Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением Правительства
Алтайского края
от 19.08.2020 N 357
Государственная программа
Алтайского края "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае"
15 марта 2021 г.
Паспорт изменен с 16 марта 2021 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 15 марта 2021 г. N 77
Паспорт
государственной программы Алтайского края "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае"
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
В Алтайском крае реализуется система мер, направленных на комплексное решение проблем профилактики наркомании, противодействие незаконному обороту наркотиков, развитие современных методов диагностики, лечения и реабилитации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств. Выстроено взаимодействие с некоммерческими организациями, работающими в сфере социальной реабилитации наркопотребителей.
Общее число зарегистрированных больных наркоманией в Алтайском крае в 2019 году составило 210,2 на 100 тысяч населения (4925 человек), что ниже уровня 2018 года на 1,7%. Вместе с тем региональный показатель превышает российский уровень на 23,2%.
На территории региона отмечается рост распространения и употребления населением синтетических наркотиков: значительное число наркопотребителей перешло на синтетические заменители традиционных наркотических средств. В основном распространены психостимуляторы синтетического происхождения ("скорость", структурные аналоги амфетаминов и синтетические катиноны "дизайнерские наркотики"). Число пациентов с зависимостью от психостимуляторов в 2019 году к уровню 2018 года выросло на 4,5%: с 34,68 до 36,31 на 100 тыс. населения (с 815 до 847 человек). Их доля в общем числе зарегистрированных больных наркоманией составила 17,3% (в 2018 году - 16,2%). За последние 6 лет данный показатель вырос в 3,5 раза.
Самый высокий показатель лиц, состоящих на учете с диагнозом "наркомания", отмечается в возрасте 20-39 лет (66,1%), лица в возрасте старше 40 лет - 32,37%, молодежь 18-19 лет - 0,98%, возрастная группа старше 60 лет - 0,45%, доля подростков - 0,1%. Среди детей случаев наркомании не зарегистрировано.
В 2019 году общее количество зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ составило 3190, в сравнении с 2018 годом снизилось на 7,2% (3438 преступлений). Несмотря на снижение уровня наркопреступности, криминогенная ситуация, связанная с незаконным оборотом наркотиков в Алтайском крае, остается достаточно сложной. Преступления данной группы занимают третье место после преступлений против собственности и против личности. В 2019 году их удельный вес в общем количестве всех зарегистрированных преступных деяний составил 8,6%.
Ситуация в сфере незаконного оборота наркотиков характеризуется ростом криминальной активности преступных групп, причастных к межрегиональным оптовым поставкам наркотиков и их распространению с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в первую очередь в городах и крупных муниципальных районах края. Сохраняется актуальность проблемы незаконного оборота наркотиков среди несовершеннолетних и молодежи, а также вовлечения в совершение наркопреступлений представителей этнических диаспор (общин, землячеств), в том числе проживающих на территории края.
В соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", а также приказами Минпросвещения России, Минобрнауки России и Минздрава России в регионе ежегодно проводится двухэтапное тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. В 2018-2019 учебном году, в рамках 1-го этапа, социально-психологическое тестирование прошли 67393 учащихся, что в 4,5 раза больше по сравнению с 2017-2018 учебным годом (14937 учащихся). На основании актов результатов социально-психологического тестирования составляются графики проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся.
В рамках 2-го этапа проводятся профилактические медицинские осмотры с тестированием на наркотики среди выявленной группы риска в количестве 30 тысяч учащихся образовательных организаций края, в том числе 21325 школьников и 7977 учащихся профессиональных образовательных организаций. Выявленные в результате тестирования несовершеннолетние с наркологическими расстройствами подлежат наблюдению и включению в лечебно-реабилитационные программы.
В целях предотвращения и сокращения распространения наркомании среди молодежи в крае реализуются мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни: традиционно проводятся единые профилактические антинаркотические акции: "Родительский урок", "Здоровье молодежи - богатство России", "Классный час: Наркотики. Закон. Ответственность", "Летний лагерь - территория здоровья", а также акции, посвященные Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом.
В рамках реализации мероприятий государственной программы Алтайского края "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае" на 2014-2020 годы приобретено лечебно-диагностическое оборудование, позволяющее выявлять потребителей наркотиков на ранней стадии, в том числе определять новые наркотические средства синтетического происхождения. За 2019 год на газовых хроматографах с масс-селективным детектором "МАЭСТРО" проведено 4645 химико-токсикологических исследований, выявлено 1614 потребителей наркотических средств.
