Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Е
Типовая технологическая карта
на устройство защитно-армирующего слоя с использованием стальной сетки и литой эмульсионно-минеральной смеси
Е.1 Общие положения
Настоящая технологическая карта предназначена для выполнения работ по устройству защитно-армирующего слоя в асфальтобетонном покрытии с использованием стальной армирующей сетки и литой эмульсионно-минеральной смеси.
Технологией строительства предусмотрены следующие основные виды работ:
- Подготовительные работы;
- Укладка сетки из стальной проволоки;
- Крепление сетки при помощи нанесения литой эмульсионно-минеральной смеси (ЛЭМС);
- Устройство двухслойного асфальтобетонного покрытия (не входит в комплекс работ по устройству защитно-армирующего слоя).
Для армирования применяется сетка из стальной проволоки легкого типа (Л), изготовленная из круглой проволоки, а шестигранные ячейки должны иметь размер 80 х 100 мм. В плоскости сетки находятся жесткие поперечные стержни, выполненные из скрученной плоской проволоки с прямоугольным профилем 2 х 6 мм, расположенные с шагом 230 мм. Проволока и поперечные стержни сетки покрыты стойкой антикоррозийной оболочкой из сплава цинка. Физико-механические показатели сетки должны соответствовать нормам показателей качества, указанным в таблице Е.1.
Таблица Е. 1 - Показатели качества сетки
Наименование показателей |
Сетка легкого типа |
1. Диаметр/поперечное сечение, мм: |
|
- проволока ячеек |
|
- скрутка (плоская проволока) |
|
2. Устойчивость к растяжению (прочность), Н: |
|
- проволока ячеек |
|
- скрутка (плоская проволока) |
|
3. Масса антикоррозийного оболочки,
|
|
- проволока ячеек |
|
- скрутка (плоская проволока) |
|
4. Адгезия антикоррозийной оболочки: |
|
- проволока ячеек |
|
- скрутка (плоская проволока) |
Отсутствие Трещин/отслоений |
5. Масса рулона длиной 50 м, при номинальной ширине рулона, кг: |
|
2 м, |
130 |
3 м, |
195 |
3,3 м, |
215 |
3,75 м, |
245 |
4 м |
260 |
Развернутый рулон сетки не должен иметь видимых повреждений.
- Для крепления сетки к основанию применяется литая эмульсионно-минеральная смесь (ЛЭМС). Для приготовления данной смеси используется медленнораспадающаяся катионная эмульсия, модифицированная полимером. Смесь должна иметь крупность заполнителя до 5 (10) мм, зерновой состав минеральной части должен соответствовать требованиям, указанным в таблице Е.2.
Таблица Е.2 - Гранулометрический состав минеральной части смеси
Размер ячейки сита, мм |
Проход через сито, % по массе |
10 |
100 |
5 |
90...100 |
2,5 |
65...90 |
1,25 |
45...70 |
0,63 |
30...50 |
0,315 |
18...30 |
0,16 |
10... 21 |
0,071 |
5...15 |
Минерально-эмульсионная смесь" имеет следующий состав:
- 90% отсев дробления каменных материалов;
- 1-1,5% цемент;
- 12% модифицированная битумная эмульсия, состоящая из 64% битума, 32% воды и 4% эластомера;
- химическая добавка (по необходимости), регулирующая скорость распада битумной эмульсии в смеси; количество добавки определяется на основе лабораторного подбора смеси.
Конкретный состав смеси отражен в рабочем рецепте.
В составе эмульсионной смеси необходимо использовать питьевую воду, соответствующую требованиям по качеству воды, используемой при производстве цементобетона, а также отсев дробления каменных материалов по ГОСТ 31424-2010 и битумную эмульсию по ГОСТ Р 52128-2003.
Укладка ЛЭМС на объекте устраивается для обеспечения плоскостности и омоноличивания уложенной стальной армирующей сетки. А также слой ЛЭМС является дополнительным гидроизолирующим слоем в составе дорожной одежды и защитным слоем износа уложенной сетки до момента укладки асфальтобетонного слоя.
