Приказ Министерства образования Республики Мордовия от 28 апреля 2020 г. N 414 "Об утверждении региональной программы поддержки школ с низкими результатами обучения и функционирующих в неблагоприятных условиях в Республике Мордовия на 2020 - 2022 годы"
В целях реализации мероприятий Государственной программы Республики Мордовия "Развитие образования в Республики Мордовия" на 2014 - 2025 годы", утвержденной Постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 г. N 451, в рамках исполнения Соглашения от 20 декабря 2019 г. N 073-09-2020-668 между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Республики Мордовия о предоставлении субсидии из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Мордовия на повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных условиях путем реализации региональных проектов и распространение их результатов в субъектах Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", в соответствии с методическими рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.03.2020 N 01-121/13-01 приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
региональную программу поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в Республике Мордовия на 2020 - 2022 годы (далее - Программа);
план мероприятий ("дорожная карта") региональной программы поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в Республике Мордовия на 2020 - 2022 годы.
2. ГБУ ДПО Республики Мордовия "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - "Педагог13.ру" (ректор - Т.В. Самсонова) обеспечить взаимодействие и координацию деятельности по реализации "дорожной карты" Программы в образовательных организациях республики.
3. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, руководителям государственных образовательных организаций, подведомственных Министерству образования Республики Мордовия, организовать работу по выполнению "дорожной карты" Программы в образовательных организациях республики.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра И.К. Дугушкина.
Министр |
Г.А. Явкина |
Региональная программа
поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в Республике Мордовия на 2020 - 2022 годы
(утв. приказом Министерства образования Республики Мордовия от 28 апреля 2020 г. N 414)
1. Паспорт Программы
Наименование программы |
Региональная программа поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях |
Заказчик |
Министерство образования Республики Мордовия |
Разработчик |
ГБУ ДПО РМ "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - "Педагог13.ру" |
Цели программы |
1. Повышение качества образования в школах с низкими образовательными результатами и в школах, находящихся в сложных социальных условиях 2. Преодоление несоответствия в образовательных возможностях и результатах детей, вызванных социально-экономическими характеристиками их семей, территориальной удаленностью и сложностью социального окружения за счет наращивания педагогического и ресурсного потенциала образовательных организаций, участвующих в реализации Программы. |
Задачи программы |
1. Формирование региональной инфраструктуры для оказания информационно-методической помощи образовательным организациям с низкими образовательными результатами и функционирующим в сложных социальных условиях. 2. Разработка и внедрение эффективных механизмов методической помощи школам с низкими результатами обучения и функционирующим в сложных социальных условиях. 3. Выстраивание горизонтального (сетевого) партнерства школ с низкими результатами обучения со школами с высокими результатами обучения. 4. Вовлечение 100% педагогов школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в предметные ассоциации и учебно-методические объединения различного уровня с целью совершенствования технологий обучения и улучшения результатов. 5. Создание консультационно-информационных площадок по вопросам образования, психолого-педагогического сопровождения учащихся с низкими результатами обучения в целях укрепления взаимодействия семьи и образовательной организации по организации деятельности по выравниванию результатов обучения. 6. Актуализация и внедрение механизмов финансовой, кадровой и методической поддержки школ. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
1. Наличие целостной региональной и муниципальной нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективную реализацию программ повышения качества общего образования. 2. Наличие эффективной системы методического сопровождения и поддержки школ с разным уровнем качества образования с участием специалистов ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру", ГБУ РМ "ЦОКО - "Перспектива", муниципальных методических служб, региональных инновационных площадок. 3. Интенсификация процесса обмена опытом и диссеминации позитивных результатов на региональных, межрегиональных и федеральных семинарах и конференциях. 4. Вовлечение в реализацию мероприятий по повышению качества образования в общеобразовательных организациях не менее 80% муниципальных систем общего образования региона. |
Срок действия программы |
2020 - 2022 гг. |
Участники программы |
Министерство образования Республики Мордовия; Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Мордовия "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - "Педагог13.ру"; Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия "Центр оценки качества образования - "Перспектива"; Муниципальные органы управления образованием; Региональные инновационные площадки; Региональное учебно-методическое объединение по общему образованию |
2. Обоснование актуальности Программы
Федеральный закон N 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" подчеркивает, что основными принципами государственной политики в образовании должны стать "признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования и т.д." (Глава 1, статья 3), одним словом, "доступность образования для каждого участника образовательного процесса". Обеспечение равного доступа к качественному образованию - ключевая проблема системы образования.
В рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2018 - 2025 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642, государственной программы Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014 - 2025 годы гарантия качественного образования для всех обучающихся является одним из приоритетных направлений республиканской образовательной политики.
В настоящее время в республике функционируют 266 общеобразовательных организаций, из которых в 2019 году 27 школ было включено в перечень общеобразовательных организаций, принимающих участие в мероприятиях по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов в Республике Мордовия в 2019 - 2020 учебном году. Кроме того, по итогам комплексного анализа результатов оценочных мероприятий ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по русскому языку и математике за последние два года, проведенного Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки 56 школ республики вошли в список общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами.
