Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.3.041-2020
"Методические рекомендации по армированию асфальтобетонных слоёв дорожных одежд стальными сетками"
(рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 12 августа 2020 г. N 2511-р)
Предисловие
1 Разработан ООО "Группа Битум РУС" и ООО "БитумРус" совместно с АО "Институт "Стройпроект" при участии к.т.н. Н.Н. Беляева (научный руководитель), инж. А.Ю. Вишневецкой, к.т.н. Д.В. Герчина, к.т.н. Г.Н. Ширунова, инж. А.В. Шутрова
2 Внесен Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства
3 Издан на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от "12" августа 2020 г. N 2511-р
4 Имеет рекомендательный характер
5 Введен взамен ОДМ 218.3.041-2014
1 Область применения
1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ устанавливает рекомендации по проектированию и строительству новых и реконструируемых, а также по ремонту и капитальному ремонту существующих жестких и не жестких дорожных одежд с асфальтобетонными слоями, армированными стальными сетками.
1.2 Методические рекомендации содержат основные требования к стальной сетке, предназначенной для армирования асфальтобетонных слоев и её технические характеристики, описание технологии армирования при строительстве и ремонте автомобильных дорог. Особое внимание уделено вопросам подготовки основания для укладки стальной сетки и её закрепления, а также контролю качества работ.
2 Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 2715-75* Сетки металлические проволочные. Типы, основные параметры и размеры
ГОСТ 32708-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный и дробленый. Определение содержания глинистых частиц методом набухания
ГОСТ 32729-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Метод измерения упругого прогиба нежестких дорожных одежд для определения прочности
ГОСТ 32825-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений
ГОСТ 33030-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение дробимости
ГОСТ 33049-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение сопротивления дроблению и износу
ГОСТ 33101-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения ровности
ГОСТ 33109-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение морозостойкости
ГОСТ Р 50575-93 (ИСО 7989-88) Проволока стальная. Требования к цинковому покрытию и методы испытания покрытия
ГОСТ Р 51285-99 Сетки проволочные крученые с шестиугольными ячейками для габионных конструкций. Технические условия
ГОСТ Р 52128-2003 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия
ГОСТ Р 54401-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси литые асфальтобетонные дорожные горячие и асфальтобетон литой дорожный. Технические условия
ГОСТ Р 58401.1-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования
ГОСТ Р 58401.2-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования
ГОСТ Р 58406.1-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-мастичные асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия
ГОСТ Р 58406.2-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон.
ПНСТ 265-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование нежестких дорожных одежд
СП 34.13330.2012 Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* "Автомобильные дороги"
СП 78.13330.2012 Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги"
Примечание - При пользовании настоящим методическим документом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов, составленных по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:
армирующий слой: Композитный слой, состоящий из армирующей сетки и заполняющего ячейки сетки материала дорожного покрытия;
армированный слой: Слой асфальтобетона, находящийся в зоне депланации и обладающий, в результате армирования, повышенными прочностными и упругими свойствами;
зона депланации: Слой асфальтобетона, прилегающий к армирующему слою и вовлекаемый в деформацию при выдергивании из него армирующего слоя.
литая эмульсионно-минеральная смесь (ЛЭМС): Смесь, состоящая из каменного материала, битумной эмульсии, минерального наполнителя, воды и специальных добавок, подобранных в определенных пропорциях и смешанных при помощи специализированного оборудования при температуре не менее 10 °С;
отраженные трещины: Трещины в асфальтобетонном покрытии, быстро развивающиеся над существующими трещинами или швами в нижележащих слоях дорожной одежды. Отраженные трещины образуются по механизму усталостного трещинообразования.
проволочная сетка двойной скрутки (двойного кручения): Неразрывная сетка, изготовленная из проволочных пар с периодическими двойными скрутками, которые связываются двойными скрутками со смежными аналогичными проволочными парами, образуя между собой шестиугольные ячейки;
стальная проволока двойного кручения: Две проволоки, скрепленные между собой посредством двойного кручения. При этом исходным материалом для неё является стальная оцинкованная проволока.
размер ячейки сетки: Расстояние между скрутками с учетом размера одной скрутки;
скрутка проволок: Свивка двух проволок в одном направлении на полный оборот 360°, проволоки вращаются в одном направлении, минимальное количество скруток три;
срок службы дорожной одежды: Календарная продолжительность эксплуатации дорожной одежды с предусмотренным техническим обслуживанием и ремонтными работами до состояния, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна;
сетка стальная: Сетка двойного кручения с шестиугольными ячейками из стальной проволоки с цинковым покрытием, укреплённая армирующим плоским скрученным прутом, расположенным в поперечном направлении;
трещины на дорожном покрытии: Разрушения дорожного покрытия, выразившиеся в нарушении сплошности покрытия, возникшие в результате воздействия транспортных средств и природно-климатических факторов, и образованные в поперечном и продольном направлениях, а также по диагонали (косые) и в виде сетки трещин;
фрезерование покрытия: Разрушение покрытия с использованием специальных фрез, оснащённых фрезерным валом с закреплёнными на нём резцами и фронтальным транспортёром для погрузки отфрезерованного материала в транспортные средства.
4 Требования к стальной сетке для армирования асфальтобетонных слоев дорожных одежд
4.1 Для изготовления сетки проволочной двойного кручения с шестиугольными ячейками применяется проволока с антикоррозийным покрытием в соответствии с ГОСТ Р 51285-99. Выбор параметров антикоррозионного покрытия определяется проектом с учетом слабоагрессивной среды эксплуатации армирующей сетки внутри монолитного слоя асфальтобетонного покрытия. Для конструктивных элементов дорожных одежд, рекомендуется выбирать антикоррозийное покрытие проволоки со сроком службы не менее 25 лет.
Минимальное количество антикоррозионного покрытия для проволоки ячеек должно быть не менее 100 для сеток из проволоки с цинковым покрытием.
Для изготовления армирующих плоских скрученных прутов применяется металлическая арматура с плотным антикоррозийным покрытием в соответствии с ГОСТ Р 50575-93.
Минимальное количество антикоррозионного покрытия для поперечных скрученных прутов должно быть не менее 100 для арматуры с цинковым покрытием.