При производстве работ производитель, в соответствии с положениями Правил производства работ, нормативными документами в сфере организации и обеспечения безопасности дорожного движения и техники безопасности в строительстве, обязан выполнять следующие условия:
- Зону производства работ оградить типовыми, травмобезопасными ограждениями;
- В темное время суток в зоне производства работ обеспечить обустройство дополнительного освещения и устройство сигнальных аварийных огней (в случае необходимости);
- Не использовать для складирования материалов, отстоя строительной техники территорию за пределами границ участка работ;
- Обеспечить установку знаков, обозначающих зону работ, места проходов и движения техники и их сохранность в период производства работ;
- Место производства работ оборудовать информационным щитом установленной формы;
- После производства работ немедленно убрать временные дорожные знаки, ограждения, произвести очистку территории производства работ от строительного мусора.
Е.2 Организация и методы производства основных строительно-монтажных работ
До начала строительства должны быть выполнены все необходимые разбивочные геодезические работы. Геодезическое обеспечение строительства выполняют работники геодезической службы генподрядной организации в соответствии с рабочей документацией.
На специально отведенной площадке складирования должны быть подготовлены все, применяемые материалы.
Сетка должна быть упакована и храниться в рулонах таким образом, чтобы избежать ее повреждения. Рулоны укладываются горизонтально на сухой и ровной поверхности площадки, один на другой, но не более чем в девять слоев.
Эмульсия должна храниться в транспортной упаковке либо в стационарной вертикальной цистерне с донной заливкой.
Песок из отсевов дробления, завезенный на площадку складирования для приготовления ЛЭМС должен быть защищен от попадания пыли, грязи.
Основные дорожно-строительные работы выполняются специальным механизированным звеном:
Кадровый состав бригады:
Работы по строительству участка с устройством защитно-армирующего слоя с использованием стальной армирующей сетки ДОРКАРС-Л выполняет бригада общей численностью 17 чел.
Машинист катка 6 разряда |
- 1 чел. |
Водитель Сларри-машины |
- 1 чел. |
Оператор Сларри-машины |
- 1 чел. |
Водитель уборочной машины |
- 1 чел. |
Машинист погрузчика 6 разряда |
- 1 чел. |
Водитель автомобиля-битумовоза |
- 1 чел. |
Водитель автомобиля с прицепом-разматывателем |
- 1 чел. |
Дорожный рабочий 4 разряда |
- 10 чел. |
Состав механизированного звена (табл. Е.3):
Таблица Е. 3 - Состав механизированного звена
N п/п |
Наименование оборудования |
Количество, шт. |
1. |
Поливомоечная машина ЗиЛ КО-713 или аналог |
1 |
2. |
Автомобиль с прицепом-разматывателем |
1 |
3. |
Пневмокаток ДУ-100-Д или аналог |
1 |
4. |
Машина для устройства слоев типа "Сларри Сил" "МР-12" или аналог |
1 |
5. |
Камаз-манипулятор или аналог |
1 |
Е.3 Подготовительные работы
Работы на захватке по устройству защитно-армирующего слоя с использованием стальной сетки и литой эмульсионно-минеральной смеси типа должны быть организованы с учетом Технологической схемы (см. Приложение Е.9 к настоящей Технологической карте).
В подготовительный период должны быть выполнены работы по выравниванию старого покрытия с помощью холодной фрезы (фрезерование не входит в состав работ по устройству защитно-армирующего слоя).
После окончания фрезерования, поверхность покрытия очищается механической щеткой, установленной на поливомоечной машине.
Трещины в основании с раскрытием более 5 мм, а также ямы и выбоины глубиной более 1 см и размером, превышающим размер ячейки сетки, должны быть заделаны асфальтобетонной смесью или иной ремонтной смесью, в том числе применяемой в холодном состоянии. Подготовительные работы выполняются генеральной подрядной организацией. Допускается заполнение трещин в основании, с шириной раскрытия более 5 мм, литой эмульсионно-минеральной смесью непосредственно в процессе устройства защитно-армирующего слоя (при этом расход смеси на 1 увеличивается в зависимости от состояния покрытия и дополнительный расход ЛЭМС определяется фактически на месте).