Антинаркотическая политика в Алтайском крае ориентирована на повышение эффективности деятельности по противодействию преступности в сфере незаконного оборота наркотиков; сокращение числа лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях; развитие региональной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях. Реализация системы мер, направленных на оздоровление наркоситуации в регионе, предусмотрена в государственной программе Алтайского края "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае".
2. Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы, цели и задачи, индикаторы и описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов ее реализации
Подраздел 2.1 изменен с 16 марта 2021 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 15 марта 2021 г. N 77
2.1 Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы
Государственная программа определяет цели, задачи и направления в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае.
Нормативная правовая база разработки государственной программы:
Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
Указ Президента Российской Федерации от 18.10.2007 N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" и утвержденные им Положение о Государственном антинаркотическом комитете и Положение об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации;
абзац утратил силу с 16 марта 2021 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 15 марта 2021 г. N 77
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения";
Указ Президента Российской Федерации от 23.11.2020 N 733 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года";
постановление Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 N 485 "Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации";
государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1640;
закон Алтайского края от 14.09.2006 N 94-ЗС "О профилактике наркомании и токсикомании в Алтайском крае";
закон Алтайского края от 21.11.2012 N 86-ЗС "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года".
Государственная программа направлена на сокращение распространения наркомании и связанных с ней преступлений и правонарушений, уничтожение незаконно выращенных посевов и очагов произрастания дикорастущих наркосодержащих растений, сокращение числа потребителей наркотиков в немедицинских целях, пресечение пропаганды наркотической субкультуры, создание системы антинаркотической пропаганды, предотвращение вовлечения детей и подростков в немедицинское употребление наркотиков, выявление лиц, употребляющих наркотики, развитие региональной системы комплексной реабилитации и ресоциализации, методическое и кадровое обеспечение деятельности по снижению спроса на наркотики.
2.2 Цели и задачи государственной программы
Целью государственной программы является сокращение распространения наркомании и связанных с ней преступлений и правонарушений, негативных последствий для жизни и здоровья граждан.
Для достижения цели планируется реализовать следующие задачи:
профилактика распространения наркомании и связанных с ней правонарушений;
противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;
выявление и мотивирование лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, к участию в программах лечения, реабилитации, ресоциализации и постреабилитационного сопровождения.
2.3 Индикаторы и ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы
В ходе реализации государственной программы планируется достижение следующих конечных результатов:
увеличение числа больных наркоманией, находящихся в ремиссии более 2 лет, до 13,2 человека на 100 больных наркоманией среднегодового контингента;
увеличение до 6,4% доли пациентов с наркологическими расстройствами, включенных в амбулаторные программы медицинской реабилитации, в числе состоящих под диспансерным наблюдением пациентов с наркологическими расстройствами;
увеличение до 80,0% доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, в общем количестве детей данной возрастной группы;
увеличение до 7,0% доли молодых граждан в возрасте от 18 до 30 лет, вовлеченных в проекты, направленные на профилактику наркомании и популяризацию здорового образа жизни, в общем числе граждан данной возрастной группы;
увеличение до 81,0% доли обучающихся в возрасте от 13 до 18 лет, охваченных социально-психологическим тестированием на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
увеличение до 73,5% доли зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений в общем количестве зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов, сильнодействующих веществ;
повышение до 65,0% уровня раскрываемости преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов, сильнодействующих веществ.
Сведения об индикаторах (показателях) государственной программы представлены в таблице 1.
2.4 Сроки и этапы реализации государственной программы
Государственная программа Алтайского края "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае" реализуется в один этап в период с 2020 по 2024 годы.
Раздел 3 изменен с 16 марта 2021 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 15 марта 2021 г. N 77
3. Обобщенная характеристика мероприятий государственной программы
Государственная программа состоит из мероприятий, которые отражают актуальные и перспективные направления государственной политики в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае, содержат меры по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений. Мероприятия определяют механизмы противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в Алтайском крае, внедрения современных методов диагностики наркопотребления, мотивирования лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, к участию в программах лечения, реабилитации, ресоциализации и постреабилитационного сопровождения.
В государственной программе выстроена структура взаимодействия с негосударственными организациями, оказывающими услуги в сфере социальной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.
