Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНА
приказом министерства
образования Саратовской области
от 18.08.2020 N 1156
Концепция
развития методической службы в системе образования Саратовской области на 2020-2022 годы
Общие положения
Концепция развития системы методической службы в сфере образования Саратовской области на 2020-2022 годы (далее Концепция) определяет основные организационные и содержательные направления развития методических служб, действующих в системе образования Саратовской области, форм методической поддержки образовательных организаций, педагогических, руководящих и иных работников системы образования региона в целях повышения качества образования.
Концепция отражает инновационный характер осуществляемых в образовании перемен в аспекте национального проекта "Образование", национальной инициативы "Наша новая школа", Программы "Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях", государственной программы Саратовской области "Развитие образования в Саратовской области" и базируется на нормах Конституции Российской Федерации. Концепция разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", с распоряжением Правительства Российской Федерации N 3273-р от 31 декабря 2019 года, задачами, озвученными Президентом страны В.В.Путиным в послании Федеральному Собранию 15 января 2020 года.
Ежегодно в Саратовской области продолжается работа по укреплению материально-технической базы образовательных организаций, строятся новые школы и детские сады, имеющие на своей базе современные спортивные и социокультурные объекты. В рамках реализации регионального проекта "Современная школа" в Саратовской области в 65 сельских школах 38 муниципальных районов открылись центры "Точка роста", оборудованные самой современной техникой и обеспечивающие равные образовательные возможности для детей из областного центра и районов области. В 2019 году на территории города Саратов открыт первый в области детский технопарк "Кванториум", оборудованный по последнему слову техники, нацеленный на раннюю профориентацию детей на инженерные специальности, а педагоги Кванториума учат детей задавать вопросы, работать с большим объемом информации и верифицировать ее.
В регионе сложилась успешная практика участия педагогов во всероссийских конкурсах профессионального мастерства, таких как "Учитель года", "Педагогический дебют", "Воспитатель года" и других. Лучшие представители профессии проходят несколько этапов конкурса, начиная с муниципального, и успешно представляют регион на всероссийском уровне. Так, заместитель директора муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Лицей "Солярис", в 2018 году стал победителем в номинации "Молодые управленцы" всероссийского конкурса "Педагогический дебют", а учитель химии из муниципального общеобразовательного учреждения "Лицей N 2" г. Саратова в 2019 году вошла в пятерку лучших педагогов по итогам Всероссийского конкурса "Учитель года России" в 2019 году.
Требуется постоянное повышение профессионализма и компетенций не только от педагогического состава, но и от управленцев в системе образования.
Развитие инфраструктуры областной системы образования, расширение общественно-профессионального участия в решении вопросов организации образовательного процесса требует актуализации задач по обновлению механизмов координации деятельности всех субъектов и объектов образовательной деятельности. Главным связующим звеном, транслирующим государственную политику в сфере образования, и координатором процессов профессионального роста педагогов и управленцев, должна стать сеть методических служб.
Модернизация системы образования и творческие инновационные процессы в отрасли стимулируют к обновлению методической работы.
Целями данной Концепции является совершенствование системы методической службы в системе образования Саратовской области, определение единой системы оценки эффективности методической службы, налаживание коммуникационных связей между методическими структурами всех уровней власти, различными общественно-профессиональными объединениями, конкретными образовательными организациями и педагогическими работниками.
Для достижения заявленных целей необходимо решить следующие задачи:
разработать и усовершенствовать нормативно-правовую, научно-методическую, организационно-управленческую и информационную базы по организации профессиональной методической помощи всем участникам образовательных отношений с учетом лучшего отечественного и зарубежного опыта для обеспечения единства методической службы;
обеспечить качество подготовки и повышения квалификации специалистов, оказывающих методическую помощь педагогам и управленцам в системе образования, а также эффективную систему их внутриведомственного и межрегионального взаимодействия, что является ключевым условием для оказания доступной эффективной методической помощи всем участникам образовательного процесса;
разработать стандарты оказания методической помощи педагогическому сообществу.
