Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 11.08.2020 г. N 721
Региональная программа
Ростовской области "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума"
3 июля 2021 г.
1. Общие положения
Региональная программа Ростовской области "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума" (далее - Региональная программа) направлена на достижение национальных целей развития Ростовской области на период до 2030 года по снижению уровня бедности в Ростовской области в два раза по сравнению с показателем 2017 года и обеспечению темпа устойчивого роста доходов населения. Региональная программа разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и с учетом Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2030 года.
Срок реализации Региональной программы: 2020 - 2030 годы.
Общее методическое руководство работой по реализации Региональной программы осуществляет министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - министерство).
Мониторинг выполнения Региональной программы осуществляется в соответствии с показателями реализации Региональной программы согласно приложению N 1 к Региональной программе и на основании плана мероприятий согласно приложению N 2 к Региональной программе, а также ежегодно утверждаемого плана-графика реализации Региональной программы согласно приложению N 3 к Региональной программе.
Органы исполнительной власти Ростовской области, ответственные за выполнение мероприятий и показателей реализации Региональной программы, представляют информацию в министерство:
ежеквартально, в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет по результатам мониторинга реализации Региональной программы за квартал, по форме согласно приложению N 4 к Региональной программе;
ежегодно, в срок до 20 января года, следующего за отчетным годом, по форме согласно приложению N 4 к Региональной программе.
Министерство с целью более полного представления информации имеет право запрашивать и утверждать дополнительные формы отчетности.
2. Анализ текущей ситуации
2.1. Социально-экономическое развитие Ростовской области
По объемам валового регионального продукта (далее - ВРП) Ростовская область по итогам 2017 года вошла в число 13 крупнейших регионов России.
Объем ВРП в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличился на 2,4 процента и составил 1 352,3 млрд рублей; в 2018 году рост составил 2 процента к уровню 2017 года (1 446,2 млрд рублей). В 2019 году, по предварительной оценке, ВРП сложился на уровне 1 531,5 млрд рублей, что на 1,3 процента выше уровня 2018 года.
Объем ВРП на душу населения в 2017 году составил 320 007,8 рубля, в 2018 году - 343 408,7 рубля.
Бюджет Ростовской области входит в число крупнейших бюджетов субъектов Российской Федерации.
Основные доходные источники консолидированного бюджета Ростовской области - собственные налоговые и неналоговые доходы (более 80 процентов), исполнение которых отмечается ростом по отношению к предыдущему году: в 2017 году их объем составил 156,6 млрд рублей с превышением к 2016 году на 1,3 млрд рублей, в 2018 году - 178,4 млрд рублей - рост на 21,8 млрд рублей, в 2019 году - 180,5 млрд рублей - рост на 2,1 млрд рублей.
За 2017 - 2019 годы их рост обеспечен на 25,2 млрд рублей или на 16,2 процента.
Значительные темпы роста налоговых и неналоговых поступлений достигнуты в 2018 году - 113,9 процента. Этот показатель превысил среднероссийские значения (113,8 процента) и показатели Южного федерального округа (далее - ЮФО) (109,6 процента).
Поступления налоговых и неналоговых доходов на душу населения составили:
2017 год - 37,1 тыс. рублей (+ 1,1 процента);
2018 год - 42,5 тыс. рублей (+ 14,4 процента);
2019 год - 43,0 тыс. рублей (+ 1,3 процента).
Ростовская область является получателем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. С 2017 года предоставление дотаций из федерального бюджета обеспечивается путем заключения Соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов.
Проводимая на федеральном уровне политика в области межбюджетных отношений направлена на повышение финансовой самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В 2017 году дотационность Ростовской области составляла 9,2 процента от доходов консолидированного бюджета Ростовской области без учета субвенций из федерального бюджета, в 2019 году - 7,6 процента. Поступление дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности составляло в 2017 году 14 278,8 млн рублей, в 2018 году - 13 852,0 млн рублей, в 2019 году - 13 630,9 млн рублей.
Объем инвестиций в основной капитал за 2017 год составил 323,9 млрд рублей (индекс физического объема к 2016 году - 107,7 процента), за 2018 год - 264,8 млрд рублей (индекс физического объема к 2017 году - 80 процентов), за 2019 год - 282,9 млрд рублей (индекс физического объема к 2018 году - 101,7 процента).
Перспективы развития экономики Ростовской области во многом определяются ее производственным потенциалом, то есть уровнем и состоянием основных фондов. От величины основных фондов, особенно их качественного состояния, зависит конкурентоспособность предприятий, эффективность производства, производительность труда. Освоение и выпуск новой продукции, расширение рынков сбыта могут быть достигнуты только путем своевременного обновления основных фондов, особенно их активной части. При этом важным аспектом является не только физический износ машин и оборудования, но и их моральное устаревание.
На протяжении последних лет основные фонды по полному кругу предприятий и организаций Ростовской области демонстрировали устойчивую позитивную динамику. Если по итогам 2017 года стоимость основных фондов составляла 2 786,9 млрд рублей (прирост по сравнению с 2016 годом -7,9 процента), то по итогам 2018 года - 3 049,8 млрд рублей (прирост - на 9,4 процента к уровню 2017 года).
Анализ структуры основных фондов в разрезе секторов экономики Ростовской области показал, что в целом по Ростовской области на конец 2018 года ведущую позицию занимают основные фонды промышленного комплекса (29,3 процента), предприятий по операциям с недвижимым имуществом (15,0 процента), торговли (12,0 процента), предприятий транспортировки и хранения (11,3 процента), сельского хозяйства (6,9 процента).
По стоимостной оценке производственного потенциала Ростовская область прочно занимает 2-е место по ЮФО и в разрезе данного показателя входит в ТОП-20 среди регионов России.
Анализируя тенденции воспроизводства основных фондов в целом по Ростовской области, отмечается ускорение обновления основных средств. Так, если к концу 2017 г. коэффициент обновления основных фондов по крупным и средним предприятиям составил 9,7 процента (в России - 8,0 процента), то в 2018 году он возрос до 12,8 процента (по России - до 8,6 процента).
