Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
Расчетные характеристики
армирующего слоя и армированного асфальтобетона
А.1 Определение расчетных характеристик армирующего слоя следует начинать с определения характеристики жесткости армирующей сетки. В качестве характеристики жесткости армирующей сетки принимается эквивалентный модуль упругости расчетной континуальной модели сетки в виде тонкой сплошной однородной пластины, характеризующейся толщиной и эквивалентной продольной жесткостью .
В качестве толщины модели стальной армирующей сетки с поперечными стержнями принимается высота сечения поперечного стержня. Для других типов армирующих сеток в качестве толщины принимается толщина прядей, ребер или проволок сетки.
Расчетное значение определяется по формуле:
, (А.1)
где - модуль упругости материала сетки (принимается по данным производителя или по справочным данным), МПа;
и - суммарная площадь сечения всех прядей, ребер, стержней или проволок в расчете на один погонный метр сетки, соответственно в продольном и поперечном направлении рулона (площадь прядей, ребер, стержней или проволок сетки принимается в сечении, перпендикулярном к продольной оси этих элементов), ;
K - коэффициент перехода от линейного к плоскому напряженно-деформированному состоянию (для стальных сеток с поперечным стержнем принимается K=1,6, в остальных случаях принимается K=1,25).
Расчетные значения , в зависимости от вида материала и типа армирующей сетки, допускается принимать по таблице А.1.
Таблица А.1 - Значения эквивалентного модуля упругости армирующей сетки
N п/п |
Вид материала сетки |
Модуль упругости материала сетки , МПа |
Тип сетки |
Модуль упругости сетки , МПа |
Примечания |
1. |
Стальная проволока |
210000 |
Тяжелая, мм |
7500 |
|
2. |
Стальная проволока |
210000 |
Средняя, мм |
6000 |
|
3. |
Стальная проволока |
210000 |
Легкая, мм |
4500 |
|
4. |
Стекловолокно |
27700 |
Размер ячейки 50х50 мм, разрывная нагрузка 100 кН/м, относительная деформация при разрыве 3%, толщина прядей сетки мм |
3450 |
Для технико-экономического сравнения с вариантами асфальтобетонных слоев, армированных стальной сеткой |
5. |
Поливинилалкоголь (PVA) |
4750 |
Размер ячейки 40х40 мм, разрывная нагрузка 50 кН/м, относительная деформация при разрыве 5%, толщина прядей сетки мм |
590 |
Для технико-экономического сравнения с вариантами асфальтобетонных слоев, армированных стальной сеткой |
6. |
Полиэфир |
3000 |
Размер ячейки 50х50 мм, разрывная нагрузка 100 кН/м, относительная деформация при разрыве 13%, толщина ребер сетки мм |
370 |
Для технико-экономического сравнения с вариантами асфальтобетонных слоев, армированных стальной сеткой |
А.2 Определение расчетных характеристик материала, заполняющего ячейки армирующей сетки.
В том случае, когда закрепление сетки на основании осуществляется с использованием ЛЭМС, расчетные характеристики заполняющего ячейки сетки материала (матрицы) принимаются по таблице А.2.
В том случае, когда асфальтобетонная смесь укладывается непосредственно на сетку (без предварительного закрепления сетки с использованием ЛЭМС), расчетные характеристики заполняющего ячейки сетки материала принимаются на основании данных нормативной справочной базы ПНСТ 265-2018, [13] в зависимости от типа укладываемого на сетку асфальтобетона (ГОСТ 9128, ГОСТ 31015, ГОСТ Р 58401.1-2019, ГОСТ Р 58401.2-2019 и др.). Для литого асфальтобетона расчетные характеристики допускается принимать по таблице А.2.
А.3 Определение расчетных характеристик композитного армирующего слоя.
Композитный армирующий слой состоит из армирующей сетки и заполняющего ее ячейки материала (ЛЭМС или асфальтобетон). В данных методических рекомендациях применена расчетная континуальная модель армирующего слоя, характеризующаяся толщиной и эквивалентной жесткостью .