Испытания антикоррозийных покрытий на стальной проволоке и на арматуре для поперечных прутов по массе и качеству проводится в соответствии с ГОСТ Р 50575-93. Антикоррозионное покрытие не должно отслаиваться от стальной проволоки или от поперечного стержня при навивании 6 витков на стержень (оправку) диаметром, равным четырёхкратному диаметру проволоки или четырёхкратному наименьшему размеру поперечного сечения стержня. После испытания покрытие должно иметь прочное сцепление со стальной основой и не должно растрескиваться или отслаиваться до такой степени, чтобы чешуйки покрытия можно было удалить с поверхности проволоки пальцами.
4.2 Размеры ячейки сетки, диагонали ячейки, диаметр проволоки указаны в таблице 5.1 и должны соответствовать ГОСТ Р 51285-99. Схема сетки указана на рисунке 5.1.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "таблице 5.1" и "рисунке 5.1" следует читать "таблице 4.1" и "рисунке 4.1"
4.3 Рекомендуется, при легком типе сетки применять проволоку диаметром 2,2 мм, при среднем типе - 2,4 мм и при тяжелом типе - 2,7 мм, с допустимым отклонением в диаметре проволоки мм. Сетка имеет шестиугольные ячейки и жесткие в поперечной плоскости крепления из плоских скрученных прутов профилем 6,0х2,0 мм - при диаметре проволоки 2,2 мм и 7,0х3,0 мм - при диаметре проволоки 2,4 мм и 2,7 мм, располагаемые на расстоянии 235, 265 или 285 мм в зависимости от размера ячейки (рисунок 4.1, таблица 4.1).
1 - плоский скрученный прут; 2 - проволока; 3 - размер ячейки; 4 - размер диагонали ячейки; 5 - расстояние между прутами
Рисунок 4.1 - Конструкция стальной сетки
Допустимые геометрические отклонения профиля плоских скрученных прутов +18/-4%. Допустимое отклонение расстояния между скрученными прутами составляет
мм.
По заявке Заказчика расстояние между прутами может быть изменено в соответствии с проектом или заказом.
Таблица 4.1 - Параметры ячеек сетки
Размер ячейки, мм |
Размер диагонали, мм |
Предельное отклонение размеров, % |
Диаметр проволоки, мм |
Сечение поперечных стержней, мм |
Шаг поперечных стержней, мм |
60 |
80 |
+18/-4 |
2,2 |
2х6 |
|
2,4 |
3х7 |
||||
2,7 |
3х7 |
||||
80 |
100 |
+16/-4 |
2,2 |
2х6 |
|
2,4 |
3х7 |
||||
2,7 |
3х7 |
||||
100 |
120 |
+16/-4 |
2,2 |
2х6 |
|
2,4 |
3х7 |
||||
2,7 |
3х7 |
4.4 Прочность при растяжении проволоки сетки должна быть от 35 до 50 (340 ... 490 ) в зависимости от диаметра проволоки. Удлинение проволоки при разрыве должно быть не более 12%.
Решение о применении того или иного типа стальной сетки в каждом конкретном случае принимает проектная организация на основании положений настоящего ОДМ и результатов проверочного расчета в зависимости от состава и интенсивности движения, климатических и грунтово-гидрологических условий, а также толщины конструктивных слоев дорожной одежды.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.6 Стальная сетка должна поставляться в рулонах длиной, как правило, 50...65 м. Допустимые отклонения по длине длины. Ширина рулона может быть от 1 м до 4,2 м. По заявке Заказчика длина и ширина рулона может быть изменена в соответствии с проектом или заказом.
Соответствующую ширину рулона выбирают в зависимости от ширины армируемого покрытия автомобильной дороги. Допустимые отклонения по ширине см. Развернутый рулон сетки не должен иметь видимых повреждений. Структура расположения ячеек должна быть равномерная.
4.7 Сетка должна складироваться, паковаться и храниться в рулонах таким образом, чтобы избежать её повреждения. Рулоны укладываются горизонтально на сухой и ровной поверхности. Рулоны могут укладываться один на другой максимально в девять слоев.
4.8 Технические характеристики стальной сетки для армирования асфальтобетонных слоёв представлены в таблице 4.2. Классификация стальных сеток для армирования асфальтобетонных покрытий по типам представлена в таблице 4.3.
Таблица 4.2 - Технические характеристики стальной сетки
Диаметр проволоки, мм |
Размер поперечного сечения прута, мм |
Размер ячейки, мм |
Нагрузка при разрыве продольная (справочно), кН/м |
Нагрузка при разрыве поперечная (справочно), кН/м |
Масса сетки (справочно), |
2,7 |
7,0х3,0 |
60х80 80х100 100х120 |
>40 |
>50 |
1,73 |
2,4 |
7,0х3,0 |
60х80 80х100 100х120 |
>40 |
>50 |
1,45 |
2,2 |
6,0х2,0 |
60х80 80х100 100х120 |
>32 |
>32 |
1,30 |
Таблица 4.3 - Классификация стальных сеток для армирования асфальтобетонных покрытий по типам
Тип сетки |
Рекомендуемые параметры сетки |
Допускаемые параметры сетки |
||||
Диаметр проволоки, мм |
Размер поперечного сечения прута (высота х толщина),мм |
Размер ячейки, мм |
Диаметр проволоки, мм |
Размер поперечного сечения прута (высота х толщина), мм |
Размер ячейки, мм |
|
Тяжелый тип (Т) |
2,7 |
7,0х3,0 |
60х80 |
2,4 |
7,0х3,0 |
60х80 |
Средний тип (С) |
2,4 |
7,0х3,0 |
80х100 |
2,7 |
7,0х3,0 |
80х100 |
2,7 |
7,0х3,0 |
100х120 |
||||
2,2 |
6,0х2,0 |
60х80 |
||||
Легкий тип (Л) |
2,2 |
6,0х2,0 |
100х120 |
2,4 |
7,0х3,0 |
100х120 |
2,2 |
6,0х2,0 |
80х100 |
4.9 Параметры, материал и основные предельные размеры сеток должны соответствовать [14].
5 Способы армирования стальными сетками асфальтобетонных слоев нежёстких дорожных одежд
5.1 Возможны следующие способы применения стальных сеток при ремонте и капитальном ремонте нежёстких дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием:
- устройство слоёв усиления из асфальтобетонных смесей поверх старого асфальтобетонного покрытия без нарушения его сплошности;
- устройство слоёв усиления из асфальтобетонных смесей поверх старого асфальтобетонного покрытия с предварительным фрезерованием старого асфальтобетонного покрытия;
- устройство слоёв усиления из асфальтобетонных смесей поверх старого асфальтобетонного покрытия после его холодного рисайклинга.
