Решение Ленинского районного суда города Самары от 4 апреля 2018 г. N 2а-616/2018
Определением Самарского областного суда от 13 июля 2018 г. N 33А-6943 настоящий документ отменен с 13 июля 2018 г.
Ленинский районный суд г. Самары, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2а-61618 по административному исковому заявлению Автономной некоммерческой организации дошкольного образования "Я.", Автономной некоммерческой организации дошкольного образования Детский сад "У.", Автономной Некоммерческой Дошкольной Образовательной Организации "О.", Автономной некоммерческой образовательной организации Дошкольного образования "З.", некоммерческой организации дошкольного образования "М.", Частного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка "Ф.", Автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования "М.", Автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования Центр развития ребенка "К.", Автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования "Я.", Автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования "Центр развития ребенка "В.", Автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования Центр развития ребенка "Л.", Автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования Центр развития ребенка "С.", Автономной некоммерческой образовательной организация дошкольного образования Центр развития ребенка "Б.", Частного образовательного учреждения общеобразовательная организация "П.", Частного дошкольного образовательного учреждения "В.", Автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования Центр развития ребенка "П.", Автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования Центр развития ребенка "П.", Автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования "Т." Автономная некоммерческая образовательная организация дошкольного образования Центр развития ребенка "М.", Автономной некоммерческой образовательной организации Дошкольного образования Центр развития ребенка "М.", Автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования Центр развития ребенка "С." к Администрации г.о. Самара о признании недействующим в части постановления Администрации г.о. Самара от 21.02.13 г. 94 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета городского округа Самара в целях возмещения затрат на содержание детей, присмотр и уход за детьми в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" установил:
Административные истцы обратились в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором указывают, что истцы зарегистрированы в ЕГРЮЛ в качестве юридического лица с определением основного вида экономической деятельности "Образование дошкольное". Соответствующий вид деятельности осуществляется посредством организации детского сада.
Между Департаментом образования Администрации городского округа Самара и Административными истцами в рамках постановления Администрации городского округа Самара от 08.10.2014 N 1489 "Об утверждении муниципальной программы городского округа Самара "Развитие муниципальной системы образования городского округа Самара" на 2015-2019 годы" были заключены соответствующие соглашения о предоставлении субсидий.
Соглашения составлены на основании постановления Администрации городского округа Самара от 21.02.2013 N 94 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета городского округа Самара в целях возмещения затрат на содержание детей, присмотр и уход за детьми в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования".
В соответствии с п. 1.2 соглашения главный распорядитель осуществляет предоставление субсидии из бюджета городского округа Самара получателю субсидии в целях возмещения затрат, предусмотренных пунктом 1.3 Порядка, в размере <данные изъяты> рублей из расчета на число детей с учетом коэффициента посещаемости муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования равного 0,65.
Соглашением в приложении утверждается Плановый размер субсидии по определенному графику перечисления субсидии.
Предоставление субсидий осуществляется на основании заявления о предоставлении субсидий за соответствующий месяц с приложением документов: списочного состава детей за соответствующий месяц; табеля учета посещаемости детей; копии платежных поручений родителей; копии приказов о зачислении детей и копии договоров, копии приказов об отчислении детей и копии соглашений о расторжении.
Затем Департамент образования Администрации г.о. Самара принимает решение об отказе в перечислении субсидии или об их перечислении.
Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам закреплен ст. 78 БК РФ, ч. 1.
Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Закона об образовании. Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, рассчитываются с учетом нормативных затрат на оказание соответствующих государственных или муниципальных услуг в сфере образования (ч. 5 ст. 99 Закона об образовании).
Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета городского округа Самара в целях возмещения затрат на содержание детей, присмотр и уход за детьми в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержден постановлением Администрации городского округа Самара от 21.02.2013 N 94.
В соответствии с пунктами 3.2, 3.11, 4.1 указанного Порядка, субсидии выделяются с учетом детей, в отношении которых предоставляется услуга.Субсидии предоставляются, в том числе, на каждого ребенка, посещающего детский сад.