В обозначенном сегменте школ наблюдается сокращение количества обучающихся на всех уровнях общего образования. Особенно заметен разрыв на уровне среднего общего образования: количество обучающихся в школах с низкими результатами обучения в среднем составляет 20 чел., тогда как в школах с высокими показателями количество обучающихся на данном уровне обучения в среднем составляет 82 чел. Весьма низка доля учащихся, продолжающих обучение на уровне среднего общего образования (22 - 31% против 55 - 59%). Также отличается в разных категориях школ доля учащихся, принимавших участие в региональных и всероссийских олимпиадах. Традиционно, в школах с высокими образовательными результатами данный показатель заметно выше, чем в школах с низкими показателями обучения (58% против 23%).
Практика свидетельствует, что своих детей родители стараются отдать в школы с высоким уровнем качества образования, большим количеством победителей олимпиад и различных конкурсов, независимо от территориальной расположенности образовательной организации. Вместе с тем, не всегда и не у всех родителей есть такая возможность. Например, такой возможности нет у родителей небольших сельских школ, школ, удаленных от муниципальных центров и т.д.
В этой связи, проблема школ, работающих в неблагоприятных социальных контекстах и показывающих низкие образовательные результаты, была определена в Республике Мордовия как проблема региональной образовательной политики еще в 2011 году в процессе реализации проектов ФЦПРО на 2011 - 2015 годы. В 2015 году в соответствии с планом мероприятий "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Республике Мордовия", утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 25.02.2013 N 62, Министерством образования Республики Мордовия разработан и утвержден (приказ от 15.01.2015 N 11) комплексный проект поддержки школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях: утверждены концепция, план действий по реализации проекта "Разработка и внедрение стратегии поддержки школ Республики Мордовия, работающих в неблагоприятных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты", методика выявления таких школ. С целью обеспечения информационной и методической поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты, разработан и утвержден План организационно-методического сопровождения школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты (приказ от 31.12.2015 N 1258).
Мероприятия плана действий заложили основы региональной модели работы со школами с низкими результатами обучения и со школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях. Целью его являлось создание условий для получения положительной динамики в школах, работающих в неблагоприятных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты, через инициирование практики разработки и реализации программ перевода школ в эффективный режим работы; поддержка реализации программ перевода школ в эффективный режим работы на республиканском и муниципальном уровнях.
Задачами реализации мероприятия за последние несколько лет стали:
- проведение идентификации школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, на основе следующих критериев: социальные и экономические условия окружения, особенности контингента обучающихся, неблагополучный социально-экономический статус семей, неразвитые социальные связи школы и др.;
- внедрение региональной и муниципальных программ помощи школам и программ перевода школ в эффективный режим работы и развития;
- повышение качества имеющихся общедоступных образовательных ресурсов, в том числе за счет внедрения прогрессивных образовательных и информационных технологий;
- создание инновационной модели повышения квалификации директоров, заместителей директоров и учителей по различным предметным областям школ с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, как для системы образования Республики Мордовия;
- создание системно-сетевого развивающегося пространства инновационного образования региона, способного быстро, эффективно распространять инновационный опыт, в том числе через сетевые сообщества педагогов по учебным предметам и предметным областям;
- формирование межрегионального взаимодействия через создание Межрегионального ресурсного центра диссеминации передового педагогического опыта, проведение федеральных и межрегиональных мероприятий по распространению эффективных практик;
- организация работы сети базовых площадок для отработки практической части дополнительных профессиональных программ;
- создание объединений педагогов для совершенствования технологий преподавания и улучшения результатов обучения.
Под региональной моделью понимается система поддержки школ на всех уровнях регионального образования и компонентно-содержательный подход к обеспечению качественного образования.
Региональная модель включает несколько компонентов: организационный, управленческий, технологический, мотивационный, кадровый, психолого-педагогический, информационный и другие.
Результаты различных региональных исследований показали, что на качество школьного образования оказывают влияние следующие факторы:
- образовательная политика всех уровней;
- изменение ведущих функций школы как социального института, расширение партнерских связей школы;
- готовность педагогов к осуществлению принципиально новых видов деятельности наряду с традиционными для школы видами деятельности: педагогической поддержки, предупреждению депривации и девиации и т.д.;
- право выбора обучающимися образовательных программ, выбора индивидуальной траектории развития и т.д.
Именно это определило выбор направлений деятельности в рамках региональной модели.
Одним из механизмов решения проблемы повышения качества образования являлось участие региона в масштабных федеральных проектах. Именно в этот момент были заложены эффективные инструменты повышения качества образования, основанные на применении инструментов государственно-общественного управления, в том числе для стимулирования взаимодействия школ с низкими результатами обучения с разными структурами социально-экономической сферы муниципалитетов и региона.
