Постановление Администрации Алтайского края от 29 июля 1998 г. N 480
"Об утверждении "Положения о лицензировании пользования поверхностными водными объектами
на территории Алтайского края" и размеров лицензионного сбора за оформление и выдачу лицензий"
Довести до сведения, что в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 3.04.97 г. N 383 "Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензий на водопользование и распорядительной лицензии", "Указаниями по государственной регистрации лицензий и договоров на пользование поверхностными водными объектами и хранению лицензионных документов", утвержденными приказом МПР России от 18 февраля 1998 года N 48, другими нормативными правовыми актами МПР России, в целях обеспечения единообразного применения законодательства, регулирующего вопросы лицензирования водопользования, устранения возможных коллизий при его применении, оказания помощи потенциальным водопользователям в реализации прав на получение лицензии, постановляю:
1. Лицензирование пользования поверхностными водными объектами на территории края осуществлять в соответствии с прилагаемым "Положением о лицензировании пользования поверхностными водными объектами на территории Алтайского края".
2. Утвердить прилагаемые размеры лицензионного сбора за рассмотрение заявления и выдачу лицензий на право пользования поверхностными и подземными водными объектами.
3. Определить уполномоченным органом по заключению договоров на пользование поверхностными водными объектами комитет природных ресурсов по Алтайскому краю (Ю.К.Березиков).
4. Установить, что ранее выданные предприятиям и организациям разрешения на специальное водопользование являются действующими до окончания срока их действия.
5. Государственному комитету по охране окружающей среды Алтайского края (О.П.Дорощенков) в срок до 01.08.1998 года передать комитету природных ресурсов по Алтайскому краю перечень юридических и физических лиц, получивших разрешение на специальное водопользование за период 1988 по 1998 годы.
6. Опубликовать настоящее постановление в газете "Алтайская правда".
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края, начальника Главного управления экономики и инвестиций администрации края Псарева В.И.
Глава администрации края |
А.А.Суриков |
Лицензионный сбор
за выдачу лицензий на право пользования поверхностными
и подземными водными объектами
(утв. постановлением администрации Алтайского края от 29 июля 1998 г. N 480)
1. Выдача лицензии на водопользование осуществляется на платной основе в соответствии со статьей 126 Водного Кодекса Российской Федерации.
2. За оформление и выдачу лицензий с изъятием и без изъятия водных ресурсов взимается лицензионный сбор:
С изъятием водных ресурсов из поверхностных водных объектов:
-------------------------------------------------------------\
NN | Объем водопользования | Лицензионный сбор |
п/п| | в минимальных заработных |
| | платах, включая НДС |
---+-----------------------------+---------------------------|
1. | до 10 тыс. м3/год; | 24 |
2. | до 100 тыс. м3/год; | 32 |
3. | до 500 тыс. м3/год; | 39 |
4. | до 1000 тыс. м3/год; | 40 |
5. | до 2000 тыс. м3/год; | 41 |
6. | до 4000 тыс. м3/год; | 44 |
7. | свыше 4000 тыс. м3/год; | 45 |
-------------------------------------------------------------/
С изъятием водных ресурсов из подземных водных объектов:
---------------------------------------------------------------\
NN | Вид лицензий и |Лицензионный сбор в |
п/п| условия водопользования |минимальных заработных |
| |платах, включая НДС |
---+-----------------------------------+-----------------------|
| | |
1. | Лицензия на добычу подземных вод | |
| для действующих предприятий | 31 |
| | |
2. | Лицензия на добычу подземных вод | |
| для вновь строящихся предприятий | |
| в зависимости от количества | |
| скважин: | |
| от 1-5 шт, | 49 |
| от 6-10 шт, | 53 |
| более 10 шт. | 58 |
---------------------------------------------------------------/
Без изъятия водных ресурсов:
-----------------------------------------------------------\
NN |Цель использования | Лицензионный сбор в |
п/п|водного объекта | минимальных заработных |
| | платах, включая НДС |
---+-----------------------------+-------------------------|
1. |Рекреация | 14 |
2. |Водный транспорт | 22 |
3. |Гидроэнергетика | 25 |
4. |Добыча полезных ископаемых, | |
|торфа, сапропеля | 31 |
5. |Для иных целей | 21 |
-----------------------------------------------------------/
Примечания к таблицам:
1. В таблицы не включены затраты на гидрохимические анализы природных и сточных вод, затраты, связанные с выездом экспертов на объект водопользования. При необходимости выполнения их стоимость определяется исходя из фактических затрат и определяется дополнительно.
2. За продление и перерегистрацию лицензий лицензионный сбор взимается как за выдачу лицензий.
3. Выдача лицензий производится после оплаты лицензионного сбора.
4. Лицензионный сбор перечисляется на специальный счет Комитета природных ресурсов Алтайского края.
Положение
о порядке лицензирования пользования поверхностными водными
объектами на территории Алтайского края 1998 г.
(утв. постановлением администрации Алтайского края от 29 июля 1998 г. N 480)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Водным Кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997 года N 383 "Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии" и устанавливает порядок предоставления в пользование поверхностных водных объектов (далее именуются - водные объекты), находящихся в государственной собственности, выдачи, оформления, регистрации лицензий и договоров на водопользование и распорядительных лицензий юридическим лицам и гражданам.
Ранее действовавший порядок предоставления водных объектов в пользование, в том числе получение разрешения на специальное водопользование в соответствии с "Инструкцией о порядке согласования и выдачи разрешения на спец.водопользование", утвержденной приказом Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР от 30.12.83 г. N 354, не применяется на территории Алтайского края. При выдаче лицензии на водопользование Министерство природных ресурсов Российской Федерации (далее именуется МПР России) и ее территориальные органы лицензирования руководствуются федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края в области рационального использования и охраны водных ресурсов, настоящей Инструкцией и другими нормативными и методическими документами, утвержденными МПР России.
1.2. Действие настоящего Положения распространяется на водные объекты, включая реки, озера, ручьи, болота, водохранилища, пруды, каналы, ледники и снежники; на все виды пользования водными объектами, предусмотренные Водным Кодексом Российской Федерации.
1.3. Использование водных объектов осуществляется в виде общего и специального водопользования. Водные объекты могут предоставляться в особое пользование.
Перечень видов специального водопользования утверждается МПР России.
1.4. Пользователями водных объектов (далее именуются - водопользователи) могут быть любые юридические и физические лица - субъекты хозяйственной и иной деятельности, независимо от форм и видов собственности, принадлежности и мест их регистрации, вовлекающие водные объекты в хозяйственное или иное использование, а также оказывающие воздействие на водные объекты и их ресурсы.