Пункт 3.5. оспариваемого акта (Основания для отказа в предоставлении субсидии являются) основанием отказа в предоставлении субсидий устанавливает "представление документов, содержащих недостоверные сведения". Содержание недостоверных сведений и самой категории "недостоверности" положением не предусмотрено. Вместе с тем, в порядке правоприменения и исполнения оспариваемого порядка, фактически определено содержание данного положения, согласно которому отказом в предоставлении субсидий является получение дополнительных средств от родителей (в том числе пожертвований, переплат, ошибочных платежей), предоставление дополнительных образовательных услуг и пр. Причем, отказ осуществляется не в отношении отдельного ребенка, а в отношении всей суммы субсидий за соответствующий период. Кроме того, в рассматриваемом случае департамент не был лишен возможности провести корректировку подлежащей оплате субсидии, снизив ее размер.
Вместе с тем, согласно п. 1 соглашения о предоставлении субсидии предметом является возмещение затрат на содержание детей, присмотр и уход за детьми. Нахождение воспитанника в учреждении неполный день не опровергает оказания названных услуг заявителем и не должно лишать заявителя соответствующих субсидий.
Пункт 3.8. оспариваемого акта размер субсидии определяется с учетом коэффициента посещаемости муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, определяется по формуле: однако предоставление субсидии не поставлено в зависимость от предоставления образовательной услуги в каком-либо объеме.
При этом, само по себе нахождение воспитанника в образовательном учреждении предусматривает содержание, присмотр и уход за детьми.
Таким образом, довод о неоказании услуг, т.к. воспитанники находились не полный день и посещали только определенные занятия судом должен быть отклонен. Кроме того, соглашение предусматривает коэффициент посещаемости равный 0,65.
В Порядке отсутствуют критерии недостоверности сведений относительно посещаемости, который должен относиться всецело к выбору родителей ребенка и порядка исполнения договора между получателем субсидий и родителями детей. Обязанность предоставления субсидии установлена соглашением.
Сложившийся подход главного распорядителя бюджетных средств по исполнению оспариваемого Порядка влечет невозможность возмещения фактически произведенных дошкольными учреждениями затрат, связанных с осуществлением ими своей деятельности. Ч.3 п. 3.2. порядка устанавливается условие, что "общий размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за одного ребенка в месяц в негосударственном дошкольном образовательном учреждении, не должен превышать <данные изъяты> рублей".
Пункт 3.8. оспариваемого акта размер субсидии не определен, но устанавливается на дату подачи заявления, в размере не более <данные изъяты> рублей в месяц на одного ребенка. Подобный подход допускает нарушение экономических условий, прогнозируемость и устанавливает зависимость от субъективных решений муниципальных органов.
Общими принципами регулирования тарифов, надбавок, субсидий являются, в том числе, достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций-получателей субсидий и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций дошкольного образования, необходимые для реализации их образовательных программ и ухода и присмотра за детьми; возмещение затрат организаций-получателей субсидий, связанных с реализацией их образовательных программ.
Неполучение субсидий ставит под угрозу получение потребителем надлежащей и качественной услуги, а получателя субсидий - перед угрозой банкротства. Поступление субсидий должно обеспечиваться местным самоуправлением в размере и в объеме, необходимом для выполнения образовательной программы, присмотра и ухода за детьми.
Организация субсидирования дошкольных образовательных программ, уход и присмотр за детьми должно основываться на финансовых потребностях, необходимых для их реализации, должна производить предварительный расчет и экспертизу величины субсидирования, размер платы родителей, обеспечивающих эти финансовые потребности.
Таким образом, одним из основных критериев при определении спорных условий субсидирования является их экономическая обоснованность.
Истцы полагают, что названные пункты Порядка противоречат Бюджетному кодексу РФ, Федеральному закону от 06.10.03 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 10 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.06 N 25н.
Просят признать недействующим постановление Администрации городского округа Самара от 21.02.2013 N 94 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета городского округа Самара в целях возмещения затрат на содержание детей, присмотр и уход за детьми в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" в части п.п. 1.2; ч. 5 п. 2.1; ч. 3 п. 3.2; п. 3.8 (в части Кн); ч. 2 п. 3.8; п. 4.2 Приложения к оспариваемому нормативному акту.