Е.4 Укладка сетки из стальной проволоки
Основные работы по армированию асфальтобетонных слоев с использованием стальной сетки выполняются в сухую погоду, с положительной температурой не ниже 5°С - оптимальная температура от 15°С до 25°С.
Сетка может укладывается различными вариантами:
- фронтальным погрузчиком с применением специального устройства для закрепления и разматывания рулона,
- автомобилем-манипулятором с применением специального устройства для закрепления и разматывания рулона,
- автомобилем с прицепом-разматывателем сетки.
Рекомендуемым вариантом является использование автомобилей с прицепом-разматывателем, т. к. в этом случае исключается проезд колес по уложенной, но еще не закрепленной, сетке.
Рулоны могут иметь различную ширину: 1,22 м; 2,56 м; 3,15 м; 3,74 м и т.д.
Рулон закрепляется таким образом, чтобы сетка разматывалась в противоположном направлении свертывания рулона.
Начало сетки необходимо зафиксировать, придавив колесами, как показано на схеме 2 рис. Е.1 в случае использования фронтального погрузчика или автомобиля-манипулятора.
Начало сетки фиксируется ногами дорожных рабочих (2 человека) в случае использования автомобиля с прицепом-разматывателем.
1. Рулон сетки закреплен к прицепу-разматывателю. Машина разматывает сетку в противоположную сторону от ее смотки. Движение колес по уложенной сетке исключено.
2. Рулон сетки закреплен на специальном устройстве для разматывания. Машина разматывает сетку в противоположную сторону от ее смотки и движется по уложенной сетке.
Рис. Е. 1 - Схемы размотки сетки
Во время распределения сетки машина должна двигаться прямо.
После машинной укладки полосы сетки, необходимо вручную ликвидировать большие складки на ней.
Уложенную сетку необходимо разгладить при помощи пневмоколесного катка. (Рекомендуемые требования к пневмоколесному катку: давление в шинах не должно превышать 0,25 МПа, снаряженная масса - не менее 8 тонн). Разглаживание сетки следует начать с середины рулона, двигаясь катком назад и вперед, вплоть до полного прилегания сетки к основанию, без видимых складок на сетке.
Размотанную и полностью разглаженную сетку предварительно прикрепляют к основанию металлическими дюбелями через металлическую пластину. Прикрепление выполняют на первом, по ходу раскатывания сетки, поперечном укрепляющем плоском пруте каждого рулона. Размеры пластины 30х100 мм. Длина дюбелей 50-60 мм. (рисунок Е.2) Локально в местах, где невозможно пневмокатком достичь плотного прилегания сетки к основанию, производят дополнительное крепление дюбелями.
Рис. Е.2 - Предварительное крепление сетки к нижележащему слою
После этого укладывается следующая полоса сетки (в зависимости от схемы размещения стальной сетки). Укладку производят с нахлестом в поперечном направлении 25 см с ранее уложенной полосой таким образом, чтобы, по меньшей мере, одно поперечное укрепление плоским прутом оказалось за первым прутом второй сетки. Допустимо отклонение ширины нахлеста в меньшую сторону до 10 см, отклонение ширины в большую сторону не ограничено и зависит от геометрии участка автомобильной дороги.
При укладке сетки необходимо стремиться не допускать нахлеста укрепляющих поперечных плоских прутьев одной сетки на такие же прутья другой сетки.
Допускается образование нахлеста укрепляющих плоских прутьев в пределах 15% в местах поперечного нахлеста.
После этого производятся аналогичные операции по креплению сетки к основанию, как и после укладки 1-ой полосы сетки.
Затем производится основное крепление сетки при помощи устройства слоя из литой эмульсионно-минеральной смеси (ЛЭМС) соответствии с требованиями п.п Е.5 настоящей технологической карты в два прохода на определенную ширину в зависимости от геометрии дороги и геометрии уложенной полосы сетки.
В местах поворота автомобильной дороги сетка укладывается отрезными полотнами по радиусу закругления. Размер полотна определяется визуально на месте производства работ в зависимости от конкретных условий.
На уложенной сетке запрещено движение транспорта. В исключительном порядке, может проходить технологическое движение с малой скоростью, без резкого ускорения, торможения и поворотов.
