В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 года N 2245-р "Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года и плана мероприятий по её реализации", подпунктом "б" пункта 8 протокола совещания по вопросам совершенствования системы подготовки спортивного резерва в субъектах Российской Федерации Дальневосточного Федерального округа от 05 декабря 2019 года:
1. Утвердить Концепцию подготовки спортивного резерва в Сахалинской области до 2025 года (далее - Концепция) (прилагается).
2. Утвердить План мероприятий по реализации Концепции подготовки спортивного резерва в Сахалинской области до 2025 года (далее - План) (прилагается).
3. Министерству спорта Сахалинской области осуществлять координацию деятельности по выполнению мероприятий, предусмотренных Планом, утвержденным настоящим распоряжением.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления Сахалинской области руководствоваться положениями Концепции, утвержденной настоящим распоряжением.
5. Опубликовать настоящее распоряжение на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области, на "Официальном интернет-портале правовой информации".
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области В.Н. Ющука.
Председатель Правительства Сахалинской области |
А.В. Белик |
Утверждена
распоряжением Правительства
Сахалинской области
от 13 августа 2020 г. N 496-р
Концепция
подготовки спортивного резерва в Сахалинской области до 2025 года
I. Введение
В Концепции подготовки спортивного резерва в Сахалинской области до 2025 года (далее - Концепция) определены приоритетные цели и задачи в сфере подготовки спортивного резерва в Сахалинской области на период до 2025 года (далее - подготовка спортивного резерва).
Концепция разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Концепцией подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2018 N 2245-р, государственной программой Сахалинской области "Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности молодежной политики Сахалинской области", утвержденной постановлением Правительством Сахалинской области от 10.03.2017 N 106.
II. Состояние системы подготовки спортивного резерва
Одной из приоритетных задач развития физической культуры и спорта Сахалинской области является совершенствование системы подготовки спортивного резерва. Для этого необходимо создать единую отраслевую систему организаций путем перевода спортивных школ из статуса образовательных в спортивные организации, закрепить социальные гарантии для работников спортивной отрасли и привести финансирование организаций в соответствие с требованиями федеральных стандартов.
В системе подготовки спортивного резерва в Сахалинской области осуществляют свою деятельность 28 физкультурно-спортивных организаций.
Общая численность занятых в системе подготовки спортивного резерва по состоянию на 31 декабря 2019 года составляет 12245 человек (2018 год - 6538, 2017 год - 4851), из них 11488 спортсменов, занимающихся по программам спортивной подготовки (2018 год - 5806, 2017 год - 4169), тренеров 685 (включая инструктора по спорту, спортсменов-инструкторов и инструкторов-методистов) (2018 год - 659, 2017 год - 601), 72 административных работника (2018 год - 73, 2017 год - 81).
Численность лиц, занимающихся на этапах спортивной подготовки в Сахалинской области, по состоянию на 31 декабря 2019 года составляет 1911 спортсменов на спортивно-оздоровительном этапе, 6838 спортсменов - на этапе начальной подготовки, 4482 спортсменов - на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), 150 спортсменов - на этапе совершенствования спортивного мастерства и 18 спортсменов - на этапе высшего спортивного мастерства.
Количество обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта составляет 1502 человека, из них на общеразвивающих программах - 631 спортсмен, на предпрофессиональных - 871 спортсмен.
Из представленных данных следует, что с этапа начальной подготовки на тренировочный этап переходит 65,5 процента спортсменов, а с тренировочного этапа на этап совершенствования спортивного мастерства - только 3,3 процента спортсменов.
В целях совершенствования системы отбора и перевода спортсмена с этапа на этап, исключения случаев применения неадекватных возрасту спортсмена тренировочных и соревновательных нагрузок требуются актуализация содержания федеральных стандартов спортивной подготовки, а также разработка единых методических подходов к осуществлению тренировочного процесса, соответствующее медико-биологическое и научно-методическое сопровождение, обеспечивающее снижение уровня травматизма и смертности, продление спортивного долголетия, сохранение здоровья и уменьшение риска развития хронических заболеваний.
В соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации от 26.12.2019 N 1117 "Об утверждении перечня базовых видов спорта" для Сахалинской области базовыми являются 10 видов спорта:
Горные лыжи (развивается в четырех физкультурно-спортивных организациях, одна из которых имеет право использовать в наименовании слово "олимпийский");
Лыжные гонки (развивается в двенадцати физкультурно-спортивных организациях, одна из которых имеет право использовать в наименовании слово "олимпийский");
Прыжки на лыжах с трамплина (развивается в одной физкультурно-спортивной организации, которая имеет право использовать в наименовании слово "олимпийский");
Сноуборд (развивается в одной физкультурно-спортивной организации, которая имеет право использовать в наименовании слово "олимпийский");
Фристайл (развивается в одной физкультурно-спортивной организации, которая имеет право использовать в наименовании слово "олимпийский");
Каратэ (развивается в четырех физкультурно-спортивных организациях, одна из которых имеет право использовать в наименовании слово "олимпийский");
Легкая атлетика (развивается в восьми физкультурно-спортивных организациях);
Тхэквондо (развивается в трех физкультурно-спортивных организациях, одна из которых имеет право использовать в наименовании слово "олимпийский");
Спорт лиц с ПОДА (развивается в девяти физкультурно-спортивных организациях, одна из которых имеет право использовать в наименовании слово "олимпийский");
Спорт глухих (развивается в шести физкультурно-спортивных организациях, одна из которых имеет право использовать в наименовании слово "олимпийский").