5.2 Необходимые способы усиления, материалы и конструкции дорожных одежд назначают с учётом состояния асфальтобетонного покрытия, несущей способности существующей дорожной одежды, интенсивности дорожного движения, климатических и грунтово-гидрологических условий.
5.3 Состояние асфальтобетонного покрытия перед ремонтом или усилением допускается определять согласно методики, приведенной в ГОСТ 32729-2014.
5.4 Расчёт толщины слоёв усиления осуществляют после инструментального обследования и расчетов в соответствии с действующими нормативными документами и положениями раздела 7 данных Методических рекомендаций.
5.5 При новом строительстве дорожной одежды стальную сетку можно укладывать и закреплять непосредственно на поверхности нижележащего слоя дорожной одежды из асфальтобетона, а также на поверхности основания из органоминеральных смесей или на поверхности слоев основания из обработанных неорганическим вяжущим материалов.
5.6 При ремонте и капитальном ремонте, стальную армирующую сетку рекомендуется укладывать на выравнивающий слой из асфальтобетона толщиной не менее 4 см. Выравнивающий слой одновременно является армированным слоем, дополнительно усиливающим дорожную одежду. Поэтому толщина и тип асфальтобетона выравнивающего слоя обосновываются проверочным расчетом в соответствии с требованиями п. 7 настоящего ОДМ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту имеется в виду "раздел 7"
Укладку стальной сетки на выравнивающий слой следует производить не ранее, чем через 2 ... 3 часа после его устройства.
5.7 Допускается укладывать стальную сетку на основание без устройства выравнивающего слоя в тех случаях, когда основание состоит из материала, к которому сетка может быть закреплена дюбелем и т. п. (см. п.11.10). При этом продольная и поперечная ровность основания, а также его поперечные уклоны должны соответствовать действующим нормам СП 78.13330.2012. На поверхности основания не должно быть не загерметизированных трещин шириной более 5 мм и не заделанных ямок или выбоин глубиной более 1 см и размером, превышающим размер ячейки сетки. Герметизация трещин и заделка ямок производятся с целью сокращения расхода ЛЭМС и могут выполняться любыми ремонтными материалами или смесями, в том числе укладываемыми в холодном состоянии. Отсутствие выравнивающего слоя должно быть обоснованно проверочным прочностным расчетом в соответствии с требованиями п. 7 настоящего ОДМ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "п.11.10" следует читать "п.10.10"
5.8 В том случае, когда образование отраженных трещин является критерием долговечности дорожного покрытия (как при ремонте, так и при новом строительстве), суммарную толщину армирующего слоя и слоев асфальтобетонного покрытия над ним рекомендуется принимать не менее величины, указанной в Приложении Г.
Допускается принимать иную суммарную толщину армирующего слоя и слоев асфальтобетонного покрытия над ним, при ее обосновании расчетом в соответствии с ПНСТ 265-2018 и положениями п. 7 настоящего ОДМ.
6 Подготовка к усилению армированными асфальтобетонными слоями цементобетонных покрытий автомобильных дорог
6.1 Для восстановления эксплуатационного состояния цементобетонных покрытий автомобильных дорог применяют следующие основные способы усиления жёстких дорожных одежд:
- устройство слоев усиления из асфальтобетонных смесей поверх старого цементобетонного покрытия без нарушения его сплошности;
- то же с предварительной фрагментацией старого цементобетонного покрытия и тщательным уплотнением материала основания. Фрагментацию цементобетонного покрытия производят на фрагменты от 0,5х0,5 м до 1,5х1,5 м. Результатом фрагментации должно стать полное отсутствие перемещения фрагментов цементобетона в вертикальном направлении;
- то же с предварительным дроблением старого цементобетонного покрытия (виброрезонансным или другим способами), тщательным уплотнением материала основания.
6.2 В зависимости от принятого способа усиления жёсткой дорожной одежды стальную сетку укладывают:
- на старое цементобетонное покрытие;
- на предварительно фрагментированное и тщательно уплотнённое старое цементобетонное покрытие без нарушения его сплошности;
- на предварительно раздробленное и тщательно уплотнённое старое цементобетонное покрытие.
6.3 Для создания основы под укладку стальной сетки на любое бетонное основание рекомендуется устраивать выравнивающий слой из асфальтобетона толщиной не менее 4 см. Выравнивающий слой одновременно является армированным слоем, дополнительно усиливающим дорожную одежду. Поэтому толщина и тип асфальтобетона выравнивающего слоя обосновываются проверочным расчетом в соответствии с требованиями п. 7 настоящего ОДМ.
Укладку стальной сетки на выравнивающий слой следует производить не ранее, чем через 2 - 3 часа после его устройства.
6.4 Допускается укладывать стальную сетку на основание без устройства выравнивающего слоя в тех случаях, когда сетка на основании может быть закреплена дюбелем и т. п. (см. п. 11.10). При этом продольная и поперечная ровность основания, а также его поперечные уклоны должны соответствовать действующим нормам СП 78.13330.2012. На поверхности основания не должно быть не загерметизированных швов и трещин шириной более 5 мм и не заделанных ямок или выбоин глубиной более 1 см и размером, превышающим размер ячейки сетки. Герметизация трещин и заделка ямок производятся с целью сокращения расхода ЛЭМС и могут выполняться любыми ремонтными материалами или смесями на основе неорганических или органических вяжущих, в том числе укладываемыми в холодном состоянии. Отсутствие выравнивающего слоя должно быть обоснованно проверочным прочностным расчетом в соответствии с требованиями п. 7 настоящего ОДМ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "п. 11.10" следует читать "п. 10.10"
6.5 В том случае, когда образование отраженных трещин является критерием долговечности асфальтобетонного покрытия, суммарную толщину слоев асфальтобетонного покрытия над армирующим слоем и армирующего слоя рекомендуется принимать не менее величины, указанной в Приложении Г.
Допускается принимать иную суммарную толщину слоёв асфальтобетонного покрытия над армирующим слоем и армирующего слоя при ее обосновании расчетом в соответствии с действующими рекомендациями [13] и положениями п. 7 настоящего ОДМ.