Однако степень износа основных фондов остается достаточно высокой и составляет 41,2 процента по итогам 2018 года, снизившись по сравнению с 2017 годом (38,8 процента). Наибольший износ основных фондов отмечается в строительстве (более 50,0 процента), промышленности (46,7 процента), сельском хозяйстве (44,2 процента).
За 2017 - 2019 годы наблюдается увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами. За указанный период показатель отгрузки по полному кругу хозяйствующих субъектов вырос на 17,5 процента. Наибольший рост отмечен по виду деятельности "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" - 25,8 процента. Увеличение показателя отгрузки по виду деятельности "обрабатывающие производства" составило 16,4 процента. Темп роста добычи полезных ископаемых - 7,3 процента.
Обрабатывающие производства составляют 81,9 процента общего объема отгруженных товаров региона, обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха - 15,3 процента и добыча полезных ископаемых - 2,8 процента.
Производство продукции сельского хозяйства в 2017 году составило 254,4 млрд рублей, в 2018 году - 255,1 млрд рублей, в 2019 году - 303,1 млрд рублей.
Производство пищевых продуктов в 2017 году составило 127,2 млрд рублей, в 2018 году - 133,4 млрд рублей, в 2019 году - 123,2 млрд рублей.
В I полугодии 2020 г. оборот розничной торговли в сопоставимых ценах составил 91,6 процента к уровню января - июня прошлого года. Населению Ростовской области продано через розничную торговую сеть товаров на 419,8 млрд рублей. Динамика оборота розничной торговли Ростовской области за последние три года приведена в таблице N 1.
Таблица N 1
Динамика
оборота розничной торговли Ростовской области за январь - декабрь к уровню соответствующего периода прошлого года
(процентов) | |||
Наименование |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Российская Федерация |
101,3 |
102,8 |
101,9 |
Ростовская область |
100,3 |
103,1 |
101,9 |
Оборот розничной торговли, формируемый на территории Ростовской области, составляет в среднем 2,9 процента от величины показателя в среднем по Российской Федерации (в 2019 году - 975,6 млрд рублей, 2018 году - 920,8 млрд рублей, 2017 году - 880,4 млрд рублей).
В целом по обороту розничной торговли Ростовская область стабильно занимает 6-е место среди субъектов Российской Федерации и 2-е место среди субъектов ЮФО, уступая 1-е место Краснодарскому краю.
Основная часть областного оборота розничной торговли формируется в городских округах, на долю муниципальных районов приходится не более 24 процентов. Удельный вес городских округов и муниципальных районов в Ростовской области в структуре формирования областного оборота представлен в таблице N 2.
Таблица N 2
Структура
формирования областного оборота розничной торговли в разрезе городских округов и муниципальных районов в Ростовской области
(процентов) | |||
Наименование |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Доля городских округов |
76,6 |
76,8 |
76,9 |
Доля муниципальных районов |
23,4 |
23,2 |
23,1 |
Наибольший удельный вес в формировании оборота розничной торговли отмечен в следующих городских округах: Ростов-на-Дону, Таганрог, Волгодонск, Шахты, Новочеркасск и муниципальных районах Ростовской области: Аксайский, Белокалитвинский, Красносулинский, Миллеровский и Сальский.
На потребительском рынке Ростовской области в январе - июне 2020 г. сохранилась тенденция увеличения доли торгующих организаций, индивидуальных предпринимателей вне рынка в формировании основной массы общего оборота розничной торговли Ростовской области за счет сокращения продаж на розничных рынках и ярмарках к уровню аналогичного периода 2019 года (92,4 процента и 7,6 процента против 91,3 процента и 8,7 процента годом ранее).
Приостановление деятельности основной части объектов розничной торговли обусловило снижение объема продаж в организованном секторе, а также на розничных рынках и ярмарках (92,8 процента и 79,3 процента соответственно).
Изменение оборота розничной торговли торгующих организаций, а также продажи товаров на розничных рынках и ярмарках приведено в таблице N 3.
Таблица N 3
Изменение
оборота розничной торговли торгующих организаций и продажи товаров на розничных рынках и ярмарках за январь - декабрь к уровню соответствующего периода прошлого года
(процентов) | ||||||
Наименование показателя |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|||
темп |
доля |
темп |
доля |
темп |
доля |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Оборот торгующих организаций, индивидуальных предпринимателей вне рынка |
100,5 |
90,9 |
103,3 |
91,1 |
102 |
91,2 |
Продажа товаров на розничных рынках и ярмарках |
98,9 |
9,1 |
101,1 |
8,9 |
100,6 |
8,8 |
В институциональной структуре оборота розничной торговли Ростовской области в январе - июне 2020 г. продолжился рост доли крупных и средних организаций (49,4 процента против 44,3 процента годом ранее) на фоне сокращения удельного веса субъектов малого предпринимательства (43,0 процента против 47,0 процента) и продаж на розничных рынках и ярмарках (7,6 процента против 8,7 процента). Изменения в институциональной структуре формирования областного оборота розничной торговли за 2017 - 2019 годы приведены в таблице N 4.
Таблица N 4
Институциональная структура
формирования областного оборота розничной торговли
(процентов) | |||
Наименование |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Организации, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства |
40,2 |
42,1 |
42,2 |
Субъекты среднего предпринимательства |
1,7 |
1,9 |
2,0 |
Малые предприятия |
23,4 |
23,2 |
23,2 |
Индивидуальные предприниматели вне рынка |
25,6 |
23,9 |
23,8 |
Продажи товаров на розничных рынках и ярмарках |
9,1 |
8,9 |
8,8 |
В Ростовской области, как и в целом в Российской Федерации, отмечена устойчивая тенденция роста доли оборота розничных торговых сетей в общем обороте розничной торговли. По итогам I квартала 2020 г. розничные торговые сети формировали в среднем 31,3 процента общего оборота розничной торговли, что на 0,5 процентного пункта больше, чем годом ранее (таблица N 5).