1.5. Государственная система лицензирования пользования водными объектами является составной частью системы государственного управления в области использования, воспроизводства, охраны водных ресурсов и восстановления водных объектов с целью обеспечения населения и объектов экономики водой, поддержания чистоты и полноводности рек, озер и других водных объектов.
1.6. Лицензирование специального и особого пользования поверхностными водными объектами (далее именуется - водопользование) осуществляется МПР России или его территориальными органами, являющимися специально уполномоченными государственными органами управления использованием и охраной водного фонда на территории Алтайского края - Комитет природных ресурсов по Алтайскому краю (далее именуется - орган лицензирования).
1.7. Государственный контроль за соблюдением требований и условий лицензии на водопользование и договора пользования водным объектом осуществляется Администрацией Алтайского края, органом лицензирования, другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды в пределах их компетенции и в порядке, установленном "Положением об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 года N 716.
1.8. Нарушение установленного порядка водопользования влечет за собой административную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.9. Основные понятия.
В настоящем Положении используются следующие понятия:
воды - вся вода, находящаяся в водных объектах;
водные ресурсы - запасы поверхностных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы;
поверхностный водный объект - постоянное и временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима;
водный фонд - совокупность водных объектов в пределах территории Алтайского края;
сточные воды - вода, сбрасываемая в установленном порядке в водные объекты после ее использования или поступившая с загрязненной территории;
использование водных объектов - получение различными способами пользы от водных объектов для удовлетворения материальных и иных потребностей граждан и юридических лиц;
пользование водными объектами (водопользование) - юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов;
охрана водных объектов - деятельность, направленная на сохранение и восстановление водных объектов;
водопользователь - гражданин или юридическое лицо, которым предоставлены права пользования водными объектами;
водопотребитель - гражданин или юридическое лицо, получающее в установленном порядке от водопользователя воду для обеспечения своих нужд;
обособленный водный объект (замкнутый водоем) - небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами;
общее водопользование - использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств;
специальное водопользование - использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств;
особое водопользование - использование водных объектов для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд;
лицензия на водопользование - специальное разрешение на пользование водными объектами или их частями на определенных условиях;
распорядительная лицензия - специальное разрешение на распоряжение в установленном порядке правами пользования водными объектами.
II. Порядок приобретения прав пользования водными объектами
2.1. Права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водными объектами.
2.2. Права пользования водными объектами при установлении особого пользования приобретаются на основании решения Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти Алтайского края, лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водными объектами.
2.3. В случае смерти водопользователя-гражданина, реорганизации водопользователя - юридического лица принадлежащие им права пользования водными объектами переходят в порядке правопреемства.
Лицензия на водопользование после внесения в нее изменений подлежит регистрации в установленном порядке.
2.4. Передача прав пользования водными объектами от одного лица к другому может осуществляться в порядке правопреемства только на основании распорядительной лицензии, если указанные лица осуществляют водопользование для собственных нужд и цели использования водных объектов при переходе указанных прав не меняются.
2.5. Распорядительная лицензия является актом органа лицензирования и является основанием приобретения права пользования водными объектами.
2.6. Права пользования водными объектами возникают с момента государственной регистрации лицензии и договора пользования водными объектами, а также регистрации распорядительной лицензии.
III. Договор пользования водным объектом
3.1. Договором пользования водным объектом признается соглашение Администрации Алтайского края с водопользователем о порядке использования и охраны водного объекта или его части (Приложение N 3).
Право заключения договора пользования водными объектами администрацией Алтайского края может быть делегировано органу лицензирования Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
3.2. При осуществлении права пользования водным объектом, расположенным на территории нескольких субъектов Российской Федерации, договор пользования водным объектом заключается со всеми органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации либо с их согласия с одним из этих органов.
3.3. К договорам пользования водными объектами применяются положения гражданского законодательства о сделках, договорах и аренде, если иное не установлено водным законодательством.
3.4. Договор пользования водным объектом может быть заключен в следующих видах:
договор долгосрочного пользования водным объектом (от 3-25лет);
договор краткосрочного пользования водным объектом (до 3 лет);
Администрация Алтайского края заключает с водопользователем договор долгосрочного пользования водным объектом или договор краткосрочного пользования водным объектом на основании лицензии на водопользование.
3.5. Договор пользования водным объектом считается заключенным с момента его регистрации органом лицензирования.
3.6. Орган лицензирования и Администрация Алтайского края при оформлении лицензии на водопользование и заключении договора пользования водным объектом должны согласовывать их условия между собой и с иными заинтересованными органами исполнительной власти: районными и краевыми органами санитарно-эпидемиологического надзора, краевой инспекцией рыбоохраны, районными, городскими, краевым комитетами по охране окружающей среды, другими органами исполнительной власти.
3.7. Договор пользования водным объектом должен заключаться в соответствии с лицензией на водопользование. В случае противоречия договора пользования водным объектом условиям лицензии на водопользование указанный договор признается недействительным.
3.8. В договоре пользования водным объектом независимо от цели использования водного объекта указываются следующие условия:
- предусмотренные в лицензии на водопользование;
- определяющие порядок продления либо досрочного прекращения права пользования водным объектом;
- устанавливающие размер и порядок внесения платежей, связанных с пользованием водным объектом;
- определяющие ответственность сторон за неисполнение требований заключенного договора.
3.9. После выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование заключение договора пользования водным объектом является обязательным в течение 10 дней.
3.10. Государственная регистрация договоров пользования водными объектами осуществляется в государственном реестре договоров, который ведется органом лицензирования в порядке, установленном настоящим Положением (приложение N 5).
3.11. Государственный реестр договоров должен соответствовать данным государственного водного кадастра, а также государственной регистрации лицензий на водопользование и распорядительных лицензий (приложение N 4, N 6).
3.12. Отказ в регистрации договора пользования водным объектом допускается только в случаях несоответствия его условиям лицензии на водопользование, распорядительной лицензии и иным требованиям водного законодательства Российской Федерации и настоящего Положения.
IV. Перечень видов специального водопользования
4.1. Водные объекты могут использоваться для следующих целей;
- питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- здравоохранения;
- промышленности и энергетики;
- сельского хозяйства;
- лесного хозяйства;
- гидроэнергетики;
- рекреации;
- транспорта;
- строительства;
- пожарной безопасности;
- рыбного хозяйства;
- охотничьего хозяйства;
- лесосплава;
- добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля;
- для иных целей.