7 Проектирование дорожных одежд со стальными сетками
7.1 Введение в асфальтобетонное покрытие стальной армирующей сетки позволяет перераспределить на неё часть растягивающих напряжений, возникающих при нагружении дорожной конструкции. Кроме того, жесткая сетка, при достаточно эффективном сцеплении с асфальтобетоном, создает в прилегающем к ней слое асфальтобетона (в зоне депланации) "эффект бокового сдерживания" [15]. Что приводит к увеличению жесткости асфальтобетона в этой зоне и повышению, соответственно, таких характеристик асфальтобетона как модуль упругости и пределы прочности на растяжение, сжатие и сдвиг. В результате, в плоскости армирования и прилегающих к ней сверху и снизу зонах депланации [16] образуется композитный "квазислой" армированного асфальтобетона значительной толщины, состоящий из стальной сетки и асфальтобетона с повышенными деформационными и прочностными характеристиками.
Толщина зоны депланации увеличивается по мере увеличения толщины армирующего слоя, а также по мере увеличения отношения модулей упругости армирующего слоя и прилегающего к нему асфальтобетона. В результате изменения модуля упругости асфальтобетона при различных эксплуатационных температурах, отношение модулей упругости армирующего слоя и асфальтобетона в годовом цикле также изменяется. Что приводит к изменению в течение года толщины зоны депланации в одной и той же дорожной одежде. Если при низких температурах толщина зоны депланации составляет 2-3 см, то в жаркий летний период она достигает 10-12 см.
Наличие достаточно выраженной по толщине зоны депланации является характерной особенностью армирования асфальтобетонных покрытий, сравнительно, жесткими стальными сетками, имеющими регулярно расположенные поперечные стержни с высотой сечения, превышающей толщину самой сетки. Наличие таких поперечных стержней увеличивает номинальную толщину армирующего слоя и способствует более эффективному вовлечению прилегающих слоев асфальтобетона в совместную работу с армирующим слоем.
Включение в расчетную схему многослойной дорожной одежды дополнительных слоев - армирующего слоя и слоя (слоев) армированного асфальтобетона с повышенными расчетными характеристиками, соответствующими примененной армирующей сетке, позволяет выполнить по общепринятым методикам все стандартные проверочные расчеты такой нежесткой или жесткой дорожной одежды, предусмотренные действующими нормативными документами. А также рекомендуемые настоящим ОДМ дополнительные проверочные расчеты.
7.2 Общие рекомендации по конструированию дорожных одежд с асфальтобетонными покрытиями, армированными стальными сетками.
- Для улучшения совместной работы армируемого и армирующего материалов, рекомендуется [14] соблюдать следующее соотношение между крупностью зерен каменного материала в асфальтобетоне и размером ячеек армирующей сетки:
, (7.1)
где d - наименьший номинальный размер зерен щебня в асфальтобетоне, мм;
D - наибольший номинальный размер зерен щебня в асфальтобетоне, мм;
A - средний размер ячейки (среднее между значениями размера ячейки и диагонали ячейки), мм.
- Рекомендуемым проектным решением является закрепление стальной сетки на основании с помощью укладки на сетку литой эмульсионно-минеральной смеси (ЛЭМС). В этом случае: сводится до минимума риск смещения сетки построечной техникой в процессе производства строительно-монтажных работ; обеспечивается достаточно эффективное сцепление для совместной работы армирующего слоя не только с вышележащим слоем асфальтобетона (за счет вдавливания щебенок в ячейки сетки при укладке верхнего слоя), но и с нижележащим слоем (за счет высокой адгезионной способности ЛЭМС); обеспечивается высокая гидроизолирующая способность асфальтобетонного покрытия в процессе эксплуатации. При использовании ЛЭМС не требуется предварительный розлив по нижнему слою подгрунтовки в виде жидкого битума или битумной эмульсии - в том случае, если технологический перерыв между укладкой слоя ЛЭМС и укладкой вышележащего слоя асфальтобетона не превышал 3-х дней и отсутствовало движение по слою ЛЭМС транзитного или построечного транспорта.
- Конкретные проектные решения по армированию асфальтобетонных слоев должны приниматься на основании обосновывающих расчетов.
7.3 Проверочные расчеты армированных дорожных одежд
7.3.1 Проектирование нежестких дорожных одежд с армированными асфальтобетонными слоями.
Проектирование дорожной одежды выполняется с учетом положений ТР ТС 014/2011 Технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" [2] и на основе стандартной методологии по трем условиям: по прочности, по морозоустойчивости и по осушению.
При этом, стандартные расчеты дорожной одежды по морозоустойчивости и по осушению выполняются в соответствии с ПНСТ 265-2018.
Стандартные расчеты дорожной одежды на прочность (по допускаемому общему прогибу конструкции, по допустимым напряжениям при изгибе монолитных слоев дорожной одежды и по допускаемым сдвигающим напряжениям в грунте и в малосвязных дополнительных слоях основания) на действие кратковременных (динамических) и длительных (статических) нагрузок так же выполняются в соответствии с положениями ПНСТ 265-2018.
При этом следует внести ряд уточняющих изменений и дополнений в действующие методики расчетов:
- Расчетные характеристики армирующего слоя и армированных асфальтобетонов, для проверочных расчетов дорожных одежд по различным критериям прочности при различных расчетных температурах и условиях нагружения, допускается принимать с учетом Приложения А.
- При расчете усиления существующей дорожной одежды, имеющей трещины, необходимо выполнить дополнительную проверку асфальтобетонных слоев, лежащих над трещиной блочного основания, на сопротивление растяжению при изгибе от действия транспортной нагрузки (образование отраженной трещины). Методические рекомендации по выполнению такого расчета приведены в Приложении Б.
- При расчете вновь строящихся нежестких дорожных одежд с монолитными слоями основания из материалов на основе неорганических вяжущих, в которых в процессе строительства и эксплуатации могут возникнуть температурные, усадочные и т. п. не силовые трещины, так же необходимо выполнить проверку армирующего слоя и армированных слоев на образование отраженных трещин с учетом Приложения Б.
- На участках автомобильных дорог, где возможно возникновение особо значительных сдвигающих усилий под колесом автомобиля, необходимо выполнить дополнительную проверку асфальтобетонных покрытий на сдвигоустойчивость с учетом Приложения В.
