2 ноября 2001 г.
Принят Постановлением Алтайского краевого Законодательного
Собрания от 4 марта 1996 г. N 66
I. Общие положения
Настоящий Закон края принят в соответствии со статьями 11, 72 и 73 Конституции Российской Федерации, Федеральным Законом "О естественных монополиях", Уставом (Основным Законом) Алтайского края с целью конкретизации норм Федерального Закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и определяет экономические, организационные и правовые основы функционирования краевой (региональной) энергетической системы, государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию на территории края.
Статья 1. Основные понятия, используемые в данном Законе края
В настоящем Законе края применяются следующие основные понятия:
ценообразование - деятельность хозяйствующих субъектов, представительного (законодательного) и исполнительного органов государственной власти края по определению стоимости производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии (мощности), а также по применению и контролю за этими ценами (тарифами);
тарифы на электрическую и тепловую энергию (далее - тарифы) - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты и взимается плата за произведенные услуги по производству, передаче и распределению электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности);
регулирование тарифов - деятельность органов государственной власти края по обоснованию затрат и необходимой прибыли на производство, передачу и распределение электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности), а также разработке системы тарифов, отвечающих задачам надежного и эффективного энергообеспечения потребителей;
энергоснабжающая организация - коммерческая организация, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии;
потребитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование (покупку) электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью);
региональный рынок электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности) - сфера купли-продажи электрической энергии и (или) тепловой энергии, осуществляемая ее хозяйствующими субъектами в пределах территории края;
субъекты регионального рынка электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности) - юридические лица, осуществляющие куплю-продажу электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности), а также предоставляющие услуги на региональном рынке электрической и тепловой энергии (мощности);
краевая энергетическая система (далее - энергосистема) - это совокупность коммерческих организаций, обеспечивающих производство, транспортировку и распределение электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии потребителям на территории края и за ее пределами с единым подходом к определению и пересмотру тарифов. Краевая энергосистема взаимодействует с другими энергосистемами Единой энергетической системы России в соответствии с заключаемыми договорами. Организации энергетической системы действуют по общим технологическим, эксплуатационным и иным нормам, устанавливаемым в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и края, и несут ответственность за надлежащее исполнение своих обязанностей по обеспечению потребителей электрической и (или) тепловой энергией в объемах и параметрах, установленных законодательством, нормативными актами и хозяйственными договорами.
Статья 2. Разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и органа исполнительной власти края по вопросам регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию
Разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и органа исполнительной власти края в управлении энергосистемой осуществляется в целях:
сохранения единства краевой энергосистемы как составной части единой энергетической системы России;
сочетания интересов федеральных, краевых органов власти и местного самоуправления, организаций краевой энергосистемы и потребителей электрической и (или) тепловой энергии;
сохранения гарантированного обеспечения потребителей края электрической и (или) тепловой энергией.
II. Цели и задачи государственного регулирования тарифов
Статья 3. Сущность государственного регулирования тарифов
Тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями, подлежат государственному регулированию. Государственное регулирование тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Законе, экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов.
При регулировании тарифов обосновываются и анализируются все статьи затрат, относимые на себестоимость продукции в соответствии с нормативными актами, действующими на момент регулирования тарифов.
Срок действия установленных тарифов не может быть менее трех месяцев.
Статья 4. Цели государственного регулирования тарифов
Государственное регулирование тарифов обусловлено естественной монополией энергоснабжающих организаций и осуществляется в целях:
защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов на электрическую и тепловую энергию;
обеспечение минимальных затрат на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии за счет оптимального подбора как поставщиков энергии, так и поставщиков топлива и продукции производственно-технического назначения;
создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии;
формирования конкурентной среды в электроэнергетическом комплексе для повышения эффективности его функционирования и минимизации тарифов;
создания экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий в производственных процессах;
обеспечение баланса интересов потребителей и производителей в сфере энергоснабжения;
обеспечение юридическим лицам равного доступа на краевой рынок.
Статья 5. Принципы государственного регулирования тарифов
При государственном регулировании тарифов должны соблюдаться следующие основные принципы:
осуществление поставок электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) всем потребителям по тарифам, утвержденным в установленном порядке;
определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов с учетом анализа и сопоставления затрат за предшествующие периоды регулирования тарифов;
учет инвестиционной составляющей в тарифах с целью осуществления расширенного воспроизводства краевой энергосистемы, финансирования мероприятий по экономии энергетических ресурсов, использования альтернативных видов топлива и нетрадиционных источников энергии в соответствии с инвестиционными программами, принятыми органами исполнительной власти края и местного самоуправления;
сохранение дифференцированных тарифов на электроэнергию сельским товаропроизводителям и тепловую энергию жилищно-строительным кооперативам;
открытость, доступность для потребителей и общественности материалов краевой энергетической комиссии по рассмотрению и утверждению тарифов на электрическую и тепловую энергию;
создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций;
определение размера средств на оплату труда, включаемых в тарифы, с коэффициентом 0,7 к фактическому индексу роста цен потребительских товаров по краю за предшествующий период;
учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденного тарифа;
учет фактических данных роста индекса потребительских цен по данным статистических органов края;
выбор поставщиков энергетического оборудования и подрядных организаций по энергетическому и электросетевому строительству на конкурсной основе.
