Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
администрации
Орловского района
от 27.03.2020 N 172-п
Муниципальная программа
"Формирование здорового образа жизни среди населения Орловского муниципального района на 2020 - 2024 годы"
Паспорт
муниципальной программы "Формирование здорового образа жизни среди населения Орловского муниципального района на 2020 - 2024 годы"
Ответственный исполнитель |
- Администрация Орловского района Кировской области |
Соисполнители, участники |
- КОГБУЗ "Орловская" центральная районная больница"; - Администрация Орловского городского поселения Кировской области; - Администрация Орловского сельского поселения Кировской области; - ОП "Орловское" МО МВД России "Юрьянский"; - Управление образования Орловского района Кировской области в составе: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Кузнецы Орловского района Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Чудиново Орловского района Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа N 1 им. Н.Ф.Зонова г. Орлова Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Колково Орловского района Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Русаново Орловского района Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа им. М.С. Кырчанова с. Тохтино Орловского района Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Цепели Орловского района Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N 1 г. Орлов Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N 3 г. Орлов Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида "Теремок" г. Орлов Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида "Калинка" г. Орлов Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида "Золотой ключик" д. Кузнецы Орловского района - КОГОБУ СШ г. Орлова - Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Орловского района Кировской области; - Отдел культуры и социальной работы администрации Орловского района Кировской области; - КОГАУ СО "МКЦСОН в Котельничском районе" Орловский отдел социального обслуживания населения. - МБУ "Спортивная школа г. Орлов"; - МКУК "Орловский краеведческий музей"; - МБУ "Центр культуры и досуга Орловского городского поселения"; - МКУ "Орловская централизованная клубная система"; - МКУК "Орловская централизованная библиотечная система"; - КОГПОАУ "Орловский колледж педагогики и профессиональных технологий"; - КОГПОБУ "Орлово-Вятский сельскохозяйственный колледж"; - ФГБПОУ "Орловское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа"; - МКОУДО "Дом детского творчества "Мозаика". |
Цели муниципальной программы |
- развитие системы мотивации граждан к ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек; - формирование условий и возможностей, стимулирующих граждан к ведению здорового образа жизни, что в конечном итоге должно привести к улучшению состояния здоровья населения и увеличению ожидаемой продолжительности жизни. |
Задачи муниципальной программы: |
- информационно-пропагандистская работа и организационно-методические мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни; - формирование приоритетов здорового образа жизни у населения Орловского муниципального района; - формирование мотивации к отказу от вредных привычек сокращению уровня потребления алкоголя, наркотиков, табачной продукции; - профилактика заболеваний путём проведения регулярного медицинского контроля, - содействие в формировании оптимального двигательного режима и правильного режима питания, соответствующих физиологическим особенностям и возрасту конкретного человека; - повышение устойчивости организма к вредному воздействию окружающей среды, стрессам, развитие с раннего детства здоровых привычек и навыков, умения справляться с собственными эмоциями; |
Основные мероприятия муниципальной программы |
- мероприятия, направленные на формирование представлений и знаний о рациональном и полноценном питании и здоровом образе жизни; - мероприятия, направленные на формирование регулярной двигательной активности и занятий физической культурой и спортом; - мероприятия, направленные на преодоление зависимостей (вредных привычек); - мероприятия, направленные на регулярность медицинского контроля; - мероприятия, направленные на формирование ценностей здорового образа жизни. |
Основные показатели (индикаторы) |
- увеличение удельного веса населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом от общего числа населения района с 2021 г - с 43,0% к 2024 г - до 51,2%; - уменьшение среднедушевого потребления алкоголя, литров; - уменьшение заболеваемости алкоголизмом на 100 тысяч населения, промилле; - уменьшение заболеваемости наркоманией на 100 тысяч населения, промилле; - снижение общей заболеваемости и временной нетрудоспособности среди населения Орловского муниципального района; - уменьшение смертности населения трудоспособности возраста, человек; - увеличение охвата населения диспансеризацией, человек |