Доминирующими факторами, влияющими на уровень образовательных результатов, как показывает анализ социокультурных условий деятельности образовательных организаций с низким качеством обучения, являются квалификация педагогических кадров, социальный состав обучающихся, уровень образования родителей, уровень владения русским языком, отдаленность места проживания от образовательной организации, наличие учеников, состоящих на разных видах учета.
Так, в школах с невысокими показателями качества образования среднее число учителей с высшей квалификационной категорией составляет 5%, а в школах с высокими показателями, оно достигает 28%. Отличаются и показатели по числу учителей с высшим педагогическим образованием. Также в школах с низкими показателями обучения, количество педагогов с непрофильным образованием больше 4% (в школах с высокими результатами - 0,6%), так же, как и доля педагогов, принимающих участие в профессиональных конкурсах, выше в школах с более высокими образовательными результатами.
Одним из наиболее важных показателей, влияющих на результаты обучения, является наличие высшего образования у родителей. Больше 50% обучающихся в школах с высокими показателями обучения и менее 20% обучающихся школ с низкими результатами указывают на наличие у родителей высшего образования.
В школах с низкими результатами обучения большой процент обучающихся с неродным русским языком - 20,4%, в то время как в школах с высокими результатами обучения он составляет 4,4%. В школах с высокими результатами практически нет обучающихся, состоящих на разных видах учета (0,2%), тогда как в школах с низкими результатами обучения их доля составляет более 2%.
В регионе накоплен определенный опыт по поддержке образовательных организаций, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях и образовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты.
Вместе с тем наряду с существующим опытом остаются проблемы в реализации направлений развития республиканской системы образования в работе со школами, работающими в неблагоприятных социальных условиях и показывающими низкие образовательные результаты:
- разрывы в качестве образовательных результатов между общеобразовательными организациями, работающими в разных социокультурных условиях;
- низкие темпы обновления состава и компетенций педагогических кадров;
- несоответствие темпов обновления учебно-материальной базы и номенклатуры услуг организаций и изменяющихся потребностей населения.
Отсутствие эффективных мер по решению этих проблем может вести к возникновению следующих рисков:
- ограничению доступа к качественным услугам общего образования в отдельных муниципалитетах;
- снижению потенциала образования как канала вертикальной социальной мобильности;
- недостаточному уровню сформированности социальных компетенций и гражданских установок обучающихся;
- росту числа правонарушений и асоциальных проявлений в подростковой и молодежной среде;
- повышению неудовлетворенности населения качеством образовательных услуг.
Проблема обеспечения равного доступа к качественному образованию всеми обучающимися требует дальнейшей реализации комплексного проекта "Разработка и внедрение стратегии поддержки школ Республики Мордовия, работающих в неблагоприятных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты".
Настоящая программа, рассчитанная на 2020 - 2022 годы, направлена на реализацию модели перевода школ с низкими образовательными результатами в эффективный режим работы, в том числе через повышение квалификации управленческих и педагогических кадров; создание системы сетевого партнерства между школами; развитие профессиональных сообществ; привлечение родительской общественности и местного сообщества к поддержке школ.
3. Цели и задачи Программы
Целями программы поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, является:
- повышение качества образования в школах с низкими образовательными результатами и в школах, находящихся в неблагоприятных социальных условиях;
- преодоление несоответствия в образовательных возможностях и результатах детей, вызванных социально-экономическими характеристиками их семей, территориальной удаленностью и сложностью социального окружения за счет наращивания педагогического и ресурсного потенциала образовательных организаций, участвующих в реализации Программы.
Задачи программы:
1. Совершенствование региональной инфраструктуры для оказания информационно-методической поддержки образовательных организаций с низкими образовательными результатами и функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
2. Разработка и внедрение новых эффективных результативных механизмов методической помощи школам с низкими результатами обучения и функционирующим в неблагоприятных социальных условиях.
3. Актуализация горизонтального (сетевого) партнерства школ с низкими результатами обучения со школами с высокими результатами обучения.
4. Вовлечение 100% педагогов школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в предметные ассоциации и учебно-методические объединения разного уровня с целью совершенствования технологий обучения и улучшения результатов.
5. Организация консультационно-информационных площадок по вопросам образования, психолого-педагогического сопровождения учащихся с низкими результатами обучения в целях укрепления взаимодействия семьи и образовательной организации по организации деятельности по выравниванию результатов обучения.
6. Актуализация и внедрение механизмов финансовой, кадровой и методической поддержки школ.
Прогноз эффективности и действенности Программы основан на том, что общая стратегия ее реализации предполагает:
- умножение педагогического и управленческого потенциала образовательных организаций, включенных в систему поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- детальный мониторинг изменений, происходящих в ходе реализации программы;
- комбинирование мер поддержки школ - участниц программы, с их ответственностью за повышение эффективности своей деятельности и качества образования.
4. Механизмы реализации Программы
Результативность реализации Программы обеспечивается согласованностью действий Министерства образования Республики Мордовия, ГБУ ДПО РМ "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников "Педагог13.ру", ГБУ РМ "Центр оценки качества образования "Перспектива", Регионального учебно-методического объединения по общему образованию, муниципальных методических служб, образовательных организаций, общественности.