Таблица N 5
Доля
оборота розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли Ростовской области за январь - декабрь к уровню соответствующего периода прошлого года
(процентов) | |||
Наименование |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Российская Федерация |
30,7 |
32,7 |
34,2 |
Ростовская область |
25,6 |
27,8 |
29 |
В макроструктуре оборота розничной торговли Ростовской области сохраняется ситуация преобладания доли непродовольственных товаров над объемом продаж пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия.
За январь - июнь 2020 г. продано пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий на сумму 206,5 млрд рублей (49,2 процента от оборота розничной торговли), непродовольственных товаров - 213,3 млрд рублей (50,8 процента). По отношению к уровню января - июня 2019 г. объем продаж продовольственных товаров в товарной массе сократился на 6,3 процента, непродовольственных - на 10,4 процента (таблица N 6).
Таблица N 6
Товарная
макроструктура оборота розничной торговли к уровню соответствующего периода прошлого года
(процентов) | |||
Наименование |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Продовольственные товары |
46,8 |
46,5 |
46,9 |
Непродовольственные товары |
53,2 |
53,5 |
53,1 |
В Ростовской области сохраняется положительная тенденция превышения среднеобластного значения оборота розничной торговли на душу населения над среднероссийским (таблица N 7). По итогам I квартала 2020 г. оборот розничной торговли на душу населения в Ростовской области составил 55 201,8 рубля.
Таблица N 7
Оборот
розничной торговли на душу населения
(рублей) | |||
Наименование |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Российская Федерация |
202 568 |
215 074 |
229 104 |
Ростовская область |
208 339 |
218 637 |
232 282 |
Производительность труда по Ростовской области в 2017 году выросла по сравнению с 2016 годом на 2,9 процента, в 2018 году рост составил 4,5 процента к 2017 году.
В Ростовской области численность населения к началу 2020 г. составляла 4 197,8 тыс. человек. На протяжении ряда лет динамика численности населения в Ростовской области сохраняет тенденцию к снижению. Так, количество жителей Ростовской области за 2019 год сократилось на 4,5 тыс. человек (за 2018 год - на 18,1 тыс. человек, за 2017 год - на 10,9 тыс. человек).
В трудоспособном возрасте на начало 2019 г. находилось 2 327,6 тыс. человек (55,4 процента), в то время как на начало 2018 г. данная возрастная категория составляла 2 359,1 тыс. человек (55,9 процента), в 2017 году - 2 390,9 тыс. человек (56,5 процента).
Увеличение численности населения нетрудоспособного возраста (дети и подростки от 0 до 15 лет, лица старших возрастов) приводит к росту демографической нагрузки на трудоспособное население. В 2019 году на 1 000 лиц трудоспособного возраста приходилось 806 лиц нетрудоспособного возраста (в 2018 году - 789 человек, в 2017 году - 770 человек).
Показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении в Ростовской области постоянно увеличивается: с 73,03 года - в 2017 году до 73,21 года - в 2018 году и до 73,7 года - в 2019 году и превышает показатель по Российской Федерации (72,7 года - в 2017 году, 72,91 года - в 2018 году и 73,34 года - в 2019 году).
На значение показателя численности постоянного населения оказывают влияние естественное движение населения и миграционные потоки.
В 2019 году сохранилась тенденция снижения показателей рождаемости при высоких показателях смертности населения.
Так, количество рождений сократилось с 43,6 тыс. детей в 2017 году до 37,7 тыс. детей в 2019 году.
При этом отмечается снижение смертности населения с 56,4 тыс. человек в 2017 году до 55,7 тыс. человек в 2019 году.
В результате происходящих процессов естественная убыль населения увеличивается. Так, за 2019 год убыль населения Ростовской области составила 18,0 тыс. человек (в 2018 году - 15,7 тыс. человек, в 2017 году - 12,8 тыс. человек).
В 2019 году миграционная убыль, наблюдавшаяся в 2018 году, сменилась миграционным приростом. Численность населения Ростовской области увеличилась в 2019 году за счет миграции населения на 13,5 тыс. человек, в то время как в 2018 году население области сократилось по миграционному оттоку на 2,4 тыс. человек. Ранее, в 2017 году, был зафиксирован миграционный прирост, который составил 1,9 тыс. человек.
На ближайшую перспективу под влиянием реализации мер и стратегических направлений развития, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", ожидается изменение демографических тенденций.
Анализ динамики среднегодовой численности занятых в экономике в период с 2017 по 2019 годы проведен по данным, представленным территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области (далее - Ростовстат).
Среднегодовая численность занятых в экономике за 2017 год составила 1 958,1 тыс. человек (снижение к предыдущему году - 10,1 тыс. человек), за 2018 год - 1 935,7 тыс. человек (снижение - 22,4 тыс. человек) и, по оценке, в 2019 году - 1 905,3 тыс. человек (снижение - 30,4 тыс. человек).
В целом за три года среднее снижение численности занятых в экономике составило 20,9 тыс. человек. При этом наибольшее снижение произошло в 2019 году.
Основную долю занятого населения составляют работники крупных, средних и малых предприятий и организаций области. По данным Ростовстата, за 2017 - 2019 годы численность работников по полному кругу предприятий и организаций снизилась, при этом наибольшее снижение в 27,2 тыс. человек произошло в 2019 году. Снижение работников наблюдалось в следующих видах экономической деятельности: "сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство" (на 8,5 процента); "обрабатывающие производства" (на 5,3 процента); "строительство" (на 7,3 процента); "деятельность по операциям с недвижимым имуществом" (на 8,8 процента).
Основным фактором, влияющим на сокращение численности занятых в экономике, является уменьшение численности населения трудоспособного возраста, которое составляет основную долю рабочей силы. За 2019 год снижение населения данной возрастной группы составило 26,5 тыс. человек.
