Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
министерства труда
и социальной защиты населения
Рязанской области
от 23 июля 2020 г. N 190
Порядок
организации внутреннего финансового аудита в министерстве труда и социальной защиты населения Рязанской области
I. Общие положения
1. Настоящий порядок устанавливает правила организации министерством труда и социальной защиты Рязанской области (далее - Министерство) как главным администратором бюджетных средств внутреннего финансового аудита (далее - Порядок).
II. Организация внутреннего финансового аудита
2. Внутренний финансовый аудит в министерстве осуществляется в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации, настоящим Порядком.
В целях настоящего Порядка применяются термины в значениях, определенных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита.
3. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита в Министерстве несет министр труда и социальной защиты населения Рязанской области (далее - Министр).
4. Субъектом внутреннего финансового аудита является уполномоченное на осуществление внутреннего финансового аудита структурное подразделение министерства - отдел аудита (далее - Отдел).
5. Руководителем субъекта аудита является начальник отдела аудита или лицо, исполняющее его обязанности (далее - Начальник отдела).
6. Деятельность Отдела и членов аудиторской группы основывается на принципах законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности и стандартизации.
7. Объектом внутреннего финансового аудита является бюджетная процедура и (или) составляющие эту процедуру операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры (далее - Объект ВФА).
8. Субъектами бюджетных процедур являются руководитель (заместители руководителя), руководители и должностные лица (работники) структурных подразделений Министерства, которые организуют (обеспечивают выполнение), выполняют бюджетные процедуры (далее - Субъект БП).
9. Внутренний финансовый аудит в министерстве является деятельностью по формированию и предоставлению Министру:
1) информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий Министерства, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности;
2) предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;
3) заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
10. Внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:
1) оценки надежности внутреннего процесса Министерства, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее - внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;
2) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
3) повышения качества финансового менеджмента.
III. Оценка бюджетных рисков, формирование и ведение (актуализация) реестра бюджетных рисков, в том числе в части участия субъектов бюджетных процедур в формировании и ведении реестра бюджетных рисков
11. Оценка бюджетного риска - осуществляемое Отделом и Субъектами БП выявление (обнаружение) бюджетного риска, а также определение значимости (уровня) бюджетного риска с применением критериев вероятности и степени влияния в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков.
Субъекты БП обязаны оценивать бюджетные риски и анализировать способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях формирования предложений по ведению реестра бюджетных рисков.
12. Владелец бюджетного риска, а именно Субъект БП, ответственный за выполнение (результаты выполнения) бюджетной процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры, в рамках которой выявлен бюджетный риск, в том числе ответственный за реализацию (выполнение) мер по минимизации (устранению) бюджетного риска, ежегодно, до 1 октября текущего года, предоставляет в Отдел предложения по ведению реестра бюджетных рисков.
Реестр бюджетных рисков министерства формируется и ведется Отделом по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
13. Актуализация реестра бюджетных рисков осуществляется Отделом на основе информации, предоставленной Субъектами БП, не реже одного раза в год до утверждения плана проведения аудиторских мероприятий на следующий год.
IV. Составление и утверждение плана проведения аудиторских мероприятий, внесение в него изменений
14. План проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год (далее - План) составляется Начальником отдела по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку и утверждается приказом Министра до начала очередного финансового года.
При составлении Плана учитываются:
- информация о выявленных бюджетных рисках;
- информация, поступившая в Министерство и указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного (муниципального) финансового контроля, а также информация о типовых нарушениях и (или) недостатках, выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля;
- результаты мониторинга качества финансового менеджмента;
- объем бюджетных полномочий, самостоятельно осуществляемых министерством в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения;
- решения Министра о необходимости проведения аудиторских мероприятий;
- результаты проведения аудиторских мероприятий, в том числе реализация Субъектами БП мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков.
15. План должен включать не менее двух аудиторских мероприятий, в том числе аудиторское мероприятие с целью подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
16. В случае внесения изменений в План к проекту приказа прилагается пояснительная записка Начальника отдела на имя Министра с мотивированным объяснением причин вносимых изменений.
17. Информация об утверждении Плана, а также о внесении в него изменений размещается Отделом в течение 5 рабочих дней после принятия соответствующего решения на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
V. Подготовка и принятие решений о проведении внеплановых аудиторских мероприятий
18. Внеплановые аудиторские мероприятия осуществляются на основании решения Министра. Решение оформляется приказом и доводится Отделом до аудируемых Субъектов БП. В решении о проведении внепланового аудиторского мероприятия указываются тема и месяц окончания мероприятия.