Срок реализации муниципальной программы |
2020 - 2024 годы |
Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы |
Финансирование программы осуществляется за счет средств местного бюджета в объемах, предусмотренных программой и утвержденных решением Собрания депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год. Общий объем финансирования, направляемый для реализации программы, составляет 0 тыс. руб. из районного бюджета, в том числе по годам: 2020 год - 0 тыс. руб.; 2021 год - 0 тыс. руб.; 2022 год - 0 тыс. руб.; 2023 год - 0 тыс. руб.; 2024 год - 0 тыс. руб. Финансирование программы в 2020 году не предусмотрено, так как бюджет на 2019 год утвержден решением Орловской районной Думы 13.12.2020 г. N 37/3017. В настоящее время финансирование мероприятий по формированию здорового образа жизни осуществляется в рамках следующих муниципальных программ: "Развитие образования в Орловском районе Кировской области на 2014 - 2022 г.г."; "Профилактика правонарушений в муниципальном образовании Орловский муниципальный района на 2017 - 2020 г.г."; "Развитие физической культуры и спорта в Орловском районе" на 2014 - 2020 годы" При формировании местного бюджета на 2021 год будет предусмотрено финансирование мероприятий данной программы. |
Конечный результат реализации муниципальной программы |
- увеличение удельного веса населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом на 8,2% процентов; - уменьшение среднедушевого потребления алкоголя, литров; - уменьшение заболеваемости алкоголизмом на 100 тысяч населения, промилле; - уменьшение заболеваемости наркоманией на 100 тысяч населения, промилле; - снижение общей заболеваемость и временной нетрудоспособности населения района; - уменьшение смертности населения трудоспособности возраста на человек; - увеличение охвата населения диспансеризацией, человек. |
Общая характеристика
1. Географическая характеристика Орловского муниципального района
Территория Орловского района расположена в центральной части Кировской области. Район граничит с Юрьянским, Котельничским, Оричевским, Даровским, Мурашинским районами области. Районный центр - город Орлов - расположен на правом берегу реки Вятки в 50 км. от железнодорожной станции г. Котельнич. Связь с областным центром и соседними районами осуществляется автомобильным транспортом. Расстояние до областного центра - 77 км. Территорию района пересекает федеральная автодорога "Вятка". Географическое положение района является выгодным, что обусловлено незначительной удаленностью от крупных промышленных центров области - г. Кирова и г. Котельнича.
Площадь территории Орловского района - 1998 кв. км, что составляет 1,6% площади Кировской области. В административный состав муниципального района входит 1 сельское и 1 городское поселения. На территории района насчитывается 164 населенных пункта.
Климат в Орловском районе континентальный с продолжительной холодной зимой. Зима умеренно снежная. Высота снежного покрова в среднем 50 - 60 см. Средняя глубина промерзания почвы - от 65 до 105 см. Весной почва оттаивает в первую пятидневку мая. Продолжительность вегетационного периода составляет 157 - 163 дня, период активного роста - 116 - 120 дней.
2. Демографические характеристики
Численность населения Орловского муниципального района на 01.01.2019 составила 12420 человек (женщины - 6696 человек, мужчины - 5724 человек), в том числе сельского населения 4474 человек (женщины - 2388 человек, мужчины - 2086 человека). Доля городского населения составляет 64%, сельского - 36%. Всего детей - 1988 человек.
Наименование показателя |
2017 |
2018 |
2019 |
Рождаемость на 1000 населения |
9,3 |
5,94 |
6,96 |
Смертность на 1000 населения |
15,7 |
16.6 |
15,0 |
Естественный прирост на 1000 населения |
-6,4 |
-10,66 |
-8,04 |
Численность граждан трудоспособного возраста - 6399 человека, в том числе:
18 - 55/60 лет - 6152 человек (женщины - 2841 человек, мужчины - 3311 человек);
55/60 - 80 лет - 2761 человек (женщины - 1810 человек, мужчины - 951 человек);
80 лет и старше - 1366 человек (женщины - 924 человек, мужчины - 442 человек).
Численность населения старше трудоспособного возраста на 01.01.2019 составила 4121 человек (2018 год - 3993 человек, 2017 год - 3762 человек). Доля лиц трудоспособного возраста - 49%, старше трудоспособного возраста - 33%, младше трудоспособного - 18%. Сохраняется отрицательный прирост населения.
3. Заболеваемость и смертность от НИЗ в динамике.