В ходе рассмотрения дела истцами были уточнены заявленные требования истцы просят признать недействующим постановление Администрации городского округа Самара от 21.02.2013 N 94 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета городского округа Самара в целях возмещения затрат на содержание детей, присмотр и уход за детьми в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" в части п.п. 1.2; абзац 5 п. 2.1; абзац 3 п. 3.2; абзац 4 п. 3.5, абзац 1 п. 3.8 (в части Кп коэффициента посещаемости); абзац 2 п. 3.8; п. 4.2 Приложения к оспариваемому нормативному акту.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности и ордеру адвокат Б.С.П. и директор Автономной некоммерческой организации дошкольного образования "Я." С.Я.Л. поддержали заявленные требования, просили удовлетворить административный иск.
Представитель Администрации г.о. Самара по доверенности З.А.С. возражала против удовлетворения административного иска, представив отзыв на иск.
Представители заинтересованного лица Департамента образования г.о. Самара Г.М.П. и Д.Н.Б. также возражали против удовлетворения иска, представив отзывы.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска и возражений, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме.
Проверяя полномочия Администрации г.о. Самара на принятие оспариваемого нормативного правового акта (административным истцом данные полномочия не оспариваются), суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения.
Согласно ст 34 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 8 Устава городского округа Самара Самарской области (принят Решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 N 294 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа Самара обладают следующими полномочиями в том числе принятие Устава городского округа Самара и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.
Оспариваемое постановление является нормативно-правовым актом исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.
Проверив вышеуказанные основания суд пришел к выводу, что административный ответчик - Администрация г.о. Самара является уполномоченным представительным органом местного самоуправления, имеющим полномочия по принятию оспариваемого нормативного акта.
Судом установлено, что оспариваемое Постановление является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом и опубликованным 22 февраля 2013 г. в газете "Самарская газета" " N 32 (5053). Ответчиком представлены копии экземпляров газет с учетом всех вносимых изменений, последнее изменение Постановлением Администрации г.о. Самара от 29.12.17г. N 1123 опубликовано в "Самарской газете" N 196 (5938) 30.12.17 г.
С учетом изложенного, суд считает, что порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта не нарушен, что не оспаривалось административным истцом.
В ходе рассмотрения дела не установлено нарушений порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта (административным истцом порядок принятия не оспаривался).
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ).
Названные субсидии могут предоставляться из федерального бюджета в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (подпункт 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ).
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Порядок предоставления субсидий определен постановлением Администрации городского округа Самара от 21.02.2013 N 94 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за округа Самара в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат за содержание детей, присмотр и уход за детьми в открываемых негосударственных дошкольных образовательных учреждениях или дополнительных группах в действующих негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования".
Согласно ст.ст. 8, 99 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится субсидирование за счет средств областного бюджета образовательных организаций, в том числе частных дошкольных образовательных организаций, в части возмещения расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), то есть образовательного процесса.
Субсидии на указанные цели предоставляются негосударственным дошкольным образовательным учреждениям (далее - НДОУ) в рамках постановления Правительства Самарской области от 14.05.2008 N 140 "Об установлении отдельных расходных обязательств Самарской области и утверждении Порядка предоставления за счет средств областного бюджета субсидий частным дошкольным образовательным организациям в целях возмещения указанным организациям затрат, понесенных в связи с осуществлением образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования"
К полномочиям Администрации городского округа Самара согласно ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Согласно п. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 78.1 БК РФ порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из местного бюджета устанавливается муниципальными правовыми актами местной администрации.
Истцы просят признать недействующим п.п. 1.2; абзац 5 п. 2.1; абзац 3 п. 3.2; абзац 4 п. 3.5, абзац 1 п. 3.8 (в части Кп коэффициента посещаемости); абзац 2 п. 3.8; п. 4.2 Порядка предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета городского округа Самара в целях возмещения затрат на содержание детей, присмотр и уход за детьми в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования
Пункт 1.2. Порядка определяет категории получателей субсидии. Согласно данному пункту получателями субсидии могут являться юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях.
В соответствии с п.п. "г" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" в муниципальных правовых актах местной администрации должны быть указаны категории отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий.