Помимо мероприятий, перечисленных в таблице 2, планируется реализовать следующие организационные мероприятия, группирующиеся в соответствии с задачами:
Задача 1.1. Профилактика распространения наркомании и связанных с ней правонарушений:
Мероприятие 1.1.12. Осуществление мониторинга ситуации, связанной с распространением наркотических средств и психотропных веществ на территории Алтайского края. Участники мероприятия: Министерство здравоохранения Алтайского края, Министерство образования и науки Алтайского края, Главное управление МВД России по Алтайскому краю (по согласованию), КГБУЗ "Алтайский краевой наркологический диспансер", КГБУЗ "Алтайское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", КГБУЗ "Алтайский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями", УФСИН России по Алтайскому краю (по согласованию), военный комиссариат Алтайского края (по согласованию), Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю (по согласованию), Алтайское линейное управление МВД России на транспорте (по согласованию);
Мероприятие 1.1.13. Подготовка информационно-тематических модулей и сообщений для размещения в печатных СМИ, на сайтах и в социальных сетях. Участники мероприятия: управление печати и массовых коммуникаций Алтайского края, Главное управление МВД России по Алтайскому краю (по согласованию);
Мероприятие 1.1.14. Размещение электронных профилактических материалов для региональных образовательных ресурсов в сети Интернет. Участники мероприятия: Министерство образования и науки Алтайского края, управление молодежной политики и реализации программ общественного развития Алтайского края;
Мероприятие 1.1.15. Проведение обучающих семинаров с использованием потенциала учебного центра по внедрению новых социальных технологий профилактики социально обусловленных заболеваний на базе КГБУЗ "Алтайский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями". Участник мероприятия: Министерство здравоохранения Алтайского края;
Мероприятие 1.1.16. Проведение профилактической работы с лицами, осужденными к наказаниям в виде лишения свободы и осужденными условно или к отбыванию наказаний, не связанных с изоляцией от общества, за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Участники мероприятия;
Мероприятие 1.1.17. Обучение секретарей муниципальных антинаркотических комиссий и профильных специалистов органов местного самоуправления основам профилактической антинаркотической работы. Участники мероприятия: Министерство здравоохранения Алтайского края, Главное управление МВД России по Алтайскому краю (по согласованию).
УФСИН России по Алтайскому краю (по согласованию), Главное управление МВД России по Алтайскому краю (по согласованию).
Задача 1.2. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ:
Мероприятие 1.2.2. Проведение межведомственных оперативно-профилактических операций, направленных на пресечение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершенных организованными преступными формированиями, контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, вовлечения несовершеннолетних и молодежи в немедицинское потребление наркотиков, культивирования наркосодержащих растений. Участники мероприятия:
Главное управление МВД России по Алтайскому краю (по согласованию), УФСИН России по Алтайскому краю (по согласованию), Алтайская таможня (по согласованию), Пограничное управление ФСБ России по Алтайскому краю (по согласованию), Алтайское линейное управление МВД России на транспорте (по согласованию).
Задача 1.3. Выявление и мотивирование лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, к участию в программах лечения, реабилитации, ресоциализации и постреабилитационного сопровождения:
Мероприятие 1.3.5. Ведение регионального реестра организаций, работающих в сфере выявления, мотивирования, реабилитации и ресоциализации наркопотребителей. Участники мероприятия: Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю (по согласованию), Министерство социальной защиты Алтайского края, Министерство здравоохранения Алтайского края, Главное управление МВД России по Алтайскому краю (по согласованию);
Мероприятие 1.3.6. Организация и проведение на базе государственных наркологических диспансеров и наркологических кабинетов краевых медицинских организаций терапевтических групп для наркозависимых "Анонимные наркоманы" и созависимых с целью формирования длительной ремиссии. Участник мероприятия:
Министерство здравоохранения Алтайского края;
Мероприятие 1.3.7. Информирование населения об оказании лечебной и реабилитационной помощи больным с наркологическими расстройствами в краевых медицинских организациях, реабилитационной помощи некоммерческими организациями, о деятельности телефонов доверия и иных организациях, занимающихся реабилитацией и ресоциализацией наркопотребителей в Алтайском крае. Участники мероприятия:
Министерство здравоохранения Алтайского края, Министерство социальной защиты Алтайского края, Главное управление МВД России по Алтайскому краю (по согласованию);
Мероприятие 1.3.8. Обеспечение полезной занятости, оздоровления и отдыха несовершеннолетних, осужденных к уголовным наказаниям без изоляции от общества, прошедших курс лечения от наркомании, в период школьных каникул. Участники мероприятия: УФСИН России по Алтайскому краю (по согласованию), Министерство образования и науки Алтайского края, Главное управление МВД России по Алтайскому краю (по согласованию).