7.3.2 Проектирование усиления жестких дорожных одежд с армированными асфальтобетонными слоями:
- Проверочный расчет асфальтобетонного покрытия жесткой дорожной одежды выполняется по действующей методике [13] с учетом рекомендаций Приложения А.
- Дополнительно выполняется расчет асфальтобетонного покрытия на устойчивость к образованию отраженных трещин над деформационными швами и трещинами бетонного основания. Методика расчета приведена в Приложении Б.
- На участках автомобильных дорог, где возможно возникновение особо значительных сдвигающих усилий под колесом автомобиля, необходимо выполнить дополнительную проверку асфальтобетонного покрытия на сдвигоустойчивость с учетом Приложения В.
8 Подготовка асфальтобетонных покрытий к армированию стальными сетками
8.1 Требования к подготовке асфальтобетонных покрытий устанавливают в зависимости от степени их разрушения и материалов, применяемых для выполнения ремонтных работ. Подготовку выполняют тщательно, так как от неё во многом зависит дальнейшая работоспособность всей конструкции дорожной одежды.
8.2 Перед выполнением подготовительных работ рассматривают результаты обследования и данные оценки эксплуатационного состояния асфальтобетонного покрытия:
- площадь и глубина разрушений поверхности покрытия;
- прочность дорожной одежды;
- ровность покрытия.
Указанные параметры должны определяться в соответствии с ГОСТ 32825-2014, ГОСТ 32729-2014 и ГОСТ 33101-2014.
8.3 При обследовании асфальтобетонного покрытия следует обращать особое внимание на влажность грунтового основания и уровень грунтовых вод.
Причиной переувлажненного основания может быть наличие следующих факторов:
- подъём уровня грунтовых вод, способствующий водонасыщению вышележащих слоев грунта;
- разрушение и заиливание водопропускных труб;
- нарушение уклонов в дренажной системе;
- образование трещин в покрытии, через которые в основание могут свободно проникать поверхностные воды.
Осушение основания, ремонт и восстановление водоотводных систем являются первоочередными работами при подготовке асфальтобетонного покрытия к усилению.
8.4 При наличии в основании повреждённого покрытия пучинистых грунтов рекомендуется провести замену грунта на не пучинистый.
8.5 Для укладки стальной сетки поверхность основания под укладку должна быть чистой и иметь ровность в соответствии с действующими требованиями СП 78.13330.2012. При наличии в основании трещин шириной 5 мм и более, отдельных раковин, шелушения и других разрушений, перед укладкой выравнивающего слоя проводят ремонт основания в соответствии с действующими нормативами.
8.6 При армировании дорожного покрытия с укладкой стальной сетки в "корыто" после фрезерования, фрезерование должно проводиться на ширину, превышающую на 0,1 м проектную ширину укладываемой армирующей сетки (сеток).
9 Подготовка к усилению цементобетонных покрытий автомобильных дорог
9.1 Требования к подготовке цементобетонных покрытий устанавливают в зависимости от степени их разрушения и материалов, применяемых для выполнения ремонтных работ.
9.2 Наиболее опасными повреждениями, без ликвидации или ремонта которых не рекомендуется укладывать слои усиления, являются:
- вертикальная подвижка плит старого покрытия относительно друг друга;
- уступы в покрытии;
- трещины с шириной раскрытия более 5 мм, повреждённые кромки плит;
- разрушение заполнителя швов;
- переувлажнение в слоях основания;
- коробление плит покрытия;
- просадки и вспучивание.
9.3 Выявленные в период обследования качающиеся плиты и плиты, под которыми имеются пустоты, стабилизируют путём обеспечения плотного контакта плит с основанием. Это способствует предупреждению преждевременного разрушения нового слоя покрытия.
Плиты цементобетонного покрытия могут быть посажены на основание тяжёлыми пневматическими катками. Восстановление опирания плит осуществляют также путём заполнения пустот специальным составом посредством нагнетания его под плиты. Стабилизацию плит после заполнения пустот проверяют прокаткой тяжёлой техники.
Фрагментация или виброразрушение плит, а затем плотная посадка их на основание, приводят к снижению температурных горизонтальных подвижек и вертикальных перемещений плит, в том числе связанных с температурными деформациями.
9.4 После стабилизации плит цементобетонного покрытия, деформационные швы и трещины тщательно очищают и подготавливают к укладке выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси. Перед укладкой выравнивающего слоя, трещины в основании шириной более 5 мм и деформационные швы должны быть загерметизированы.
10 Технология армирования асфальтобетонных слоёв стальными сетками
10.1 Армирование асфальтобетонных слоёв осуществляют стальной сеткой, которая должна соответствовать требованиям данных методических рекомендаций.
10.2 При армировании асфальтобетонных слоёв стальными сетками технология работ по устройству и усилению асфальтобетонных покрытий жестких и не жестких дорожных одежд включает следующие операции:
- очистка существующего покрытия от загрязнений;
- ликвидация дефектов асфальтобетонного покрытия (ремонт выбоин, герметизация трещин или швов, стабилизация бетонных плит и др.);
- при необходимости фрезерование покрытия;
- при необходимости фрагментация или виброразрушение бетонных плит
- при необходимости устройство выравнивающего слоя;
- доставка и укладка стальной сетки в проектное положение;
- прикатка сетки пневматическим катком;
- закрепление начального поперечного прута каждого рулона сетки к основанию или нижнему слою покрытия;
- нанесение литой эмульсионно-минеральной смеси, в соответствии с технологическими рекомендациями [10];
- распределение по армирующему слою и уплотнение асфальтобетонной смеси слоями необходимой толщины.
Пример оформления Технологической карты на устройство защитно-армирующего слоя с использованием стальной сетки и литой эмульсионно-минеральной смеси представлен в Приложении Е.
10.3 В зависимости от сроков формирования слоя ЛЭМС и условий организации работ, операции по укладке сетки и устройству вышележащего асфальтобетонного слоя допускается устраивать в течение одной смены, либо с технологическим перерывом до 3 и более суток.
10.4 При проведении ремонтных работ на проезжей части без прекращения движения транспорта, место работы должно ограждаться в соответствии с [8]. Выполнение работ предусматривает укладку асфальтобетонного слоя усиления с армированием стальной сеткой в два этапа: сначала на одной, а затем на другой стороне движения транспорта.