Основными механизмами реализации программы являются:
- создание регионального координационного центра по поддержке школ с низкими образовательными результатами и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- развитие нормативно-правовой базы по работе со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. В том числе, внесение поправок в Государственную программу Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014 - 2025 годы в части финансирования мероприятий по оказанию помощи школам с низкими результатами обучения и школам, функционирующим в сложных социальных условиях;
- реализация "дорожной карты" мероприятий региональной программы поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в Республике Мордовия на 2020 - 2022 годы;
- ежегодное осуществление в 100% общеобразовательных организаций Республики Мордовия анализа данных об образовательных результатах и внешних социальных условиях работы, идентификация группы школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- создание механизмов объективного мониторинга качества подготовки обучающихся в школах, отнесенных к группе школ с низкими результатами обучения, включая механизмы регионального и муниципального уровня, а также внутришкольные механизмы;
- введение в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, штатных должностей специалистов (психологов, дефектологов, логопедов), социальных педагогов и педагогов дополнительного образования;
- формирование региональной и муниципальной инфраструктуры для оказания информационно-методической помощи школам, консультирования и тьюторского сопровождения школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- включение в планы центров оценки качества образования (или иных организаций) мероприятий по диагностике профессиональных дефицитов учителей из школ с низкими результатами обучения;
- включение в план работы ГБУ ДПО РМ "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" - "Педагог13.ру" программ адресного повышения квалификации учителей школ с низкими результатами обучения;
- налаживание сетевого партнерства школ с низкими результатами обучения с образовательными организациями, являющимися региональными инновационными площадками; школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, с резильентными школами;
- стимулирование и организационно-методическое сопровождение педагогических коллективов школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях разработки и ежегодного обновления школьных программ повышения качества образования;
- проведение курсов повышения квалификации для директоров, заместителей директоров и учителей школ по повышению качества преподавания и управления;
- создание и организация деятельности профессиональных сообществ педагогов для совершенствования технологий обучения;
- проведение регулярных семинаров, вебинаров муниципального, регионального и межрегионального уровней для специалистов органов управления образованием, директоров и учителей школ по обмену опытом.
Ежегодно рекомендуется школам, попавшим в список школ с низкими результатами:
- проводить анализ внутренних и внешних причин низких результатов с целью формирования позиции педагогического коллектива по целеполаганию в вопросах повышения качества образования, определив реалистичные цели, задачи и первоочередные мероприятия своего ближайшего развития;
- прорабатывать схемы возможной организации дополнительных занятий с обучающимися с низким уровнем подготовки;
- использовать активные формы работы с родительским сообществом и самими учениками для создания атмосферы заинтересованности в повышении результатов обучения в рамках осознанных реалистичных целей, задач и первоочередных мероприятия своего ближайшего развития.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Организационно-управленческое обеспечение школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях
Региональным координатором Программы является Министерство образования Республики Мордовия через созданный Региональный координационный центр по поддержке школ с низкими образовательными результатами и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
На базе ГБУ ДПО РМ "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" - "Педагог13.ру" приказом Министерства образования Республики Мордовия создается стажировочная площадка по реализации мероприятий по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
Целью деятельности стажировочной площадки является формирование и развитие профессиональной компетенции педагогических и управленческих кадров общего образования Республики Мордовия для реализации основных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2018 - 2025 годы.
Основными задачами деятельности стажировочной площадки по реализации мероприятий по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" являются:
- создание условий непрерывного и эффективного повышения квалификации педагогических и управленческих кадров школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, тьюторское сопровождение школ и педагогов;
- создание на основе стажировочной площадки ресурсного, научно-методического и консультационного центра по вопросам перевода школ с низкими результатами обучения в эффективный режим работы.
Аудит профессиональных затруднений и мониторинговые процедуры в рамках программы проводят специалисты ГБУ РМ "Центр оценки качества образования "Перспектива".
В организационно-управленческое сопровождение Программы включаются также муниципальные координаторы реализации Программы и руководители и педагогические коллективы региональных инновационных площадок.
Методологическое и инструментальное обеспечение реализации программы поддержки школ с низкими результатами обучения и функционирующих в неблагоприятных социальных условиях
Одним из направлений Программы является внедрение новых механизмов и инструментов, позволяющих идентифицировать образовательные организации, которые могут стать адресатами поддержки и осуществлять мониторинг происходящих в них изменений. Разработка и внедрение подобных механизмов и инструментов в региональную практику управления и оценки качества образования создает возможность для принятия обоснованных, опирающихся на данные решений, целенаправленного распределения ресурсов, анализа результатов реализации предпринимаемых мер и объективной оценки качества работы школ, директоров, педагогических коллективов.
Основным принципом предлагаемого подхода является учет социального контекста при оценке образовательных достижений школ на основе анализа данных школьной статистики, касающейся социально-экономических характеристик семей обучающихся.
