Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
городской Думы
от 7 июня 2001 г. N 134
Положение
о порядке сдачи в аренду муниципального имущества
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основе действующего законодательства РФ и определяет единый порядок сдачи в аренду муниципального имущества г. Барнаула.
1.2. В соответствии с настоящим Положением в аренду может быть передано муниципальное имущество, выраженное в виде неупотребляемых вещей, в том числе здания, сооружения (далее по тексту - здания), помещения в здании и другое недвижимое имущество (кроме земельных участков и иных природных ресурсов), а также оборудование, транспортные средства и другое движимое имущество, составляющее казну города, в том числе переданное муниципальному предприятию или хозяйственному обществу (товариществу) по договору на обслуживание, а также имущество, находящееся в хозяйственном ведении муниципального предприятия, либо в оперативном управлении муниципального учреждения.
1.3. Муниципальное имущество может быть передано по договору аренды гражданам, в том числе иностранным гражданам и лицам без гражданства, гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицам любой организационно - правовой формы, в том числе иностранным, если федеральным законодательством не предусмотрено иное.
1.4. Основным документом, регулирующим отношения по использованию муниципального имущества, является договор, заключенный на основании действующего законодательства и настоящего Положения.
1.5. Настоящее Положение не распространяется на отношения по сдаче в аренду помещений, относящихся в соответствии с действующим законодательством к жилому фонду.
1.6. Существенными условиями договора аренды муниципального недвижимого имущества являются:
- методика расчета и сроки уплаты арендной платы;
- страхование муниципального недвижимого имущества за счет средств арендатора;
- срок действия договора аренды;
- целевое использование недвижимого имущества;
- текущее содержание недвижимого имущества;
- государственная регистрация договора в установленных законом случаях за счет арендатора;
- заключение договора с поставщиками коммунальных услуг на их предоставление и оплату.
Страхование за счет средств арендатора муниципального недвижимого имущества, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления, является существенным условием договора аренды в случае, если объектом аренды является изолированное здание.
В случае отказа арендатора заключать договор аренды на условиях, предложенных арендодателем, и несогласования вышеуказанных пунктов договора, договор считается незаключенным.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение существенных условий договора аренды является основанием для расторжения договора аренды по инициативе арендодателя.
Арендатор муниципального недвижимого имущества обязан своевременно оплачивать коммунальные услуги, содержать арендуемые помещения, а также инженерные коммуникации внутри этих помещений в надлежащем состоянии.
1.7. Для заключения договора аренды представитель юридического лица обязан предоставить арендодателю учредительные документы этого юридического лица, постановление о его регистрации, документы, подтверждающие полномочия исполнительного органа юридического лица на заключение договоров от имени юридического лица (выписка из протокола общего собрания юридического лица с указанием срока полномочий, иные документы в соответствии с уставом организации), свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ, по месту его жительства на территории РФ; граждане, желающие получить в аренду муниципальное имущество для личного использования, обязаны предоставить паспорт; граждане - предприниматели, независимо от цели использования имущества - свидетельство о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту его жительства на территории РФ.
1.8. Договоры аренды заключаются, как правило, на срок до одного года. По решению комитета по управлению имуществом и по согласованию с районной администрацией договор может быть заключен на срок до 5 лет включительно. По решению главы администрации города срок аренды может быть установлен более 5 лет.
1.9. Техническая инвентаризация арендуемого муниципального недвижимого имущества производится по заявке балансодержателя организацией, уполномоченной осуществлять техническую инвентаризацию и учет объектов недвижимости.
1.10. Держателем технического паспорта муниципального недвижимого имущества является балансодержатель.
1.11. Арендатор муниципального недвижимого имущества возмещает балансодержателю пропорционально занимаемой площади в здании расходы на содержание и благоустройство закрепленной за арендатором территории, а также расходы, связанные с уплатой балансодержателем земельного налога, в соответствии с заключаемым с балансодержателем (п. 2.2, 4.1 настоящего Положения) договором.