4.2. К специальному водопользованию относится пользование водными объектами или их частями для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, потребностей в воде сельского и рыбного хозяйства, промышленности, энергетики, водного транспорта, лесосплава и для иных государственных и общественных надобностей, а также для сброса сточных вод, если указанные виды водопользования производятся при помощи строительства и эксплуатации следующих сооружений или технических средств:
а) стационарных, передвижных и плавучих сооружений по механическому и самотечному забору воды из поверхностных водных объектов;
б) водоотводящих сооружений, предназначенных для спуска промышленных, коммунально-бытовых, коллекторно-дренажных (кроме осушительных систем), ливневых и других сточных вод, а также вод, откачиваемых из шахт, карьеров, разрезов:
- в поверхностные и подземные водные объекты;
- на земледельческие поля орошения;
- поля испарения, фильтрации;
- на рельеф;
в) плотин, шлюзов и других водорегулирующих сооружений (в том числе временных перегораживающих сооружений);
г) гидравлических электростанций (приплотинных, деривационных, гидроаккумулирующих);
д) использование акваторий водных объектов для создания платформ и искусственных островов, товарного рыборазведения, строительства зданий, причалов, портовых и других сооружений (кроме сооружений для защиты от вредного воздействия вод и улучшения качества вод);
е) оросительные, обводнительных и оросительно-обводнительных мелиоративных систем;
ж) водохозяйственных сооружений тепловых и атомных электростанций, предназначенных для водоснабжения, сброса отработанных вод, а также для охлаждения вод;
з) работы на водных объектах землеройной, буровой, грузоподъемной, другой спецплавтехники при выполнении строительно-монтажных, изыскательских, дноуглубительных, разгрузочно-погрузочных и других работ (кроме транспортных и работ по предотвращению вредного воздействия вод);
и) плавание транспортных, пассажирских, разъездных и других самоходных судов (кроме маломерных);
к) сплав леса в пучках, кошелях и плотах и лесосплав с применением судовой тяги;
л) использование водных объектов для добычи торфа и сапропеля.
V. Порядок предоставления водных объектов в пользование
5.1. Специальное водопользование и предоставление водных объектов в особое пользование осуществляется на основании лицензии и договора пользования водным объектом, заключенного водопользователем и администрацией Алтайского края, в целях, указанных в главе IV настоящего Положения (за исключением случаев, указанных в п. 5.4. настоящего Положения).
5.2. Предоставление в пользование водных объектов, находящихся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, осуществляется с учетом бассейновых соглашений между субъектами Российской Федерации и Правительством Российской Федерации о рациональном использовании, охране, восстановлении водных объектов и защите от вредного воздействия вод.
5.3. Лицензия на водопользование выдается с учетом наличия водных ресурсов, потребности в них всех водопотребителей и состояния водных объектов.
Лицензия на водопользование может выдаваться одновременно для осуществления нескольких целей использования водных объектов.
Лицензия является юридическим документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование водным объектом или его частью в определенных границах в течении# определенного срока в соответствии с заявленными целями и при соблюдении установленных в лицензии лимитов, нормативов, требований и других условий.
5.4. Получение лицензии на водопользование не требуется при осуществлении:
- общего пользования;
- использования водных объектов для плавания на маломерных судах;
- водопоя и прогона скота;
- разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
- водопользование для противопожарных нужд;
- пользование обособленными водными объектами. Пользование такими объектами осуществляется на основании гражданского и земельного законодательства Российской Федерации.
5.5. Водные объекты могут предоставляться в пользование полностью или частично, одному или нескольким водопользователям. При совместном пользовании водным объектом несколькими водопользователями лицензии выдаются каждому водопользователю.
5.6. В случаях дефицита водных ресурсов в водных объектах или установления иных ограничений пользования водными объектами, лицензии на пользование ими выдаются в первую очередь для хозяйственно-питьевого водоснабжения.
VI. Порядок предоставления водных объектов
в особое пользование
6.1. Водные объекты предоставляются в особое пользование ограниченному кругу водопользователей для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
6.2. Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности или их части, могут предоставляться в особое пользование по решению Правительства Российской Федерации для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных и других водных биоресурсов, сохранения водных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, а также для иных государственных и муниципальных нужд.
6.3. Водные объекты, находящиеся в собственности Алтайского края, предоставляются в особое пользование по решению Администрации Алтайского края в устанавливаемом порядке, указанном в разделе VIII настоящего Положения.
6.4. Для получения решения о предоставлении водного объекта в особое пользование юридическое лицо (заявитель) представляет в орган лицензирования заявление с необходимым обоснованием, указанием местоположения объекта, цели, основных условий и срока водопользования.
К заявлению прилагаются:
а) заключение органов, осуществляющих охрану окружающей среды, государственный санитарный надзор, охрану водных биоресурсов и других заинтересованных органов;
б) справка о предприятиях, организациях, учреждениях, пользующихся данным водным объектом в соответствии п. 8.1. п.п. а), б), в), г), д), ж), з), и), к), л), м) настоящего Положения, согласовании с ними условий дальнейшего водопользования или о прекращении права на него;
в) план и основные гидрологические данные водного объекта (его части);
г) характеристика строящегося предприятия, сооружения или другого объекта, а если водный объект (его часть) предоставляется в особое пользование до начала строительства - справка об утверждении проектно-сметной документации с характеристикой намечаемого к строительству объекта;
д) справка территориального геологического органа Министерства природных ресурсов Российской Федерации об отсутствии на выбранном водном объекте (его части) полезных ископаемых, а при их наличии - разрешение органов Федерального горного и промышленного надзора России на строительство. При согласовании места разработки полезных ископаемых к заявлению прилагаются заключение соответствующего органа Федерального горного и промышленного надзора России, копия горноотводного акта или выписка из него;
е) справка о согласовании места расположения объекта и выбора земельного участка (строительной площадки), если предоставление водного объекта в особое пользование связано с использованием земель под строительство.
6.5. Заявление о предоставлении водного объекта (его части) в особое пользование для добычи полезных ископаемых рассматривается после приведения в пригодное для хозяйственного использования состояние ранее предоставленных для этих целей водных объектов (их частей), на которых добыча полезных ископаемых прекращена.
6.6. Заявление о предоставлении в особое пользование дополнительного водного объекта (его части) рассматривается после проверки правильности использования ранее предоставленного водного объекта (его части).
6.7. По результатам рассмотрения заявления и согласования условий особого пользования водным объектом орган лицензирования подготавливает соответствующее предложение, сообщает о нем заявителю и направляет документы соответственно в Министерство природных ресурсов Российской Федерации или в администрацию Алтайского края.
VII. Организация проведения лицензирования водопользования
7.1. Предоставление лицензий на пользование водными объектами осуществляется через государственную систему лицензирования водопользования, организационное обеспечение которой возлагается на Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы лицензирования.