Инструментальным аспектом реализации программы поддержки школ с низкими результатами обучения и функционирующих в неблагоприятных социальных условиях является анализ итогов государственной итоговой аттестации (ГИА), всероссийских проверочных работ (ВПР), региональных исследований качества образования.
Таким образом, для определения сегмента школ с низкими результатами обучения основным критерием становится критерий устойчиво низких результатов обучения обучающихся на всех ступенях образования, ведущих к дезадаптации учащихся и препятствующих продолжению их образовательной и профессиональной траектории. Показателями для расчета являются результаты ЕГЭ, ОГЭ и ВПР за последние два года. Для школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, основным критерием является критерий дефицита ресурсных условий и сложность территориальных условий. Показателями для расчета являются: индекс социального благополучия, рассчитанного на основе доли семей учащихся с низким социально экономическим и культурным уровнем; доля обучающихся с девиантным поведением, отсутствием учебной мотивации, слабым знанием русского языка (дети-инофоны); удаленность школы от других образовательных центров.
Данные о социально-экономических характеристиках семьи собираются на основе информации социальных паспортов школ. Основными показателями, на основе которых определяется уровень социального благополучия школы, служат следующие показатели:
- доля учащихся из семей, где оба родителя имеют высшее образование;
- доля обучающихся из неполных семей;
- доля обучающихся, состоящих на различных видах учета;
- доля обучающихся, изучающих русский язык как неродной.
В ходе осуществления Программы планируется реализовать перечисленные ниже меры:
- провести идентификацию школ с низкими результатами обучения и функционирующих в неблагоприятных социальных условиях на основе разработанных региональных методик;
- включить в систему оценки качества учебных достижений анализа школьного контекста и характеристик контингента: социально экономического и культурного статуса семей обучающихся, категорий детей с проблемами обучения и поведения. Для этого использовать показатель социального благополучия школы, позволяющий идентифицировать образовательные организации, попадающие в группу риска, т.е. имеющие наиболее сложный контингент обучающихся и показывающие наиболее низкие результаты, а также оценить эффективность работы образовательной организации;
- внедрить во все общеобразовательные организации Республики Мордовия социальные паспорта обучающихся как инструмент сбора данных по контекстным показателям. Развивать информационные системы и системы данных на уровне региона для анализа условий работы образовательных организаций, оценки их эффективности и адресного распределения ресурсов, в том числе, поддержки школ с низкими результатами обучения и работающих в сложных социальных условиях.
Информационно-методическая поддержка школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях
Информационно-методическая поддержка школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях направлена на обеспечение повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях посредством:
- выявления методических проблем педагогов школ - участников Программы в ходе мониторинговых исследований методической компетентности педагогов, сформированности метапредметных результатов обучающихся, оценки качества образования участниками образовательных отношений;
- разработки методического обеспечения для реализации перехода школ в эффективный режим функционирования и повышения качества образования;
- обеспечения готовности руководителей данных образовательных организаций к разработке и реализации программ перехода школ в режим эффективного функционирования.
- обеспечения реализации комплексной модели учительского роста в данных образовательных организациях.
Инфраструктура для оказания информационно-методической помощи, консультирования и тьюторского сопровождения школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях
N |
Структура |
Функциональные обязанности |
1 |
Региональный координационный центр по поддержке школ с низкими образовательными результатами и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях |
Координация реализации Программы |
2 |
Муниципальные рабочие группы |
Координация деятельности по поддержке школ на муниципальном уровне |
3 |
ГБУ ДПО РМ "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - "Педагог13.ру" |
Выполнение роли ресурсного центра по реализации Программы и дорожной карты Обеспечение информационной поддержки реализации Модели |
4 |
ГБУ РМ "Центр оценки качества образования "Перспектива" |
Консультирование по вопросам оценки качества образования |
5 |
Региональное учебно-методическое объединение по общему образованию |
Обсуждение и утверждение методических материалов по поддержке школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях |
6 |
Муниципальные методические объединения |
Обсуждение и распространение дидактических и методических материалов по вопросам повышения качества образования и реализации программ учительского роста Формирование муниципального банка методических материалов по вопросам повышения качества образования |
7 |
Профессионально-общественные сообщества |
Разработка и распространение дидактических и методических материалов по вопросам повышения качества образования и реализации программ учительского роста |
8 |
Инновационные образовательные организации региона |
Формирование консультационных пунктов по вопросам: - технологий организации образовательной деятельности с обучающимися, испытывающими трудности в освоении основной образовательной программы; - моделей развития профессионализма педагогов. Создание временных творческих межшкольных групп по вопросам преподавания в целях повышения качества образования. |
9 |
Информационный ресурс в сети Интернет |
Информирование о нормативных и организационных основах реализации Модели; мероприятиях; методических продуктах |
Механизмы реализации информационно-методической поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях:
- повышение квалификации административных команд школ по вопросам разработки и реализации программы перехода в эффективный режим функционирования, в том числе программы повышения качества образования;
- тьюторское сопровождение школ в ходе разработки и реализации программы перехода в эффективный режим функционирования, в том числе программы повышения качества образования;
- ежегодное проведение не менее 5 региональных семинаров для участников Программы по методической поддержке школ с низкими результатами и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, основанной на межшкольном партнерстве и сетевом взаимодействии школ с разным уровнем качества результатов обучения;
- деятельность на базе инновационных образовательных организаций консультационно-информационных площадок по вопросам разработки и реализации программ перевода школ в эффективный режим функционирования, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с низкими результатами обучения, укрепления взаимодействия семьи и школы в целях выравнивания результатов обучения;
- повышение квалификации педагогов общеобразовательных организаций, работающих со сложным контингентом и в сложных условиях, направленное на освоение форм и методов работы с учащимися, не мотивированными на обучение, с ограниченными возможностями здоровья, с учебными и поведенческими проблемами;
- разработка внутришкольной модели учительского роста;
- информационная поддержка школ посредством сайтов Министерства образования Республики Мордовия, ГБУ ДПО РМ "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - "Педагог13.ру", сайтов образовательных организаций - участников Программы.