1.12. Арендатор муниципального недвижимого имущества в течение 10 дней после подписания договора аренды заключает договор на оказание возмездных услуг по вывозу твердых бытовых отходов непосредственно с организацией, осуществляющей вывоз ТБО с соответствующей территории.
2. Сдача в аренду имущества, составляющего казну города
2.1. Арендодателем недвижимого муниципального имущества, составляющего казну города (в том числе переданного предприятию на обслуживание по договору), выступает комитет по управлению имуществом (в дальнейшем - арендодатель).
2.2. Муниципальное унитарное предприятие или хозяйственное общество (товарищество) (в дальнейшем - балансодержатель), располагающее неиспользуемой недвижимостью, обязано в 5-дневный срок сообщить об этом комитету по управлению имуществом. Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, не переданного в пользование другим лицам, лежит на балансодержателе в соответствии с договором о передаче имущества на обслуживание.
2.3. Лицо, желающее взять в аренду здание, помещение или иное недвижимое муниципальное имущество, подает в комитет по управлению имуществом заявление, содержащее просьбу о предоставлении и примерные характеристики необходимого ему здания с обязательным указанием цели его использования.
2.4. Арендодатель на основе имеющихся у него сведений о незанятых зданиях представляет заявителю необходимую информацию, позволяющую выбрать заявителю наиболее подходящее здание.
2.5. Сдача в аренду выбранного заявителем здания оформляется решением комитета по управлению имуществом, принимаемым по согласованию с балансодержателем и районной администрацией по месту расположения объекта аренды. Срок согласования решения районной администрацией и балансодержателем составляет три дня. Решение утверждается первым заместителем главы администрации города.
В случае отсутствия согласования вышеуказанных органов решение о сдаче в аренду принимается комитетом и утверждается первым заместителем главы администрации города.
2.6. Не требуется принятия повторного решения о сдаче в аренду муниципального имущества конкретному арендатору в случае продления с ним же договора аренды, заключения с ним договора на тот же объект, но на новых условиях и (или) на новый срок, не превышающий 5 лет.
2.7. При оформлении решения балансодержатель представляет арендодателю копию технического паспорта на передаваемое в аренду здание, помещение с указанием его площади. В случае если у балансодержателя нет технического паспорта, то он предоставляет план (выкопировку) передаваемого в аренду здания, помещения. Технический паспорт в таком случае может быть оформлен и представлен арендодателю арендатором. Расходы арендатора на получение необходимой технической документации в этом случае засчитываются в счет арендной платы, причитающейся балансодержателю в соответствии с абзацем 3 п. 5.7.1 настоящего Положения.
2.8. Арендодатель, балансодержатель и арендатор в 10-дневный срок со дня принятия решения о сдаче нежилого помещения в аренду оформляют договор аренды, условия которого должны отвечать содержанию типового договора, разработанного комитетом по управлению имуществом. В этот же срок балансодержатель передает помещение арендатору по акту приема - передачи.
В случае заключения с тем же арендатором договора аренды прежних площадей, но на новых условиях и/или на новый срок, акт приема - передачи от балансодержателя арендатору не составляется, а в качестве доказательства передачи объекта аренды арендатору используется составленный на основании ранее действовавшего договора аренды акт приема - передачи, о чем в договоре делается соответствующая отметка. Если такой акт не составлялся, то при заключении нового договора аренды оформление акта приема - передачи является обязательным.
2.9. Сдача арендатором части арендуемого здания в субаренду осуществляется по согласованию с администрацией района, балансодержателем и комитетом по управлению имуществом.
2.10. Балансодержатель вправе самостоятельно обращаться в суд для взыскания предназначенных ему в соответствии с главой 5 настоящего Положения платежей, в том числе пеней за просрочку их уплаты и штрафов за ненадлежащее использование муниципального имущества. По доверенности комитета по управлению имуществом балансодержатель может обратиться в суд с требованием о расторжении договора аренды и взыскании платежей, предназначенных для комитета в соответствии с главой 5 настоящего Положения.