10.5 Существующее дорожное покрытие очищают от пыли и грязи с помощью механических щёток, сжатого воздуха от компрессоров, поливомоечных машин, при необходимости просушивают.
10.6 На участках с выбоинами, трещинами, раковинами, шелушением и другими дефектами асфальтобетонного или бетонного покрытия, выполняют предварительную подготовку ремонтируемого покрытия (разделы 8 и 9).
10.7 Перед укладкой сетки, при необходимости, устраивается выравнивающий слой из асфальтобетона.
10.8 Укладку стальной сетки надлежит выполнять, руководствуясь положениями настоящих Методических рекомендаций. Работы должен осуществлять квалифицированный персонал.
10.9 Укладку стальной сетки можно осуществлять с помощью механического укладчика, фронтального погрузчика со штангой, автомобиля-манипулятора со штангой или автомобиля с прицепом-разматывателем сетки (рисунок 10.1, 10.2).
Рисунок 10.1 - Укладка стальной сетки
Рисунок 10.2 - Автомобиль с прицепом-разматывателем сетки
Укладчики обычно выпускают в виде простых навесных траверс. Стальные сетки раскатывают вдоль оси дороги ровно, без волн и складок, внешней стороной сетки наверх.
При сопряжении двух или более рулонов сетки, необходимо соблюдать перекрытие рулонов в продольном и поперечном направлении. В продольном и в поперечном (т.е. между смежными рулонами) направлениях - не менее 10 см. Конец предыдущего рулона должен всегда накрывать начало следующего в направлении укладки, чтобы последний не был сдвинут или завёрнут укладчиком ЛЭМС или асфальтоукладчиком (рисунок 10.3).
А - поперечный стык; В - продольный стык
Рисунок 10.3 - Перекрытие рулонов в продольном и поперечном направлении
Следует не допускать нахлеста укрепляющих поперечных плоских прутьев одной сетки на такие же прутья второй сетки (т. е. поперечные прутья соседних рулонов должны быть смещены относительно друг друга). Особое внимание необходимо уделять местам сопряжения трёх или более секций сетки. Следует учитывать, что при последующей укладке эмульсионно-минеральной смеси толщина слоя ЛЭМС в данных местах будет больше.
При размещении сетки на криволинейных участках дороги следует вырезать соответствующий кусок сетки с внутренней стороны кривой поворота и методом наложения сформировать криволинейный участок (рисунок 10.4). Вырезка осуществляется ручным или электрическим инструментом.
1 - инструмент; 2 - вырезанный клин сетки; 3 - анкеровка сетки
Рисунок 10.4 - Размещение стальной сетки на криволинейных участках
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
10.9 После укладки сеток в проектное положение выполняют их прикатку пневматическим катком по всей площади. Разглаживание сетки начинают с середины рулона, двигаясь катком назад и вперед. Для обеспечения плотного контакта стальной сетки с основанием достаточно четырех проходов катка по одному следу (рисунок 10.5).
Рисунок 10.5 - Прикатка сетки пневматическим катком
10.10 Одной из важных операций, обеспечивающих эффективную работу стальной сетки в конструкциях дорожных одежд, является закрепление сетки к основанию покрытия.
При условии основного крепления сетки эмульсионно-минеральной смесью, первоначально осуществляют крепление сетки дюбелями на первом поперечном укрепляющем плоском пруте каждого рулона. Дополнительное крепление сетки дюбелями производят в местах, где невозможно достичь требуемого прилегания сетки после прикатки пневматическим катком.
Анкеровку производят с помощью монтажного пистолета и пиропатронов, либо газового гвоздезабивного пистолета. В качестве анкеров используют гвозди-дюбели длиной не менее 40 мм и пластины размером не менее 10х50 мм, нарезанные из стального оцинкованного листа, либо крепежный элемент (рисунок 10.6).
Рисунок 10.6 - Крепежный элемент
Для фиксации можно использовать также гвоздь (арматуру соответствующего диаметра), загнутый с одного конца, который надёжно прижимает сетку к основанию покрытия. На уложенной сетке запрещено движение транспорта. В исключительных случаях может проходить технологический транспорт с малой скоростью, без резкого ускорения, торможения и поворотов.
10.11 После укладки и разглаживания стальной сетки её крепят к основанию эмульсионно-минеральной смесью (ЛЭМС). Ширину укладки смеси по каждой полосе выбирают так, чтобы дважды смесь не попадала на место продольного нахлеста со следующей полосой. При последнем проходе укладчика ЛЭМС, ширина укладки должна полностью закрыть стальную сетку. Слой из эмульсионно-минеральной смеси обеспечивает хорошую гидроизоляцию нижележащих слоёв дорожной одежды, а также хорошее сцепление армирующего слоя с нижележащим выравнивающим асфальтобетонным слоем.
10.12 Перед началом нанесения эмульсионно-минеральной смеси машину-укладчик загружают необходимыми компонентами, определяют их дозировку и производят калибровку распределительного механизма машины. Приготовление эмульсионно-минеральной смеси производят одновременно с нанесением её на поверхность основания с уложенной на нем сеткой.
Поступательное движение машины делает возможным нанесение слоя смеси установленной толщины от 6 до 15 мм (при средней толщине 10 мм) с примерным средним расходом смеси 15 ). В местах сопряжения трёх или более секций сетки толщина нанесения слоя из эмульсионно-минеральной смеси больше и расход смеси выше. Кроме того, на средний расход смеси влияют ровность подготовленной под укладку сетки поверхности, а также свойства материалов, применяемых для приготовления эмульсионно-минеральной смеси.
Битумная эмульсия подвергается распаду в течение нескольких минут после приготовления эмульсионно-минеральной смеси, но время окончательного формирования слоя ЛЭМС составляет от 1 до 6 часов, в зависимости от погодных условий. Рекомендуется производить укладку ЛЭМС на армирующую сетку при температурах не ниже 0°С и при отсутствии интенсивных атмосферных осадков.
По окончании формирования слоя ЛЭМС отчетливо видна фактура разложенной в этом слое сетки из стальной проволоки. Уложенный слой ЛЭМС должен быть такой толщины, чтобы превышать вертикальную высоту сечения поперечного стержня стальной сетки не более чем на 3-5 мм.
