Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономического развития
11. Приоритеты социально-экономического развития
Система стратегических целей социально-экономического развития и показателей их достижения определяет образ желаемого будущего округа. Одновременно такая система целей и приоритетов учитывает, с одной стороны, существующие проблемы, определяемые особенностями, внутренними и внешними факторами развития, а с другой - обеспечивает адекватный ответ на долговременные системные вызовы, порождаемые глобальными факторами.
На основании анализа социально-экономического развития округа по отдельным сферам и направлениям были выявлены основные проблемы и на этой основе сформулированы стратегические цели развития по каждой сфере, направлению деятельности. Таким образом, реализован проблемно-ориентированный подход к постановке целей.
Главной стратегической целью является улучшение качества жизни населения на основе устойчивого социально-экономического развития округа.
Ориентирами роста уровня и качества жизни населения округа при определении целей избраны стандарты качества жизни, которые включают: высокий уровень физического здоровья, образования, благосостояния, обеспеченности жильем; высокую доступность и качество государственных и муниципальных услуг; высокий уровень качества окружающей среды.
Приоритетами социально-экономического развития округа являются:
Развитие человеческого капитала и социальной сферы.
Данный приоритет реализуется через политику в сферах демографии, здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты. Обеспечение социального благополучия человека. Снижение административных барьеров, повышение доступности государственных и муниципальных услуг, совершенствование законодательной и нормативной правовой базы, повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления. Обеспечение безопасности жизни граждан, стабилизации межнациональных отношений, миграции.
Развитие конкурентоспособной эффективной экономики.
Реализация этого приоритета осуществляется во всех ее направлениях технологической модернизации, развития инновационной деятельности, внедрение и развитие цифровой экономики, высокотехнологичных секторов экономики. Обеспечение и поддержка благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, как основного элемента рыночной экономики, важнейшего инструмента создания новых рабочих мест. Реализация данного приоритета осуществляется через развитие традиционных отраслей экономики.
Для реализации приоритетов социально-экономического развития округа определены направления социально-экономического развития округа с выделением целей и задач социально-экономического развития.
12. Цели, задачи и направления социально-экономического развития
Развитие человеческого капитала есть расширение возможностей каждого жителя, а конкретно-повышение профессиональной компетентности и мобильности, формирование инновационной культуры, развитие способностей к конструктивной самоорганизации и эффективной самореализации.
Развитие образования
Целью социально-экономического развития округа в сфере образования является создание условий для развития человеческого потенциала, обуславливающего расширение возможностей в формировании и совершенствовании базовых значений и навыков посредством обеспечения доступного, качественного, непрерывного образования и последующего трудоустройства.
Для достижения цели предусматривается решение задач, обеспечивающих доступность и повышение качества дошкольного и общего образования.
Качественные преобразования образовательной сферы невозможны без улучшения ее базовых условий. Одной из основных задач развития является строительство и реконструкция помещений для осуществления образовательного процесса.
Комплексный подход нужен и для полноценного обеспечения населения бесплатным дошкольным образованием.
К 2035 году в округе необходимо построить 2 новых школы, 2 реконструировать и ввести в эксплуатацию помещения 4 школ, соответствующих строительным и санитарным правилам и нормам, а также требованиям противопожарной безопасности.
Учитывая, что 7 общеобразовательных организаций находятся в приспособленных зданиях, необходимо к 2035 году построить 7 новых школ по типовым проектам.
Планируется строительство 3 новых зданий детских садов (в том числе взамен старых), а также реконструкция 9 имеющихся зданий.
К 2035 году 62 процента детских садов будут выполнены в капитальном исполнении.
Увеличена доля детей, охваченных дополнительным образованием, в общей численности детей и молодежи в возрасте от 5 лет до 18 лет в 2018 году до 80 процентов, создана и функционирует система мер ранней профориентации, которая обеспечивает ознакомление обучающихся 6-11 классов с современными профессиями, позволяет определить профессиональные интересы детей, получить рекомендации по построению индивидуального учебного плана;
Не менее 70 процентов детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с использованием дистанционных технологий доля детей, охваченных дополнительным образованием, в общей численности детей и молодежи в возрасте от 5 лет до 18 лет до 80 процентов.