Методическое обеспечение Программы:
- методические рекомендации по разработке программы перевода образовательной организации в эффективный режим функционирования;
- методические рекомендации по переводу образовательной организации в эффективный режим функционирования и повышению образовательных результатов обучающихся;
- банк методических материалов по повышению качества преподавания и повышению образовательных результатов обучающихся.
6. Планируемые результаты Программы
В ходе реализации программы планируется достижение следующих результатов:
1. Создание целостной региональной и муниципальной нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективную реализацию программ повышения качества образования.
2. Создание и функционирование в Республике Мордовия эффективной системы методического сопровождения и поддержки школ с разным уровнем качества образования в целях повышения качества условий, качества обучения, качества управления в каждой образовательной организации и повышения качества образования в республике в целом.
3. Обобщение опыта работы региона по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и трансляция успешных управленческих практик, как на уровне региона, так и других субъектов Российской Федерации.
4. Разработка и реализация не менее чем в 80% муниципалитетов муниципальных программ поддержки школ и школьных программ повышения качества образования на 2020 - 2022 годы.
5. Ежегодное сокращение школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
План мероприятий ("дорожная карта")
региональной программы поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в Республике Мордовия на 2020 - 2022 годы
(утв. приказом Министерства образования Республики Мордовия от 28 апреля 2020 г. N 414)
N п/п |
Период реализации отдельного действия |
Наименование мероприятия |
Исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
2020 год | |||
1 |
май 2020 года |
Подготовка пакета нормативных актов различного уровня, обеспечивающих реализацию программ |
Министерство образования Республики Мордовия МОУО |
2 |
Апрель 2020 года - декабрь 2020 года |
Консультирование и тьюторское сопровождение школ и педагогов, предоставление школам аналитических данных по результатам федеральных и муниципальных мониторингов и опыте работы по аналогичным темам |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру"; ГБУ РМ "ЦОКО "Перспектива"; муниципальные ИМЦ |
3 |
Апрель 2020 года - декабрь 2020 года |
Обеспечение информационного сопровождения хода и результатов деятельности в рамках реализации ВЦП ГПРО |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру" |
4 |
май 2020 года |
Разработка и согласование муниципальных проектов поддержки школ и школьных проектов перехода в эффективный режим работы. Экспертиза проектов |
МОУО; ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру"; РУМО |
5 |
Май 2020 года |
Создание региональных и муниципальных рабочих групп по реализации программ, назначение персональных кураторов школ и педагогов, участвующих в программах улучшения результатов |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру"; МОУО |
9 |
Апрель - май 2020 года |
Разработка дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, моделей курсовой подготовки и дидактических материалов. |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру" |
10 |
Сентябрь - ноябрь 2020 года |
Проведение входного, промежуточного и итогового мониторинга учебных достижений и качества образовательного процесса в школах - участниках проекта |
ГБУ РМ "ЦОКО "Перспектива" |
11 |
Сентябрь 2020 года; ноябрь 2020 года |
Проведение идентификации ОО |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру", ГБУ РМ "ЦОКО "Перспектива" |
12 |
Май - июнь 2020 года; август 2020 года - октябрь 2020 года |
Повышение квалификации директоров, заместителей директоров и учителей школ - участников программы (согласно графику) |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру" |
13 |
май 2020 года - декабрь 2020 года |
Создание и деятельность в региональных и муниципальных профессиональных объединений педагогов для совершенствования технологий обучения |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру"; МОУО |
14 |
Апрель 2020 года - июнь 2020 года; сентябрь 2020 года - ноябрь 2020 года |
Подготовка и проведение на базе школ адресных и персонифицированных мероприятий для педагогических коллективов и отдельных педагогов. |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру"; муниципальные ИМЦ |
15 |
Май 2020 года |
Заключение партнерских договоров школ с низкими результатами обучения со школами с высокими результатами обучения. Разработка и реализация совместных проектов |
Школы - участники проекта |
16 |
Май 2020 года |
Заключение партнерских договоров школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях со школами - наставниками. Разработка и реализация совместных проектов |
Школы - участники проекта |
17 |
Август 2020 года - сентябрь 2020 года |
Введение дополнительно в школах - участниках программы штатных должностей специалистов (психологов, дефектологов, логопедов), социальных педагогов и педагогов дополнительного образования. Подбор кадров |
МОУО |
18 |
Ноябрь 2020 года |
Проведение межрегионального семинара по распространению и внедрению в субъектах РФ моделей и механизмов финансовой и методической поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру" |
19 |
Декабрь 2020 года |