В Сахалинской области имеются четыре учреждения, входящие в перечень организаций, осуществляющих спортивную подготовку и соответствующих условиям использования в своих наименованиях слова "олимпийский", а именно:
- государственное автономное учреждение Сахалинской области "Спортивная школа олимпийского резерва по горнолыжному спорту и сноуборду", г. Южно-Сахалинск;
- государственное бюджетное учреждение Сахалинской области "Спортивная школа олимпийского резерва восточных видов единоборств", г. Южно-Сахалинск;
- государственное автономное учреждение Сахалинской области "Спортивная школа олимпийского резерва зимних видов спорта", г. Южно-Сахалинск;
- муниципальное бюджетное учреждение "Спортивная школа олимпийского резерва по греко-римской борьбе г. Южно-Сахалинска".
Принятие в Сахалинской области Дорожной карты, утвержденной распоряжением Правительства Сахалинской области от 15 ноября 2018 года N 643-р, направленной на доведение уровня финансирования услуг по спортивной подготовке по базовым видам спорта до уровня, предусмотренного федеральными стандартами спортивной подготовки, положительно повлияло на финансирование организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Финансирование программы по мероприятиям, связанным с развитием спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва, выросло на 46%.
Также введены отраслевые корректирующие коэффициенты, направленные на сокращение, в первую очередь, региональных и муниципальных расходов на спортивную подготовку на этапе начальной подготовки в 4 раза, а на тренировочном этапе - в 2 раза.
Немаловажным элементом в организационной структуре сферы физической культуры и спорта является взаимодействие министерства спорта Сахалинской области с общественными организациями. Привлечение к решению государственных задач в области развития физической культуры и спорта через внедрение различных форм взаимодействия с общественными организациями - это одна из приоритетных задач, стоящих перед сферой физической культуры и спорта.
Государственная аккредитация региональных спортивных федераций осуществляется министерством спорта Сахалинской области в соответствии с действующим законодательством.
По состоянию на 01 января 2020 года аккредитовано 59 спортивных федерации по видам спорта: альпинизм, бадминтон, баскетбол, бейсбол, биатлон, бодибилдинг, бокс, волейбол, гольф, горнолыжный спорт, дзюдо, ездовой спорт, каратэ, кикбоксинг, киокусинкай, конный спорт, кудо, лыжные гонки, мас-рестлинг, мотоциклетный спорт, настольный теннис, парусный спорт, плавание, практическая стрельба, прыжки на батуте, прыжки на лыжах с трамплина, пулевая стрельба, рукопашный бой, сават, самбо, смешанное боевое единоборство (ММА), сноуборд, спорт лиц с интеллектуальными нарушениями, спорт лиц с поражением ОДА, спорт сверхлегкой авиации, спортивная гимнастика, спортивное ориентирование, спортивный туризм, стендовая стрельба, тайский бокс, танцевальный спорт, тхэквондо, тяжелая атлетика, футбол, хоккей, художественная гимнастика, чир спорт, эстетическая гимнастика, шахматы, бильярдный спорт, теннис, стрельба из лука, фигурное катание на коньках, спортивная борьба, легкая атлетика, пейнтбол, автомобильный спорт.
Результатами работы физкультурно-спортивных организаций является включение спортсменов Сахалинской области в составы спортивных сборных команд Российской Федерации и их успешное выступление на соревнованиях различного уровня.
Развивается система проведения спортивных мероприятий, которые являются эффективным механизмом отбора спортивно одаренных детей.
При этом муниципальные образования Сахалинской области имеют недостаточное ресурсное и финансовое обеспечение, что негативно отражается на эффективности деятельности муниципальных образований Сахалинской области по подготовке спортивного резерва.
Ключевым вопросом для успешной реализации Концепции является кадровое обеспечение отрасли. В целом по Сахалинской области в 2019 году число тренеров составило 472, из них штатных работников - 398, из них с высшим профессиональным образованием в области физической культуры и спорта составило 65,6 процента штатной численности тренеров, число тренеров, имеющих среднее профессиональное образование - 9 процентов, а 25,3 процента штатных тренеров не имеют профессионального физкультурного образования.
При этом наблюдается тенденция к увеличению количества тренеров, имеющих профильное высшее образование, благодаря внедрению отраслевых профессиональных стандартов. Кроме того, при ежегодном увеличении численности на этапах высшего спортивного мастерства в соответствии с требованиями федеральных стандартов требуются дополнительные штаты тренеров для организации тренировочного процесса по специальной физической подготовке (СФП) и общей физической подготовке (ОФП).