Толщина расчетной модели в случае стальной сетки с поперечными жесткими стержнями равна высоте сечения этого стержня (см. табл. 5.3). В остальных случаях толщина модели равна толщине прядей или ребер сетки (см. табл. А.1 или технические условия на соответствующие армирующие материалы).
В качестве характеристики жесткости армирующего слоя, принят модуль упругости расчетной континуальной модели . При отсутствии экспериментальных данных, допускается определять величину модуля по формуле:
, (А.2)
где - эквивалентный модуль упругости армирующего слоя, МПа;
- эквивалентный модуль упругости армирующей сетки по таблице А.1 или по формуле А.1, МПа;
- расчетный модуль упругости материала матрицы, заполняющего ячейки сетки, по таблице А.2 или по нормативной справочной базе (в соответствии с п. А.2), МПа.
Вследствие малой толщины армирующего слоя величина принимается постоянной по всей его толщине.
В расчетной модели принято, что армирование не изменяет физико-химическую природу структурных связей в ЛЭМС или асфальтобетоне. Поэтому, предельная относительная деформация растяжения или сжатия ЛЭМС и асфальтобетона в ячейках сетки сохраняется на уровне не армированного материала. Повышение жесткости и трещиностойкости материала матрицы в композитном армирующем слое происходит в результате механического бокового сдерживания арматурой материала матрицы при совместном деформировании и выражается в повышении эквивалентного модуля упругости и предельной разрушающей нагрузки для всего композитного армирующего слоя. Предельным состоянием по трещиностойкости для армирующего слоя является не разрыв армирующей сетки, а образование трещины в матрице из ЛЭМС или асфальтобетона в результате достижения недопустимой для матрицы предельной относительной деформации при совместном деформировании с арматурой (которая при этом может сохранять свою целостность).
Таблица А.2 - Расчетные характеристики ЛЭМС в ячейках армирующей сетки
Расчетные характеристики ЛЭМС |
Температура, °С |
|||||
0 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 (60) |
|
Кратковременный модуль упругости Ем, МПа |
6000 |
4500 |
3000 |
1800 |
1000 |
700 |
Показатель "m" |
6 |
- |
- |
- |
- |
- |
Коэффициент "a" * |
5,0/5,6 |
- |
- |
- |
- |
- |
Нормативное сопротивление растяжению R0, МПа |
10,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
Коэффициент, учитывающий снижение прочности во времени от воздействия погодно-климатических факторов k2 |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
Модуль упругости при длительном нагружении, МПа |
- |
- |
490 |
420 |
370 |
310 |
Сцепление при сдвиге С, МПа |
- |
- |
- |
- |
- |
0,55 |
Коэффициент внутреннего трения |
- |
- |
- |
- |
- |
0,8 |
Примечание: * - в числителе для II Д.К.З., в знаменателе - для III-V Д.К.З.
Соответственно, нормативное сопротивление растяжению армирующего слоя допускается определять по формуле:
, (А.3)
где - нормативное сопротивление растяжению материала, заполняющего ячейки сетки, в соответствии с п. А.2, МПа;
- эквивалентный модуль упругости армирующего слоя по формуле А.1, МПа;
- расчетный модуль упругости материала, заполняющего ячейки сетки, в соответствии с п. А.2, МПа.
Аналогично, сцепление армирующего слоя при сдвиге допускается определять по формуле:
, (А.4)
где - сцепление при сдвиге материала, заполняющего ячейки сетки, в соответствии с п. А.2, МПа.
Коэффициент внутреннего трения армирующего слоя допускается определять по формуле:
, (А.5)
где - коэффициент внутреннего трения материала, заполняющего ячейки сетки, в соответствии с п. А.2, МПа.
Показатель "m" и коэффициент "a" принимаются для армирующего слоя такими же, как и для материала, заполняющего ячейки сетки (в соответствии с п. А.2).