Учитывая сложившиеся и ожидаемые тенденции половозрастной структуры населения Ростовской области (сокращение населения в трудоспособном возрасте и сокращение численности рабочей силы), предполагается дальнейшее снижение значения среднегодовой численности занятых в экономике. Однако согласно прогнозу социально-экономического развития Ростовской области, ожидается замедление темпов его падения.
Ситуация на рынке труда Ростовской области в 2017 - 2019 годах характеризовалась следующими основными показателями.
По данным Федеральной службы государственной статистики, численность безработных граждан в соответствии с методологией Международной организации труда (далее - МОТ) в среднем за год составила: 2017 год - 120,4 тыс. человек, 2018 год - 109,0 тыс. человек, 2019 год - 101,2 тыс. человек. В среднем за март - май 2020 г. данный показатель составил 105,5 тыс. человек.
Уровень безработицы по определению МОТ в среднем за год составил: 2017 год - 5,6 процента, 2018 год - 5,1 процента, 2019 год - 4,8 процента. По данным, в среднем за март - май 2020 г. уровень безработицы по определению МОТ составил 5 процентов.
Уровень регистрируемой безработицы на конец года составил: 2017 год - 0,8 процента, 2018 год - 0,8 процента, 2019 год - 0,8 процента. На 1 июля 2020 г. уровень регистрируемой безработицы составил 3,8 процента.
В течение года работодателями в органы службы занятости населения заявлено вакансий: 2017 год - 199,1 тыс. единиц, 2018 год - 214,8 тыс. единиц, 2019 год - 252,3 тыс. единиц. В январе - июне 2020 г. заявлено 75,2 тыс. вакансий.
На конец года банк данных службы занятости включал: 2017 год - 34,3 тыс. единиц, 2018 год - 37,5 тыс. единиц, 2019 год - 44,5 тыс. единиц. На 1 июля 2020 г. количество заявленных вакансий составляло 42,4 тыс. единиц.
По состоянию на конец года коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда составил: 2017 год - 0,5 человека, 2018 год - 0,5 человека, 2019 год - 0,5 человека. На 1 июля 2020 г. коэффициент напряженности - 2,1 человека.
В Ростовской области наблюдается положительная динамика среднемесячной номинальной начисленной заработной платы.
По данным органов государственной статистики, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по Ростовской области составила: в 2017 году - 28 500 рублей, в 2018 году - 31 448 рублей, в 2019 году - 33 757 рублей.
За январь - май 2020 г. номинальная начисленная заработная плата в Ростовской области составила 33 676,6 рубля и выросла по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 5,7 процента.
Самой высокооплачиваемой категорией работников в Ростовской области (в 1,7 раза превышающей среднеобластную заработную плату) являются работники, занятые в сфере финансовой и страховой деятельности (58 688,6 рубля).
Относительно высокий размер среднемесячной начисленной заработной платы (в 1,3 раза выше среднего по области) в январе - мае 2020 г. наблюдался у работников, осуществляющих профессиональную, научную и техническую деятельность (44 327,5 рубля), занятых в обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха (43 398,2 рубля), в области информации и связи (42 178,4 рубля).
Напротив, значительно ниже (на 61 процент) среднеобластной величины заработной платы сложился уровень оплаты труда работников по виду экономической деятельности "деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" (20 543 рубля).
За 5 месяцев 2020 г. выше, чем в среднем по Ростовской области, темп роста среднемесячной заработной платы наблюдался у работников, занятых в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве, рыболовстве и рыбоводстве (111,4 процента), в сфере образования (109,8 процента), в обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха (108,8 процента), в торговле оптовой и розничной, ремонте автотранспортных средств и мотоциклов (108,2 процента), занятых административной деятельностью и сопутствующими дополнительными услугами (107,7 процента), в сфере финансовой и страховой деятельности (107,6 процента).
По предварительным данным Отделения Пенсионного фонда России по Ростовской области на 1 июня 2020 г. средний размер назначенных месячных пенсий составил 13 677,9 рубля. Показатель превысил значение соответствующего периода предыдущего года на 6,1 процента. В реальном исчислении величина пенсии составила 102,6 процента к уровню 1 июня 2019 г.
Темп роста среднедушевых денежных доходов населения Ростовской области за 2017 год увеличился относительно 2016 года на 4,1 процента; в 2018 году к уровню 2017 года - на 4,9 процента; в 2019 году по предварительным данным к уровню 2018 года - на 6 процентов.
Динамика структуры денежных доходов населения Ростовской области в период 2017 - 2019 годов сохраняет устойчивость. В составе денежных доходов около половины общей суммы составляет оплата труда наемных работников (2017 год - 48,2 процента; 2018 год - 48,8 процента; 2019 год - 49,7 процента), вторым по значимости элементом являются социальные выплаты (2017 год - 20,5 процента; 2018 год - 19,4 процента; 2019 год - 19,7 процента). Прочие денежные поступления составляют третий по значимости элемент (2017 год - 17,4 процента; 2018 год - 17,8 процента; 2019 год - 16,5 процента). Доходы от предпринимательской и другой производственной деятельности составляют четвертый по значимости элемент денежных доходов населения (2017 год - 11,3 процента; 2018 год - 11,1 процента; 2019 год - 11,3 процента). Доходы населения от собственности составляют пятый по значимости элемент (2017 год - 2,7 процента; 2018 год - 2,9 процента; 2019 год - 2,8 процента).
Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается Правительством Ростовской области, среднегодовые величины определяются на основании данных за I - IV кварталы соответствующего года.
Расчеты величины прожиточного минимума осуществляются на основе утвержденной потребительской корзины (таблица N 8).
Таблица N 8
Динамика
прожиточного минимума в Ростовской области
(рублей в месяц) | ||||
Показатель |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
I квартал 2020 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения) |
9 667 |
9 675 |
10 337 |
10 354 |
Трудоспособного населения |
10 280 |
10 282 |
11 013 |
11 011 |
Пенсионеров |
7 832 |
7 843 |
8 384 |
8 394 |
Детей |
10 126 |
10 153 |
10 733 |
10 839 |
Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума в Ростовской области составило: за 2017 год - 287,0 процента, за 2018 год - 300,7 процента, предварительные данные 2019 года - 298,4 процента.