3. Сдача в аренду имущества, принадлежащего муниципальному предприятию
на праве хозяйственного ведения
3.1. Движимое и недвижимое имущество, принадлежащее муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения, сдается предприятием в аренду самостоятельно в соответствии с действующим законодательством РФ, при этом договоры аренды недвижимого имущества заключаются по согласованию с комитетом по управлению имуществом г. Барнаула и отраслевым комитетом (отделом) администрации города.
Величина арендной платы устанавливается по соглашению сторон, но она не должна быть меньше арендной платы, установленной в соответствии с настоящим Положением.
3.2. При заключении договоров аренды предприятие руководствуется настоящей главой, главами 1 и 5 настоящего Положения, а также действующим законодательством и местными нормативными актами, регулирующими отношения по сдаче в аренду муниципального имущества.
4. Сдача в аренду имущества, принадлежащего учреждению
на праве оперативного управления
4.1. Муниципальное учреждение, располагающее временно неиспользуемой недвижимостью, может предложить ее для сдачи в аренду. В таком случае учреждение представляет в комитет по управлению имуществом заявление с просьбой сдать в аренду определенные, временно неиспользуемые помещения, готовит проект договора аренды, по которому в качестве арендодателя выступает комитет по управлению имуществом, балансодержателем - само учреждение, либо лицо, на балансе которого учитывается имущество учреждения.
При передаче в аренду недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении муниципального учреждения, основанием для заключения договора аренды является соответствующее решение комитета по управлению имуществом, принятое по заявлению руководителя учреждения, согласованному с балансодержателем и руководителем отраслевого комитета (отдела, управления), являющегося соучредителем учреждения, и районной администрацией.
4.2. При заключении договоров аренды учреждение руководствуется настоящей главой, главами 1 и 5 настоящего Положения, а также действующим законодательством и местными нормативными актами, регулирующими отношения по сдаче в аренду муниципального имущества.
Учреждение вправе самостоятельно определить дополнительные существенные условия договора аренды, на которых оно согласно сдать в аренду недвижимое имущество.
Размер арендной платы по договору аренды муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, не может быть менее рассчитанного в соответствии с главой 5 настоящего Положения.
4.3. По всем спорам, возникшим из заключенного договора аренды, в том числе о взыскании неуплаченной арендной платы, неустойки, балансодержатель представляет свои интересы самостоятельно, что должно быть закреплено в самом договоре.
4.4. Сдача в аренду временно неиспользуемого имущества не должна осуществляться в ущерб основной деятельности учреждения. Контроль за целесообразностью использования имущества путем сдачи в аренду возлагается на отраслевые комитеты и отделы администрации города или района, являющиеся соучредителями учреждения.
4.5. Если после заключения договора аренды арендатор сменит направление или вид деятельности, договор аренды может быть расторгнут по инициативе арендодателя. Нарушение условия о цели использования здания, помещения должно быть предусмотрено в договоре аренды в качестве основания расторжения договора по инициативе арендодателя.
4.6. Сдача в субаренду имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, запрещается.
4.7. В порядке, предусмотренном настоящим разделом, может быть сдано в аренду движимое имущество, находящееся в оперативном управлении учреждения.
5. Платежи по договору аренды
5.1. Арендатор обязан своевременно вносить платежи по договору аренды за пользование муниципальным имуществом (арендную плату) в соответствии с условиями договора. В случаях, предусмотренных настоящим Положением, платежи по договору аренды муниципального недвижимого имущества могут состоять из арендной платы за помещение в здании и платы за места общего пользования, находящиеся в здании.
5.2. Методика расчета арендной платы за пользование муниципальным недвижимым имуществом (приложение 1).
5.2.1. Исходной величиной для определения арендной платы за 1 кв. м площади муниципального недвижимого имущества (здания, помещения) в год принимается базовая сумма, установленная законодательством РФ о минимальном размере оплаты труда (МРОТ).