Не менее важной задачей является обеспечение качества образования во всех образовательных организациях дошкольного, общего образования, соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам.
В течение указанного периода предусматривается реализация мероприятий, направленных на обеспечение внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования, образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта также подразумевает комплекс мероприятий, направленных на сопровождение школ с низкими результатами обучения и школ, находящихся в неблагоприятных социальных условиях.
Будет внедрен профессиональный стандарт руководителя дошкольной и (или) общеобразовательной организации, реализован новый профессиональный стандарт педагога.
Будет обеспечена реализация комплекса мер по профессиональной ориентации обучающихся.
Будут использоваться эффективные подходы к реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в различных социокультурных условиях, в том числе для детей с особыми потребностями - одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предусматривается внедрение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей; будут реализованы модели сетевого взаимодействия, усовершенствованы процедуры и инструментарий независимой оценки качества образования.
Предусматривается организация психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, в том числе воспитывающих детей с ОВЗ, родителям детей до 3 лет, гражданам, желающим принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
Предусматривается развитие системы непрерывного инклюзивного образования округа.
Предусматривается организация работы по обучению работающего и безработного населения по программам профессиональной переподготовки, опережающей профессиональной подготовки, а также организации целевого обучения, в системах как высшего, так и среднего профессионального образования с целью устранения дефицита квалифицированных рабочих кадров.
Развитие культуры
Целью отрасли культуры округа до 2035 года является модернизация инфраструктуры округа для развития творческого потенциала и обеспечения равного доступа населения к отечественным и мировым культурным ценностям и информации, сохранив культурно-историческую идентичность.
Основными задачами развития отрасли культуры являются:
Развитие инфраструктуры округа, создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала.
Основные мероприятия:
принимать участие в региональном проекте "Культурная среда" по модернизации инфраструктуры (включая строительство, реконструкцию и капитальный ремонт) учреждений культуры в сельской местности;
участвовать в государственной программе Российской Федерации комплексного развития сельских территорий на период 2020 - 2025 годов, строительство Дома культуры в с. Кара-Тюбе;
провести мероприятия по формированию пакета учетной документацией, необходимой для регистрации в едином государственном реестре объектов культурного наследия исторического мемориального комплекса "Казачье поле".
Результаты к 2035 году:
сокращение доли учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры до 8,4%;
создание нового культурного объекта "Казачье поле";
все объекты культурного наследия регионального значения, расположенные на территории округа, обеспеченны учетной документацией, необходимой для регистрации в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
увеличение количества посещений музея на 30% относительно уровня 2017 года.
Укрепление материально-технической базы учреждений культуры и обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам в сельской местности.
Основные мероприятия:
сформировать пакет документов для участия в государственной программе Российской Федерации комплексного развития сельских территорий на период 2020 - 2025 годов, с целью приобретения автотранспорта для перевозки творческих коллективов;
принять участие в федеральном проекте "Местный Дом культуры" в целях модернизации свето-звукового оборудования и оснащения музыкальными инструментами учреждений культуры;
участвовать в государственной программе Ставропольского края "Сохранение и развитие культуры", в целях модернизации библиотечной системы;
участвовать в региональном проекте "Культурная среда", в целях оснащения музыкальными инструментами муниципальных детских школ искусств.
Результаты к 2035 году:
расширение "географии" участия в конкурсах и фестивалях творческих коллективов, развитие профессионализма и инициативы;
увеличение доли муниципальных домов культуры, в которых обеспечено развитие и укрепление материально-технической базы до 90% от общего количества учреждений культуры округа;
увеличение количества участников клубных формирований самодеятельного народного творчества на 16% к уровню 2017 года;
увеличение посещаемости культурно-массовых мероприятий на платной основе на 30% к уровню 2017 года;
оснащение детских школ искусств;
увеличение количества обучающихся в детских школах искусств;
увеличение количества посещений общедоступных библиотек;
увеличения уровня удовлетворенности населения округа качеством предоставляемых услуг в области культуры.