Описание текущей ситуации. Проблемы организации
В системе образования Саратовской области работает 29 управлений образования, 4 комитета по образованию (Балаковский, Марксовский, Энгельсский районы области и муниципальное образование "Город Саратов"), 6 отделов образования (Балтайский, Ершовский, Краснопартизанский, Лысогорский, Ровенский, Самойловский муниципальные районы области) и 6 отделов образования в муниципальном образовании "Город Саратов" (Волжский, Заводской, Кировский, Ленинский, Октябрьский, Фрунзенский). В городском округе ЗАТО "Светлый" создано и функционирует муниципальное учреждение "Управление образования, культуры, спорта и молодежной политики", включающее функционал методической деятельности.
Муниципальная методическая служба может являться самостоятельным учреждением, структурным подразделением территориальных органов управления образованием.
В Саратовской области представлены следующие виды методических служб в системе образования:
в 7 муниципальных районах - муниципальные казённые учреждения - информационно-методические центры (Базарно-Карабулакский, Балашовский, Ершовский, Озинский, Ртищевский, Советский, Татищевский);
в 5 муниципальных районах - муниципальные или муниципальные казенные учреждения - организационно-методические центры (Аткарский, Балаковский, Вольский, Питерский, Хвалынский);
в 8 муниципальных районах - муниципальные учреждения - информационно-методические центры (Дергачёвский, Екатериновский, Ивантеевский, Краснокутский, Новобурасский, Пугачёвский, Озинский, Самойловский,);
в 9 муниципальных районах - районные методические кабинеты (отдел, центры) при управлении (комитете) образования (Александрово-Гайский, Аркадакский, Балтайский, Воскресенский, Духовницкий, Марксовский, Новоузенский, Перелюбский, Ровенский);
в 2 муниципальных районах - эксплуатационно-методическая служба системы образования (Калининский, Лысогорский);
в 1 муниципальном районе - муниципальное бюджетное учреждение "Консультационно-методический центр системы образования" (Красноармейский);
в 6 муниципальных районах - муниципальные образовательные учреждения - учебно-методические или методические центры (Краснопартизанский, Пугачевский, Романовский, Саратовский, Турковский, Федоровский);
в 1 муниципальном районе - муниципальное казённое учреждение "Методико-правовой центр муниципальных образовательных учреждений" (Петровский);
в муниципальном образовании "Город Саратов" действует муниципальное казённое учреждение "Городской методический центр", а при каждом отделе образования района муниципального образования "Город Саратов" работают методисты-координаторы;
в городском округе ЗАТО "Светлый" муниципальной методической службы нет, обязанности по организации методической работы возложены на методиста-координатора, входящего в штат управления образования, культуры, спорта и молодежной политики ЗАТО.
В Саратовской области в методических службах работают 175 методистов, нет методистов в Центре оценки качества образования Энгельсского муниципального района, хотя специалисты этого центра, в том числе, работают и по направлениям работы методической службы. Помимо этого, в каждом районе действуют районные методические объединения педагогов-предметников.
В ряде муниципалитетов методические отделы объединены с хозяйственными, юридическими отделами, отделами по закупкам, делопроизводству, транспортными отделами и так далее (Балаковский, Калининский, Лысогорский, Петровский, Энгельсский, Ртищевский, Татищевский районы).
При отсутствии специально созданных муниципальных методических структур методическая работа с педагогами в значительной мере передана на уровень образовательных организаций, либо сводится к формальной процедуре организации участия педагогов в курсах повышения квалификации и аттестации. Зачастую отсутствует содержательный анализ кадрового состояния муниципальной системы образования, систематическое выявление педагогических затруднений и оказание методической помощи по преодолению этих затруднений.
В качестве основных проблем кадрового потенциала муниципальных методических служб в настоящее время в Саратовской области можно отметить:
недостаточный опыт и квалификация работников, вызванные "оттоком кадров";
отсутствие системы переподготовки методистов;
неопределенность статуса методистов и отсутствие их четких задач и функций.