Повышение требований к качеству подготовки спортивного резерва диктует необходимость изменения процесса подготовки специалистов отрасли, формирования нового поколения тренеров, обладающих знаниями особенностей взросления детского организма, соответствующих нагрузок с учетом сенситивных периодов без форсированной подготовки.
Кроме того, необходимо совершенствовать систему дополнительного профессионального образования тренерских кадров с ориентацией на совершенствование их прикладных профессиональных компетенций.
Важным механизмом мотивации специалистов и роста профессионального мастерства тренерских кадров является совершенствование системы оплаты труда на основе единых подходов с учетом необходимости стимулирования тренеров к переходу спортсмена на более высокий этап спортивной подготовки, в том числе в иную организацию, осуществляющую спортивную подготовку. Требуют решения вопросы социальной защиты работников отрасли физической культуры и спорта, в связи с чем для обеспечения стабильной и эффективной деятельности физкультурно-спортивных учреждений, входящих в отраслевую систему физической культуры и спорта, и защиты социально-экономических прав работников 12 ноября 2018 года создана "Сахалинская областная территориальная организация Общероссийского профессионального союза работников физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации".
Разработан и находится в стадии утверждения проект отраслевого соглашения для регулирования социально-трудовых отношений между работодателями и работниками спортивной отрасли Сахалинской области.
В связи с усилением конкуренции в спорте необходимо постоянное совершенствование качества методического, научно-методического, медико-биологического обеспечения, развитие экспериментальной и инновационной деятельности в системе подготовки спортивного резерва.
В Сахалинской области действует государственная программа "Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности молодежной политики в Сахалинской области", утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 10.03.2017 N 106.
Целью указанной государственной программы является, в том числе, создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом.
Задачи программы в сфере физической культуры и спорта скомпонованы в следующие основные мероприятия:
- Развитие массовой физической культуры и спорта. Реализация мероприятия предусматривает организацию и проведение массовых физкультурных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в Сахалинской области, в том числе физкультурно-оздоровительное мероприятие "Лыжи в школу", оказание государственной услуги по реализации дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта, выполнение государственной работы по организации и проведению физкультурных и спортивных мероприятий в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне", поэтапное внедрение и реализация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне", организация и проведение официальных физкультурных (физкультурно-оздоровительных) мероприятий, обеспечение доступа к открытым спортивным объектам для свободного пользования, поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. Организация физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства среди населения Сахалинской области включает в себя: организацию и проведение занятий по физической культуре среди разновозрастных групп населения, в том числе и по АФК; аренду спортивных сооружений; подготовку мест для организации и проведения физкультурных мероприятий; оплату услуг по организации физкультурно-оздоровительной работы; приобретение спортивного инвентаря и оборудования для организации физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства; организацию и проведение физкультурных мероприятий.
- Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва. Мероприятие направлено на повышение эффективности подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Сахалинской области, Российской Федерации, повышение уровня спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, обеспечение системного отбора в сборные команды Сахалинской области талантливых спортсменов и их качественной подготовки с целью повышения конкурентоспособности сахалинских спортсменов в различных видах спорта, в первую очередь по базовым видам спорта, создание предпосылок и условий для дальнейшего устойчивого развития и функционирования системы подготовки спортивного резерва и увеличения числа спортсменов Сахалинской области в составах сборных команд Российской Федерации.
Реализация мероприятия предусматривает организацию и проведение спортивных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Сахалинской области, поддержку некоммерческих организаций, осуществляющих развитие игровых видов спорта в Сахалинской области, выплату стипендии спортсменам Сахалинской области - членам сборных команд Российской Федерации по видам спорта и их тренерам, поддержку некоммерческих организаций, осуществляющих развитие видов спорта, региональных спортивных федераций Сахалинской области, поощрительные выплаты спортсменам и тренерам за достижение высоких спортивных результатов на всероссийских и международных спортивных соревнованиях, реализацию программ спортивной подготовки, организацию и проведение II Зимних международных спортивных игр "Дети Азии", в том числе подготовка спортивных сборных команд Сахалинской области по видам спорта для участия в спортивных играх "Дети Азии", реализацию программ спортивной подготовки физкультурно-спортивных учреждений муниципальных образований Сахалинской области в части материально-технического обеспечения (приобретение спортивного инвентаря и оборудования) и выездных тренировочных мероприятий.
- Популяризация физической культуры и спорта. Реализация мероприятия предусматривает проведение областных смотров-конкурсов в сфере физической культуры и спорта, пропаганду физической культуры и спорта, здорового образа жизни, создание и показ тематических теле- и радиопередач, сюжетов и других видео- и аудиоматериалов по пропаганде физической культуры и спорта в Сахалинской области, размещение информационно-пропагандистских материалов в печатных средствах массовой информации и интернет-ресурсах, выпуск печатной продукции, организацию наружной социальной рекламы.