Соответственно оспариваемый пункт Порядка не противоречит требованиям действующего законодательства.
Абзац 5 пункта 2.1 Порядка определяет один из критериев отбора получателей субсидии: функционирование в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях должны группы полного дня (12-часового пребывания) в режиме 5-дневной или 6- дневной рабочей недели.
Как видно из п. 1.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" дошкольные образовательные организации функционируют в режиме в том числе полного дня (10,5-12 часового пребывания), пребывания детей.
В соответствии с п.п. "г" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" в муниципальных правовых актах местной администрации должны быть указаны критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий.
Таким образом, абзац 5 п. 2.1 Порядка также не противоречит действующему законодательству.
Абзац 3 пункта 3.2 устанавливает предельно допустимый общий размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за одного ребенка в месяц в негосударственном дошкольном образовательном учреждении. Общий размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за одного ребенка в месяц в негосударственном дошкольном образовательном учреждении не должен превышать 5960 рублей.
Подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 887 определено, что муниципальные правовые акты местной администрации или акты уполномоченных ею органов местного самоуправления, устанавливающие порядок предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий, принимаемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены законом (решением) о соответствующем бюджете бюджетной системы Российской Федерации, должны содержать условия и порядок предоставления субсидий.
Пунктом 3.2. Порядка установлены условия предоставления субсидии.
Как видно из позиции ответчика субсидирование возмещения затрат на присмотр и уход за воспитанниками в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях было предусмотрено бюджетом городского округа Самара с целью решения социальной проблемы, актуальной не только для жителей городского округа Самара, а именно: уменьшение очередности в дошкольные образовательные учреждения. Городской округ Самара взял на себя обязательства по частичной оплате услуг за содержание, присмотр и уход, при этом установив определенные условия, в рамках которых возможны данные партнерские отношения.
Истец оспаривает абзац 4 п. 3.5. Порядка в котором изложено основание для отказа в заключении соглашения о предоставлении субсидий - предоставление документов содержащих недостоверные сведения.
В соответствии с п.п. "в" пункта 4 Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" установлено, что при определении условий и порядка предоставления субсидий указывается следующая информация об основаниях для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии: недостоверность представленной получателем субсидии информации.
Соответственно абзац 4 п. 3.5. Порядка не противоречит действующему законодательству.
Административный истец оспаривает абзац 1 п. 3.3 Порядка.
Согласно п. 3.3. Порядка установлены сроки направления получателем субсидии главному распорядителю документов на предоставление субсидии.
Установление указанных сроков относится к порядку предоставления субсидий и не противоречит требованиям п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг".
Оспариваемый заявителем абзац 2 пункта 3.8 Порядка устанавливает формулу для расчета планового размера субсидии.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 78.1 БК РФ порядок определения объема и предоставления субсидий из местного бюджета устанавливается муниципальными правовыми актами местной администрации.
Согласно статье 17 главы 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения входит установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями; регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Подпунктом "г" пункта 4 Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" определено, что муниципальные правовые акты местной администрации должны содержать порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии).
Соответственно абзац 2 пункта 3.8 Порядка не противоречит действующему законодательству.
Оспариваемый пункт 4.2 Порядка определяет порядок действий, предпринимаемый Главным распорядителем в случае нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидии.
Подпунктом "б" пункта 6 Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 N 887 определено, что муниципальные правовые акты местной администрации должны содержать требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение, в том числе меры ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий: порядок и сроки возврата субсидий в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом: в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, выявленного по фактам проверок, проведенных главным распорядителем как получателем бюджетных средств и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля.
Соответственно требование об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий не противоречит указанной норме и соответствует ст. 78 БК РФ.
Однако исходя из пояснений сторон и представленных стороной истца доказательств суд приходит к выводу, что права административного истца нарушаются в связи со сложившейся практикой применения оспариваемого пункта 3.2 Порядка которым определяется условие предоставления субсидий в части определения понимания общего размера платы, взымаемой с родителей.
Согласно части 3 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства, если при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд установит, что применение на практике оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствует истолкованию данного нормативного правового акта или его отдельных положений, выявленному судом с учетом места данного акта в системе нормативных правовых актов, суд указывает на это в мотивировочной и резолютивной частях решения по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.
