Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к решению городской Думы
от 28 ноября 1996 г. N 77
Положение
о регистрации прав на земельные
участки и сделок с ними на
территории города Барнаула
1. Основные положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Указом Президента РФ от 28 февраля 1996 года N 293 "О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования", Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 года N 475 "Об утверждении положения о структуре и порядке учета кадастровых номеров объектов недвижимости и порядка заполнения форм государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 года N 932 "Об утверждении Федеральной программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра" в целях создания единой системы порядка государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними.
1.2. Регистрация прав на земельные участки и сделок с ними имеет целью обеспечение государственной защиты прав землепользователя.
1.3. Регистрация прав на земельные участки и сделок с ними основывается на следующих принципах:
- регистрация производится по единой системе на всей территории города Барнаула;
- регистрации подлежат не только права собственности, аренды, пользования на земельные участки, но и другие вещные права на нее;
- регистрация осуществляется с использованием информационных данных Государственного земельного кадастра, технической инвентаризации недвижимости, приватизации объектов недвижимости и подкрепляется системой картографических, геолого-геодезических, проектно-планировочных и других информационных материалов;
- регистрация основывается на достоверных данных;
- сведения о регистрации прав на земельные участки являются общедоступными;
- регистрация осуществляется Государственным Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города.
1.4. Регистрация прав на земельные участки не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.
2. Основные понятия
2.1. В целях настоящего Положения используются следующие понятия:
Обременения - это наличие определенных условий, при которых отводится земельный участок.
Сервитут - право прохода, проезда через соседний участок и право на ограничения собственника, арендатора, пользователя в определенном отношении.
Поземельная книга (книга для регистрации прав на земельные участки и сделок с ними) - это основной документ системы регистрации прав на земельные участки, в котором содержатся необходимые сведения о правах на земельные участки и сделок с ними.
Кадастровый номер - индивидуальный, не повторяющийся на территории Российской Федерации уникальный номер земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу, который сохраняется за этим участком до тех пор, пока он существует как единое целое.
3. Понятие, обязанность и правовое значение
регистрации прав на земельные участки и сделок с ними
3.1. Регистрация прав на земельные участки и сделок с ними является публичным актом, с которым гражданское законодательство связывает возникновение (прекращение) у граждан и юридических лиц прав на земельные участки.
Регистрация прав на земельные участки и сделок с ними является способом подтверждения государством подлинности возникновения, передачи, изменения, обременения, ограничения или прекращения прав на земельные участки.
3.2. Регистрация является обязательной процедурой возникновения, изменения и прекращения прав на земельные участки, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Отсутствие регистрации прав на земельные участки и сделок с ними влечет последствия, определяемые гражданским законодательством. Несоблюдение требований о регистрации сделки влечет ее недействительность.
На основании ст. 274 пункта 3 сервитут может устанавливаться по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником, арендатором, пользователем соседнего участка с обязательной регистрацией в Госгоркомземе.
4. Субъекты и объекты регистрации
4.1. Субъектами регистрации являются землепользователи как физические, так и юридические лица, а также органы государственной власти и местного самоуправления.
4.2. Объектами регистрации являются следующие права на земельные участки:
- право собственности;
- право бессрочного пользования (совместного долевого, общей долевой);
- право аренды;
- обременения;
- сервитуты.
4.3. Обязательной регистрации подлежат права на земельные участки, документы на которые оформлены после вступления в силу настоящего Положения.
Права на земельные участки, существовавшие до момента вступления в силу настоящего Положения, являются юридически действительными, регистрация их осуществляется при последующих сделках.
4.4. Обязательной регистрации не подлежат права на земельные участки, которые могут наступить в будущем, в частности, по завещанию, предварительному договору купли - продажи.
5. Органы, осуществляющие регистрацию
прав на земельные участки и сделок с ними
5.1. Регистрация прав на земельные участки и сделок с ними производится Государственным Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города (далее Госгоркомземом).
6. Регистратор прав на земельные участки и сделок с ними
6.1. Регистрацию прав на земельные участки и сделок с ними осуществляет регистратор.
6.2. При выполнении своих должностных обязанностей регистратор руководствуется законодательством Российской Федерации.
6.3. Служебные обязанности регистратора регламентируются Положением о регистраторе прав на земельные участки и сделок с ними.
7. Место, способ и основания регистрации
7.1. Регистрация прав на земельные участки и сделок с ними осуществляется по месту нахождения земельного участка.