Следует различать расчетную толщину армирующего слоя , которая используется в прочностных расчетах и строительную толщину армирующего слоя , которая указывается в проектной и технологической документации.
С учетом технологических особенностей укладки ЛЭМС, строительная толщина , армирующего слоя при любом типе стальной сетки с поперечными стержнями прямоугольного сечения принимается равной не менее 10 мм. Ввиду незначительно толщины армирующих геосинтетических материалов по сравнению с толщиной укладываемого на них слоя асфальтобетона, строительная толщина армирующего слоя при любом типе геосинтетического армирующего материала принимается равной 0,0 мм.
А.4 Определение толщины зоны влияния армирующего слоя на прилегающий к нему асфальтобетон
При нагружении транспортной нагрузкой или при не силовом деформировании дорожного покрытия, более прочный и более жесткий армирующий слой, через эффект бокового сдерживания, оказывает влияние на прилегающие к нему и прочно сцепленные с ним слои асфальтобетона. Это влияние (армирующий эффект) выражается в виде повышения жесткости и прочности асфальтобетона. Влияние армирующего слоя в асфальтобетоне постепенно затухает по мере удаления от плоскости контакта армирующего слоя и асфальтобетона. Поэтому, зона влияния армирующего слоя имеет хотя и достаточно условную "размытую" границу, но, тем не менее, может быть охарактеризована толщиной конечной величины. В качестве оценки толщины зоны влияния армирующего слоя на смежные с ним слои асфальтобетона, принимается эффективная зона депланации (т. е. зона депланации, где модуль упругости асфальтобетона повышается более, чем на 10%). Величина (отдельно для вышележащего и нижележащего слоев асфальтобетона) может быть определена по формуле:
, (А.6)
где - эффективная зона депланации, мм;
- расчетная толщина армирующего слоя в соответствии с п. А.3, мм;
- эквивалентный модуль упругости армирующего слоя по формуле А.1, МПа;
- расчетный модуль упругости асфальтобетона по нормативной справочной базе (в соответствии с п. А.2), МПа.
В том случае, когда в формуле А.6 принимается значение для асфальтобетона вышележащего слоя , получаем величину эффективной зоны депланации для вышележащего слоя . Если в формуле А.6 принимается значение для асфальтобетона нижележащего слоя , получаем величину эффективной зоны депланации для нижележащего слоя .
В том случае, если нижний слой представлен старым асфальтобетоном с неизвестными расчетными характеристиками, допускается значение принимать равным в случае, если этот слой имеет трещиновато-блочную структуру. При отсутствии в слое трещин допускается принимать . Где - нормативное значение модуля упругости соответствующего типа асфальтобетона по нормативной справочной базе (в соответствии с п. А.2).
Армирующий эффект в слое асфальтобетона, лежащем ниже армирующего слоя, учитывается только в случае армирования стальной сеткой, закрепляемой на слое основания ЛЭМС. В случае применения других геосеток, не закрепляемых на слое основания с помощью ЛЭМС, армирующий эффект в нижнем слое асфальтобетона незначителен и не учитывается в расчете.
В общем случае, армирующий эффект в асфальтобетоне проявляется при условии, что модуль упругости материала армирующей сетки превышает модуль упругости асфальтобетона при данной эксплуатационной температуре, т. е. (где величина может быть принята по п. А.2).
Зона депланации в слое асфальтобетона возникает при условии его эффективного сцепления с армирующим слоем. Такое сцепление обеспечивает слой ЛЭМС, обладающий высокой адгезионной и когезионной прочностью, а так же внутренним трением. В результате термического воздействия и уплотняющего давления при устройстве вышележащего асфальтобетонного слоя, прочностные характеристики ЛЭМС резко возрастают и достигают высоких значений (см. табл. А.2). В тоже время, сцепление между другими конструктивными слоями асфальтобетона в дорожной одежде обеспечивается, как правило, только за счет подгрунтовки. Которая представляет собой достаточно толстую прослойку битума, эффективно сцепляющую слои дорожной одежды за счет когезии при низких температурах. Однако в этих условиях зона депланации, как правило, не выходит за пределы конструктивного слоя асфальтобетона. В период же высоких летних температур, когда толщина зоны депланации может превышать толщину конструктивного слоя асфальтобетона, внутреннее сцепление в прослойке битумной подгрунтовки снижается и она может не обеспечивать эффективную передачу депланации в следующий слой асфальтобетона.