Раздел 4 изменен с 16 марта 2021 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 15 марта 2021 г. N 77
4. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы
Финансирование государственной программы осуществляется за счет средств краевого бюджета в соответствии с законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Общий объем финансирования государственной программы составляет 15896,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 2172,0 тыс. рублей;
2021 год - 2367,0 тыс. рублей;
2022 год - 2367,0 тыс. рублей;
2023 год - 4495,0 тыс. рублей;
2024 год - 4495,0 тыс. рублей.
Объем финансирования государственной программы подлежит ежегодному уточнению при формировании краевого бюджета на очередной финансовый год и на плановый период. Сводные финансовые затраты по направлениям государственной программы представлены в таблице 3.
5. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы
К возможным рискам реализации государственной программы относятся:
появление в незаконном обороте новых наркотических средств и обладающих наркогенным потенциалом психоактивных веществ;
снижение уровня защищенности участка государственной границы Российской Федерации на территории Алтайского края в связи с деятельностью Таможенного союза и Единым экономическим пространством России и Казахстана и возможным их расширением;
распространение средствами массовой информации в широких социальных слоях, прежде всего среди молодежи, идеологии терпимости к потреблению наркотиков;
непринятие или несвоевременное принятие как на федеральном, так и на региональном уровнях нормативных правовых актов, влияющих на реализацию мероприятий государственной программы;
недостаточная проработка организационных вопросов, необходимых для реализации государственной программы;
неэффективное управление процессом реализации государственной программы, несогласованность действий ответственного исполнителя и участников государственной программы;
низкое качество реализации программных мероприятий, в том числе на муниципальном уровне.
Минимизация указанных рисков возможна через принятие следующих мер:
совершенствование антинаркотической политики в Алтайском крае;
привлечение общественности к обсуждению целей, задач и механизмов, направленных на сокращение предложения наркотических средств и спроса на них;
публичное освещение хода и результатов реализации государственной программы;
эффективное межведомственное взаимодействие ответственного исполнителя и участников реализации государственной программы;
качественное планирование реализации мероприятий государственной программы.
Кроме того, устранение рисков возможно за счет постоянного и оперативного мониторинга (в том числе социологического) реализации государственной программы, а также за счет ее своевременной корректировки.
6. Механизм реализации государственной программы
Ответственный исполнитель государственной программы - Министерство здравоохранения Алтайского края - определяет участников реализации мероприятий.
Механизм реализации государственной программы базируется на принципах партнерства исполнительных органов государственной власти Алтайского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений.
С целью организации и контроля реализации мероприятий государственной программы антинаркотическая комиссия Алтайского края совместно с Министерством здравоохранения Алтайского края проводит анализ, контроль, мониторинг и регулирование процесса реализации государственной программы. Министерство здравоохранения Алтайского края ежегодно готовит итоговый отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы. Мониторинг ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений от запланированных показателей в ходе реализации государственной программы, а также на выполнение ее мероприятий в течение года. Мониторинг реализации государственной программы осуществляется ежеквартально. Объектом мониторинга является выполнение мероприятий государственной программы в установленные сроки, сведения о финансировании государственной программы на отчетную дату, степень достижения плановых значений индикаторов государственной программы.
Министерство здравоохранения Алтайского края:
организует реализацию государственной программы, принимает решение о внесении изменений в нее в соответствии с установленными порядком;
контролирует выполнение мероприятий государственной программы, выявляет несоответствие результатов их реализации плановым показателям, определяет причины недостижения ожидаемых результатов и меры по их устранению;
запрашивает у участников государственной программы информацию, необходимую для проведения мониторинга и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы;
подготавливает ежеквартальные и годовые отчеты о ходе реализации государственной программы, представляет их в установленном порядке и сроки в Министерство экономического развития Алтайского края и Министерство финансов Алтайского края.
Участники государственной программы:
осуществляют реализацию мероприятий государственной программы, в отношении которых они являются исполнителями;
вносят ответственному исполнителю предложения о необходимости внесения изменений в государственную программу;
предоставляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения мониторинга реализации государственной программы, оценки эффективности ее реализации и формирования сводных отчетов (в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом);
обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы.
Оценка эффективности государственной программы осуществляется согласно приложению 2 к постановлению Администрации края от 23.09.2013 N 502 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Алтайского края".
<< Назад |
Приложение. >> Таблицы |
|
Содержание Постановление Правительства Алтайского края от 19 августа 2020 г. N 357 "Об утверждении государственной программы Алтайского... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.