Увеличение творческой активности на территории округа и формирование его имиджа.
Основные мероприятия:
в рамках государственной программы Ставропольского края "Развитие культуры" принимать участие в конкурсах на соискание Премии Губернатора Ставропольского края;
организовать арт-пространства (продолжить реализацию Проекта организации досуга населения "Хорошее настроение") для реализации творческого потенциала молодежи на базе учреждений культурно-досугового типа;
выйти на межрегиональный уровень при организации национальных событийных мероприятий;
увеличить количество фестивалей, конкурсов, выставок самодеятельного народного творчества;
увеличить количество гастролей на территории округа профессиональных творческих коллективов из других районов, округов края, соседних регионов Российской Федерации.
Результаты к 2035 году:
повышение профессионального уровня руководителей учреждений культуры и руководителей творческих коллективов;
увеличение числа участников творческих коллективов молодежной возрастной категории, удовлетворение их потребностей в творческой самореализации;
увеличение количества районных фестивалей, конкурсов, выставок самодеятельного народного творчества;
расширение "географии" участников событийных национальных праздников и увеличение количества участников в них.
Подготовка кадров для учреждений культуры округа.
Основные мероприятия:
повышение квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры на базе Центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры.
Результаты к 2035 году:
повышение качества (внедрение новых форм) организации культурно-массовых мероприятий, следовательно - увеличение количества посетителей культурно-массовых мероприятий;
повышение качества предоставления услуг учреждениями культуры, следовательно - повышение уровня удовлетворенности жителей качеством предоставления услуг учреждениями культуры.
"Цифровизация" культуры.
Основные мероприятия:
в рамках федерального проекта "Цифровая культура" направить заявку для участия учреждений культуры в проекте по созданию виртуальных концертных залов на 2021 - 2022 гг.;
в рамках федеральной целевой программы "Культурная среда", в округе к 2024 году направить заявку для участия в проекте "Модельная библиотека" на базе Нефтекумской детской библиотеки муниципального казенного учреждения культуры "Централизованная библиотечная система" Нефтекумского городского округа Ставропольского края;
сформировать пакет документов для участия в государственной программе Ставропольского края "Сохранение и развитие культуры", в целях цифровизации услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры Ставропольского края.
Результаты к 2035 году:
увеличение количества посещений культурно-массовых мероприятий на 30% к уровню 2017 года;
обеспечение равных возможностей доступа к культурным ценностям. Дополнительный инструментарий в реализации проекта "Культурный норматив школьника";
все общедоступные библиотеки округа обеспечены телекоммуникационной сетью "Интернет".
Культура, её инфраструктура и нематериальные объекты не являются высокодоходными инвестиционными объектами. При этом культура создает значительные косвенные эффекты для других отраслей и в ряде случаев вклад культуры может быть непосредственно оценен.
Сфера культуры будет стремиться к превращению в реальный фактор экономического развития, развивая культурный и духовный потенциал округа.
Развитие культуры позволит:
создать условия для творчески активной части населения, полноценного межнационального культурного диалога и сохранения традиционной культуры народов округа;
увеличить количество одаренных детей, получающих возможность для совершенствования своих талантов посредством участия в профессиональных конкурсах российского и международного уровня.
Существуют факторы, сдерживающие развитие отрасли культуры в округе:
отсутствие новых форм и способов коммуникации музея со своей аудиторией и обществом;
износ материально-технической базы учреждений культуры;
отсутствие современных арт - пространств;
низкий уровень ориентированности учреждений культуры и мероприятий на молодое поколение, несоответствие их требованиям и предпочтениям;
низкая обеспеченность квалифицированными кадрами.
Согласно Основам государственной культурной политики, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808, Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 326-р (с дополнениями от 30 марта 2018 года N 551-р), Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204, ключевыми направлениями развития отрасли культуры являются:
укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации;
сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;
создание и реконструкция культурно-образовательных и музейных комплексов, включающих в себя концертные залы, театральные, музыкальные, хореографические и другие творческие школы, а также выставочные пространства;
обеспечение детских музыкальных, художественных, хореографических школ, школ искусств необходимыми инструментами, оборудованием и материалами;
продвижение талантливой молодежи в сфере музыкального искусства;
создание и реконструкция культурно-досуговых организаций клубного типа на территориях сельских поселений, развитие муниципальных библиотек;
создание виртуальных концертных залов;
модернизация муниципальных театров юного зрителя и кукольных театров путем их реконструкции и капитального ремонта.