Анализ результатов реализации программы в 2020 году, подготовка итоговых отчетов, предложений по продолжению проекта. |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру" |
20 |
В течение года |
Информационное сопровождение реализации проекта в сети Интернет (сайт Министерства образования РМ, сайт ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ", специализированный сайт) |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру", МОУО, ОО |
21 |
В течение года |
Публикации в СМИ |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру", МОУО, ОО |
2021 год | |||
1 |
Январь 2021 года |
Актуализация региональной концепции поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях |
Министерство образования Республики Мордовия |
2 |
Январь 2021 года - февраль 2021 года |
Организация и проведение в 100% школ региона мониторинга образовательных результатов и внешних социальных условий работы с целью идентификация школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, с учетом критериев и показателей, анализ данных. |
ГБУ РМ "ЦОКО "Перспектива" |
3 |
Январь 2021 года - февраль 2021 года |
Обновление в соответствие с действующим законодательством пакета нормативных актов различного уровня, обеспечивающих реализацию программ. |
Министерство образования Республики Мордовия МОУО |
4 |
Январь 2021 года - декабрь 2021 года |
Консультирование и тьюторское сопровождение школ и педагогов, предоставление школам аналитических данных по результатам федеральных и муниципальных мониторингов и опыте работы по аналогичным темам |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру"; ГБУ РМ "ЦОКО "Перспектива"; муниципальные ИМЦ |
5 |
Январь 2021 года - декабрь 2021 года |
Обеспечение информационного сопровождения хода и результатов деятельности в рамках реализации ВЦП ГПРО |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру" |
6 |
Январь 2021 года - декабрь 2021 года |
Обеспечение деятельности региональных и муниципальных профессиональных объединений педагогов для совершенствования технологий обучения |
МОУО; ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру"; |
7 |
Февраль 2021 года - март 2021 года |
Разработка и согласование муниципальных проектов поддержки школ и школьных проектов перехода в эффективный режим работы (в соответствии с актуализированным перечнем участников программы). Экспертиза проектов. |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру"; МОУО; РУМО |
8 |
Февраль 2021 года |
Актуализация состава региональных и муниципальных рабочих групп по реализации программ, назначение персональных кураторов школ и педагогов, участвующих в программах улучшения результатов |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру"; МОУО |
9 |
Февраль 2021 года - апрель 2021 года |
Актуализация содержания дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, моделей курсовой подготовки и дидактических материалов. |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру" |
10 |
Февраль 2021 года; июнь 2021 года; ноябрь 2021 года |
Проведение входного, промежуточного и итогового мониторинга учебных достижений и качества образовательного процесса в школах - участниках проекта |
ГБУ РМ "ЦОКО "Перспектива" |
11 |
Март 2021 года - июнь 2021 года; август 2021 года - октябрь 2021 года |
Реализация адресных программ повышения квалификации руководящих и педагогических работников школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (согласно графику) |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру"; МОУО |
12 |
Апрель 2021 года - июнь 2021 года; сентябрь 2021 года - ноябрь 2021 года |
Подготовка и проведение на базе школ адресных и персонифицированных мероприятий для педагогических коллективов и отдельных педагогов. |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру"; муниципальные ИМЦ |
13 |
Апрель 2021 года - май 2021 года |
Заключение партнерских договоров школ с низкими результатами обучения со школами с высокими результатами обучения. Разработка и реализация совместных проектов. |
Школы - участники проекта |
14 |
Апрель 2021 года - май 2021 года |
Заключение партнерских договоров школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях с школами-наставниками. Разработка и реализация совместных проектов. |
Школы - участники проекта |
15 |
Июль 2020 года; ноябрь 2020 года |
Проведение идентификации ОО |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру", ГБУ РМ "ЦОКО "Перспектива" |
16 |
Август 2021 года - сентябрь 2021 года |
Введение дополнительно в школах - участниках программы штатных должностей специалистов (психологов, дефектологов, логопедов), социальных педагогов и педагогов дополнительного образования. Подбор кадров |
МОУО |
17 |
Ноябрь 2021 года |
Проведение межрегионального семинара по распространению и внедрению в субъектах РФ моделей и механизмов финансовой и методической поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру" |
19 |
Декабрь 2021 года |
Анализ результатов реализации программы в 2021 году, подготовка итоговых отчетов, предложений по продолжению проекта. |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру" |
20 |
В течение года |
Информационное сопровождение реализации проекта в сети Интернет (сайт Министерства образования РМ, сайт ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ", специализированный сайт) |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру", МОУО, ОО |
21 |
В течение года |
Публикации в СМИ |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру", МОУО, ОО |