Показатель распространенности всех болезней среди населения Орловского района за 2018 год составил _ 1342 _ на 1000 населения, из них среди взрослого населения - ____ 1208 ___ на 1000 населения, среди подростков - ___ 1345,8 _ на 1000 населения, среди детей - ___ 2171,4 ____ на 1000 населения.
Показатель распространенности болезней системы кровообращения среди взрослого населения в 2018 году составил ___ 354,3 ______ на 1000 населения, болезней органов дыхания среди взрослого населения в 2018 году - __ 181,5 ___ на 1000 населения, сахарным диабетом среди взрослого населения в 2018 году - ___ 41,5 ___ на 1000 населения.
Показатель распространенности травм и отравлений среди взрослого населения в 2018 году составил __ 58,7 ___ на 1000 человек. Показатель распространенности болезней среди населения старше трудоспособного возраста в 2018 году составил __ 592,4 ____ на 1000 человек (по сравнению с предыдущим периодом 1456.) Показатель первичной заболеваемости населения в 2018 году составил __592,8_____ на 1000 населения, из них среди взрослого населения - __ 390,7 ____ на 1000 населения, среди подростков - __ 757 ___ на 1000 населения, среди детей - ___ 1813 __ на 1000 населения.
Показатель заболеваемости за 2018 год онкологическими заболеваниями составил ___ 517 ____ на 100 тыс. населения, смертности - ___ 265 ___ на 100 тыс. населения, распространенности - __ 242,2 ____ на 100 тыс. населения. Одногодичная летальность от онкозаболеваний в 2018 году составила _44__%, запущенность - _31_%, активная выявляемость - _ 32,7 ___%.
Смертность населения ____ 15,0 ___ района в 2019 году составила на 1000 населения (2018 - __ 16,6 ____, в динамике снижение показателя на 1,6)
Смертность населения в трудоспособном возрасте за 2019 год составила __ 4,6 ____(2018 - __ 6,8 _, в динамике снижение показателя на 2,2).
4. Ресурсы в области охраны здоровья
КОГБУЗ "Орловская центральная районная больница" рассчитана на 70 коек, в том числе 44 коек круглосуточного пребывания и 26 коек дневного стационара.
В состав ЦРБ входят 2 ВОПа, 4 ФАПов и 5 фельдшерских здравпунктов кроме того, в состав ЦРБ входят: амбулаторно-поликлиническое отделение на 250 посещений в смену, детская консультация на 40 посещений, отделения стационара (терапевтическое (с койками неврологического профиля), хирургическое, педиатрическое.
Обеспеченность населения врачами в 2019 году составила ___ 15,5 __ на 10 тыс. населения (2018 - 16,1), средним медицинским персоналом - __ 69,3 __ на 10 тыс. населения (2018 - 68,4), врачами участковой службы - __ 5,7 __ на 10 тыс. населения (2018 - 4,8), врачами-терапевтами участковыми - __4,5__ на 10 тыс. населения (2018 - 4,5 _), врачами общей практики - __ 5,4 __на 10 тыс. населения (2018 - 2,6).
Укомплектованность врачебных должностей участковой службы составляет 81%, медицинских сестер участковой службы - 100%, врачами участковой службы - 88%, участков врачей общей практики врачами общей практики - 66,6%.
Число обращений за медицинской помощью в амбулаторных условиях в 2019 году составило __ 4,8 ___ на 1 жителя (2018 - 4,8), из них по заболеванию - _ 2,2 _ на 1 жителя (2018 - 2,1), с профилактической целью - __ 2,6 __ на 1 жителя (2018 - 2,6). Доля обращений по заболеванию составила в 2019 году _46___%, с профилактической целью - _ 54 _% (2018 - 55%).