- Развитие кадрового обеспечения отрасли физической культуры и спорта, повышение квалификации. Реализация мероприятия предусматривает организацию дополнительного профессионального обучения кадров в области физической культуры и спорта, повышение квалификации, переподготовку, участие в семинарах, совещаниях, конференциях специалистов в области физической культуры и спорта (в том числе тренеров, спортивных судей), принятие мер социальной поддержки работников муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, принятие мер социальной поддержки работников областных государственных учреждений в области физической культуры и спорта, обеспечение научно-методического сопровождения отрасли "Физическая культура и спорт", обеспечение служебным жильем.
- Материально-техническое обеспечение деятельности по развитию физической культуры и спорта. Реализация мероприятия предусматривает оснащение государственных учреждений с целью оказания государственных услуг (выполнения работ), укрепление материально-технической базы муниципальных физкультурно-спортивных учреждений Сахалинской области (в том числе приобретение транспорта и специализированной техники), приобретение спортивно-технологического оборудования, инвентаря и спортивной экипировки, предоставление субсидий муниципальным образованиям на приобретение транспорта и специализированной техники, закупку спортивного оборудования для спортивных школ олимпийского резерва, приобретение оборудования и инвентаря для оснащения центров тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).
- Реализация регионального проекта "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва (Сахалинская область)". Предусматривает реализацию мероприятий регионального проекта "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва (Сахалинская область)", направленного на обеспечение достижения цели, показателей и результатов Федерального проекта "Спорт - норма жизни" Национального проекта "Демография", в том числе организацию и проведение физкультурных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в Сахалинской области, в том числе в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне", организацию и проведение мероприятий по финансовому обеспечению организаций, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки по базовым олимпийским, паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта, приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние, строительство и реконструкцию спортивных объектов и сооружений.
Также в целях развития физической культуры и спорта на территории каждого муниципального образования Сахалинской области реализуется муниципальная программа, направленная на решение целей и задач государственной программы.
Отраслевая сеть физкультурно-спортивных организаций состоит из: спортивных школ олимпийского резерва (СШОР), спортивных школ (СШ), детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), других учреждений (ОГАУ "Футбольный клуб "Сахалин", ОГАУ "Центр технических видов спорта", ОГАУ "Центр спортивной подготовки Сахалинской области").
Начало 2018 года стало периодом стабилизации в системе подготовки спортивного резерва Сахалинской области, проведены плановые мероприятия по формированию региональной системы подготовки спортивного резерва с учетом специфики региона, законодательство Сахалинской области приведено в соответствие с законодательством Российской Федерации.
В рамках осуществления процесса перехода школ на программы спортивной подготовки муниципальные образования провели плановые мероприятия по переводу учреждений дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в сфере физической культуры и спорта, в физкультурно-спортивные организации, осуществляющие подготовку спортивного резерва, с учетом специфики муниципального образования, привели нормативную правовую базу в соответствие с законодательством Российской Федерации, законодательством Сахалинской области. Переход осуществили 7 государственных и 16 муниципальных учреждений, три муниципальных учреждения находятся в процессе перевода организаций на реализацию программ спортивной подготовки.
В настоящее время Сахалинская область готова к дальнейшему интенсивному развитию. Таким образом, можно говорить о сформированной спортивной отрасли как самостоятельной отрасли социальной сферы, имеющей сложившуюся структуру управления, нормативно-правовую базу, финансовое обеспечение по разделу "Физическая культура и спорт" классификации расходов бюджетов, а также отраслевую сеть организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
В соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", приказом Минспорта России от 30.10.2015 N 999 "Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации" в регионе создан Центр спортивной подготовки, к полномочиям которого относится:
- организация мероприятий по подготовке спортивных сборных команд, в том числе работа с региональными федерациями;
- организация и обеспечение подготовки спортивного резерва;
- координация деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортивного резерва;
- методическое обеспечение физкультурно-спортивных организаций;
- выполнение работ по подготовке спортивного резерва, включая организацию и проведение тренировочных мероприятий, обеспечение питания и проживания, методическое обеспечение, финансовое обеспечение, материально-техническое обеспечение спортсменов, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки, проезда к месту проведения тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) и спортивных мероприятий и обратно, проживания и питания в период проведения тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) и спортивных мероприятий, а также в период следования к месту проведения тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) и спортивных мероприятий и обратно;
- обеспечение участия спортивных сборных команд в официальных спортивных мероприятиях;
- организация и проведение официальных спортивных мероприятий;
- координация организационно-методической работы по подготовке спортивного резерва в субъекте Российской Федерации;
- выполнение работ по медицинскому, медико-биологическому, психологическому и антидопинговому обеспечению спортсменов;
- организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку;
- осуществление экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта.