Поэтому в расчетной схеме принято, что зона депланации локализуется только в пределах двух асфальтобетонных слоев, смежных с армирующим слоем (вышележащий и нижележащий слои). Эти слои рассматриваются как армированные.
А.5 Определение расчетных характеристик армированного асфальтобетона в зоне депланации.
В зоне депланации упругие (жесткость) и прочностные характеристики асфальтобетона увеличиваются. Максимальные значения они имеют в плоскости контакта асфальтобетона с армирующим слоем. По мере удаления от армирующего слоя, жесткость и прочность армированного асфальтобетона постепенно (как правило, не линейно) уменьшаются и приближаются к соответствующим характеристикам не армированного асфальтобетона. Для инженерного расчета дорожных одежд, в большинстве случаев, достаточно знать усредненный модуль упругости армированного асфальтобетона. В пределах армированного слоя расчетный (усредненный) модуль упругости армированного асфальтобетона , при отсутствии экспериментальных данных, допускается приближенно (в предположении линейного характера затухания эффекта армирования по толщине асфальтобетонного слоя) определять следующим образом.
Если , то вычисляется по формуле:
, (А.7)
Если меньше или равно , то вычисляется по формуле:
, (А.8)
где в формулах А.7 и А.8:
- расчетный модуль упругости армированного асфальтобетона, соответственно в вышележащем или нижележащем (при учете в нем армирующего эффекта) слое асфальтобетона, МПа;
- эквивалентный модуль упругости армирующего слоя по формуле А.2, МПа;
- расчетный модуль упругости асфальтобетона, соответственно в вышележащем или нижележащем (при учете в нем армирующего эффекта) слое асфальтобетона по нормативной справочной базе (согласно п. А.2), МПа;
- эффективная зона депланации, соответственно в вышележащем или нижележащем (при учете в нем армирующего эффекта) слое асфальтобетона, мм;
- толщина примыкающего к армирующему слою конструктивного слоя асфальтобетона, соответственно вышележащего или нижележащего (при учете в нем армирующего эффекта), внутри которого реализуется депланация асфальтобетона, мм.
При необходимости, величина усредненного по толщине слоя расчетного модуля упругости армированного асфальтобетона, более точно может быть определена с учетом не линейного характера затухания эффекта армирования путем численного интегрирования функций А.7 и А.8 по толщине конструктивного слоя с пределами интегрирования от 0 (место примыкания армированного асфальтобетонного слоя к армирующему слою) до (удаленная от армирующего слоя граница армированного слоя асфальтобетона). Для вычисления уточненного усредненного модуля упругости армированного асфальтобетона, результат интегрирования следует разделить на толщину конструктивного слоя .
Соответственно, нормативное сопротивление растяжению армированного слоя (вышележащего или нижележащего) допускается определять по формуле:
, (А. 9)
где - нормативное сопротивление растяжению асфальтобетона согласно п. А.2, МПа;
- эквивалентный модуль упругости армированного слоя по формуле А.7 или А.8, МПа;
- расчетный модуль упругости асфальтобетона, по п. А.2, МПа.
Сцепление армированного слоя при сдвиге допускается определять по формуле:
, (А.10)
где - сцепление при сдвиге не армированного асфальтобетона по п. А.2, МПа.
Коэффициент внутреннего трения армированного слоя допускается определять по формуле:
, (А.11)
где - коэффициент внутреннего трения не армированного асфальтобетона по нормативной справочной базе п. А.2, МПа.
Показатель "m" и коэффициент "а" принимаются для армированного слоя такими же, как и для исходного, не армированного асфальтобетона, по п. А.2, МПа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.