2022 год | |||
1 |
Январь 2022 года |
Актуализация региональной концепции поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях |
Министерство образования Республики Мордовия |
2 |
Январь 2022 года - февраль 2022 года |
Организация и проведение в 100% школ региона мониторинга образовательных результатов и внешних социальных условий работы с целью идентификация школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, с учетом критериев и показателей, анализ данных. |
ГБУ РМ "ЦОКО "Перспектива" |
3 |
Январь 2022 года - февраль 2022 года |
Обновление в соответствие с действующим законодательством пакета нормативных актов различного уровня, обеспечивающих реализацию программ. |
Министерство образования Республики Мордовия МОУО |
4 |
Январь 2022 года - декабрь 2022 года |
Консультирование и тьюторское сопровождение школ и педагогов, предоставление школам аналитических данных по результатам федеральных и муниципальных мониторингов и опыте работы по аналогичным темам |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру"; ГБУ РМ "ЦОКО "Перспектива"; муниципальные ИМЦ |
5 |
Январь 2022 года - декабрь 2022 года |
Обеспечение информационного сопровождения хода и результатов деятельности в рамках реализации ВЦП ГПРО |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру" |
6 |
Январь 2022 года - декабрь 2022 года |
Обеспечение деятельности региональных и муниципальных профессиональных объединений педагогов для совершенствования технологий обучения |
МОУО; ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру" |
7 |
Февраль 2022 года - март 2022 года |
Разработка и согласование муниципальных проектов поддержки школ и школьных проектов перехода в эффективный режим работы (в соответствии с актуализированным перечнем участников программы). Экспертиза проектов. |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру"; МОУО; РУМО |
8 |
Февраль 2022 года |
Актуализация состава региональных и муниципальных рабочих групп по реализации программ, назначение персональных кураторов школ и педагогов, участвующих в программах улучшения результатов |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру"; МОУО |
9 |
Февраль 2022 года - апрель 2022 года |
Актуализация содержания дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, моделей курсовой подготовки и дидактических материалов |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру" |
10 |
Февраль 2022 года; июнь 2022 года; ноябрь 2022 года |
Проведение входного, промежуточного и итогового мониторинга учебных достижений и качества образовательного процесса в школах - участниках проекта |
ГБУ РМ "ЦОКО "Перспектива" |
11 |
Март 2022 года - июнь 2022 года; август 2022 года - октябрь 2022 года |
Реализация адресных программ повышения квалификации руководящих и педагогических работников школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (согласно графику) |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру"; МОУО |
12 |
Апрель 2022 года - июнь 2022 года; сентябрь 2022 года - ноябрь 2022 года |
Подготовка и проведение на базе школ адресных и персонифицированных мероприятий для педагогических коллективов и отдельных педагогов. |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру"; муниципальные ИМЦ |
13 |
Апрель 2022 года - май 2022 года |
Заключение партнерских договоров школ с низкими результатами обучения со школами с высокими результатами обучения. Разработка и реализация совместных проектов. |
Школы - участники проекта |
14 |
Апрель 2022 года - май 2022 года |
Заключение партнерских договоров школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях с школами - наставниками. Разработка и реализация совместных проектов. |
Школы - участники проекта |
15 |
Июль 2020 года; ноябрь 2020 года |
Проведение идентификации ОО |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру", ГБУ РМ "ЦОКО "Перспектива" |
16 |
Август 2022 года - сентябрь 2022 года |
Введение дополнительно в школах - участниках программы штатных должностей специалистов (психологов, дефектологов, логопедов), социальных педагогов и педагогов дополнительного образования. Подбор кадров |
МОУО |
17 |
Ноябрь 2022 года |
Проведение межрегионального семинара по распространению и внедрению в субъектах РФ моделей и механизмов финансовой и методической поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру" |
18 |
Декабрь 2022 года |
Анализ результатов реализации программы в 2020 - 2022 годах, подготовка итоговых отчетов, предложений по продолжению проекта. |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру" |
19 |
В течение года |
Информационное сопровождение реализации проекта в сети Интернет (сайт Министерства образования РМ, сайт ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ", специализированный сайт) |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру", МОУО, ОО |
20 |
В течение года |
Публикации в СМИ |
ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру", МОУО, ОО |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Республики Мордовия от 28 апреля 2020 г. N 414 "Об утверждении региональной программы поддержки школ с низкими результатами обучения и функционирующих в неблагоприятных условиях в Республике Мордовия на 2020 - 2022 годы"
Вступает в силу со дня официального опубликования
Текст приказа опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования Республики Мордовия от 21 октября 2020 г. N 1262
Изменения вступают в силу с 21 октября 2020 г.