Для решения поставленных задач по подготовке спортивного резерва в Сахалинской области отраслевая сеть физкультурно-спортивных организаций должна включать:
- Центр спортивной подготовки;
- спортивные школы олимпийского резерва (в том числе специализированные спортивные школы, развивающие паралимпийские, сурдлимпийские, неолимпийские виды спорта);
- спортивные школы (в том числе спортивно-адаптивные школы);
- спортивно-адаптивные школы;
- спортивные интернаты;
- училища олимпийского резерва;
- образовательные организации высшего образования, реализующие программы спортивной подготовки.
Для дальнейшего развития отраслевой сети физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в Сахалинской области прорабатывается вопрос создания спортивно-адаптивной школы, что позволит обеспечить новое качество подготовки спортсменов-инвалидов с открытием филиалов в муниципальных образованиях Сахалинской области с необходимым ресурсным обеспечением на региональном уровне.
Вместе с тем на сегодняшний день остается нерешенной проблема недостаточного межведомственного и межуровневого взаимодействия при решении задач по подготовке спортивного резерва.
Таким образом, сложившаяся система подготовки спортивного резерва требует развития и совершенствования.
III. Цели и задачи Концепции
Приоритетными целями Концепции являются:
- повышение эффективности подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, Сахалинской области и конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене;
- повышение уровня спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, продление их спортивного долголетия;
- повышение уровня влияния физической культуры и спорта на формирование у населения Сахалинской области мотивации к физической активности и самосовершенствованию средствами спортивной подготовки.
Достижение целей Концепции планируется осуществить путем реализации следующих задач:
- совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва;
- совершенствование нормативного правового регулирования подготовки спортивного резерва;
- завершение формирования и дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
- совершенствование нормативно-правового регулирования подготовки спортивного резерва;
- развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва;
- развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
- совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе требований федеральных стандартов спортивной подготовки;
- совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения;
- совершенствование системы спортивных соревнований;
- укрепление международных связей;
- создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Выполнение приоритетных задач по подготовке спортивного резерва, в том числе их количественно-качественных показателей с учетом уровня бюджетной обеспеченности, будет осуществляться при участии отраслевых организаций, областных спортивных федераций, муниципальных образований, заинтересованных органов государственной власти Сахалинской области.
IV. Механизмы реализации Концепции
1. Совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва
Управление системой подготовки спортивного резерва осуществляется на региональном и муниципальном уровнях в рамках полномочий совместного ведения в области физической культуры и спорта.
Исполнительным органом государственной власти Сахалинской области является министерство спорта Сахалинской области (далее - министерство).
Министерство формирует региональную систему подготовки спортивного резерва, обеспечивает подготовку спортивных сборных команд Сахалинской области по видам спорта, участвует в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, координирует работу органов местного самоуправления и организаций, реализующих мероприятия по подготовке спортивного резерва.
Органы местного самоуправления создают условия и участвуют в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Сахалинской области по видам спорта.
В системе управления подготовкой спортивного резерва ОГАУ "Центр спортивной подготовки Сахалинской области" осуществляет:
- участие спортсменов, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Сахалинской области, в спортивных мероприятиях единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в части тренировочных мероприятий и международных соревнований (далее - единый календарный план) во взаимодействии с областными аккредитованными спортивными федерациями по видам спорта;
- координацию деятельности физкультурно-спортивных организаций Сахалинской области по подготовке спортивного резерва;
- методическое и антидопинговое обеспечение сборных команд Сахалинской области;
- методическое обеспечение физкультурно-спортивных организаций Сахалинской области;
- выявление и отбор спортивно одаренных детей по видам спорта.
В целях повышения эффективности управления в системе подготовки спортивного резерва необходимо формирование механизмов совместного участия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в ресурсном обеспечении физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в том числе механизмов совместного использования объектов спорта для обеспечения реализации программ спортивной подготовки, программ дополнительного образования.
2. Завершение формирования и дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку
При завершении формирования и дальнейшем развитии отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку, необходимо решить следующие задачи:
- создание единых элементов руководства и управления системой подготовки спортивного резерва на всех уровнях, формирование единой политики, преемственности управления и контроля за реализацией федеральных стандартов спортивной подготовки на муниципальном и региональном уровнях;
- укрепление роли региональных спортивных федераций и усиление ответственности за обеспечение развития соответствующих видов спорта на территории Сахалинской области (разработка программ развития видов спорта, представление ежегодной отчетности о деятельности региональных спортивных федераций и реализации программ развития вида спорта);
- развитие межотраслевого взаимодействия и его форм в целях реализации кластерного подхода в реализации программ спортивной подготовки посредством заключения договоров на оказание услуг по спортивной подготовке, соглашений по подготовке спортсмена несколькими организациями;
- дальнейшее совершенствование государственной поддержки организаций, осуществляющих спортивную подготовку, через осуществление финансовой поддержки бюджетам муниципальных образований из бюджета Сахалинской области;
- максимальная реализация возможностей участия Сахалинской области и организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, в федеральных программах и проектах по подготовке спортивного резерва;
- методическое сопровождение процесса перехода организаций дополнительного образования и физкультурно-спортивных организаций на реализацию программ спортивной подготовки (организация семинаров, курсов повышения квалификации, научно-методических и информационно-методических мероприятий, консультаций, издание методических материалов);
- приведение учреждений спортивной отрасли к единой типологии.
