавливать выплаты стимулирующего характера педагогическим и руководящим работникам муниципальных методических служб различных организационно-правовых форм, участвующим в методической работе.
5.3. Основным ресурсом в реализации сетевого взаимодействия методических служб и органов, осуществляющих их функции является официальный сайт АОУ ДПО УР ИРО.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.