5.2.2. Размер арендной платы в год за конкретное муниципальное здание, помещение определяется путем умножения базовой суммы на коэффициенты, соответствующие назначению (подвальные помещения, пожарные лестницы и т.п.) и месторасположению в городе переданного в аренду здания, помещения, а также на количество квадратных метров арендуемой площади.
При расчете арендной платы коэффициенты могут применяться как ко всему объекту аренды в целом, так и к его части, имеющей характеристики, которые являются основанием для применения таких коэффициентов.
5.2.3. Размер арендной платы при сдаче здания, помещения в почасовое нерегулярное пользование без передачи его в фактическое владение определяется пропорционально времени использования здания, помещения, исходя из 100% арендной платы за месяц при 40-часовой рабочей неделе.
5.3. Арендная плата изменяется автоматически (без оформления дополнительных соглашений сторон о внесении изменений в договор аренды) в зависимости от определения базовой суммы, установленной (измененной) законодательством о минимальном размере оплаты труда. Об изменении базовой суммы арендодатель может направить арендатору соответствующее уведомление.
5.4. Коэффициенты, используемые для расчета арендной платы за муниципальное недвижимое имущество.
5.4.1. В зависимости от месторасположения в городе здания, переданного в аренду, или здания, в котором находится переданное в аренду помещение, при расчете арендной платы применяется коэффициент престижности от 1 до 10.
В расчете арендной платы по конкретному договору аренды применяется коэффициент престижности, указанный в соответствии с приложением 2 к настоящему Положению и картой-схемой расположения объектов муниципального недвижимого имущества.
Карта-схема разрабатывается комитетом по управлению имуществом по предложению районных администраций и утверждается первым заместителем главы администрации города.
Для зданий, имеющих два адреса, для каждого из которых действуют разные коэффициенты престижности, применяется больший коэффициент.
5.4.2. Для отдельно стоящих зданий при наличии в них не более 3-х арендаторов устанавливается коэффициент, равный 1,25.
5.4.3. Для подвальных помещений, пожарных лестниц, находящихся внутри здания и не используемых постоянно, а также для балконов, лоджий устанавливается понижающий коэффициент, равный 0,5.
5.5. В случае сдачи в аренду помещения в здании, в котором находятся иные арендаторы (пользователи) муниципального имущества, в объект аренды не могут включаться места общего пользования: общие коридоры, лестницы, холлы и иные помещения, необходимые для осуществления права пользования помещениями в здании другими арендаторами (пользователями).
Арендатор оплачивает использование указанных площадей в размере и в порядке, предусмотренном для объекта договора аренды (плата за места общего пользования). При этом площадь мест общего пользования определяется пропорционально площади арендуемого в здании помещения.
5.6. По постановлению главы администрации города, принятому с учетом заключения комитета по управлению имуществом, отраслевых комитетов (отделов), комитета по экономике, управления по финансам, налоговой и кредитной политике, и по согласованию с профильным комитетом городской Думы, в зависимости от вида деятельности арендатора, от значимости такой деятельности для населения города размер платежей по договору (арендной платы и платы за места общего пользования) может быть снижен (льгота по платежам по договору), однако при этом, как правило, он не может быть менее 50% от рассчитанных в соответствии с п.п. 5.2, 5.4, 5.5 настоящего Положения платежей по договору.
Постановлением главы администрации города бюджетным организациям краевого и федерального уровней размер платежей по договору также может быть снижен, при этом он, как правило, также не может быть менее 50% от рассчитанных в соответствии с п.п. 5.2, 5.4, 5.5 настоящего Положения. Согласование проекта постановления производится в установленном настоящим пунктом порядке.
Проект постановления о предоставлении льгот готовится отраслевым комитетом (отделом) администрации города либо районной администрацией.
5.7. Распределение и использование платежей по договору.