В структуре муниципальной системы образования методическая служба находится в подчинении органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования. В этой ситуации на методистов перекладывается часть управленческих и значительная часть организационных функций. Это оказывается возможным, поскольку нормативная база методических служб содержит достаточно размытые формулировки их функционала. Как правило, нарастание объема организационных и инспекторских функций идет в ущерб реализации методической функции. Методические службы зачастую не рассматриваются как ресурсные центры муниципальной системы образования, поэтому в условиях сжатого финансирования их деятельности они обладают скудной библиотекой, небольшим объемом подписки на профессиональные периодические издания, невысокой скоростью Интернета, их материально-техническая база требует обновления. В целом в регионе отсутствует система мониторинга качества деятельности методической службы.
Методическая служба должна стать сегодня катализатором образовательных реформ, обеспечить оперативное и массовое внедрение в практику системообразующих инноваций, создать условия для развития критического мышления педагогов и обучающихся, развить их креативность, коммуникацию и кооперацию всех усилий в целях обеспечения качества образования и вхождения российского образования в десятку лучших образовательных систем мира.
Приоритетные направления развития системы методической службы в системе образования Саратовской области
На основе анализа ключевых проблем и ресурсов развития методической службы в Концепции определена необходимость реорганизации методической службы, построения ее деятельности на принципах сетевой организации и маркетинга. Решить эту задачу - значит привести действующую методическую службу в соответствие с современными подходами к обновлению структуры и содержания общего образования, обеспечить методическое сопровождение единого регионального и муниципального образовательного пространства.
Новая модель методической службы в системе образования Саратовской области предполагает:
принцип многоуровневой системы, включающий в себя методистов на уровне региона, муниципалитета и образовательных организаций, обеспечивающий единые подходы в организации работы, в том числе во взаимодействии отдельных компонентов системы и соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств профессионального развития педагогов;
принцип сетевого взаимодействия, где элементы сети представляют собой не унифицированные методические учреждения, а ресурсы образовательных учреждений и их активное использование, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования Саратовской области;
принцип личностно-ориентированного подхода, учитывающего запросы, потребности, а также индивидуальный уровень профессионализма каждого педагога;
принцип диверсификации, предполагающий многообразие, вариативность услуг, форм, содержания развития профессиональной компетентности;
принцип открытости и доступности, предполагающий добровольность участия и свободу выбора индивидуальной образовательной программы педагога;
принцип единообразия условий для повышения квалификации и аттестации педагогических работников, в том числе оперативное реагирование на запросы и потребности учителей сельских школ.
1. Новая модель методической службы в системе образования Саратовской области
Новая модель методической службой Саратовской области включает в себя три блока структур, представленных на всех уровнях системы образования (областном, муниципальном, школьном), взаимодействующих между собой на основе принципа соподчинения (по вертикали) и принципа распределенной ответственности (по горизонтали).
1.1. Министерство образования Саратовской области - осуществляет постановку стратегических целей и задач развития региональной системы образования. На областном уровне общую координацию методической службы в системе образования с функциями научно-методического сопровождения призвано осуществлять региональное учебно-методическое объединение по общему образованию (далее - РУМО). Организационную функцию, координацию работы методических служб и общественно-профессиональных объединений, повышение квалификации работников методических служб, консультативную поддержку муниципальных органов управления образования осуществляет отдел методической работы организации, на базе которой создается РУМО (далее - ОМР).
1.2. На муниципальном уровне организационно-методическую функцию выполняют муниципальные методические службы (далее ММС), созданные на базе муниципального органа управления образованием. Работники ММС выполняют координацию деятельности школьных методических объединений, действующих на базе образовательных организаций муниципального района (далее - ШМО). В своей работе работники ММС взаимодействуют с ОМР и районными методическими объединениями педагогов предметников, действующих в муниципальном районе (далее РМО), оказывают консультативную помощь педагогическому сообществу муниципального района, координируют систему повышения квалификации и роста профессионального мастерства педагогов и работников ШМО.
1.3. В каждой образовательной организации по общему образованию муниципального района общее методическое сопровождение деятельности педагогических работников оказывают методисты ШМО.