VI. Формирование и утверждение программы аудиторского мероприятия, внесение в нее изменений, формирование аудиторских групп, назначение руководителя аудиторской группы
19. Перед составлением программы аудиторского мероприятия Отдел проводит предварительный анализ документов, фактических данных, информации об организации (обеспечении выполнения) и выполнении бюджетных процедур и бюджетных рисках во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур, являющихся объектами аудиторского мероприятия. Определяются Субъекты БП, принимающие участие в выполнении операций аудируемых Объектов ВФА.
20. Программа аудиторского мероприятия составляется по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
Программой в целях проведения аудиторского мероприятия определяется аудиторская группа из не менее двух должностных лиц Отдела и назначается руководитель аудиторской группы.
Численность аудиторской группы определяется исходя из целей аудиторского мероприятия, сроков проведения аудиторского мероприятия и квалификации должностных лиц Отдела.
21. Для изучения одного вопроса могут быть использованы несколько методов внутреннего финансового аудита.
К методам внутреннего финансового аудита относятся аналитические процедуры, инспектирование, пересчет, запрос, подтверждение, наблюдение, мониторинг процедур внутреннего финансового контроля.
22. Аудиторская группа ознакамливает Субъект БП с программой аудиторского мероприятия вначале проведения мероприятия.
23. Изменения в программу аудиторского мероприятия вносятся и утверждаются Отделом на основании мотивированной пояснительной записки. Изменения вносятся посредством утверждения новой редакции.
VII. Порядок привлечения к проведению аудиторского мероприятия должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) экспертов
24. В случаях, когда для исследования одного или нескольких вопросов, подлежащих изучению в соответствии с программой аудиторского мероприятия, необходимы специальные знания, умения, профессиональные навыки и опыт, субъектом аудита к проведению аудиторского мероприятия может быть привлечен эксперт и (или) должностное лицо (работник) министерства, не являющийся субъектом бюджетных процедур и не принимавший участия в выполнении аудируемой бюджетной процедуры как в текущем, так и в проверяемом финансовом году.
Эксперт и (или) должностное лицо (работник) министерства привлекаются субъектом аудита для участия в аудиторских мероприятиях по согласованию с министром. Эксперт может быть привлечен как на возмездной так и на безвозмездной основе.
25. Результаты работы эксперта и (или) должностного лица (работника) министерства, привлеченного к проведению аудиторского мероприятия, используются при подготовке субъектом аудита заключения о результатах аудиторского мероприятия, включаются в рабочую документацию аудиторского мероприятия, а также могут отражаться в заключении о результатах аудиторского мероприятия.
VIII. Проведение аудиторских мероприятий, определение оснований и сроков приостановления и (или) продления аудиторских мероприятий
26. Для достижения целей аудиторского мероприятия применяются различные методы внутреннего финансового аудита, а также их комбинации в зависимости от целей аудиторского мероприятия, временных ограничений и ограничений в ресурсах.
27. Аудиторское мероприятие проводится Отделом в соответствии с утвержденной программой.
28. Датой начала аудиторского мероприятия является дата утверждения его программы Начальником отдела. Датой окончания является дата утверждения Начальником отдела заключения по результатам аудиторского мероприятия.
Срок аудиторского мероприятия не должен превышать 30 рабочих дней.
29. Проведение аудиторского мероприятия приостанавливается приказом Министра на основании мотивированного обращения Начальника отдела.
Основаниями для приостановления проведения мероприятия являются:
а) отсутствие или ненадлежащее состояние документов бюджетного учета и отчетности Объекта ВФА (приостанавливается на период восстановления Субъектом БП документов, необходимых для проведения аудиторского мероприятия и приведение в надлежащее состояние документов учета и отчетности);
б) непредставление Субъектом БП документов, материалов, информации, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, воспрепятствование проведению аудиторского мероприятия, а также иные непредвиденные весомые обстоятельства (приостанавливается на период устранения данных причин).
Время, на которое аудиторское мероприятие приостанавливается, продлевает срок проведения аудиторского мероприятия. Проведение аудиторского мероприятия возобновляется по решению Министра при получении информации об устранении причин, послуживших основанием для приостановления проведения аудиторского мероприятия.
30. Срок проведения аудиторского мероприятия может продлеваться приказом Министра, но не более чем на 30 рабочих дней на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской группы. Основанием для продления мероприятия может являться необходимость проведения внеплановой проверки другого объекта, отсутствие ответственных лиц объекта аудита более 5 дней по уважительной причине (в связи с болезнью, командировкой и т.п.), необходимость оформления или восстановления документов, файлов, необходимых для проведения проверки, недостаточность ресурсов субъекта аудита и прочие факторы.