Слой из эмульсионно-минеральной смеси не нуждается в уплотнении. Для ускорения формирования слоя из эмульсионно-минеральной смеси допускается его прикатка пневматическим катком через некоторое время после начала формирования смеси.
По завершению работ необходимо защитить слой эмульсионно-минеральной смеси от движения транспорта вплоть до достижения требуемой прочности. В дальнейшем, движение по сформировавшемуся слою ЛЭМС строительной техники возможно только в исключительных случаях и при скорости не выше 30 км/ч без резкого ускорения, торможения или поворотов.
Производство последующих технологических операций, за исключением прикатки пневмокатком с целью ускорения формирования слоя, разрешается только после завершения формирования (затвердевания) слоя ЛЭМС.
10.13 В процессе устройства асфальтобетонного покрытия следует регулировать режим движения автомобилей-самосвалов, гружёных асфальтобетонной смесью, защищая закреплённую стальную сетку от загрязнения, смещения или повреждения.
Асфальтоукладчику и транспортным средствам необходимо двигаться очень осторожно, чтобы свести к минимуму сдвиговые нагрузки в сетке. При подъезде к асфальтоукладчику, транспортные средства должны избегать лишнего маневрирования, резких ускорений или торможений. Желательно, чтобы они при контакте с асфальтоукладчиком двигались своим ходом без торможения.
Заезд автотранспорта на уложенную сетку рекомендуется выполнять задним ходом при медленном движении по одной колее для заезда и съезда с полотна сетки.
10.14 Укладку и уплотнение асфальтобетонной смеси при устройстве слоя покрытия осуществляют в соответствии с СП 78.13330.2012. При этом не требуется предварительный розлив по слою ЛЭМС подгрунтовки в виде жидкого битума или битумной эмульсии - в том случае, если технологический перерыв между укладкой слоя ЛЭМС и укладкой вышележащего слоя асфальтобетона не превышал 3-х дней, отсутствовало движение по слою ЛЭМС транзитного транспорта и поверхность слоя ЛЭМС не загрязнена.
11 Контроль качества работ при армировании асфальтобетонных слоёв стальными сетками
11.1 При проведении подготовительных операций необходимо контролировать:
- при фрезеровании покрытия: глубину фрезерования, качество разделки участков входа и выхода фрезы на проектную глубину, поперечный уклон отфрезерованной поверхности;
- после проведения работ по очистке покрытия производят визуальный контроль качества.
11.2 Контроль качества герметизации трещин. На стадии герметизации трещин следует визуально контролировать качество очистки трещин и заполнение их герметиком.
11.3 Используемые в слоях усиления асфальтобетонные смеси должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 58401.1-2019, ГОСТ Р 58401.2-2019, ГОСТ Р 58406.1-2020, ГОСТ Р 58406.2-2020 или других действующих нормативных документов. Устройство асфальтобетонных слоёв и качество асфальтобетона контролируют в соответствии с действующей нормативной документацией. Качество литой эмульсионно-минеральной смеси должно соответствовать утвержденному рецепту на ЛЭМС, а качество битумной эмульсии - ГОСТ Р 52128-2003. С учетом условий эксплуатации ЛЭМС внутри пакета асфальтобетонных слоев, свойства каменных материалов (щебень, дробленый песок, отсев дробления и т. д.) для ЛЭМС должны соответствовать таблице 11.1. Остальные требования к каменным материалам не нормируются.
Таблица 11.1 - Требования к каменным материалам
N п/п |
Наименование показателя |
Значение |
Метод определения |
1. |
Марка по дробимости |
Не ниже 600 |
|
2. |
Марка по истираемости |
Не ниже И3 |
|
3. |
Марка по морозостойкости: |
|
|
4. |
Для дорожно-климатических зон 1...3 |
Не ниже F25 |
|
5. |
Для дорожно-климатических зон 4...5 |
Не ниже F15 |
|
6. |
Содержание глинистых частиц |
Не выше 1,0% по массе |
11.4 Физико-механические показатели стальной сетки контролируют согласно пункта 4 настоящих методических рекомендаций.
11.5 Приёмка работ при строительстве, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог осуществляется в соответствии с законодательными актами, стандартами, строительными нормами и правилами, другими нормативными документами, действующими в Российской Федерации.
Выполненные работы предъявляются подрядчиком к приёмке приёмочной комиссии. Приёмка работ оформляется актами установленной формы. Датой приёмки работ считается дата подписания акта приёмочной комиссией. Для законченных автомобильных дорог с этой даты начинается гарантийный срок.
11.6 Промежуточная приёмка (освидетельствование) скрытых работ производится по мере окончания работ или восстановления конструктивных элементов, отнесённых к категории скрытых работ. К таким работам относят подготовку существующего асфальтобетонного или цементобетонного покрытия к усилению, укладку стальной сетки и укладку ЛЭМС.
Освидетельствование скрытых работ проводит комиссия, включающая представителей подрядчика, заказчика и проектной организации. По решению заказчика для освидетельствования могут привлекаться специалисты-эксперты, лаборанты и геодезисты.
При освидетельствовании скрытых работ производят: проверку правильности их выполнения в натуре; знакомство с технической документацией; изучение материалов технического надзора и независимого контроля качества работ.
По результатам освидетельствования скрытых работ оформляют соответствующий акт. В акте даётся оценка соответствия выполненных работ действующим нормативным документам.
Акты освидетельствования скрытых работ и промежуточной приёмки ответственных конструкций составляют в трёх экземплярах и после подписания хранят у заказчика, подрядчика и в проектной организации.
11.7 Приёмку выполненных работ осуществляет комиссия, состав которой назначают в соответствии с п. 11.6. Материалы и необходимые условия для работы комиссии готовит подрядчик.
Комиссия определяет объёмы работ, осуществляет их освидетельствование (правильность выполнения в натуре), знакомится с технической документацией, изучает материалы технического надзора, рекламации надзорных организаций.
Качество асфальтобетонных покрытий определяют в соответствии с действующими нормативными документами.
Не производится приёмка работ при наличии отступлений от проектной документации, не согласованных в установленном порядке; при наличии нарушений обязательных требований нормативных документов; если нарушение требований норм повлекло за собой снижение уровня безопасности движения, потерю прочности, устойчивости, надёжности сооружений, их частей или отдельных элементов.
12 Ремонт армированных стальной сеткой дорожных асфальтобетонных покрытий
12.1 Ремонт дорожного покрытия с сохранением армирующего слоя из стальной сетки и ЛЭМС.