В соответствии с информацией, представленной предприятиями и организациями в органы государственной статистики (по обследуемым видам экономической деятельности (кроме субъектов малого предпринимательства), по состоянию на 1 января 2020 г. общая сумма просроченной задолженности по заработной плате в Ростовской области составила 37 634,0 тыс. рублей перед 770 работниками.
На 1 июля 2020 г. сумма просроченной задолженности по заработной плате в Ростовской области составила 45 644,0 тыс. рублей перед 753 работниками, в том числе по основным видам деятельности:
сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях - 8 329,0 тыс. рублей;
обрабатывающие производства - 5 968,0 тыс. рублей;
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха - 75,0 тыс. рублей;
водоснабжение; водоотведение; организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений - 3 013,0 тыс. рублей;
строительство - 27 590,0 тыс. рублей;
транспорт - 669,0 тыс. рублей.
2.2. Текущая ситуация с уровнем бедности
По данным Ростовстата, доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составляла: в 2017 году - 13,9 процента (588,2 тыс. человек), в 2018 году - 13,2 процента (558,1 тыс. человек), в 2019 году - 13,3 процента (558,9 тыс. человек).
При этом в муниципальных образованиях Ростовской области уровень бедности значительно различался и в 2018 году складывался от 7,7 процента в г. Ростове-на-Дону до 30,4 процента в Мартыновском районе.
Наибольший уровень бедности сконцентрирован в районах Ростовской области: Советском (28,2 процента), Милютинском (27,6 процента), Целинском (27,2 процента) Константиновском (26,3 процента) и Веселовском (25,8 процента). Среди городских округов Ростовской области наибольший уровень бедности отмечен в городах: Азове (14,7 процента), Донецке (14,2 процента) и Зверево (13,8 процента).
В 9 городских округах Ростовской области, а также в Красносулинском и Октябрьском сельских районах Ростовской области уровень бедности ниже среднеобластного показателя.
В целом по Ростовской области по данным отраслевого регионального социального регистра населения численность малоимущего населения в 2019 году составляла 526 671 человек или 168 754 малоимущих семьи.
По возрастным группам численность малоимущего населения разделяется следующим образом:
дети в возрасте от 0 до 18 лет - 250 679 человек;
взрослые граждане - 275 992 человека.
Из 250 679 детей:
детей в возрасте до 3 лет - 50 511;
от 3 до 5 лет - 32 072;
от 5 до 7 лет - 30 550;
от 7 до 14 лет - 97 867;
от 14 до 18 лет - 39 679.
Из 275 992 взрослых граждан:
молодежь от 18 до 30 лет - 58 172 человека;
взрослые граждане от 30 до 60 лет (в том числе: 112 434 человека в возрасте от 30 до 40 лет; 57 543 человека в возрасте от 40 до 50 лет; 22 340 человек в возрасте от 50 до 60 лет) - 192 317 человек;
люди старшего поколения (старше 60 лет) - 25 503 человека.
По уровню занятости. От общего количества взрослых граждан (старше 18 лет) 123 752 человека имеют работу, 152 240 человек являются безработными.
Исходя из гендерного признака: мужчин - 229 347 человек, из них старше 18 лет - 101 288 человек, женщин - 297 324 человека, из них старше 18 лет - 174 704 человека.
В Ростовской области проживает 168 754 малоимущих семьи.
Из них семьи с детьми - 135 399 семей, в том числе семьи, в которых воспитывается:
1 ребенок - 53 413 семей,
2 ребенка - 51 163 семьи,
3 ребенка - 23 778 семей,
4 и более детей - 7 045 семей.
Малоимущие семьи с детьми по возрасту детей распределяются следующим образом:
семьи с детьми до 7 лет - 43,2 процента;
семьи с детьми от 7 до 14 лет - 38,7 процента;
семьи с детьми от 14 до 18 лет -18,1 процента.
В Ростовской области полными семьями являются 78 094 малоимущих семьи с детьми. Неполных семей с детьми - 57 305.
Анализ малоимущих семей с детьми по структуре дохода показал, что в Ростовской области проживает 87 533 семьи, воспитывающие детей, имеющие в доходе семьи заработную плату, в том числе: имеющие заработную плату на уровне или ниже минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) - 36 036 семей.
В 23 247 полных семьях заработная плата имеется у обоих родителей в структуре дохода. У 63 306 полных и неполных семей в доходе имеется заработная плата у одного из родителей (или у матери, или у отца). В 47 866 семьях заработная плата в доходе семьи отсутствует.
Средний доход малоимущих семей по количеству детей:
семья без детей имеет средний доход 9 383 рубля;
семья с 1 ребенком - 13 502 рубля;
семья с 2 детьми - 18 766 рублей;
семья с 3 детьми - 20 556 рублей;
семья с 4 и более детьми - 20 627 рублей.
Среди всех семей с детьми (135 399 семей), проживающих в Ростовской области, количество семей, имеющих в своем составе:
инвалидов взрослых - 10 882 семьи,
инвалидов детей - 3 652 семьи,
состоящих только из инвалидов - 33 семьи.
Среди малоимущих семей без детей (33 355 семей) - в 9 547 семьях проживают инвалиды, из них 5 424 семьи состоят только из инвалидов (16,3 процента). Из 5 424 семей, одиноко проживающие граждане, имеющие инвалидность, составляют 4 876 человек.
Таким образом, в результате анализа структуры и характеристик малоимущего населения Ростовской области установлено:
высокий уровень бедности концентрируется в семьях с детьми;
уровень материальной обеспеченности малоимущих семей не растет пропорционально росту иждивенческой нагрузки, соответственно многодетные семьи имеют большие материальные трудности;
высокий уровень бедности регистрируется в семьях, где трудоспособные граждане являются безработными, работают на неполную ставку или получают низкую заработную плату на уровне МРОТ, что не обеспечивает уровень среднедушевого дохода в семье выше прожиточного минимума.