Регистрация прав на земельные участки и сделок с ними осуществляется путем внесения подтвержденной документами информации о правах на земельный участок в Поземельную книгу.
7.2. Основанием для регистрации прав на земельные участки и сделок с ними является письменное заявление правообладателя в Госгоркомзем с приложением документов, указанных в пункте 8.1. настоящего Положения.
8. Состав, содержание и требования к документам,
представленным для регистрации
8.1. Для регистрации прав на земельные участки и сделок с ними правообладатель представляет в Госгоркомзем:
- письменное заявление (в произвольной форме) с просьбой о регистрации прав на земельный участок (сделки с ним);
- правоустанавливающий документ (договор, свидетельство и т.п.), подтверждающий возникновение, изменение, ограничение (обременение) или прекращение соответствующего права на земельный участок;
- документ об оплате регистрационного сбора с отметками банка об исполнении.
Кроме того, вместе с заявлением и вышеуказанными документами:
- физическое лицо предъявляет паспорт, который немедленно возвращается после сверки паспортных данных, содержащихся в заявлении;
- юридическое лицо представляет копию свидетельства о его регистрации либо другое законное доказательство существования юридического лица (Устав (Положение) юридического лица, Решение о регистрации предприятий, выписки из государственного реестра юридических лиц и т.п.), оставляемые в регистрируемом органе.
8.2. Правоустанавливающие документы представляются на регистрацию в надлежащем виде в двух экземплярах, один из которых может быть ксерокопией. Подлинные экземпляры этих документов после регистрации возвращаются правообладателю.
8.3. Не должны приниматься правоустанавливающие документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления, а также документы, исполненные карандашом.
8.4. Текст документа должен быть написан четко, относящиеся к содержанию документа числа и сроки обозначены хотя бы один раз словами, а наименование юридических лиц - без сокращения, с указанием их места нахождения (юридического адреса). Фамилии, имена, отчества граждан, адрес их места жительства должны быть написаны полностью.
8.5. План (чертеж границ) земельного участка должен быть удостоверен органом, выдавшим его.
9. Порядок и сроки регистрации. Основание для отложения регистрации
9.1. Регистрация прав на земельные участки и сделок с ними производится в следующей последовательности:
- принятие от субъектов регистрации заявлений и документов, предусмотренных пунктом 8.1. настоящего Положения;
- проверка достоверности документов;
- внесение записей о регистрации прав на земельные участки и сделок с ними в Поземельную книгу;
- внесение информации о зарегистрированных правах на земельные участки и сделках с ними в информационную систему города.
В соответствии с настоящим Положением Госгоркомзем обязан выдать правообладателю документ о зарегистрированном праве или сделке (регистрационное удостоверение, свидетельство о праве на землю и т.п.), подтверждающий факт регистрации права на земельный участок или сделки с ним.
9.2. При получении документов на регистрацию регистратор на лицевой стороне заявления о регистрации проставляет дату поступления документов.
Заявителю выдается расписка в получении соответствующих документов на регистрацию с указанием даты, когда они были представлены.
9.3. Документы, представленные на регистрацию, подвергаются проверке на предмет соответствия их законодательству Российской Федерации.
Правоустанавливающие документы о сделках с земельными участками, заверенные нотариально, проверке в регистрирующих органах не подлежат и считаются подлинными.
9.4. Регистрация прав на земельные участки и сделок с ними осуществляется регистратором не позднее 30 дней со дня представления документов на регистрацию.
9.5. Регистрация может быть отложена в случаях:
- непредставления какого-либо из документов, указанного в пункте 8.1. настоящего Положения;
- до вступления в законную силу решения суда о праве на земельный участок, которое оспаривается у лица, обратившегося с заявлением о регистрации права. В этом случае регистрация оспариваемого права на земельный участок откладывается по заявлению заинтересованного лица на основании представленного им документа, подтверждающего наличие соответствующего судебного спора.
9.6. Об отложении регистрации производится соответствующая запись в каталоге (книге) документов, представляемых для регистрации.
9.7. Регистрация откладывается до отпадения оснований, при которых она была отложена.