Суд исходит также из разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", согласно которым, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения. Вместе с тем нормативный правовой акт не может быть признан недействующим, если суд придет к выводу, что по своему содержанию оспариваемый акт или его часть не допускает придаваемое им при правоприменении толкование. Этот вывод должен быть обоснован в решении суда.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, общеправовой критерий формальной определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы (формальной определенности закона), обусловленный природой нормативного регулирования в правовых системах, основанных на верховенстве права, непосредственно вытекает из закрепленных Конституцией Российской Федерации принципа юридического равенства (статья 19, части 1 и 2) и принципа верховенства Конституции Российской Федерации и основанных на ней федеральных законов (статья 4, часть 2; статья 15, части 1 и 2). Неопределенность содержания правовых норм влечет неоднозначное их понимание и, следовательно, неоднозначное применение, создает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению указанных конституционных принципов, реализация которых не может быть обеспечена без единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 15 июля 1999 года N 11-П и от 11 ноября 2003 года N 16-П, от 21 января 2010 года N 1-П).
Неопределенность оспариваемого постановления Администрации городского округа от 21.02.2013 N 94 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета городского округа Самара в целях возмещения затрат на содержание детей, присмотр и уход за детьми в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" выражается как в противоречиях правоприменения п. 3.2, в его системном толковании в соответствии с п. 1.2. и 1.1. оспариваемого акта, так и в его правоприменительной практике.
В соответствии с пунктом 1.1 оспариваемого Постановления N 94 субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета городского округа Самара предоставляются в целях возмещения затрат на содержание детей, присмотр и уход за детьми в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 237-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" присмотр и уход за детьми - это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
В соответствии со статьей 65 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 237-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке.
Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования.
Как определяет п. 1.3 постановления Администрации городского округа от 21.02.2013 N 94 затраты на содержание детей, присмотр и уход за детьми в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, включают в себя затраты на питание детей; оплату коммунальных услуг; оплату арендных платежей за использование помещений, в которых располагаются группы; оплату труда хозяйственного персонала.
Указывая на размер платежа взымаемого с родителей, который не должен превышать <данные изъяты> руб., административным ответчиком данный размер обозначен как "общий размер платы"
Каких-либо определений содержания видов платежей и их оснований, расшифровки затрат и расходов Порядок, утвержденный постановлением Администрации городского округа от 21.02.2013 N 94 не содержит.
Неопределенность применения п. 3.2 в его системном толковании с п. 1.3 и 3.1 в постановлении Администрации городского округа от 21.02.2013 N 94 не разрешена и позволяет под всеми расходами понимать как затраты на питание детей; оплату коммунальных услуг; оплату арендных платежей за использование помещений, в которых располагаются группы; оплату труда хозяйственного персонала, так и иные источники мобилизации фондов на финансирование деятельности дошкольного образовательного негосударственного учреждения.
Предметом оспариваемом истцом Порядка утвержденного постановлением Администрации городского округа от 21.02.2013 N 94 является предоставление субсидий на содержание, присмотр и уход за детьми.
Условия предоставления субсидий, указанные в п. 3.2 Порядка, должны соответствовать его предмету.
Из пояснений стороны ответчика следует, что общий размер платы, взымаемый с родителей, указанный в п. 3.2. включает в себя все виды возможных оплат в том числе и вытекающие из образовательной деятельности а также по договорам на дополнительные услуги.
Однако субсидирование образовательной деятельности по основной и дополнительной образовательным программам осуществляется министерством образования Самарской области из областного бюджета в целях возмещения затрат, понесенных в связи с осуществлением образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 14.05.2008 г. N 140 об утверждении Порядка предоставления за счет средств областного бюджета субсидий частным дошкольным образовательным организациям в целях возмещения указанным организациям затрат, понесенных в связи с осуществлением образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования.
По спорам о порядке субсидирования имела место правоприменительная практика Арбитражного суда Самарской области дела NN А55-14257/2016; А55-22147/2017; А55-15694/2017; А55-3789/2016, Кировского районного суда г. Самары решение N 2-213/2016 и Самарского областного суда решение 33-8858 от 12.07.16 г., которыми установлено, что субсидия выдается на основе финансирования на содержание, присмотр и уход на каждого ребенка отдельно.