7.2. Орган лицензирования выполняет следующие функции:
организация и осуществление выдачи в установленном порядке лицензий на пользование водными объектами, а также выдачи технических условий, разрешений и согласований на размещение объектов и производство всех видов работ на водных объектах и в их водоохранных зонах;
осуществление контроля за выполнением условий действия лицензий;
определение наличия и оценка степени использования водных ресурсов по бассейнам водных объектов и территориям субъектов Российской Федерации;
подготовка инструктивных и нормативно-методических документов по вопросам лицензионной деятельности;
проведение консультационного обслуживания по вопросам лицензирования;
ведения банка данных по лицензионной деятельности, подготовка Реестра водопользователей, получивших лицензии.
7.3. Выдача лицензий на пользование водными объектами, а также технических условий, разрешений и согласований на размещение и производство всех видов работ на водных объектах и в их водоохранных зонах осуществляется в установленном порядке совместно с органами исполнительной власти Алтайского края по согласованию с другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды.
VIII. Порядок согласования и рассмотрения документов
для получения лицензии на водопользование и распорядительной лицензии
8.1. Для получения лицензии на водопользование и распорядительной лицензии заявитель представляет в орган лицензирования:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
для юридических лиц - наименования и организационно-правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета и наименования соответствующего банка;
для физических лиц - фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства);
наименования и границ (координат) водного объекта или его части, а при необходимости мест забора (сброса) воды;
вида водопользования и его особенностей;
срока действия лицензии;
б) копии учредительных документов (если они не заверены нотариусом - с предъявлением оригиналов);
в) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
г) характеристику видов намечаемой и осуществляемой хозяйственной деятельности;
д) справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа;
е) документ о согласовании вопроса о выделении земельного участка, необходимого для осуществления водопользования;
ж) техническую характеристику сооружений и устройств по рациональному использованию водных ресурсов и охране водных объектов;
з) данные об организационных возможностях и материально-техническом оснащении системы контроля качества вод;
и) предложения по условиям пользования водным объектом, с представлением мероприятий по улучшению состояния водного объекта и его охране от загрязнения и истощения;
к) если при осуществлении специального водопользования одновременно осуществляется забор воды из водопроводных систем и сброс стоков в системы канализации населенного пункта, другого предприятия или объекта, представляются документы согласования с владельцами указанных систем, подтверждающие возможность отпуска воды и приема стоков в требуемых объемах;
л) ситуационные планы (схемы) водного объекта.
8.2. В процессе рассмотрения заявок и прилагаемых к ним документов, в зависимости от специфических особенностей намечаемого использования водных объектов, субъекты лицензирования по требованию органа, рассматривающего заявку, обязаны предоставить необходимые дополнительные сведения:
8.2.1. Гидрогеологическая и гидрохимическая характеристики водного объекта в створах водозаборов и сбросов сточных вод:
- среднемноголетний расход воды;
- внутрегодовое# распределение стока в месячном разрезе для лет 50, 75, 98% обеспеченности;
- минимальные среднемесячные расходы воды летнего и зимнего периодов обеспеченности 50, 75, 95%;
- БПКполн., мг/л;
- общая минерализация воды, мг/л;
- нефтепродукты, мг/л;
- тяжелые металлы, мг/л;
- другие специфические вещества, характерные для данного водного объекта.
8.2.2. Характеристики современного и перспективного водохозяйственного баланса в створах водозабора и сброса сточных вод для лет обеспеченностью 50, 75, 95%.
8.2.3. Расчет качества воды для створа ближайшего водопользования после выпуска сточных вод водопользователем, в соответствии с "Правилами охраны поверхностных вод", утвержденными Госкомприродой СССР 21 февраля 1991 года.
8.2.4. Расчет предельно допустимого сброса, выполненный в соответствии с "Инструкцией по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты", Госкомприроды СССР, 1989 год, или другими действующими нормативными документами по этому вопросу.
8.2.5. Водопользователь представляет также другие данные по водному объекту (способам использования воды, методам очистки сточных вод, условиям водоотведения), необходимые для рассмотрения материалов, представленных для получения лицензии и проведения экспертизы, предшествующей выдаче лицензии.
8.3. Распорядительная лицензия выдается водопользователю органом лицензирования при условии осуществления им мер, способствующих улучшению состояния водных объектов (укрепление берегов, очистки вод, воспроизводство водных биоресурсов и другие).
8.4. Не допускается отказ в выдаче распорядительной лицензии, если это не противоречит законодательству Российской Федерации и законам Алтайского края, не наносит ущерба окружающей природной среде и не нарушает прав и законных интересов граждан.
8.5. Решение о выдаче или отказе в выдаче распорядительной лицензии принимается органом лицензирования в течение 15 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
8.6. Субъекты лицензирования несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за достоверность и полноту представляемых сведений.
8.7. Орган лицензирования при согласовании условий выдачи лицензии на водопользование совместно с водопользователем обеспечивают согласование условий водопользования со следующими заинтересованными специально уполномоченными органами:
- с Государственным комитетом по охране окружающей среды Алтайского края - по вопросам влияния лицензируемого объекта на окружающую среду;
- с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Алтайском крае - по вопросам пригодности поверхностных вод для питьевых целей, возможности организации зон санитарной охраны хозяйственно-питьевых водозаборов, условия отведения сточных вод в водные объекты на поля фильтрации, поля орошения и на рельеф местности;
- с краевой станцией по борьбе с болезнями животных - при заборе воды для нужд животноводства, рыболовства и предприятий по переработке и хранению продуктов и сырья животноводства;
- с Алтайской краевой государственной инспекцией рыбоохраны - при использовании водных объектов, отнесенных в установленном порядке к рыбохозяйственным, в части требований к водному режиму, содержанию вредных веществ и болезнетворных организмов в сточных и дренажных водах, а также требований в надежности рыбозащитных и рыбопропускных устройств;
- с органами исполнительной власти Алтайского края - в части размещения хозяйственных объектов, связанных с водопользованием, и количественных показателей забора воды и сброса сточных и (или) дренажных вод.
8.8. Согласование условий и выдача лицензий для оборонных и специальных объектов, а также воинских частей,# осуществляется в порядке, установленном соответствующими министерствами и ведомствами по согласованию с МПР России.
Рассмотрение материалов, заявления и оформление лицензий на водопользование оборонным и другим специальным объектам, а также воинским частям,# производится с учетом перечней сведений и документов ограниченного распространения.
8.9. Органы лицензирования в каждом конкретном случае определяют состав согласующих организаций из состава вышеперечисленных.
8.10. Должностные лица органа лицензирования несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае выдачи лицензии на водопользование без согласования с необходимыми органами заинтересованных министерств и ведомств.