Е.5 Крепление сетки к основанию при помощи нанесения литой эмульсионно-минеральной смеси
После укладки и разглаживания первой полосы сетки необходимо прикрепить ее к основанию ЛЭМС. При последнем проходе ширина укладки ЛЭИС должна быть такая, чтобы полностью закрыть сетку.
Перед началом нанесения литой эмульсионной смеси следует загрузить машину необходимыми компонентами, определить их дозировку и произвести калибровку распределительной машины.
Приготовление ЛЭМС производится одновременно с нанесением ее на сетку.
Поступательное движение распределительной машины делает возможным нанесение слоя смеси установленной толщины от 10 до 15 мм, с расходом 20 на поверхность покрытия с ровностью, соответствующей требованиям СП 78.13330.2012 Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги", либо от 20 до 25
на отфрезерованной поверхности покрытия. В местах нахлеста сеток допускается большая толщина смеси, достаточная для закрытия сетки смесью, но не более 25 мм. Утолщение слоя технологически обеспечивается короткими остановками распределительной машины в местах нахлеста.
Битумная эмульсия подвергается распаду в течение нескольких минут после изготовления эмульсионной смеси. Капли осажденного битума соединяются и создают пленку вяжущего вещества на отсеве дробления, которая покрывает и склеивает минеральные частицы.
Время затвердения эмульсионной смеси зависит от полного склеивания минеральных частиц, обычно это происходит в течение от 0,5 до 3 часов, в зависимости от погодных условий. Полную стабильность нанесенный слой достигает после высыхания.
Слой из эмульсионной смеси не нуждается в уплотнении. После ее нанесения отчетливо видна фактура разложенной в этом слое сетки из стальной проволоки.
Скорость движения технологического транспорта по нанесенному слою ЛЭМС должна быть ограничена до 30 км/ч. После открытия движения по слою ЛЭМС допускается образование мест, не закрытых ЛЭМС (особенно чувствительны к износу места нахлеста сетки) на площади не более 20%.
Не следует допускать движения технологического транспорта по уложенной сетке более 2 суток, т.к. это влечет за собой, в том числе, нарушение целостности антикоррозионного покрытия сетки.
Оптимальным решением в условиях невозможности ограничения скорости движения будет недопущение движения по слою ЛЭМС до момента укладки асфальтобетонного слоя.
Для предотвращения перемещения сетки в вертикальном направлении в местах ее оголения необходимо дополнительно закрепить ее при помощи дюбелей.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
Е.7 Устройство двухслойного асфальтобетонного покрытия
После открытия движения построечного транспорта по слою ЛЭМС, работы по устройству асфальтобетонного покрытия должны быть выполнены как можно быстрее, но не позднее 48 часов.
До начала устройства двухслойного покрытия из асфальтобетонных смесей должны быть приняты и оформлены по актам скрытых работ все работы по строительству защитно-армирующего слоя с использованием стальной армирующей сетки.
Слои двухслойного асфальтобетонного покрытия, укладываемые на сетку из стальной проволоки, закрепленную нижележащему слою литой эмульсионно-минеральной смесью, должны устраиваться в соответствии с требованиями проектной документации и типовой технологией производства работ.
Начало укладки асфальтобетонной смеси может производиться только после полного отвердения ЛЭМС а также после ее очищения (при допущении движения технологического транспорта по слою из ЛЭМС.
Не требуется устройства битумной подгрунтовки на поверхности слоя из ЛЭМС перед устройством нижнего слоя асфальтобетонного покрытия в том случае, если отсутствовало движение по слою ЛЭМС автотранспорта (в том числе технологического транспорта).
Е. Организация и проведения входного контроля материалов, контроль качества работ
В состав входного контроля качества включается освидетельствование подготовленного для укладки сетки нижележащего слоя. Входной контроль качества материалов выполняется как до начала, так и в процессе строительства.
Входной контроль при строительстве может быть сплошным или выборочным.
При проведении входного контроля строительных материалов следует рассматривать сопроводительную документацию, оформленную в установленном порядке. В необходимых случаях может проводиться выборочный инструментальный или лабораторный контроль.