Правительством Самарской области был дан ответ от 21.12.17 г. Ассоциации образовательных организаций дошкольного образования Самарской области о том, что в соответствии с Порядком утвержденным постановлением Администрации городского округа от 21.02.2013 N 94 субсидии предоставляются при условии что общий размер родительской платы за содержание одного ребенка в месяц в ЧДОО не должен превышать 5960 руб.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 251 Налогового Кодекса к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами..
Согласно ст. 101 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.
В письме Минобразования России от 15 декабря 1998 г. N 57 предусмотрено, что образовательные учреждения вправе использовать дополнительные привлеченные финансовые средства. Внесение денежных средств (пожертвований) физическими и (или) юридическими лицами, в том числе родителями (законными представителями обучающихся), осуществляется только на добровольной основе целевым назначением на расчетный счет образовательного учреждения.
Административными истцами АНОО ДО "П.", АНОО ДО ЦРР "Б.", НОУДО ЦРР ДС "П.", НОДО "М." субсидии получены в соответствии со вступившими в законную силу указанными решениями Арбитражного суда самарской области.
При применении Порядка утвержденного постановлением Администрации городского округа от 21.02.2013 N 94 при рассмотрении дел NN А55-14257/2016; А55-22147/2017; А55-15694/2017; А55-3789/2016, Арбитражный суд Самарской области и Кировского районного суда г. Самары решение N 2-213/2016 пришли к выводу, что условия предоставления субсидий определяются нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг (подп. 2 п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Условия предоставления субсидий, определенные указанными актами, не подлежат расширительному толкованию.
Как определено в арбитражном деле А55-14257/2016, в соответствии с п. 3.2. Порядка субсидии предоставляются при наличии, в том числе соглашения о предоставлении субсидий, заключенного с Главным распорядителем - Департаментом образования Администрации городского округа Самара. Таким образом, соглашение призвано регулировать условия и порядок предоставление субсидий, однако в нем виды затрат, источники мобилизации средств и их содержание в свете п. 3.2 оспариваемого порядка также не разграничены.
Суд также исходит из того, что в документах, предоставляемых в Департамент образования г.о. Самара получателями субсидий, как условие предоставления субсидий (п. 3.2.) не указаны документы (перечень исчерпывающий), относящиеся к образовательной деятельности или иным операциям и сделкам, приносящим доход. В системном толковании норм п. 1.3, 3.1 оспариваемого порядка с учетом требования о "всех платежах" появляется правовая неопределенность в токовании вида и содержания платежей, собираемых негосударственными дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с п. 3.2 оспариваемого порядка.
Механизм действия нормативного правового акта закона должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений, прежде всего из содержания конкретного нормативного положения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению в части признания оспариваемого нормативного акта недействующим, поскольку пункт 3.2 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за округа Самара в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат за содержание детей, присмотр и уход за детьми в открываемых негосударственных дошкольных образовательных учреждениях или дополнительных группах в действующих негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования утвержденного постановлением Администрации городского округа Самара от 21.02.2013 N 94 по своему содержанию вызывает неоднозначное толкование, допуская правовую неопределенность при применении указанного пункта, а именно - при установлении объема и характера родительских средств, включаемых в общий размер платы.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Суд приходит к выводу о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим со дня его принятия. Определяя дату признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, суд исходит из того обстоятельства, что установление иной даты, чем день его принятия не устранит выявленные судом в ходе настоящего судебного разбирательства нарушения прав административного истца.
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд решил:
Признать недействующим абзац 3 пункта 3.2 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета городского округа Самара в целях возмещения затрат на содержание детей, присмотр и уход за детьми в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования утвержденного постановлением Администрации г.о. Самара от 21.02.13 г. N со дня принятия.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в "Самарской Газете" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Срок изготовления мотивированного решения 06.04.18 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинского районного суда города Самары от 4 апреля 2018 г. N 2а-616/2018
Текст решения предоставлен Ленинским районным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Определением Самарского областного суда от 13 июля 2018 г. N 33А-6943 настоящий документ отменен с 13 июля 2018 г.