Сохранение и укрепление здоровья человека
Здоровое население и высокий демографический потенциал - значимые слагаемые качества жизни населения округа, факторы эффективного воспроизводства человеческого потенциала и экономического роста, свидетельство успешности социальных и экономических преобразований.
В рамках повышения качества и доступности медицинской помощи в округе будет продолжена работа, направленная на развитие амбулаторно-поликлинической помощи с усилением профилактической, диагностической, диспансерной направленности. Объемы стационарной медицинской помощи будут перераспределены на амбулаторно-поликлинический уровень и в дневные стационары.
Планируется модернизация объектов здравоохранения, которая будет направлена на улучшение их материально-технической базы, что существенно повысит качество и доступность медицинской помощи. Планируется проведение дистанционного консультирования пациентов.
Прорабатывается вопрос о реконструкции водолечебницы в п. Затеречный, вода которой имеет широкий спектр бальнеологических свойств, эффективных для лечения кожных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата, периферийной нервной системы. Водолечебница является уникальным объектом и в условиях ухудшения экологической ситуации, роста общей заболеваемости населения играла бы важную роль в профилактике заболеваний и инвалидности в трудоспособном возрасте. Функционирование водолечебницы с развитой инфраструктурой позволило бы создать дополнительные рабочие места и улучшить привлекательность округа.
В связи с тем, что с 1 января 2014 года муниципальные районы и городские округа Ставропольского края не осуществляют отдельные государственные полномочия Ставропольского края в сфере охраны здоровья граждан и муниципальные учреждения здравоохранения переданы в ведение министерства здравоохранения Ставропольского края, приоритеты, цели и задачи развития отрасли здравоохранения Ставропольского края до 2035 года в целом и в округе в частности, определены в Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2035 года.
Развитие физической культуры и спорта
Целью социально-экономического развития физической культуры и спорта является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом.
Для достижения указанной цели предусмотрено решение следующих задач:
развитие спортивной инфраструктуры, укрепление ее материально-технической базы;
привлечение различных категорий населения к занятиям физической культурой и спортом путем проведения физкультурных и спортивных мероприятий, реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне";
проведение физкультурных и спортивных мероприятий для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Количество имеющихся спортивных сооружений в настоящее время не удовлетворяет потребности населения в занятиях физической культурой и спортом. К 2035 году планируется обеспечить спортивными сооружениями каждый населенный пункт округа. Обязательным условием при планировании строительства спортивных сооружений является доступность этих объектов для людей с ограниченными возможностями по здоровью и инвалидов.
Комплексный подход в развитии физической культуры и спорта способствует повышению уровня здоровья населения, воспитания и образования детей, подростков и молодежи, а также формированию в обществе национального самосознания и здорового морально-психологического климата.
Обеспечение социальной защиты населения
Целью обеспечения социальной защиты населения является выполнение государственных обязательств по социальной поддержке граждан Российской Федерации, проживающих на территории округа.
Для достижения указанной цели предусмотрено решение следующих задач:
реализация прав граждан, в том числе имеющих детей, на социальную поддержку в целях ослабления негативных тенденций в обществе и содействия социальной стабильности;
создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки;
развитие адресной системы предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми, активизация поощрительных мер в отношении каждого рожденного ребенка;
развитие системы оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;
организация обеспечения социальных выплат отдельным категориям граждан.
Обеспечение общественной безопасности граждан
Целью социально-экономического развития в сфере обеспечения общественной безопасности граждан является сохранение высокого уровня комплексной безопасности населения округа.
Для достижения указанной цели предусмотрено решение следующих задач:
обеспечение общественной безопасности, защиты граждан от преступных посягательств, проявлений терроризма и экстремизма на территории округа;
предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности;
сокращение потребления алкогольных напитков, запрещение незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ на территории округа, способствующее здоровому образу жизни;
создание добровольных народных дружин, участвующих в обеспечении общественного порядка во всех населенных пунктах округа.