При выполнении ремонтных работ (в том числе с заменой одного или двух верхних слоев асфальтобетона) без удаления ранее уложенной армирующей сетки, допускается производить фрезерование лежащих над сеткой слоев асфальтобетона при условии, что толщина сохраненного над армирующим слоем, состоящим из стальной сетки и ЛЭМС, асфальтобетона будет не менее 2 см ( см). При наличии трещин в сохраненном над сеткой слое асфальтобетона, они герметизируются. После фрезерования и герметизации (при необходимости) трещин, по обычной технологии могут укладываться новые слои асфальтобетона в соответствии с проектом усиления ремонтируемой дорожной одежды. При проектном расчете усиления дорожной одежды, толщина асфальтобетона , лежащего на армирующем слое, в формулах А.4 и А.5 Приложения А принимается равной сохраненной при фрезеровании толщине ранее уложенного на армирующий слой асфальтобетонного слоя (не менее 2 см). Расчетные характеристики ЛЭМС в составе сохраненного армирующего слоя, при расчете нового усиления дорожной одежды, принимаются по Приложению А. Расчетные значения модуля упругости сохраненного армированного асфальтобетона в зоне действия армирующего слоя принимаются по нормативной справочной базе в соответствии с типом и маркой асфальтобетона с понижающим коэффициентом 0,9 (при отсутствии в сохраненном асфальтобетоне трещин) или 0,5 (при наличии трещин).
12.2 Капитальный ремонт дорожной одежды с удалением армирующего слоя из стальной сетки и ЛЭМС.
При выполнении работ по капитальному ремонту дорожной одежды с заменой конструктивных слоев, расположенных ниже армирующего слоя, производится фрезерование вышележащих слоев асфальтобетона с сохранением над армирующей сеткой слоя старого асфальтобетона толщиной 1 см ( см). Фрезерование производится с осторожностью, чтобы не повредить зубья и барабан фрезы. Затем, с помощью дискового нарезчика швов, участок разделяется на захватки длиной и шириной, равной длине и ширине грузовой платформы автотранспортного средства, на которое будет грузиться лом стальной сетки для вывоза на утилизацию. Захватки формируются путем нарезания поперечных и продольных швов в отфрезерованном дорожном полотне на глубину 3...5 см, достаточную для гарантированного перерезания всех проволок и стержней сетки. В начале захватки, вручную или с применением средств малой механизации (отбойный пневмомолоток или электроперфоратор и т. п.) освобождается от остатков асфальтобетона торцевой край стальной сетки на длину не менее двух шагов поперечных стержней. Далее, с помощью фронтального погрузчика (подцепив зубьями ковша освобожденный от асфальтобетона край сетки за второй от края поперечный стержень), сетка вырывается из асфальтобетона резким перемещением ковша вверх. В необходимых случаях дополнительно выполняется движение фронтального погрузчика задним ходом для выдергивания всей зацепленной ковшом сетки из-под остатков асфальтобетона на захватке. При этом производится встряхивание сетки, вертикальными перемещениями ковша, для максимального освобождения ее от остатков асфальтобетона. В необходимых случаях производится дополнительная очистка сетки от остатков асфальтобетона вручную или с применением средств малой механизации. После чего лом сетки с помощью автокрана, фронтального погрузчика или вручную (в зависимости от веса лома сетки) грузится на автотранспортное средство и вывозится на утилизацию как лом черного металла.
После удаления сетки, производится очистка дорожного полотна от лома асфальтобетона с использованием автогрейдера или фронтального погрузчика. Лом асфальтобетона собирается в валы или кучи и затем грузится фронтальным погрузчиком в автотранспортное средство для вывоза на утилизацию.
После очистки дорожного полотна от лома стальной сетки и асфальтобетона, дальнейшая разборка конструктивных слоев ремонтируемой дорожной одежды производится по обычной технологии.
Библиография
[1] |
|
Федеральный закон от 27 декабря 2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в редакции, актуальной с 29 ноября 2019 г. (далее - ФЗ "О техническом регулировании") |
[2] |
Технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" |
|
[3] |
Рекомендации по применению документов технического регулирования и стандартизации в сфере дорожного хозяйства |
|
[4] |
Рекомендации по организации и проведению работ по стандартизации в сфере дорожного хозяйства |
|
[5] |
Методические рекомендации по ремонту и содержанию цементобетонных покрытий автомобильных дорог |
|
[6] |
Рекомендации по выявлению и устранению колей на нежестких дорожных одеждах. М.: Росавтодор, 2002 г. |
|
[7] |
Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах |
|
[8] |
Рекомендации по организации движения к ограничению мест производства дорожных работ |
|
[9] |
|
Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (Взамен ВСН 24-88) |
[10] |
|
Методические рекомендации по устройству защитного слоя износа из литых эмульсионно-минеральных смесей типа "Сларри Сил" |
[11] |
|
"Рекомендации по расчёту и технологии устройства оптимальных конструкций дорожных одежд с армирующими прослойками при строительстве, реконструкции и ремонте дорог с асфальтобетонными покрытиями" - М.:ФДД Минтранс РФ, 1993. |
[12] |
|
Беляев Н.Н., Нартов А.Н. "Армирование асфальтобетонных покрытий стальной сеткой в слое эмульсионно-минеральной смеси"// - Дороги России, N 6 (96), 2016, с. 96-104 |
[13] |
|
Методические рекомендации по проектированию жестких дорожных одежд (взамен ВСН 197-91) |
[14] |
ОДМ 218.001-2009 |
Методические рекомендации по применению геосеток и плоских георешеток для армирования асфальтобетонных слоев усовершенствованных видов покрытий при капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог |
[15] |
|
Федоренко Е.В. "Влияние плоских георешеток на сдвигоустойчивость дорожных одежд"// - Журнал современных строительных технологий "красная линия", 2012, N2 (58), с. 94-97. |
[16] |
|
Веселов А.А. "Теория сцепления арматуры с бетоном и ее применение". Монография в авторской редакции // - СПб.: 2000, 210 с. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.3.041-2020 "Методические рекомендации по армированию асфальтобетонных слоёв дорожных одежд стальными сетками" (рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 12 августа 2020 г. N 2511-р)
Текст ОДМ (отраслевой дорожной методики) опубликован не был