Подобная форма методической работы позволит:
обеспечить качественное информационно-методическое сопровождение образовательного процесса во всех образовательных организациях сети;
оперативно информировать всех членов сообщества об изменениях в государственной политике в системе образования;
повысить инновационный потенциал образовательных организаций;
повысить эффективность использования методических и иных ресурсов, обеспечивая равный доступ к ним всех субъектов методической деятельности;
расширить возможности для повышения квалификации работников муниципальной методической службы;
объединить усилия методических и других формирований единой сети в целях использования современных образовательных технологий;
сформировать информационную среду, информационные потоки, свободно преодолевающие традиционные внутриорганизационные барьеры.
2. Основные задачи новой модели методической службы
Новая модель методической службы призвана решить следующие задачи:
ориентировать управленческие и педагогические кадры на принятие новых смыслов деятельности в современных условиях, изменение стиля традиционного педагогического мышления (переход в позицию тьютора, развитие мобильности педагогов образовательных организаций и муниципальной системы образования);
оказать поддержку педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций в инновационной деятельности, в подготовке работников образования к аттестации и участии в конкурсах профессионального мастерства;
создать единое информационно-образовательное и методическое пространство Саратовской области;
обобщить и распространить в региональной системе образования передового педагогического и управленческого опыта;
расширить спектр консалтинговых услуг в методической работе;
сформировать индивидуальный подход в повышении квалификации педагогов и управленцев в системе образования.
Стратегическая задача - развитие мобильности субъектов образовательного пространства региона:
у муниципальной системы образования - проявление гибкости, восприимчивости к новизне на уровне региона и федерации, чувствительности к потребностям и возможностям образовательных организаций;
у образовательных организаций - в готовности к освоению педагогических инноваций, разработке и реализации собственных продуктивных идей, ведению опытно-экспериментальной деятельности, построению стратегий своего развития;
у работников системы образования - в способности к усиленной адаптации в изменяющихся условиях профессиональной деятельности, к освоению инноваций в образовании, полноценной профессиональной и личностной самоорганизации, самообразования, самосовершенствования.
3. Основные направления деятельности методической службы
К основным направлениям деятельности новой модели методической службы относятся:
3.1. Аналитическая деятельность:
создание базы данных о педагогических работниках образовательных организаций (с методической точки зрения);
мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников образовательных организаций;
оценка эффективности деятельности методических служб всех уровней и анализ динамики их развития;
выявление затруднений профессиональных дефицитов в образовательном процессе;
сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы образовательной организации;
изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым специалистам и педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды, к участию в конкурсах профессионального мастерства
изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, методического сопровождения, организации инновационной деятельности.
3.2. Информационная деятельность:
формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);
ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;
ознакомление педагогических и руководящих работников образовательных организаций с опытом инновационной деятельности муниципального района, области, России, зарубежных стран;
информирование педагогических работников образовательных организаций о новых направлениях в развитии общего и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности (в том числе и в электронном виде).
3.3. Организационно-методическая деятельность:
координация деятельности методических структур системы образования Саратовской области;
организация сетевого взаимодействия методических служб;
использование сетевых и дистанционных форм взаимодействия при проведении методической работы;
организация и проведение областных методических мероприятий;
прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников образовательных организаций, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
организация работы методических объединений педагогических работников образовательной организации;
научно-методическое сопровождение инновационных процессов в системе образования Саратовской области;
методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого государственного экзамена.
3.4. Консультационная деятельность:
организация консультационной работы для педагогических работников образовательной организации по вопросам методики преподавания и воспитания;
организация взаимообучения педагогов и методистов по принципу одноранговой сети ("P2P");
создание на базе методических служб точек роста для профессионального и карьерного лифта педагога;
популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований.
формирование региональной базы тьюторов и менторов для педагогов, совершенствование системы сетевых и профессиональных сообществ.
4. Результаты перехода на новую модель методической службы
4.1. Количественный рост коллективных субъектов, включенных в методическую сеть.
4.2. Дифференциация оказания методических услуг с учетом профессиональных потребностей педагогов.
4.3. Качество разрабатываемых методических продуктов.
4.4. Становление методиста-тьютора.
4.5. Управленческая мобильность в организации методической работы Саратовской области.
4.6. Образовательные достижения учащихся.
4.7. Повышение имиджа сферы "Образование" на территории Саратовской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.