31. В случае приостановления или продления проведения аудиторского мероприятия время, на которое превышен срок проведения мероприятия, указанный в годовом плане и программе проведения аудиторского мероприятия, нарушением не признается.
IX. Составление и представление заключений, информирование субъектов бюджетных процедур в отношении проектов заключений, рассмотрение письменных возражений и предложений по результатам проведенного аудиторского мероприятия
32. Результаты аудиторского мероприятия оформляются заключением о результатах проведения аудиторского мероприятия (далее - Заключение) по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку.
33. Рабочая документация аудиторского мероприятия формируется в зависимости от того, в какой форме она получена - на бумажном носителе или в электронном виде. На бумажном носителе рабочая документация указывается в Заключении в качестве приложения.
34. Руководитель аудиторской группы направляет проект Заключения по результатам аудиторского мероприятия на согласование руководителю Субъекта БП до подписания Начальником отдела и руководителем аудиторской группы. Дата Заключения не указывается. Проект Заключения направляется совместно с проектом плана мероприятий по устранению (корректировке) нарушений и (или) недостатков/ минимизации (устранению) бюджетных рисков/ повышению качества финансового менеджмента (далее - План мероприятий) по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку.
35. К проектам Заключения и Плана мероприятий, направленных руководителю субъекта БП, оформляется лист ознакомления согласно приложению N 6 к настоящему Порядку.
36. Руководитель Субъекта БП знакомится с проектами Заключения и Плана мероприятий и по истечении 3 рабочих дней с момента получения возвращает с отметкой в листе ознакомления с приложением возражений и предложений при их наличии.
37. Аудиторской группой в течение 3 рабочих дней с момента возвращения проекта Заключения с отметкой об ознакомлении с учетом поступивших возражений оформляются окончательные варианты Заключения, Плана мероприятий и представляются Министру.
38. Министр рассматривает заключение и принимает одно или несколько из следующих решений:
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
г) о направлении материалов в орган государственного (муниципального) финансового контроля и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
Решение оформляется приказом, которым также утверждается План мероприятий.
39. Руководитель аудиторской группы обеспечивает направление копий Заключения и приказа с утвержденным Планом мероприятий Субъектам БП в течение 3 рабочих дней с момента утверждения приказа.
X. Проведение мониторинга реализации субъектами бюджетных процедур по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков, а также по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры
40. Отдел проводит мониторинг выполнения Плана мероприятий. В рамках проведения указанного мониторинга выполняются следующие процедуры:
- получение от Субъектов БП информации в произвольной форме с приложением подтверждающих документов о выполнении Плана мероприятий в установленные сроки и ее анализ, включая анализ причин невыполнения указанного плана;
- оценка действий Субъектов БП по устранению выявленных недостатков, совершенствованию внутреннего финансового контроля, в том числе проведения дополнительных внеплановых аудиторских мероприятий или запроса документов.
41. По результатам мониторинга выполнения Плана мероприятий Начальником отдела предоставляется информация Министру в виде служебной записки.
XI. Составление и представление годовой отчетности о результатах деятельности субъекта аудита
42. Годовой отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита (далее - Отчет) включает информацию, основанную на данных, отраженных в заключениях и реестре бюджетных рисков, в том числе информацию о достоверности сформированной бюджетной отчетности, о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков, о надежности внутреннего финансового контроля.
В Отчет включаются сведения по аудиторским мероприятиям, завершенным в отчетном периоде независимо от даты их начала.
43. Отчет представляется Начальником отдела Министру по форме согласно приложению N 7 к настоящему Порядку в срок до 31 января года, следующего за отчетным.
Отчетность представляется с пояснительной запиской, включающей информацию о результатах осуществления внутреннего финансового аудита, не нашедшей отражения в отчете, в том числе:
а) описание по каждому направлению аудиторских проверок рекомендаций, предложений, направленных Субъектам БП, причин их неисполнения в случае их наличия;
б) описание бюджетных рисков, в отношении которых не осуществлялись мероприятия внутреннего контроля, а также значимых бюджетных рисков, которые не устранены в ходе процедур внутреннего финансового контроля, и предпринимаемых по ним мер;
в) описание обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность сводной бюджетной отчетности Министерства и качество финансового менеджмента, а также принятых по ним мер, иную информацию о событиях, оказавших существенное влияние на осуществление внутреннего финансового аудита, не нашедшую отражения в отчете.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.