8.11. При наличии разногласий в согласующих органах по условиям водопользования орган лицензирования организует дополнительное рассмотрение материалов на специально созданной комиссии, на основании заключения которой орган лицензирования принимает окончательное решение.
8.12. Разногласия между водопользователями и органами лицензирования, возникающие при оформлении лицензии, рассматриваются вышестоящей организацией (бассейным водохозяйственным управлением или Министерством природных ресурсов Российской Федерации).
8.13. Орган, выдающий лицензию, в ходе рассмотрения заявки субъекта лицензирования осуществляет:
рассмотрение и регистрацию заявлений субъектов лицензирования о выдаче лицензии;
организацию рассмотрения и экспертизы представленных материалов и документов;
проверку достоверности сведений в представленных субъектом лицензирования документах;
установление условий водопользования на основании анализа деятельности субъекта лицензирования по вопросам рационального использования и охраны водных ресурсов и объектов, заключений других заинтересованных специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды;
установление лимитов водопотребления и водоотведения с проведением экспертизы расчетов норм водопотребления и водоотведения и норм предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты;
подготовку и оформление проекта лицензии.
8.14. Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии на водопользование принимается органом лицензирования в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
В случае необходимости проведения дополнительной (в том числе независимой) экспертизы решение принимается в 15-дневный срок со дня получения экспертного заключения, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
В отдельных случаях, в зависимости от сложности и объема подлежащих экспертизе материалов, орган лицензирования может дополнительно продлить срок принятия решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии на водопользование до 30 дней.
При отказе в выдаче лицензии на водопользование или распорядительной лицензии орган лицензирования направляет заявителю мотивированное разъяснение.
8.15. Органы госнадзора, согласующие условия водопользования, обязаны в течение 30 календарных дней со дня поступления заявки выдать свое заключение.
IX. Порядок внесения изменений в лицензии на водопользование
9.1. Внесение изменений в лицензию на водопользование осуществляется органом лицензирования в случае изменения условий водопользования и состояния водного объекта по инициативе водопользователя, а также в случае смерти водопользователя-гражданина, реорганизации водопользователя - юридического лица, передача права пользования водным объектом от одного лица к другому на основании распорядительной лицензии.
9.2. Лицензия на водопользование после внесения в нее изменений подлежит регистрации в установленном порядке, и ей присваивается новый номер.
9.3. Лицам, подавшим заявление о внесении изменений в лицензию на водопользование, орган лицензирования МПР России может отказать во внесении заявленных изменений в лицензию на водопользование в следующих случаях:
- отсутствия водных ресурсов в данном водном объекте или его части;
- если состояние находящихся в их ведении сооружений, технических средств и устройств, предназначенных для осуществления водопользования, не отвечает установленным требованиям и их эксплуатация может повлечь за собой экологический ущерб.
X. Порядок оформления, регистрации и хранения лицензий
на водопользование и договоров на пользование водными объектами
10.1. Лицензия на водопользование включает в себя установленной формы бланк (Приложение 1, 2) с государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования водным объектом. На бланке указываются сведения об органе лицензирования, выдавшем лицензию, о водопользователе, о водном объекте, целевом назначении водопользования и на оборотной стороне бланка приводится перечень необходимых документов.
10.2. Орган лицензирования в недельный срок со дня принятия решения о выдаче лицензии на водопользование и распорядительной лицензии осуществляет их оформление, регистрацию и выдачу водопользователю.
При выдаче распорядительной лицензии органом лицензирования вносятся изменения в соответствующую лицензию на водопользование.
10.3. При необходимости внесения изменения в лицензию на водопользование по инициативе водопользователя последний представляет заявление и необходимые материалы в соответствии с требованиями настоящего Положения.
10.4. Орган лицензирования выдает заявителю лицензию на водопользование по установленной форме.
Бланки лицензий на водопользование и распорядительной лицензии являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию, номер, степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя.
Форма бланков утверждается Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Приобретение, учет и хранения# бланков лицензий осуществляют органы лицензирования.
После принятия решения о выдаче лицензии на водопользование орган лицензирования осуществляет ее государственную регистрацию. Для этого заполняется подлинник бланка лицензии и не менее трех его копий с приложением документов, перечисленных в неотъемлемой части лицензии, для:
- водопользователя - 1-ый экземпляр (подлинник);
- органа лицензирования - 2-ой экземпляр (копия);
- бассейнового водного управления для учета и хранения - третий экземпляр (копия);
- уполномоченного органа администрации Алтайского края для заключения договора - 4-ый экземпляр (копия).
В центральный аппарат МПР России передается копия заполненного и подписанного бланка лицензии без документов, перечисленных в неотъемлемой части лицензии.
Подлинник и копии бланков лицензий заверяются органом лицензирования.
В случаях, когда администрация субъекта Российской Федерации передала органу лицензирования права заключения договоров пользования водными объектами, вместе с копией лицензии в орган исполнительной власти направляется проект договора для согласования.
10.5. После заключения договора пользования водным объектом и подписания его представителем исполнительной власти и водопользователем, договор возвращается в орган лицензирования для государственной регистрации и хранения.
10.6. Копии лицензий на водопользование и распорядительных лицензий постоянно хранятся в архиве органа лицензирования и Администрации Алтайского края.
Выданная лицензия регистрируется органом лицензирования в журнале регистрации (реестре).
10.7. Если водопользование осуществляется на территории 2-х и более субъектов Российской Федерации, и договоры заключены с каждым субъектом Российской Федерации (или по их согласию с одним из них), то регистрация этих договоров осуществляется органом лицензирования МПР России, выдавшим лицензию.
10.8. Лицензия на водопользование и распорядительная лицензия вступают в силу только после их регистрации.
10.9. Разногласия, возникающие в случае получения заявителем мотивированного отказа в получении лицензии, рассматриваются в установленном законодательством порядке.
10.10. В случае утраты лицензии на водопользование по письменному заявлению владельца утерянной лицензии ему на основании копии лицензионных документов выдается дубликат на платной основе, при сохранении лицензионного номера прежней лицензии, с отметкой в верхнем правом углу бланка лицензии штампа "дубликат".
XI. Состав обосновывающих документов,
содержание и сроки действия лицензии
11.1. Органы лицензирования МПР России выдают лицензии на водопользование на основании обосновывающих документов, к которым относятся:
- схемы комплексного использования и охраны водных объектов, разработанные во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1097 "О порядке разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов" (СКИОВР), при этом могут использоваться ранее разработанные СКИОВР;
- водохозяйственные балансы (ВХБ) по бассейнам рек или их участкам, составленные на основании утвержденных методик;
- нормативы предельно допустимых вредных воздействий (ПДВВ) на водные объекты, разработанные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1996 г. N 1504 "О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты", а при отсутствии этих нормативов с использованием "Инструкции по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты", Госкомприроды СССР, 1989 год;
- материалы государственного водного кадастра Российской Федерации и государственного мониторинга водных объектов, издаваемые специально уполномоченными на то государственными органами управления.