5.7.1. Платежи по договору аренды за здания, помещения, составляющие казну города, перечисляются арендатором в следующем порядке:
9% - комитету по управлению имуществом, из которых он 50% от полученной суммы перечисляет комитету муниципального жилищного хозяйства;
5% - балансодержателю (ПЖЭТ, ЖЭУ и др.), которые используются предприятием на покрытие затрат по сбору арендной платы, по контролю за правильностью использования и сохранностью нежилых помещений, по взысканию ущерба, нанесенного нежилым помещениям;
86% - балансодержателю (ПЖЭТ, ЖЭУ и др.), которые используются предприятием на содержание и эксплуатацию жилого и нежилого фонда, на оплату расходов по оформлению технических паспортов зданий и помещений.
5.7.2. Получаемые предприятием платежи по договору аренды недвижимого имущества, находящегося в его хозяйственном ведении, распределяются им следующим образом:
4,5% - комитету по управлению имуществом;
95,5% - предприятию.
5.7.3. Получаемые учреждениями платежи по договору аренды недвижимого имущества, находящегося в его оперативном управлении, перечисляются арендатором в следующем порядке:
4,5% - комитету по управлению имуществом;
95,5% - учреждению, которое использует их в счет средств, выделенных по смете.
5.7.4. При предоставлении арендатору льготы по платежам по договору аренды (п. 5.6 настоящего Положения) оставшаяся сумма, подлежащая уплате арендатором, перечисляется в порядке, предусмотренном п. 5.7.1 настоящего Положения.
5.7.5. Арендаторы муниципального недвижимого имущества должны перечислять платежи по договору ежемесячно до 10 числа текущего месяца в порядке, предусмотренном настоящим Положением и договором аренды.
При неуплате платежей по договору в установленные сроки арендатор уплачивает пени в размере 1% от неоплаченной суммы за каждый календарный день просрочки.
5.8. Распределение неустойки (штрафов, пеней).
5.8.1. Пени за несвоевременную оплату платежей по договору аренды муниципального имущества, составляющего казну города, полученные комитетом по управлению имуществом, являются бюджетными средствами и распределяются следующим образом:
50% - на расчетный счет управления по финансам, налоговой и кредитной политике;
50% - комитету по управлению имуществом.
Штрафы за невыполнение условий договоров аренды муниципального имущества, составляющего казну города, полученные комитетом по управлению имуществом или балансодержателем, распределяются следующим образом:
50% - комитету по управлению имуществом;
50% - балансодержателю.
5.8.2. Пени за несвоевременную оплату платежей по договору аренды муниципального имущества, составляющего казну города, полученные балансодержателем, используются им следующим образом:
50% - на нужды предприятия;
5.8.3. Пени за несвоевременную оплату платежей по договору и штрафы за невыполнение условий договоров аренды муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, в оперативном управлении учреждения, поступают в хозяйственное ведение предприятия, в оперативное управление учреждения.
5.9. Порядок расчета и распределения субарендных платежей.
5.9.1. Субарендная плата должна превышать размер арендных платежей, рассчитанных в соответствии с п.п. 5.2, 5.4 настоящего Положения (нормативную величину арендной платы), не менее чем в 2 раза.
Размер субарендной платы не уменьшается в случае предоставления арендатору льгот по платежам по договору аренды (п. 5.6 настоящего Положения).
5.9.2. При отсутствии льгот по платежам по договору аренды субарендатор перечисляет субарендную плату в следующем порядке:
- арендатору - сумму, равную нормативной величине арендной платы, а также 40% от суммы ее превышения;
- комитету по управлению имуществом - 9% от суммы превышения нормативной величины арендной платы, из которых 50% он перечисляет комитету муниципального жилищного хозяйства;
- балансодержателю - 51% от суммы превышения нормативной величины арендной платы.
5.9.3. В случае предоставления арендатору льгот по платежам по договору аренды субарендатор перечисляет субарендную плату в следующем порядке:
- арендатору - сумму, равную фактически уплачиваемым им платежам по договору аренды за соответствующую площадь, а также 40% от этой суммы;
- комитету по управлению имуществом - 9% от суммы превышения нормативной величины арендной платы, из которых он 50% перечисляет комитету муниципального жилищного хозяйства;
- оставшаяся сумма перечисляется балансодержателю.