5. Распространенность факторов риска развития НИЗ:
Фактор риска |
Абс. количество |
Распространенность (на 1000 чел.) |
Повышенный уровень артериального давления (повышенное кровяное давление при отсутствии диагноза гипертензии) |
509 |
308,5 |
Гипергликемия неуточненная (повышенное содержание глюкозы в крови) |
112 |
67,9 |
Избыточная масса тела (анормальная прибавка массы тела) |
553 |
335,2 |
Курение табака (употребление табака) |
301 |
182,4 |
Риск пагубного потребления алкоголя (употребление алкоголя) |
98 |
59,4 |
Риск потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача (употребление наркотиков) |
9 |
5,5 |
Низкая физическая активность (недостаток физической активности) |
452 |
273,9 |
Нерациональное питание (неприемлемая диета и вредные привычки питания) |
722 |
437,6 |
Отягощенная наследственность по злокачественным новообразованиям (в семейном анамнезе ЗНО), отягощенная наследственность по сердечно-сосудистым заболеваниям (в семейном анамнезе ОНМК, ИБС и другие болезни сердечно-сосудистой системы), отягощенная наследственность по хроническим болезням нижних дыхательных путей (в семейном анамнезе БА и другие хронические заболевания нижних дыхательных путей), отягощенная наследственность по сахарному диабету (в семейном анамнезе СД) |
603 |
365,5 |
Высокий абсолютный суммарный сердечно-сосудистый риск |
510 |
309,1 |
Очень высокий абсолютный суммарный сердечно-сосудистый риск |
367 |
222,4 |
Охрана здоровья населения Российской Федерации является одним из основных направлений социальной политики государства и нацелена на улучшение демографической ситуации, увеличение продолжительности жизни и сокращение уровня смертности населения.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Комплекс мероприятий по формированию здорового образа жизни включает в себя:
- формирование навыков здорового питания; популяризация спорта;
- сохранение репродуктивного здоровья;
- меры по профилактике вредных привычек (злоупотребление алкогольной, табачной и наркотической продукцией);
- информирование населения о пагубном воздействии вредных привычек, о мероприятиях программы по здоровому образу жизни на территории Николаевского муниципального район, о формах и возможностях здорового время препровождения, профилактическую работу по имеющимся заболеваниям.
Основная цель мероприятий по формированию здорового образа жизни - предостеречь человека от болезней, пока он ещё здоров и в наибольшей степени способен к реализации своего физического и интеллектуального потенциала.
Доминирующими факторами риска, влияющими на возникновение заболевания, являются:
- гиподинамия,
- нерациональное питание,
- психического перенапряжение,
- стрессы,
- вредные привычки,
- избыточная масса тела.
Низкий уровень мотивации населения к сохранению своего здоровья и отказа от вредных привычек во многом связан с негативным воздействием средств массовой информации, провоцирующих формирование вредных привычек и распространяющих псевдотрадиционную культуру нездорового образа жизни, и с неинформированностью населения о своих правах и обязанностях в сфере здорового образа жизни, о возможностях посещения спортивных клубов, площадок и мероприятий, с незнанием санитарно-гигиенических норм, правил и условий труда.
Муниципальная программа "Формирование здорового образа жизни среди населения Орловского муниципального района на 2020 - 2024 годы" (далее - Программа) включает в себя мероприятия по формированию потребности быть здоровым у населения муниципального образования:
- содействие в формировании оптимального двигательного режима и правильного режима питания, соответствующих физиологическим особенностям и возрасту конкретного человека;
- профилактика заболеваний путём проведения регулярного медицинского контроля,
- формирование мотивации к отказу от вредных привычек сокращению уровня потребления алкоголя, наркотиков, табачной продукции;
- повышение устойчивости организма к вредному воздействию окружающей среды, стрессам, развитие с раннего детства здоровых привычек и навыков, умения справляться с собственными эмоциями;
- информационно - пропагандистская работа и организационно - методические мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни;
В основу успешной реализации Программы положены следующие принципы:
- программные мероприятия должны быть доступны для всех жителей Орловского муниципального района вне зависимости от социального статуса, уровня доходов и места жительства;
- программные мероприятия должны охватывать все возрастные и социальные группы населения: детей, молодёжь, трудоспособное население, граждан пожилого возраста.
Цель и задачи Программы
Цель Программы:
- развитие системы мотивации граждан к ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек;
- формирование условий и возможностей, стимулирующих граждан к ведению здорового образа жизни, что в конечном итоге должно привести к улучшению состояния здоровья населения и увеличению ожидаемой продолжительности жизни.
Задачи Программы:
- информационно-пропагандистская работа и организационно-методические мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни;
- формирование приоритетов здорового образа жизни у населения Орловского муниципального района;
- формирование мотивации к отказу от вредных привычек сокращению уровня потребления алкоголя, наркотиков, табачной продукции;
- профилактика заболеваний путём проведения регулярного медицинского контроля,
- содействие в формировании оптимального двигательного режима и правильного режима питания, соответствующих физиологическим особенностям и возрасту конкретного человека;
- повышение устойчивости организма к вредному воздействию окружающей среды, стрессам, развитие с раннего детства здоровых привычек и навыков, умения справляться с собственными эмоциями.