Для получения лицензии на водопользование, в зависимости от способов и целей использования водного объекта, дополнительно к документам, указанным в пунктах 8.1. и 8.2. настоящего Положения, представляются документы:
11.2. Для получения лицензии на водопользование, в целях использования водных объектов для забора воды:
а) сведения о нормах и лимитах водопотребления;
б) сведения о водопотребителях и потребностях их в воде;
в) сведения о наличии средств учета забора воды и контроля (наблюдения) за качеством забираемых вод и их показателей в местах водозабора;
г) утвержденная в установленном порядке документация по эксплуатируемому водозабору;
д) разрешение на специальное водопользование (лицензия на водопользование) с приложением информации о выполнении поставленных в них условий, согласованной с государственными органами по охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора;
е) предпроектная и проектная документация на строительство планируемого водозабора, сведения по организации зон санитарной охраны действующих водозаборов;
ж) сведения об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям;
з) сведения по ведению мониторинга используемого объекта.
11.3. В целях использования водных объектов для сброса сточных вод:
а) обоснование заявленного объема (лимитов) водоотведения и места их сброса;
б) сведения о наличии технических средств учета объемов сброса и контроля (наблюдения) за качеством сбрасываемых сточных вод (коммунально-бытовых, промышленных, животноводческих, ливневых, дренажных, шахтных, а также отводимых из шахт и карьеров (по каждому выпуску);
в) сведения о показателях качества отводимых сточных и (или) дренажных вод и соответствие их установленным органом лицензирования нормам предельно-допустимых# сбросов вредных веществ в водный объект;
г) сведения по организации и ведению мониторинга водных объектов в расчетной зоне влияния сброса (захоронения).
11.4. В целях использования водных объектов для нужд гидроэнергетики:
а) данные об установленной мощности гидроэлектростанции;
б) данные о размерах затопления земель и ущерба от этого затопления;
в) сведения о пропускной способности энергетических, сбросных и иных сооружений;
г) сведения о рыбозащитных и рыбопропускных сооружениях;
д) сведения о наличии средств контроля (наблюдения) за показателями водного режима и качества воды в верхнем и нижнем бьефах;
е) данные о показателях заявленного использования водных ресурсов на нужды гидроэнергетики;
ж) предпроектная документация на строительство проектируемых гидроэлектростанций с соответствующим заключением государственной экологической экспертизы.
11.5. В целях использования акваторий водных объектов (без изъятия воды):
а) технические данные о судах, других плавательных средствах, в т.ч. сведения о системах сбора, удаления (в т.ч. аварийного) хозфекальных, подсланевых вод, жидких грузов с приложением схем расположения трубопроводов, емкостей, насосного оборудования и запорной арматуры;
б) разрешение государственного регистра на эксплуатацию судов, других плавательных средств с указанием портов их приписки;
в) данные об обеспеченности береговыми и плавательными устройствами для приема всего объема сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на судах и других плавательных средствах;
г) сведения о наличии средств контроля (наблюдения) за качеством воды на участке акватории при эксплуатации объектов и производстве работ, которые оказывают или могут оказать негативное влияние на состояние водного объекта, сведения о выполнении условий водопользования.
11.6. В целях использования водных объектов для добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля, буровых и иных работ, связанных с использованием дна и берегов водного объекта;
- лицензия на пользование недрами;
- сведения о выполнении условий использования водных объектов;
- наличие мероприятий и их выполнение по охране от загрязнения водного объекта;
- сведения по очистке акватории от временных сооружений, материалов и предметов, а также планировке дна водных объектов по завершению работ;
- условия по пропуску судов и других плавательных средств при производстве работ;
- условия по пропуску рыбы к местам ее нереста и нагула;
- проект производства работ с разделом охрана окружающей среды.
11.7. Требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, запрещается.
Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируются органом лицензирования.
11.8. Водные объекты предоставляются юридическим лицам и гражданам в краткосрочное (до 3 лет) и долгосрочное (от 3 до 25 лет) пользование в зависимости от целей водопользования, ресурсного потенциала и экологического состояния водного объекта.
11.9. Срок действия лицензии устанавливается с учетом предложений заявителя, предполагающих использование водных объектов и их ресурсов для конкретных целей и видов деятельности и требующих производства определенных работ, реализации намечаемых мероприятий, длительности производственно-технологической деятельности, других объективных причин.
11.10. В случаях, когда ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов намечается осуществить по очередям строительства или пусковым комплексам, условия водопользования которых отличаются от условий, установленных для постоянной эксплуатации данных объектов, лицензия выдается на срок до ввода объектов в постоянную эксплуатацию.
11.11. По истечении срока действия лицензии водопользователи обязаны продлить срок пользования водным объектом (в случае сохранения прежних условий водопользования) или получить новую лицензию в порядке, установленном для ее получения настоящим Положением.
XII. Порядок прекращения или изменения права пользования
водными объектами
12.1. Право пользования водными объектами прекращается в случаях:
а) отказа водопользователя от пользования водными объектами;
б) истечения срока, на который представляются в пользование водные объекты;
в) смерти водопользователя-гражданина;
г) прекращения деятельности водопользователя - юридического лица;
д) прекращения особого пользования водными объектами;
е) естественного или искусственного исчезновения водных объектов;
ж) перехода прав пользования водными объектами в порядке, предусмотренном водным законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
12.2. Орган лицензирования вправе принудительно приостановить действие лицензии на водопользование на срок до 6 месяцев, путем ее аннулирования, в случаях:
а) осуществления деятельности, не предусмотренной лицензией, или с нарушением условий лицензии;
б) в процессе осуществления водопользователем деятельности систематически или грубо нарушается водное законодательство Российской Федерации или законы Алтайского края, относящиеся к охране окружающей природной среды;
в) неиспользования водных объектов в течение 3 лет;
г) неиспользования водных объектов в течение 1 года, предназначенного для водоснабжения, при ограниченных водных ресурсах;
д) использования водных объектов не по целевому назначению;
е) возникновения необходимости использования водных объектов для государственных или муниципальных нужд;
ж) систематического нарушения условий внесения платы за пользование водными объектами;
з) запрещения использования водных объектов при возникновении непосредственной угрозе# жизни или здоровью людей от возникновения условий чрезвычайного положения (стихийных, санитарно-эпидемиологических, экологических и других).