3. Совершенствование нормативно-правового регулирования подготовки спортивного резерва
Совершенствование нормативно-правового регулирования подготовки спортивного резерва предусматривает:
- осуществление мониторинга соответствия правового регулирования системы подготовки спортивного резерва целям и задачам Концепции и внесение в законодательство Сахалинской области о физической культуре и спорте на основании федерального законодательства о физической культуре и спорте, а также нормативные правовые акты Сахалинской области соответствующих изменений в установленном порядке;
- внесение изменений в нормативные правовые акты Сахалинской области, муниципальных образований Сахалинской области;
- внесение изменений в локальные нормативные акты физкультурно-спортивных организаций Сахалинской области;
- совершенствование нормативных правовых актов по обеспечению условий безопасного проведения тренировочных и спортивных мероприятий.
4. Развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва
Развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва предусматривает:
- совершенствование системы подготовки тренерских кадров для организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва;
- создание системы государственной аттестации тренеров и иных специалистов отрасли в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
- совершенствование системы оплаты труда тренеров и иных специалистов отрасли, осуществляющих спортивную подготовку, с учетом единых рекомендаций по установлению на региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;
- внедрение типовых отраслевых норм труда тренеров и иных специалистов сферы физической культуры и спорта;
- разработка и утверждение отраслевых мер (гарантий), направленных на повышение уровня социальной защищенности спортсменов и тренеров;
- внедрение методов стимулирования тренерских кадров к совершенствованию их профессиональной компетенции и к дальнейшей работе по специальности путем реализации единых рекомендаций по установлению на региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, использования механизмов государственной аттестации, а также посредством оказания практической помощи молодым специалистам в адаптации в профессии, в совершенствовании их теоретических и практических знаний.
5. Развитие инфраструктуры. Финансовое и материально-техническое обеспечение подготовки спортивного резерва
Развитие инфраструктуры, а также финансовое и материально-техническое обеспечение подготовки спортивного резерва предусматривает:
- обеспечение перехода к нормативно-подушевому финансированию услуг по спортивной подготовке в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих спортивную подготовку;
- обеспечение финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки, в соответствии с Дорожной картой, утвержденной распоряжением Правительства Сахалинской области от 15 ноября 2018 года N 643-р;
- развитие спортивной инфраструктуры: строительство и реконструкцию спортивных объектов, укрепление материально-технической базы организаций, осуществляющих спортивную подготовку, поддержку отечественного производства конкурентоспособного, качественного и доступного спортивного инвентаря и оборудования, в том числе за счет мер государственно-частного партнерства;
- предоставление субсидий из регионального бюджета бюджетам городских округов на обеспечение уровня финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки;
- создание в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на объектах спорта.
6. Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе федеральных стандартов спортивной подготовки
Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе федеральных стандартов спортивной подготовки предусматривает:
- определение требований к качеству и модельным характеристикам кандидатов в спортивные сборные команды Сахалинской области;
- распространение требований федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта на спортивно-оздоровительный этап спортивной подготовки;
- разработку и утверждение механизмов отбора и перевода в организации, осуществляющие спортивную подготовку, спортивно одаренных детей (в том числе детей, проходящих обучение в спортивных классах);
- разработку и утверждение механизмов отбора спортивно одаренных детей в процессе выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) для прохождения спортивной подготовки.
7. Совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения
Совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения предусматривает:
- разработку научно обоснованных модельных характеристик спортсменов с учетом специфики видов спорта;
- совершенствование системы подготовки кадров для реализации программ научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения подготовки спортивного резерва;
- внедрение лучших методик, полученных в результате инновационной и экспериментальной деятельности, в практическую работу;
- развитие врачебно-физкультурного диспансера (при взаимодействии с региональными органами исполнительной власти, в том числе на кластерной основе) в целях сопровождения лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки;
- внедрение информационных программ, основанных на положениях Всемирного антидопингового кодекса, в организации, осуществляющие спортивную подготовку, в целях формирования у лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки, тренеров и специалистов сферы физической культуры нулевой терпимости к достижению спортивного результата с использованием запрещенных в спорте средств и (или) методов (допинга).
8. Совершенствование системы спортивных соревнований
Совершенствование системы спортивных соревнований предусматривает:
- определение необходимого количества спортивных соревнований от муниципального уровня до регионального;
- развитие системы проведения соревнований и комплексных спортивных соревнований;
- развитие системы взаимодействия региональных спортивных федераций с органами местного самоуправления сферы физической культуры и спорта и/или с местными спортивными федерациями.