В таблице N 9 представлены факторы и причины бедности граждан и семей в Ростовской области.
Таблица N 9
Факторы и причины
бедности граждан и семей в Ростовской области
Факторы |
Причины |
1 |
2 |
Экономические |
скрытая оплата труда, безработица, низкооплачиваемые рабочие места |
Демографические |
неполные и многодетные семьи, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой |
Социальные |
низкий уровень социальных гарантий и соотношения минимальных социальных выплат с прожиточным минимумом, неприспособленность к жизни, долги (кредиты), отсутствие жизненных планов и уверенности в себе, семейные неурядицы (несчастья), конфликтность внутрисемейных отношений |
Социально-медицинские |
инвалидность, старость, слабое здоровье, вредные привычки граждан |
Геополитические |
значительная разница в уровне экономического развития муниципальных образований |
Образовательно-квалификационные |
низкий уровень образования, недостаточный уровень профессиональной подготовки, не востребованность полученного образования и квалификации спросу на рынке труда |
При определении глубины и профиля бедности учитывались следующие показатели:
среднедушевой доход малоимущей семьи (сумма дохода в расчете на одного члена семьи в месяц, в рублях);
соотношение среднедушевых денежных доходов малоимущей семьи с величиной прожиточного минимума на душу населения, процентов;
дефицит денежных доходов малоимущей семьи (разница между величиной прожиточного минимума и среднедушевыми денежными доходами семьи, в рублях);
дефицит денежных доходов малоимущей семьи к среднедушевому доходу малоимущей семьи, процентов (таблица N 10).
Таблица N 10
Характеристика
глубины и профиля бедности в Ростовской области
Наименование |
Количество малоимущих семей |
Среднедушевой доход малоимущей семьи (рублей) |
Соотношение среднедушевых денежных доходов малоимущей семьи с величиной прожиточного минимума * (процентов) |
Дефицит денежных доходов на одного члена малоимущей семьи* (рублей) |
Дефицит денежных доходов малоимущей семьи к среднедушевому доходу малоимущей семьи (процентов) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Административно-территориальные признаки | |||||
Все малоимущие семьи, проживающие в Ростовской области |
168 754 |
4 951 |
51,8 |
4 604 |
93,0 |
Демографические и социально-экономические признаки | |||||
Все малоимущие семьи, из них малоимущие семьи, состоящие из: |
|
||||
1 человека |
19 110 |
7 910 |
100,3 |
- |
- |
2 человек |
34 673 |
4 913 |
52,3 |
4 473 |
91,0 |
3 человек |
41 380 |
4 793 |
49,9 |
4 808 |
100,3 |
4 человек |
41 864 |
4 803 |
49,7 |
4 858 |
101,1 |
5 человек и более |
31 727 |
4 217 |
43,8 |
5 417 |
128,5 |
Все малоимущие семьи с детьми (до 18 лет), из них малоимущие семьи с: |
|
||||
1 ребенком |
53 405 |
5 061 |
50,6 |
4 941 |
97,6 |
2 детьми |
51 166 |
4 867 |
48,4 |
5 183 |
106,5 |
3 детьми |
23 783 |
4 170 |
41,5 |
5 874 |
140,9 |
4 детьми и более |
7 045 |
3 154 |
31,5 |
6 864 |
217,6 |
Все малоимущие семьи с детьми в возрасте до 3 лет |
48 770 |
3 836 |
39,1 |
5 967 |
155,6 |
Все малоимущие семьи, имеющие в составе инвалидов всех возрастных групп |
23 666 |
5 897 |
65,0 |
3 180 |
53,9 |
Все малоимущие семьи, имеющие в составе ребенка (детей) инвалида (ов) |
3 652 |
5 835 |
60,7 |
3 785 |
64,9 |
Все малоимущие семьи, состоящие из инвалидов |
5 457 |
4 732 |
99,1 |
68 |
0,9 |
* Значения показателей рассчитаны от средней величины прожиточного минимума, определенной по социально-демографическим группам в зависимости от состава семьи.
В результате установлено, что максимальный дефицит денежных доходов к среднедушевому доходу наблюдается у семей с 4 детьми и более - 6 864 рубля (217,6 процента или в 2,2 раза), с 3 детьми - 5 874 рубля (140,9 процента или в 1,4 раза), у семей, состоящих из 5 человек и более - 5 417 рублей (128,5 процента или в 1,3 раза), а также у семей с детьми в возрасте до 3 лет - 5 967 рублей (155,6 процента или в 1,6 раза).
При этом, если перевести данные душевого дефицита доходов на семьи, то для полной семьи с одним ребенком дефицит составляет в среднем 14 823 рубля, для полной семьи с двумя детьми - 20 732 рубля, для полной семьи с тремя детьми - 29 370 рублей, для полной семьи с четырьмя или более детьми - не менее 41 184 рубля.
Оценка влияния мер социальной поддержки малоимущих семей с детьми на снижение уровня бедности приведена в таблице N 11.
Таблица N 11
Оценка
влияния мер социальной поддержки малоимущих семей с детьми на снижение уровня бедности
Наименование |
Количество малоимущих семей |
Средний доход малоимущей семьи (рублей) |
Средний размер суммы выплат мер социальной поддержки на семью (рублей) |
Доля мер соцподдержки в общей сумме дохода малоимущей семьи (процентов) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Все малоимущие семьи с детьми (до 18 лет), из них малоимущие семьи с: | ||||
1 ребенком |
53 405 |
13 502 |
3 674 |
27,2 |
2 детьми |
51 166 |
18 766 |
3 516 |
18,7 |
3 детьми |
23 783 |
20 556 |
8 953 |
43,6 |
4 детьми и более |
7 045 |
20 628 |
12 463 |
60,4 |
Анализ среднего дохода семей с детьми показал, что доход семей с 4 детьми и более составляет примерно ту же сумму, что и средний доход семей с 3 детьми. Таким образом, при прочих равных условиях семьи с большим количеством детей имеют соответственно меньший среднедушевой доход на одного члена семьи.