Основные мероприятия Программы
- мероприятия, направленные на формирование представлений и знаний о рациональном и полноценном питании и здоровом образе жизни;
- мероприятия, направленные на формирование регулярной двигательной активности и занятий физической культурой и спортом;
- мероприятия, направленные на преодоление зависимостей (вредных привычек);
- мероприятия, направленные на регулярность медицинского контроля;
- мероприятия, направленные на формирование ценностей здорового образа жизни.
Мониторинг и оценка программы
В результате целенаправленной работы по формированию здорового образа жизни у населения Орловского района предполагается достичь положительной динамики следующих показателей:
- увеличение удельного веса населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, процентов;
- уменьшение среднедушевого потребления алкоголя, литров;
- уменьшение смертности населения трудоспособности возраста, человек;
- увеличение охвата населения диспансеризацией, человек
Общая характеристика системы управления здравоохранением
Реализация Программы будет осуществляться на основе межведомственного взаимодействия, в соответствии с планом мероприятий.
Организацию и управление всем комплексом работ по реализации Программы осуществляет Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Орловская центральная районная больница" (далее - КОГБУЗ "Орловская ЦРБ" соисполнитель) и администрация Орловского района (далее - исполнитель), являющееся государственным заказчиком-координатором Программы.
Администрация Орловского района:
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
- подготавливает в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий,
- уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
- подготавливает отчет о ходе реализации Программы;
- разрабатывает перечень целевых показателей для контроля за ходом реализации Программы;
- обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
- осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому программному мероприятию;
- осуществляет координацию деятельности соисполнителей Программы по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств бюджета Орловского района;
- готовит доклад о реализации Программы для заслушивания на Орловской районной Думе.
Внесение изменений в Программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо во исполнение поручений главы муниципального района, в том числе с учетом результатов оценки эффективности реализации Программы.
Решение об изменении программных мероприятий и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы может быть принято в связи с сокращением финансирования вследствие кризисных явлений в экономике, по результатам оценки эффективности проводимых мероприятий на основе анализа показателей (индикаторов) Программы, а также в случае изменения нормативной правовой базы в сфере реализации Программы.
Ответственный исполнитель Программы размещает на официальном сайте администрации муниципального района в сети "Интернет" информацию о Программе, ходе ее реализации, достижении значений показателей (индикаторов) Программы, степени выполнения мероприятий Программы.
Для выполнения конкретных мероприятий по реализации программы основными исполнителями могут создаваться межведомственные группы. Ход и выполнение мероприятий программы могут быть рассмотрены на совещаниях при заместителе главы Орловского муниципального района (по социальным вопросам).
Организационные мероприятия заключаются в координации действий структурных подразделений администрации Орловского района заместителем главы администрации Орловского района по социальным вопросам в ходе реализации мероприятий программы.
Ответственный исполнитель ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, готовит сводный отчет о ходе выполнения и финансирования мероприятий Программы, ежегодно в срок до 01 марта года, следующего за отчетным, готовит доклад о ходе реализации Программы за отчетный год.
Соисполнители (участники) Программы:
- несут персональную ответственность за их качественное и своевременное выполнение, рациональное использование выделяемых на реализацию мероприятий финансовых средств.
- несет ответственность за достижение показателей (индикаторов) Программы;
- готовит предложения о внесении изменений в Программу;
- ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют ответственному исполнителю результаты реализации Программы на 1 квартал, полугодие, 9 месяцев текущего финансового года с пояснительной запиской;
- предоставляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для подготовки годового отчета, о ходе реализации и об оценке эффективности Программы;
- осуществляет реализацию мероприятий муниципальной программы, в отношении которых он является соисполнителем;
- представляет ответственному исполнителю сведения, необходимые для проведения мониторинга (срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) и подготовки годового отчета, в срок до 10 февраля года, следующего за отчетным;
- представляет ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности Программы;
- представляет ответственному исполнителю копии актов выполнения работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным контрактам в рамках реализации мероприятий Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.