Реализация задач по обеспечению общественной безопасности, защите граждан от преступных посягательств, проявлений терроризма и экстремизма на территории округа будет обеспечена за счет совершенствования мероприятий по профилактике различных правонарушений, с особым акцентом на подростковую среду и сферу незаконного оборота наркотиков.
Будет продолжено формирование аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", базирующегося на современных подходах к мониторингу, прогнозированию, предупреждению правонарушений, происшествий и чрезвычайных ситуаций, в том числе:
развитие интеллектуальных систем видеонаблюдения в жилых зонах, на улицах и в общественных местах;
обеспечение антитеррористической защищенности мест массового пребывания граждан и противодействие проявлениям экстремизма;
государственная поддержка общественных формирований и граждан, участвующим в правоохранительной деятельности;
предотвращение экстремистских проявлений и конфликтов на этноконфессиональной почве.
Продолжится реализация мер по формированию и воспитанию культуры межнационального и межконфессионального общения, направленной на мирное совместное проживание граждан различных национальностей.
Кроме того, необходимо создать аварийно-спасательное формирование и укрепить материально-техническую базу противопожарных формирований для оказания помощи населению.
Необходимым условием обеспечения жизни и деятельности жителей, соблюдения их законных прав и свобод, эффективного функционирования системы управления, экономики и хозяйства, транспорта и связи, развития социальной и духовной сфер общества является гарантия безопасности округа.
Совершенствование системы муниципального управления
Главная цель деятельности органов местного самоуправления округа - повышение качества жизни жителей на основе сбалансированного экономического развития округа как территории устойчивого роста, комфортной для проживания, посещения, реализации творческого потенциала и успешного ведения бизнеса.
Основная задача развития округа, стоящая перед органами местного самоуправления округа в долгосрочной перспективе, заключается в обеспечении комплексного развития человеческого капитала и социальной сферы, характеризующимися высоким уровнем благоустройства, развитием объектов социальной, коммунальной и транспортной инфраструктур.
Обеспечение нового качества жизни в комфортной среде проживания в округе будет осуществляться по следующим направлениям:
жилищное хозяйство и транспорт;
градостроительная сфера;
реализация проектов местных инициатив;
управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными участками;
информационное общество, повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
общественная безопасность.
Обеспечение реализации государственной национальной политики
Целью государственной национальной политики на территории округа является гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия округа.
Для достижения указанной цели предусмотрено решение следующих задач:
обеспечение равноправия граждан и реализации их конституционных прав;
обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений;
обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики;
содействие этнокультурному и духовному развитию народов округа;
формирование у детей и молодежи на всех этапах образовательного процесса общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
сохранение и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов Российской Федерации.
Основные направления государственной национальной политики округа это совершенствование системы обучения в образовательных организациях в целях сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия наряду с воспитанием уважения к российской истории и культуре, мировым культурным ценностям.
Включение в образовательные программы общеобразовательных организаций образовательных курсов по изучению культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации; поддержка общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание детей и молодежи.
Принятие мер по недопущению дискриминации по признаку национальной принадлежности при осуществлении государственными органами и органами местного самоуправления своей деятельности, распространение в обществе установок о неприятии и недопущении пропаганды идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, нацизма и их оправдания.
Вовлечение этнокультурных и общественных объединений, религиозных организаций в межнациональное и межконфессиональное сотрудничество, противодействие пропаганде идей экстремизма в средствах массовой информации и электронных коммуникаций.
Установление полномочий и ответственности руководителей и должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления в сфере профилактики экстремизма и раннего предупреждения межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных конфликтов и напряженности.
Реализация настоящих направлений государственной национальной политики округа будет способствовать укреплению межнациональных (межэтнических) отношений, всестороннему развитию и процветанию народов проживающих на территории округа, сокращению случаев проявления ксенофобии и радикализма в обществе, развитию духовного и гражданского единства многонационального населения округа, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.