В целом аналогичная ситуация складывается в семьях, имеющих 3 детей. Доход таких семей больше на 9,5 процента по сравнению со средним доходом семей, в которых воспитывается 2 детей.
При этом, несмотря на то, что в семьях с 2 детьми более высокая иждивенческая нагрузка, средний доход семьи больше (на 39 процентов), чем в семьях с 1 ребенком. Вместе с тем в полных семьях с 2 детьми среднедушевой доход незначительно выше - около 4,6 тыс. рублей, а в полных семьях с 1 ребенком - 4,5 тыс. рублей.
В результате оценки влияния региональных мер социальной поддержки населения на снижение бедности установлено, что доля мер социальной поддержки в общей (средней) сумме дохода малоимущей семьи, в которой воспитывается 1 ребенок, составляет 27,2 процента от суммы дохода, в которой воспитываются 2 ребенка - 18,7 процента. При этом доля мер социальной поддержки в общей (средней) сумме дохода малоимущей семьи, в которой воспитываются 3 ребенка, составляет 43,6 процента от суммы дохода, а с 4 детьми и более - 60,4 процента.
Семьи с детьми, особенно многодетные и неполные, испытывают наибольшие материальные трудности, поскольку с ростом числа детей увеличивается дефицит денежных доходов на одного члена малоимущей семьи. При этом система мер социальной поддержки семей с детьми оказывает существенное влияние на уровень благосостояния таких семей.
В 2018 году в Ростовской области на 20 процентов населения с наибольшими доходами приходилось 46 процентов от общего объема денежных доходов, на 20 процентов населения с наименьшими доходами - 5,6 процента.
Коэффициент Джинни (индекс концентрации доходов), характеризующий степень отклонения линии фактического распределения общих доходов населения от линии их равномерного распределения, составил по итогам 2018 года 0,400.
2.3. Меры социальной поддержки населения в Ростовской области
Современная социальная политика государства в последние годы направлена на социальную поддержку семьи, материнства и детства и призвана смягчить существующие демографические проблемы в стране, поэтому социальная защита семьи представляет собой многогранную деятельность и приобрела особую актуальность.
Сегодня семье, как никогда, требуется социальная помощь и защита государства - не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная.
В этой связи вопросы социальной поддержки семей, имеющих детей, являются приоритетными в Ростовской области и, несмотря на экономическую ситуацию, расходы на социальную поддержку семьи, женщин и детей из года в год увеличиваются.
В Ростовской области действует целая система социальной поддержки, позволяющая улучшить материальное положение семей с детьми.
В Ростовской области действует государственная программа Ростовской области "Социальная поддержка граждан", утвержденная постановлением Правительства Ростовской области от 17.10.2018 N 643.
В рамках указанной программы осуществляется реализация подпрограммы "Совершенствование мер демографической политики в области социальной поддержки семьи и детей".
Подпрограмма "Совершенствование мер демографической политики в области социальной поддержки семьи и детей" включает предоставление 17 видов пособий и выплат, из которых: 8 - федеральные и 9 - это меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии с региональным законодательством.
Количество семей, которые пользуются мерами социальной поддержки, составляет порядка 200 тысяч.
В план мероприятий программы включены наиболее существенные меры социальной поддержки, предоставляемые семьям с детьми за счет федерального и регионального бюджетов:
ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, размер которой в 2020 году составляет 11 099 рублей. Выплата назначается семьям, среднедушевой доход которых не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения в Ростовской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты;
ежемесячная денежная выплата на третьего ребенка или последующих детей, в 2020 году размер выплаты составляет 8 954 рубля. Выплата предоставляется семьям, среднедушевой доход которых ниже среднедушевого денежного дохода населения, сложившегося в Ростовской области за год, предшествующий году обращения за ежемесячной денежной выплатой.
Ряд региональных мер социальной поддержки предоставляется семьям, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения и соответствующих критериям оценки нуждаемости исходя из уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки:
ежемесячная денежная выплата на детей 1 - 2 года жизни из малоимущих семей для приобретения специальных молочных продуктов детского питания в размере 867 рублей;
ежемесячная денежная выплата на полноценное питание беременным женщинам из малоимущих семей, кормящим матерям и детям в возрасте до 3 лет из малоимущих семей в размере 1 146 рублей;
региональный материнский капитал, размер которого в 2020 году составляет 121 287 рублей.
Кроме того, при рождении одновременно трех и более детей семье предоставляется единовременная денежная выплата в размере 68 479 рублей на каждого рожденного ребенка, при этом доходы семьи не учитываются.
В программу включены все виды пособий, предоставляемых органами социальной защиты населения гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию и не получающим пособие по безработице, без учета их доходов, в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" - единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет.
С 1 января 2020 г. введена новая мера социальной поддержки семьям с детьми - ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - выплата).
Данная выплата осуществляется в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 г. и Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и направлена на увеличение денежных доходов семей с детьми.
Дата начала предоставления гражданам выплат с 1 июня 2020 г.
В Ростовской области в 2020 году выплата осуществляется малоимущим семьям со среднедушевым доходом, не превышающим 10 673 рубля (на 1 человека), размер - 5 549,5 рубля в месяц.
Если в семье несколько детей в возрасте от трех до семи лет включительно, выплата осуществляется на каждого ребенка.
В 2020 году Ростовской области на предоставление выплаты предусмотрены средства за счет федерального бюджета 4 146,7 млн рублей, областного бюджета - 619,6 млн рублей.
2.4. Практика применения социального контракта
Одним из действенных механизмов выведения граждан из категории "малоимущие" в Ростовской области стал социальный контракт, предоставляющий гражданам самостоятельно влиять на свой доход и самостоятельно его формировать.