5.10. При отсутствии средств на капитальный ремонт здания и при желании арендатора произвести его собственными силами администрация города вправе принять решение о возмещении арендатору затрат в счет платежей по договору аренды. На проведение капитального ремонта в обязательном порядке требуется письменное заключение комитета муниципального жилищного хозяйства о необходимости его проведения, а также предварительное письменное согласие комитета по управлению имуществом и балансодержателя. Порядок и условия зачета затрат определяются в соответствии с действующими местными нормативными актами.
5.11. Бюджетным организациям городского и районного уровней для осуществления ими уставных целей муниципальные здания (помещения) передаются в оперативное управление, либо по договору безвозмездного пользования, заключенному в соответствии с действующим законодательством.
В случае передачи указанным организациям муниципальных зданий (помещений) по договору аренды обязанность по страхованию используемого недвижимого имущества может быть существенным условием договора, если соответствующие расходы учреждений будут предусмотрены в бюджете города.
5.12. Муниципальным предприятиям коммунального назначения для осуществления ими уставных целей муниципальные здания (помещения) передаются в хозяйственное ведение, либо по договору безвозмездного пользования, заключенному в соответствии с действующим законодательством.
5.13. При сдаче в аренду движимого имущества (основных производственных и непроизводственных фондов), составляющего казну города, а также находящегося в хозяйственном ведении муниципального предприятия, либо в оперативном управлении муниципального учреждения, арендная плата устанавливается в каждом конкретном случае арендодателем и не может быть менее размера амортизационных отчислений за соответствующий период.
При определении размера арендной платы арендодатель должен исходить из необходимости обеспечения эффективного использования муниципального имущества.
Арендная плата по договору, неустойка (пени, штрафы) за невыполнение условий договора, полученные в результате сдачи в аренду муниципального имущества, составляющего казну города, а также находящегося в оперативном управлении учреждения, распределяются следующим образом: 4,5% - комитету по управлению имуществом, 95,5% - балансодержателю.
5.14. Денежные средства, полученные за использование муниципального имущества без договора в качестве неосновательного сбережения и процентов за пользование чужими денежными средствами, распределяются в порядке, предусмотренном п. 5.7, абз. 1 п. 5.8.1, п.п. 5.8.2, 5.8.3 настоящего Положения.
5.15. Поступления от сдачи в аренду муниципального имущества, составляющего казну города, являются бюджетными средствами и налогообложению не подлежат.
5.16. Поступления от сдачи в аренду муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении, остающиеся в распоряжении муниципальных учреждений, учитываются как бюджетное финансирование.
5.17. Контроль за использованием переданного в аренду муниципального имущества.
5.17.1. Комитет по управлению имуществом в соответствии с Положением о комитете, балансодержатели муниципального имущества в соответствии с уставами предприятий и учреждений осуществляют контроль за эффективностью использования сданного в аренду муниципального имущества, полнотой перечисления платежей по договорам аренды.
5.17.2. Контроль за текущим содержанием муниципального имущества, своевременностью производства как текущего, так и капитального ремонтов, полнотой и своевременностью перечисления платежей по договорам субаренды, а также контроль за соблюдением условий договоров субаренды в части количества используемых площадей осуществляет балансодержатель. В случае обнаружения нарушений балансодержатель обязан составить в присутствии арендатора акт проверки и направить его в комитет в 5-дневный срок с момента обнаружения нарушений.
5.17.3. Комитет муниципального жилищного хозяйства, районные администрации, управление по финансам, налоговой и кредитной политике, отраслевые комитеты (отделы) администрации города в пределах своих полномочий осуществляют учет и контроль за целевым использованием балансодержателями платежей, получаемых по договорам аренды и субаренды, на капитальный ремонт и содержание муниципального жилого и нежилого фонда.
5.18. Руководители структурных подразделений администрации города (комитетов, отделов и т.п.) и районных администраций, а также руководители муниципальных предприятий и учреждений несут ответственность за деятельность, осуществляемую во исполнение настоящего Положения, в соответствии с действующим законодательством и местными нормативными актами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.