III. Органы регулирования тарифов и их полномочия
Статья 6. Орган государственного регулирования тарифов в крае
Органом государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергосистемой потребителям края, является краевая энергетическая комиссия, осуществляющая государственное регулирование тарифов по вопросам, отнесенным в соответствии с Федеральным Законом к ее полномочиям, а также настоящим Законом.
Для организационного обеспечения деятельности краевой энергетической комиссии образуется аппарат, численность которого утверждается администрацией края.
Состав комиссии утверждается главой администрации. Председатель комиссии является одним из заместителей главы администрации края.
Кандидатура на должность председателя краевой энергетической комиссии согласовывается с Федеральной энергетической комиссией.
Комиссия действует на основании Положения, утверждаемого главой администрации края.
Статья 7. Нормативно-методическая основа деятельности органов государственного регулирования тарифов
Краевая энергетическая комиссия и органы местного самоуправления в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации, работают на единой нормативно-методической основе, утверждаемой Правительством Российской Федерации, и независимы в своих решениях в пределах полномочий, представленных им Федеральным Законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и настоящим Законом.
Краевая энергетическая комиссия в своей деятельности руководствуется также нормативными правовыми актами края, принятыми в пределах его полномочий.
Статья 8. Полномочия комиссии
Комиссия наделяется следующими полномочиями:
установление экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории края, а также размера платы за услуги по передаче электроэнергии по сетям, исходя из основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию, установленных Правительством Российской Федерации;
внесение предложений по целевым программам развития электроэнергетики, принимаемым федеральными органами государственной власти и затрагивающим интересы края;
согласование предложений о размещении и расширении энергоснабжающих организаций, деятельность которых затрагивает интересы края;
проверка хозяйственной деятельности энергоснабжающих организаций, для которых тарифы устанавливаются краевой энергетической комиссией, по вопросам формирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию;
участие в формировании балансов электрической энергии (мощности);
установление для отдельных категорий потребителей края дифференцированных тарифов при наличии источников покрытия выпадающих доходов краевой энергосистемы;
анализ структуры затрат потребителей энергоресурсов на территории края;
определяет перечень энергоснабжающих организаций, в отношении которых регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется органами местного самоуправления (кроме организаций муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливаются органами местного самоуправления);
определяет сферы регулирования и формирует реестр организаций, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль;
осуществляет контроль за необоснованным перенесением издержек других видов хозяйственной деятельности, не относящихся к сфере регулирования и организационно не отделенных от естественно монопольных видов деятельности регулируемых организаций, на регулируемые цены и тарифы;
определяет ограничения по включению затрат по отдельным статьям при установлении тарифов на тепло- и электроэнергию;
иные полномочия, установленные действующим законодательством.
Сведения, составляющие коммерческую тайну, представляемые в краевую энергетическую комиссию и органам местного самоуправления, а также получаемые при проверках хозяйственной деятельности, не подлежат разглашению.
Статья 9. Органы, осуществляющие государственное регулирование тарифов на тепловую энергию на уровне местного самоуправления
Перечень энергоснабжающих организаций, входящих в сферу регулирования органов местного самоуправления, утверждается краевой энергетической комиссией (кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности).
Органы местного самоуправления в соответствии с установленным перечнем энергоснабжающих организаций определяют экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, поставляемую ими потребителям, расположенным на территории, подведомственной органу местного самоуправления, в соответствии с настоящим Законом и нормативными актами Российской Федерации.
Статья 10. Разрешение разногласий и споров, возникающих при государственном регулировании тарифов
Законом Алтайского края от 2 ноября 2001 г. N 86-ЗС часть первая статьи 10 настоящего Закона изложена в новой редакции
В случаях возникновения разногласий, связанных с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию, потребители и поставщики электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности), а также органы местного самоуправления могут обратиться в энергетическую комиссию и (или) в суд в установленном законодательством порядке.
Потребители, поставщики электрической энергии (мощности) тепловой энергии (мощности), органы местного самоуправления, а также краевая энергетическая комиссия могут обратиться для разрешения разногласий в Федеральную энергетическую комиссию.
При обращении в Федеральную энергетическую комиссию стороны уплачивают сбор, размер и порядок уплаты которого определяется правительством Российской Федерации, суммы поступлений от сбора зачисляются в федеральный бюджет.
Статья 11. Приведение нормативных актов в соответствие с настоящим краевым Законом
Нормативные правовые акты края по вопросам государственного регулирования тарифов приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
Статья 12. Вступление настоящего закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации края |
Л.А.Коршунов |
г. Барнаул
4 марта 1996 года
N 15-ЗС
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Алтайского края от 4 марта 1996 г. N 15-ЗС "Об энергетической системе и государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию на территории края"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Алтайская правда" от 14 марта 1996 г. N 50, Сборнике законодательства Алтайского края, март 1996 г. N 20, с.18
Законом Алтайского края от 5 июня 2006 г. N 52-ЗС настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Алтайского края от 31 декабря 2004 г. N 70-ЗС
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Закон Алтайского края от 8 сентября 2003 г. N 38-ЗС
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Алтайского края от 2 ноября 2001 г. N 86-ЗС
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона в газете "Алтайская правда"