9. Укрепление международных связей
Укрепление международных связей предусматривает:
- включение в международные соглашения и меморандумы, подписываемые региональным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта и иностранными государствами, мероприятий по взаимодействию в рамках подготовки спортивного резерва;
- проведение международных спортивных мероприятий в целях обмена опытом между спортсменами, тренерами и иными специалистами;
- участие в международных мероприятиях.
10. Создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного и патриотического воспитания
Создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного и патриотического воспитания предусматривает:
- формирование у лиц, занимающихся спортивной подготовкой, устойчивого интереса к занятиям спортом, потребности в двигательной активности, привычки к организованному досугу и ведению здорового образа жизни на основе обеспечения качественными и доступными услугами по спортивной подготовке с квалифицированными тренерскими кадрами и необходимым ресурсным обеспечением;
- воспитание у юных спортсменов уважения к моральным нормам, дисциплине, ответственности, формирование мотивации к росту спортивного мастерства и демонстрации высоких личных спортивных достижений в составе спортивной сборной команды Сахалинской области;
- создание и показ тематических теле- и радиопередач, сюжетов и других видео- и аудиоматериалов по пропаганде физической культуры и спорта в Сахалинской области.
V. Этапы реализации Концепции. Ожидаемые результаты
Утверждение плана мероприятий по реализации Концепции позволит осуществить необходимые мероприятия по совершенствованию системы подготовки спортивного резерва до 2025 года в два этапа:
- I этап - 2020 год;
- II этап - 2021 - 2025 годы.
На I этапе реализации Концепции (2020 год) планируется:
- принятие организационных решений по обеспечению выполнения плана мероприятий по реализации Концепции;
- внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию Концепции;
- включение основных мероприятий по развитию системы подготовки спортивного резерва в разрабатываемую стратегию развития физической культуры и спорта на период до 2025 года;
- 100 процентов доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки в организациях ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта;
- увеличение до 53,8 процента доли спортсменов-разрядников в общем количестве лиц, занимающихся в системе спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва;
- увеличение до 75 человек спортсменов, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации.
На II этапе реализации Концепции (2021 - 2025 годы) планируется:
- продолжение выполнения плана мероприятий по реализации Концепции;
- обеспечение совершенствования нормативных правовых актов по реализации Концепции с учетом правоприменительной практики;
- 100 процентов доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки в организациях ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта;
- увеличение до 60 процентов доли спортсменов-разрядников в общем количестве лиц, занимающихся в системе спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва;
- увеличение до 90 человек спортсменов, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации.
В результате реализации Концепции в Сахалинской области будет создано единое спортивное пространство, предоставляющее всем организациям, осуществляющим спортивную подготовку, независимо от типа и организационно-правовой формы, равные возможности для участия в подготовке спортивного резерва.
Будет сформирована сеть отраслевых организаций, для которых спортивная подготовка будет основным и обязательным видом деятельности, с необходимым нормативно-правовым, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным ресурсным обеспечением на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Подготовка спортивного резерва выйдет на новую качественную ступень, что позволит для спортивных сборных команд увеличить спортивный резерв с высоким уровнем спортивного мастерства и потенциалом для спортивного долголетия.
Будут заложены основы для формирования у населения Сахалинской области мотивации к физической активности и самосовершенствованию средствами спортивной подготовки в целях увеличения продолжительности жизни, повышения уровня трудоспособности и самореализации граждан.
Утвержден
распоряжением Правительства
Сахалинской области
от 13 августа 2020 г. N 496-р
План
мероприятий по реализации Концепции подготовки спортивного резерва в Сахалинской области до 2025 года
Наименование мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственные исполнители |
Итоговый документ |
1. Нормативно-правовое регулирование подготовки спортивного резерва | |||
1.1. Утверждение региональной Концепции подготовки спортивного резерва до 2025 года и плана ее реализации |
II квартал 2020 года |
Министерство спорта Сахалинской области |
Отчет о ходе реализации в Минспорт России |
1.2. Мониторинг приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации законодательства Сахалинской области о физической культуре и спорте, муниципальных правовых актов в соответствии с федеральным законодательством по подготовке спортивного резерва |
Ежегодно, II квартал года, следующего за отчетным периодом |
Министерство спорта Сахалинской области, органы местного самоуправления Сахалинской области |
Доклад в Минспорт России |
1.3. Приведение нормативно-правовой базы в части подготовки спортивного резерва на территории Сахалинской области в соответствие с федеральным законодательством, законодательством Сахалинской области |
2020 - 2025 годы |
Министерство спорта Сахалинской области |
Закон Сахалинской области от 01.04.2013 N 18-ЗО "О физической культуре и спорте в Сахалинской области" |
2. Совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва | |||
2.1. Внесение изменений в постановление Правительства Сахалинской области от 23.03.2018 N 110 "Об утверждении Перечня подведомственных министерству спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области государственных учреждений" |
по мере необходимости |
Министерство спорта Сахалинской области |