В настоящее время социальный контракт - это один из самых востребованных видов помощи.
В Ростовской области адресная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется с 2013 года в соответствии с Областным законом от 22.10.2004 N 174-ЗС "Об адресной социальной помощи в Ростовской области".
Помощь предоставляется малоимущим семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, как поддержка государства по ее преодолению.
Трудная ситуация может быть сопряжена с инвалидностью, болезнью, малообеспеченностью, безработицей и другими обстоятельствами.
Кто имеет право на заключение социального контракта - граждане при наличии у них по независящим причинам среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.
Социальный контракт - это соглашение, которое заключено между гражданином и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере социальной защиты населения (далее - орган социальной защиты населения), по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину адресную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Максимальная сумма оказания помощи на основании социального контракта - 60,0 тыс. рублей.
Периодичность заключения социального контракта - один раз в три года на срок от 3 месяцев до 1 года.
Для заключения социального контракта гражданин обращается с письменным заявлением о заключении социального контракта в орган социальной защиты населения по месту жительства.
Чтобы максимально учесть все возможности и пожелания заявителя органом социальной защиты населения, исходя из конкретной ситуации, сложившейся в семье, на основании анкеты о семейном и материально-бытовом положении разрабатывается программа социальной адаптации.
Мероприятия программы социальной адаптации должны соответствовать направлениям, по которым могут заключаться социальные контракты, а именно:
поиск работы;
прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
ведение личного подсобного хозяйства;
осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;
осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
После разработки программы социальной адаптации орган социальной защиты населения заключает с гражданином социальный контракт, который подписывается гражданином и руководителем органа социальной защиты населения.
Орган социальной защиты населения осуществляет постоянное сопровождение социального контракта и контроль за выполнением гражданином и членами его семьи программы социальной адаптации на всех этапах выполнения социального контракта, а также проводит оценку эффективности выполняемых мероприятий.
По завершении выполнения мероприятий программы социальной адаптации гражданин, заключивший социальный контракт, совместно с органом социальной защиты населения составляет отчет о выполнении социального контракта.
По состоянию на 1 июля 2020 г. всего в Ростовской области, начиная с 2013 года, заключено 5 189 социальных контрактов на общую сумму 288,8 млн рублей.
Данным видом помощи охвачено более 22,9 тыс. граждан Ростовской области.
Из общего числа заключенных социальных контрактов (4 569 контрактов) 88,1 процента контрактов заключены с малоимущими семьями, имеющими детей, 48,7 процента из которых многодетные.
Приоритетным направлением при заключении социальных контрактов является развитие личного подсобного хозяйства - 84 процента.
С 2017 года увеличивается количество контрактов по направлению - осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
Досрочно расторгнутые контракты отсутствуют.
По результатам завершенных социальных контрактов:
доходы семей увеличиваются более чем в 1,5 раза;
реализуется трудовой потенциал получателей помощи;
появляется чувство уверенности и ответственности за достижение желаемого результата;
граждане имеют постоянный доход без дальнейшего участия государства.
Согласно персональному анализу 995 семей, заключивших в 2018 году социальные контракты, из категории "бедных" "вышли" 272 семьи (27,3 процента), остальные 723 семьи (72,7 процента) улучшили материально-бытовое положение.
Из 272 семей, вышедших из категории "бедных", социальные контракты заключены:
на ведение личного подсобного хозяйства (169 социальных контрактов);
на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (81 социальный контракт);
на поиск работы и трудоустройство (22 социальных контракта).
Среднедушевой доход указанных 272 семей составил на дату:
заключения социальных контрактов в среднем 7 150 рублей;
исполнения социального контракта - 8 740 рублей;
обследования семей в 2019 году - 10 725 рублей (прожиточный минимум за III квартал 2019 г. - 10 351 рубль).
По остальным 723 семьям:
Среднедушевой доход таких семей составляет на дату:
заключения социальных контрактов в среднем 4 900 рублей;
исполнения социального контракта - 5 600 рублей;
обследования семей в 2019 году - 7 953 рубля (прожиточный минимум за III квартал 2019 г. - 10 351 рубль).
Причины невыхода семей из категории "бедных":
изменение состава семьи или материального положения (рождение очередного ребенка, семья не получает алименты на ребенка);
отсутствие навыков ведения личного подсобного хозяйства.
Проведение анализа эффективности заключенных в 2019 году контрактов планируется осуществить до конца 2020 года.
С 2021 года на федеральном уровне изменяются подходы в работе по заключению социальных контрактов.
Всем субъектам, в том числе и Ростовской области, предусмотрены средства из федерального бюджета на заключение с малоимущими гражданами (семьями) социальных контрактов по 4 основным направлениям:
поиск работы;
прохождение профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования;
осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;
осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации - приобретение товаров первой необходимости, лекарственных препаратов, лечение, профилактический медицинский осмотр, стимулирование ведения здорового образа жизни, обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования.
С учетом значительной финансовой поддержки (810,6 млн рублей) с 2021 года планируется пересмотреть подходы по организации данной работы, в результате которой социальный контракт должен стать индивидуальной программой повышения доходов и качества жизни для каждой нуждающейся семьи.
3. Цели и задачи
Целью Региональной программы является обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан и снижение в два раза уровня бедности в Ростовской области к 2030 году относительно 2017 года.
Достижение цели Региональной программы требует решения следующих основных задач, сформированных на основании анализа текущей ситуации и ранжирования малоимущего населения на группы:
повышение уровня доходов граждан и обеспечение превышения темпов роста средней заработной платы не ниже роста инфляции;
создание условий для устойчивого экономического роста в целях улучшения благосостояния населения;
развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам;
развитие системы социального контракта;
улучшение жилищных условий семей с детьми, обеспечение доступности платы за жилищно-коммунальные услуги;
организация социальной адаптации нуждающихся и малоимущих граждан.
Начальник управления документационного |
Т.А. Родионченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.