12.3. Прекращение права пользования водными объектами, осуществляемого с нарушением водного законодательства и несоблюдением условий и требований, установленных в лицензии, проводится в следующем порядке:
при выявлении указанных нарушений водопользователю выносится предупреждение и устанавливаются сроки устранения допущенных нарушений;
при неприятии мер по устранению указанных нарушений в установленные сроки,# органом лицензирования выносится решение о прекращении права пользования водным объектом. Водопользователю направляется акт и решение о прекращении права водопользования.
12.4. В случаях, предусмотренных в п.п. а), б), в), г), д), ж) п. 12.2, прекращение права пользования водными объектами наступает в соответствии со сроками, указанными в акте, направленном водопользователю в порядке, указанном в п. 12.3.
12.5. Прекращение права пользования водными объектами в связи с государственными или общественными нуждами допускается с возмещением водопользователю всех убытков инициатором аннулирования лицензии, включая упущенную выгоду, в полном объеме добровольно или по решению суда.
12.6. Прекращение права пользования в случаях, предусмотренных в п. 12.2, производится без возмещения затрат, произведенных водопользователем на улучшение состояния водного объекта.
12.7. Досрочное прекращение права пользования водным объектом по инициативе владельца лицензии (добровольный отказ от водопользования) осуществляется на основании письменного уведомления заявителей органа лицензирования не позднее, чем за шесть месяцев до заявленного срока. Владелец лицензии до установленного срока отказа от прав водопользования должен выполнить все обязательства; орган лицензирования вправе взыскать сумму ущерба от их невыполнения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
12.8. Право на водопользование может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограниченно# органом лицензирования по представлению государственных органов по охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора, а также других специально уполномоченных органов, осуществляющих в пределах своей компетенции государственный контроль в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
12.9. Аннулирование лицензии на водопользование является основанием для расторжения договора пользования водным объектом. Договор считается расторгнутым с момента уведомления сторон, заключивших его, об аннулировании лицензии на водопользование.
12.10. На срок приостановления действия лицензии на водопользование приостанавливается действие договора пользования водным объектом.
12.11. Прекращение прав пользования водными объектами может осуществляться путем расторжения договора пользования водным объектом в соответствии с водным законодательством Российской Федерации и настоящего Положения.
12.12. Расторжение договора пользования водным объектом является основанием для рассмотрения вопроса об аннулировании лицензии на водопользование.
12.13. Прекращение прав пользования водными объектами, предоставленными в особое пользование, производится на основании решений Правительства Российской Федерации или администрации Алтайского края.
12.14. Действие лицензии на водопользование возобновляется после устранения причин, вызвавших приостановление ее действия, о чем водопользователь уведомляется в письменной форме.
XIII. Экономическое регулирование пользования водными объектами
13.1. Основным принципом экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов является платность водопользования, который предусматривает:
- платежи за пользование водными объектами (далее - плата);
- экономическое стимулирование рационального использования, восстановления и охраны водных объектов.
13.2. Платежи осуществляют физические и юридические лица, имеющие лицензию на водопользование.
13.3. Плата за пользование водными объектами не взимается со специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда и с подведомственных ему организаций.
13.4. Платежи, связанные с пользованием водными объектами, поступают в виде регулярных взносов.
13.5. Объекты платы, платежная база, ставки платы, льготы по плате, определение сумм платы, отнесение суммы платы, порядок зачисления платы, порядок взимания и внесения платы определены Законом Российской Федерации "О плате за пользование водными объектами", утвержденным Президентом Российской Федерации 6 мая 1998 года N 71-ФЗ.
13.6. Порядок расходования средств от платы за пользование водными объектами определяется Правительством Российской Федерации.
XIV. Порядок взимания и размеры сбора
за оформление и выдачу лицензий
14.1. За рассмотрение заявления и проверку комплектности документов, экспертизу материалов на выдачу лицензий взимается лицензионный сбор, утверждаемый администрацией Алтайского края по представлению органа лицензирования.
14.2. Сбор за выдачу лицензий (лицензионный сбор) оплачивается заявителем в предварительном порядке перед регистрацией представленных на рассмотрение материалов лицензирования.
14.3. Лицензионный сбор взимается с целью компенсации расходов на рассмотрение, согласование, экспертизу заявок, организационные и иные затраты, связанные с оформлением и выдачей лицензий.
14.4. В размер стоимости мероприятий и работ по оформлению и выдаче лицензии на водопользование включаются затраты:
по организации рассмотрения и проведения экспертизы представленных заявителями материалов на получение лицензий;
на проверку и анализ соответствия условий осуществления намечаемой деятельности установленным требованиям по отбору проб воды на химический и биологический анализы в створах водозаборов, выше и ниже выпусков сточных вод;
по уточнению водохозяйственного баланса водного объекта (или его части) на современный уровень водопотребления и на перспективу;
по уточнению нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты и предельно допустимых сбросов вредных веществ в водный объект (или его часть);
по проведению дополнительных (неплановых) проверок водохозяйственной деятельности субъекта лицензирования;
по выполнению расчета характеристик водопользования для установления лимитов водопотребления и водоотведения;
по проведению анализа состояния рационального использования и охраны водных ресурсов и объектов и на его основе определение условий действия лицензии на водопользование;
на согласование условий водопользования с заинтересованными специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды;
на изготовление бланков лицензий;
на оформление материалов лицензий;
за почтовые расходы и расходы за электросвязь, аренду помещений, коммунальные услуги, командировочные, транспортные и другие расходы, связанные с выдачей лицензии, выплаты налогов, необходимые отчисления;
за составление и регистрацию договора пользования водным объектом.
14.5. В случае принятия решения об отказе в выдаче лицензии лицензионный сбор не возвращается.
14.6. За продление, а также за перерегистрацию лицензии (в случае изменения условий лицензирования) лицензионный сбор взимается как за выдачу лицензии.
14.7. Лицензионный сбор перечисляется на счет органа лицензирования.
XV. Основные права и обязанности владельцев лицензий
на пользование водными объектами
15.1. Водопользователи по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права пользования водными объектами.
Не допускаются действия водопользователей, осуществляемые с нарушением прав и законных интересов других лиц или наносящие вред состоянию водных объектов.
Вмешательство со стороны органов исполнительной власти в деятельность водопользователей, связанную с использованием водных объектов, запрещается, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
15.2. Водопользователи при использовании водных объектов имеют право:
осуществлять водопользование в соответствии с водным законодательством Российской Федерации;
получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности;
осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством Российской Федерации.