Постановление Правительства Сахалинской области |
2.2. Внесение изменений в распоряжение Правительства Сахалинской области от 15.11.2018 N 643-р об утверждении Дорожной карты по доведению уровня финансирования услуг по спортивной подготовке по базовым видам спорта к 2022 году до уровня, предусмотренного федеральными стандартами спортивной подготовки, с учетом потребности муниципальных физкультурно-спортивных организаций (Спортивных школ олимпийского резерва, Спортивных школ) |
2020 год |
Министерство спорта Сахалинской области |
Распоряжение Правительства Сахалинской области |
2.3. Проработать вопрос о создании школы-интерната спортивной направленности, в том числе на базе организаций, осуществляющих спортивную подготовку (при наличии соответствующей инфраструктуры) |
2021 - 2023 годы |
Министерство спорта Сахалинской области |
Доклад в Минспорт России |
3. Формирование и развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку | |||
3.1. Приведение в соответствие сети организаций Сахалинской области, осуществляющих спортивную подготовку, находящихся в отрасли "физическая культура и спорт" (Центр спортивной подготовки (1 на регион); Центр развития адаптивной физической культуры и спорта; спортивные школы олимпийского резерва (в том числе специализированные спортивные школы, развивающие паралимпийские, сурдлимпийские, неолимпийские виды спорта); спортивные школы (в том числе спортивно-адаптивные школы); спортивно-адаптивные школы) |
2020 г. - Центр спортивной подготовки, Спортивные школы олимпийского резерва, Спортивные школы До 2024 г. - центр Адаптивной физической культуры |
Министерство спорта Сахалинской области, органы местного самоуправления Сахалинской области |
Постановление Правительства Сахалинской области, доклад в Минспорт России |
4. Развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва | |||
4.1. Принятие нормативных правовых актов Сахалинской области по совершенствованию систем оплаты труда с учетом единых рекомендаций по установлению на региональном и муниципальном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений |
II - III квартал 2020 года |
Министерство спорта Сахалинской области, органы местного самоуправления Сахалинской области |
Постановление Правительства Сахалинской области, нормативно-правовые акты муниципальных образований, локальные акты учреждений, доклад в Правительство Российской Федерации |
4.2. Внедрение профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации во взаимодействии с Советом по профессиональным квалификациям в области физической культуры и спорта, в том числе в региональных и муниципальных положениях об оплате труда установления стимулирующих выплат тренерам и иным специалистам в области физической культуры и спорта по результатам прохождения независимой оценки квалификации и получения соответствующего свидетельства |
2020 год |
Министерство спорта Сахалинской области, органы местного самоуправления Сахалинской области |
Приказ Минспорта Сахалинской области, нормативно-правовые акты муниципальных образований, локальные акты учреждений, доклад в Минспорт России |
5. Развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения организаций, осуществляющих спортивную подготовку | |||
5.1. Утверждение на региональном и муниципальном уровнях нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере физической культуры и спорта в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта и мониторинг обеспечения финансирования государственных и муниципальных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, в соответствии с утвержденными нормативами затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере физической культуры и спорта |
мониторинг ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом |
Министерство спорта Сахалинской области, органы местного самоуправления Сахалинской области |
Приказ Минспорта Сахалинской области, нормативно-правовые акты муниципальных образований, локальные акты учреждений, доклад в Минспорт России |
5.2. Мониторинг объемов финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и мониторинг обеспечения повышения средней заработной платы тренеров государственных и муниципальных организаций, осуществляющих спортивную подготовку |
ежегодно |
Министерство спорта Сахалинской области, органы местного самоуправления Сахалинской области |
Доклад в Минспорт России |
6. Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей | |||
6.1. Мониторинг отбора спортивно-одаренных детей и зачисления их в учреждения, в том числе в процессе выполнения нормативов испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), для прохождения спортивной подготовки |
ежегодно |
Министерство спорта Сахалинской области |
доклад в Минспорт России |
7. Совершенствование системы научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения | |||
7.1. Проведение научных и научно-практических конференций по вопросам подготовки спортивного резерва |
2020 - 2025 годы |
Министерство спорта Сахалинской области совместно с федерациями по видам спорта |
Информационно-аналитические материалы |
7.2. Разработка мер, направленных на противодействие использованию юными спортсменами запрещенных допинговых средств и (или) методов |
ежегодно |
Министерство спорта Сахалинской области совместно с федерациями по видам спорта |
Информационно-аналитические материалы, доклад в Минспорт России |
7.3. Издание антидопинговых материалов для организаций, осуществляющих спортивную подготовку |
ежегодно |
Министерство спорта Сахалинской области совместно с федерациями по видам спорта |
Информационно-аналитические материалы, доклад в Минспорт России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Сахалинской области от 13 августа 2020 г. N 496-р "Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в Сахалинской области до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации"
Вступает в силу с 13 августа 2020 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области (http://sakhalin.gov.ru) 13 августа 2020 г., на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 19 августа 2020 г. N 6500202008190007