Проверка соответствия маркировки поставленных материалов данным сопроводительной документации должна включать контроль фактической маркировки на соответствие указанной в сопроводительной документации (ярлыки, бирки и т.д.).
Входной контроль материалов должен выполняться в специально оборудованных складских помещениях или на смотровой площадке, специально организованной в непосредственной близости от площадки строительства для входного контроля крупногабаритного или крупнотоннажного материала. Специально оборудованные складские помещения и смотровые площадки должны удовлетворять требованием охраны труда и техники безопасности.
При входном контроле качества материалов и изделий по установленным параметрам проверки, составляется документация:
- протокол проведения измерений контролируемых параметров;
- заявка на испытание в лаборатории по которой передают выборки или пробы для испытаний в лабораторию;
- акт об отборе образцов (проб);
Выборки или пробы, отобранные от проверяемой партии продукции для предоставления в лабораторию на испытание, маркируются ярлыком продукции.
При операционном контроле качества устройства слоя из литой эмульсионно-минеральной смеси, проверяют соответствие дозировки битумной эмульсии и песка из отсевов дробления требованиям утвержденного рецепта и настоящей технологической карты.
Точность дозирования определяют оперативно на пульте управления машины, распределяющей литую эмульсионно-минеральную смесь, по показаниям расходомеров битумной эмульсии и отсева дробления.
Точность дозирования материалов должна соответствовать:
битумной эмульсии - не более % по массе;
отсева дробления - не более % по массе.
Результаты контроля входят в состав исполнительной документации.
При операционном контроле качества укладки сетки стальной проверяют визуально:
- укладку сетки (равномерность);
- крепление сетки к основанию;
- целостность сетки,
- ширины поперечного нахлеста - не менее 20 см,
- ширины продольного нахлеста - не более 20 см,
- наличие нахлеста поперечных укрепляющих плоских прутьев - не более 15%,
- наличие мест на сетке не закрытых "Сларри Сил" после открытия движения - не более 20%.
Операционный контроль качества работ по устройству слоев асфальтобетонного покрытия выполняется в соответствии с требованиями СП 78.13330-2012.
Допускаемые отклонения геометрических размеров при устройстве слоев покрытия должны соответствовать СП 78.13330-2012 и настоящей Технологической карты.
Е.8. Техника безопасности и охрана труда
Перед началом работ все работающие должны быть ознакомлены с теми правилами и нормами техники безопасности, которые необходимо соблюдать в конкретных условиях ведения тех или иных видов работ с учетом требований "Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог".
Укладку ЛЭМС производят, в основном, без перерыва в движении комплекса, поэтому необходимо обеспечить безопасность рабочих, безопасную работу дорожно-строительных машин и движение транспорта.
До начала работ необходимо наметить безопасную для производства работ и движения транспорта схему завоза материалов и работы дорожно-строительных машин.
С каждой стороны движения необходимо установить по два переносных знака "Ремонтные работы". Первый устанавливают за 150-250 м (в зависимости от скорости движения автомобилей на участке производства работ и дорожных условий) на правой, со стороны движения, обочине; второй знак (дублирующий) устанавливают за 10 м непосредственно на проезжей части у места работ. Место работ с каждой стороны ограждают переносными барьерами, а боковую сторону по оси проезжей части -переносными стойками, вехами или конусами.
При производстве работ на сложных для организации движения участках (ограниченная видимость, интенсивное движение и пр.) должны привлекаться работники ГИБДД.
Бригада рабочих должна быть обеспечена средством укрытия в плохую погоду, местом хранения аптечки, бачка с питьевой водой, инструментов (грузопассажирский вариант автомобиля "Газель").
Во время производства работ рабочие должны быть обеспечены сигнальной спецодеждой.
При попадании эмульсии на лицо, руки следует быстро смыть ее холодной водой, а остатки битума снять керосином, соляровым маслом, бензином, а затем эти места промыть теплой водой с мылом.
При несчастных случаях в процессе выполнения работ пострадавшим немедленно оказывают необходимую доврачебную помощь и принимают меры по вызову специалистов-медиков или доставке пострадавшего в медицинское учреждение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.