15.3. Защиту нарушенных или оспоренных прав пользования водными объектами осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с подведомственностью дел, установленных процессуальным законодательством Российской Федерации.
15.4. Водопользователи обязаны:
рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;
не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде;
не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам;
содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства;
информировать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов;
своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных и других чрезвычайных ситуаций, влияющих на состояние водных объектов;
выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах;
вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количество загрязняющих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами,# и представлять указанную информацию бесплатно и в установленные сроки в орган лицензирования;
своевременно вносить платежи# связанные с пользованием водными объектами;
соблюдать установленный режим использования водоохранных зон;
осуществлять иные мероприятия по охране водных объектов.
15.5. Лицензия на водопользование может также включать дополнительные права и обязанности ее владельца, не противоречащие действующему законодательству и настоящему Положению.
XVI. Особенности выдачи лицензий на водопользование
для действующих предприятий
16.1. Для действующих предприятий, имеющих разрешение на спецводопользование, замена их на лицензию на водопользование производится в соответствии с графиком, утвержденным органом лицензирования, на территории которого расположено предприятие. До получения лицензии в соответствии с настоящим Положением предприятию разрешается осуществлять водопользование на основании действующих документов.
16.2. Для получения лицензии водопользователь представляет документы в соответствии с требованиями настоящего Положения.
16.3. Порядок рассмотрения документов и выдачи лицензий осуществляется в соответствии с п. VIII настоящего Положения.
16.4. Лицензия на водопользование действующим предприятиям не выдается в случаях, если водохозяйственная и водоохранная деятельность не удовлетворяет действующим нормам и правилам в области использования и охраны вод (забор воды выше установленных норм, отсутствие или неэффективная работа очистных и других водоохранных сооружений, неудовлетворительное техническое состояние водохозяйственных и водоохранных сооружений, загрязнение водных объектов и др.).
В этих случаях органы лицензирования составляют заключение с указанием причин, по которым отказано в выдаче лицензии# и дают предписание об устранении этих причин в определенные сроки. Одновременно устанавливаются лимиты водозабора свежей воды, забираемой из водохозяйственных систем, нормы ПДС сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты.
XVII. Особенности выдачи лицензий на водопользование
проектируемых предприятий
17.1. Выдача лицензий на водопользование для проектируемых, вновь строящихся, реконструируемых предприятий, сооружений и объектов производится территориальными органами лицензирования МПР России при наличии соответствующих согласований в соответствии с действующими СНиПами. Срок действия лицензии устанавливается не менее общей продолжительности проектирования, строительства объекта и его эксплуатации в течении# не менее 5 лет.
Если в процессе утверждения проектов или строительства возникает необходимость отступления от установленных условий, то водопользователь должен получить новую лицензию на водопользование.
17.2. Получение лицензии на водопользование производится заказчиком проекта или по его поручению организацией - генеральным проектировщиком.
17.3. Утверждение проектов, а также финансирование строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод или их реконструкцию, связанную с увеличением потребления воды, сброса сточных вод или ухудшением их качественного состояния, осуществляется# лишь при наличии лицензии на водопользование.
17.4. По новым объектам проектирования, не связанным с существующими объектами единой системой водоснабжения и водоотведения, лицензии на водопользование выдаются на каждый проектируемый объект вне зависимости от оформления лицензии на действующие сооружения и объекты данного предприятия.
При реконструкции или расширении промышленных и других объектов, не имеющих лицензий на водопользование для существующих объектов, оформляется одна лицензия на водопользование, в которой отражаются условия водопользования как до реконструкции (расширения), так и после нее.
17.5. При проектировании сооружений объединенной системы канализации и единых сооружений по очистке сточных вод промышленного узла или населенного пункта представляется перечень предприятий, сточные воды которых намечено подводить на эти сооружения с указанием расходов и качественной характеристики стоков на каждом предприятии, а также усредненного общегородского расхода стоков и качественного состава перед поступлением на очистные сооружения.
17.6. Если сточные воды проектируемого объекта намечается полностью или частично направить на строящиеся очистные сооружения, представляется документ о сроках ввода в эксплуатацию объектов и очистных сооружений, а также гарантийное подтверждение о возможности приема сточных вод этого объекта на строящиеся очистные сооружения.
17.7. Проекты развития водоснабжения населенных пунктов должны быть увязаны по объемам и срокам ввода в эксплуатацию с соответствующим развитием системы канализации и очистных сооружений сточных вод.
17.8. При проектировании сооружений городского водопровода представляется перечень предприятий, подключаемых к горводопроводу с обоснованными расходами воды на производственные и хозяйственно-питьевые нужды.
17.9. При проектировании водозаборных сооружений с использованием подземных вод представляется копия лицензии на недропользование, обоснование необходимости использования подземных вод питьевого качества на нужды, не связанные с бытовым и питьевым водоснабжением.
17.10. При использовании для орошения сточных вод животноводческих комплексов указываются годовые нормы внесения жидкого навоза по каждому элементу (азот, фосфор) и расчет площадей, необходимых для утилизации навозосодержащих сточных вод.
XVIII. Порядок осуществления прав пользования водными объектами
до введения в действие настоящего положения и вступления его в силу
18.1. До оформления лицензии на водопользование в соответствии с требованиями настоящего Положения,# гражданам и юридическим лицам, осуществляющим водопользование в соответствии с действующими нормативными актами (разрешениями на специальное или особое водопользование), разрешается продолжить эту деятельность до выдачи им лицензий в соответствии с графиком, установленным органом лицензирования.
18.2. Орган лицензирования в письменной форме уведомляет водопользователя, имеющего разрешение на водопользование, о сроке переоформления этого разрешения на лицензию в порядке, предусмотренном настоящим Положением. Выполнение установленного срока переоформления разрешительных документов является обязательным для водопользователя.
Настоящее Положение вступает в силу со дня его утверждения Администрацией Алтайского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 29 июля 1998 г. N 480 "Об утверждении "Положения о лицензировании пользования поверхностными водными объектами на территории Алтайского края" и размеров лицензионного сбора за оформление и выдачу лицензий"
Текст постановления опубликован в газете "Алтайская правда" от 26 августа 1998 г. N 186, Сборнике законодательства Алтайского края, июль 1998 г. N 27(47), с.143
Постановлением Администрации Алтайского края от 22 июля 2005 г. N 470 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Алтайского края от 15 июля 2003 г. N 366
Постановление Администрации Алтайского края от 8 мая 2002 г. N 250
Постановление Администрации Алтайского края от 7 декабря 2001 г. N 758
Постановление Администрации Алтайского края от 28 сентября 2001 г. N 588 (с изменениями от 15 июля 2003 г.)