9.8. Решение об отложении регистрации может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
10. Основания для отказа в регистрации
10.1. В регистрации может быть отказано в следующих случаях:
- правоустанавливающий документ, удостоверяющий право или сделку, за регистрацией которого (которой) обратился заявитель, противоречит законодательству Российской Федерации;
- заявление о регистрации подано в Госгоркомзем не по месту нахождения земельного участка;
- с просьбой регистрации права на земельный участок или сделки с ним самостоятельно (без своего законного представителя) обратился недееспособный гражданин;
- в случае, если с просьбой о регистрации права на земельный участок обратился представитель заинтересованного лица без нотариально удостоверенной доверенности;
- в случае, если на земельный участок имеется спор или производится судебное разбирательство.
10.2. При отказе в регистрации заявителю (его представителю) в трехдневный срок направляется (выдается) о том письменное уведомление с указанием причины отказа.
Копия такого уведомления помещается в дело, заведенное в регистрирующем органе на данный земельный участок.
10.3. Необоснованный отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
11. Регистрационные сборы
11.1. За совершение действий по регистрации прав на земельные участки и сделок с ними, предоставление выписок из Поземельной книги, изготовление дубликатов документов, выдаваемых регистраторами, взимаются регистрационные сборы.
11.2. Плательщиками регистрационных сборов являются граждане и юридические лица - заявители, в интересах которых совершаются регистрационные действия и предоставляется информация из Поземельной книги.
11.3. Регистрационные сборы взимаются:
- за регистрацию прав на земельные участки и сделок с ними;
- за выдачу свидетельства о зарегистрированном праве, обременениях, сервитутах (регистрационных удостоверений);
- за выдачу дубликата свидетельства о зарегистрированном праве, обременениях, сервитутах или сделки взамен утраченных, испорченных;
- за выдачу копий документов, зарегистрированных в Поземельной книге;
- за выдачу выписок, справок из Поземельной книги;
- за внесение изменений записей в Поземельной книге, в свидетельства о зарегистрированном праве, обременениях, сервитутах или сделке;
- за предоставление информации о земельных участках заинтересованным организациям и гражданам.
11.4. Плата взимается в следующих размерах:
- с физических лиц - 25 процентов установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда;
- с юридических лиц - одного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Платежи за предоставление информации зачисляются в городской бюджет - 85 процентов, на бюджетный счет Госгоркомзема - 15 процентов.
12. Порядок исчисления и взимания
регистрационных сборов
12.1. Устанавливается два вида сборов: в твердых ставках (в рублях) и в кратном отношении к минимальному размеру оплаты труда, установленному в Российской Федерации.
12.2. При взимании сборов в твердых ставках сумма их округляется до рубля.
12.3. Регистрационный сбор уплачивается до подачи заявления о совершении регистрационных действий, в соответствующих случаях - при выдаче документов.
12.4. Регистрационные сборы уплачиваются наличными деньгами в кредитные учреждения либо перечисляются со счета плательщика в кредитные учреждения. Прием кредитными учреждениями регистрационных сборов от физических лиц осуществляется во всех случаях с выдачей квитанции установленного образца. Возможна оплата регистрационных сборов в бухгалтерии Госгоркомзема с выдачей квитанции.
12.5. Платежные поручения на безналичное перечисление сбора, квитанции банков приемки денег в уплату сбора приобщаются к заявлениям, подаваемым для проведения регистрационных действий, остаются в делах регистрирующего органа. В книге учета подаваемых документов указывается название платежного документа, его дата и номер, сумма сбора.
12.6. Минимальный размер оплаты труда при установлении суммы регистрационного сбора исчисляется на дату письменного обращения заявителя в регистрирующий орган для совершения соответствующих действий.
При изменении минимального размера оплаты труда или изменении ставок сборов по принятым заявлениям перерасчет внесенных (уплаченных) сумм не производится.
13. Порядок возврата регистрационных сборов
13.1. Регистрационные сборы возвращаются полностью или частично в случаях:
- внесения сбора в размерах больше, чем предусмотрено;
- возвращение регистратором заявления о регистрации или отказе в регистрации;
- отказа лиц, уплативших сборы, от совершения регистрационных действий или от получения документов, подтверждающих регистрацию прав на земельный участок или сделок с ними.
13.2. Возврат регистрационного сбора производится по заявлению плательщика. К заявлению о возврате прилагается документ (платежный документ, квитанция об оплате и т.п.), подтверждающий внесение этого сбора.
13.3. Возврат регистрационного сбора производится при условии, что заявление о его возврате было подано в регистрационный орган до истечения года со дня его уплаты без учета коэффициента инфляции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.